Имеющий десять талантов



Ты видишь, что у лукавого раба и ленивого отнимается талант и отдается имеющему десять талантов. И довольно трудно объяснить, почему у кого-то отнимается то, что ему было дано, и отдается другому, правильно поступившему, чтобы он имел еще и это сверх того, что приобрел. Тем не менее это возможно, потому что Бог, Который творит в ком-то надлежащее понимание учений истины, может Своим Божеством отнять достаток у того, кто воспользовался ею более нерадиво, и отдать приумножившему ее. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. Как, например, имеющему веру, которая от нас, дастся духом веры благодать веры, которая от Бога, и приумножится', и что бы ни имел кто-то по естественному творению, если будет подвизаться в этом, получит то же самое от Божией благодати, приумножившись и утвердившись в том самом, что имеет. Ибо не только относительно премудрости, но и относительно всякой добродетели нам следует понимать слова Соломона: Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто (Прем 9:6). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Возьмите у него талант

Но так как раб этого не исполнил, то господин и говорит: возьмите от него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. Что же это показывает? Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радеет о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил. Впрочем, празднолюбца, кроме этой потери, ожидает еще невыносимое мучение, и вместе с мучением - приговор страшного осуждения. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 78.374. Примеры тех, кому дано больше Этот раб не желал внять увещанию Писания, дабы услышать от своего господина: верный (Мф 25:23), что подобно, как я полагаю, сказанному об Аврааме, что поверил Авраам Богу, и Он вменил ему это в праведность (Быт 15:6). Так и тому, кто услышал от своего Господа: верный раб, без сомнения, вменена его вера в праведность, как вменена в праведность вера того, кто был верен в малом (малое - это все то, что относится к его жизни); поэтому ему доверяется вся тайна воскресения и пользование вышними благами. И давайте посмотрим, куда входит тот добрый и верный раб, который был верен в малом этой жизни. Войди, сказано, в радость господина твоего. Ибо там одни наслаждения и одни радости; кто здесь плачет, там будет смеяться, и кто похвально скорбит, получит достойное утешение. А то, что Господь сказал (или о получившем пять талантов, или о получившем два) подойдя (Мф 25:20;22), понимай как прибытие и переход от этого мира в тот, и посмотри, что Господь обратился ко второму с такими же словами, как и к первому, говоря: Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф 25:23). И я спрашиваю: раз одни и те же слова сказаны им обоим, не может ли быть того, что имевший меньшую добродетель и подвизавшийся во всем том, что имел, подобающим образом будет иметь ничуть не меньше у Бога, чем имевший большую добродетель, чтобы исполнилось на них сказанное: Кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (2 Кор 8:15). Нечто подобное высказывается и относительно заповеди любви к Богу и к ближнему, когда [Господь] говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостию твоею (Мк 12:30; Л к 10:27). Ибо, без сомнения, когда кто- нибудь возлюбит Бога всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостию своею, он имеет такое воздание за любовь, как имевший большее сердце, или имеющий более возвышенную душу, или стяжавший большую добродетель. Ибо требуется только то, чтобы человек имел что-нибудь от Бога и пользовался всем этим во славу Божию. Мне кажется, что получивший один талант принадлежал к [числу] верующих, однако неуверенно проводящих жизнь в вере, но желающих скрываться и делать все, чтобы в них не распознали христиан7'. Возможно, и другие их нравы были не слишком предосудительными, и они сохраняют полученное, но не приумножают, и не торгуют, и поступают с ним неуверенно; поэтому слово не достигло в них большего и не приобрело других. Еще мне кажется, что люди такого рода имеют страх Божий и мыслят о Боге как о ком-то суровом, жестоком и неумолимом. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!