Приобретенные таланты



Мы, по своему скромному [уму] не слишком способные истолковать эти слова, полагаем, что те, кто может свести все чувственные [вещи] Писаний к более божественным смыслам, которые Соломон именует божественными, и Иеремия называет чувствами сердца, и которые в Послании к Евреям называются Павлом чувствами, навыком приученными к различению добра и зла (Евр 5:14), - означают тех, кто, помимо пяти талантов, приобрел другие пять, употребляя их в дело, подвизаясь в учении и восходя к большему знанию. Ибо обращенные к спасению и ревностно наставляющие [прочих], они потрудились и приобрели другие пять [талантов]; потому что никто не получает легкого прибавления иной добродетели, кроме той, что имеет, как, например, мудрец возрастает в мудрости, а верный в вере. Или слова: «он приобрел другие пять» [можно понять] так: что каждый знает [сам], тому он учит другого, и сколько он знает, столькому он учит другого, не больше. Поэтому все, чем кто-то обладает сам, то через научение он приобретает в другом, побуждая его обладать тем, чем обладает он сам. Поэтому получивший пять [талантов] приобрел, как сказано, не более пяти, которые получил, а кто два - не больше двух, которые получил. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Похвала рабу

Итак, подошел первый - как стяжавший уверенность тем, что потрудился и получил выгоду; ибо сама уверенность позволила ему отважиться первым подойти к господину и отважно держать такую речь: Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. И на эти желанные для всех нас слова, поскольку Господь потребовал отчета у всех нас, Он сказал, говоря: Хорошо, добрый и верный раб! - а на обратные этим слова третьего раба Он сказал: Лукавый раб и ленивый! (Мф 25:26). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Что же говорит на это господин?

Хорошо, добрый и верный раб! (так как заботиться о пользе ближнего свойственно доброму), и верный: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Этими словами Он показывает полное блаженство. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

25:22—23 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

 

Два таланта

Если же нам следует сказать и о двух талантах, мы скажем и о них, потому что не оставшиеся в букве, но стремящиеся своим разумением возвыситься над ней, но не способные достичь порядка двух проповедей, суть те, которые получили от Знавшего их добродетель два таланта, и были наставлены в телесном учении (ибо два, как кажется, есть плотское число), и сверх них приобрели еще два [таланта], то есть телесные познания и другие, несколько более возвышенные. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Раб, возвративший дважды два таланта, похвален был своим господином и приведен к его вечной награде, когда господин сказал: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 

Все добро нашей теперешней жизни, каким бы великим оно ни казалось, ничто в сравнении с воздаянием вечности. Верный раб ставится над многим после того, как преодолел все тяготы тления. И вот он прославляется вечными радостями его небесного обиталища. Он тогда окончательно входит в радость господина своего, когда обретает свою вечную родину и приобщается к ангелам: такова внутри него радость от этого дара, что уже нет ничего преходящего, что способно его огорчить. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 

25:24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешъ, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

 

Чужой урожай

Почему господин его, говоря ему в ответ и обличая его как лукавого раба и ленивого, не признал, что Он есть человек жестокий, как тот думал, а с другими его словами согласился, говоря ему: Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? Каким образом нам понять, что действительно наш Господь жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. Мне кажется, [это ясно] из следующего места: праведник сеет в дух, от которого и пожнет жизнь вечную (Гал 6:8). И все, что сеется другим (то есть праведным мужем) и пожинается в вечную жизнь, пожинает Бог; ибо Богу принадлежит праведник, и Он пожинает, где не Сам сеял, а тот праведник. Следовательно, мы скажем и то, что праведник расточил, раздал нищим (2 Кор 9:9), а Господь собрал в Себе все, что праведник расточил и раздал нищим, пожиная то, что не сеял, и собирая, где не рассыпал. Он причисляет Себе и считает, что Ему приносится все, что посеяно или расточено для нищих верующих, говоря тем, которые оказали добро своим близким: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф 25:34-35) и прочее. И поскольку Он хочет жать, где не сеял и собирать, где не расточал, то, не найдя [этой прибыли], Он скажет тем, которые не доставили Ему [возможности] пожинать и собирать: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, который уготовал Отец Мой дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф 25:41-42) и прочее. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Один талант

Один из рабов собрал себе меньшую добродетель, из-за чего домовладыка дал ему, как менее способному, один талант. Получив его, тот раб закопал его в землю и скрыл его в глубине, хотя должен был взять его и употребить в дело. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Убоявшись

Но один из них не так говорит; а как же? Я зная тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

И скрыл талант твой

Тот раб, который не захотел воспользоваться талантом, пришел к господину со словами оправдания: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Следует заметить, что ленивый раб называет своего господина жестоким, но при этом отказывается служить на пользу ему. Однако страшиться ему должно было только того, как бы не оказаться бесполезным для господина. В Церкви много людей, напоминающих этого раба, - они страшатся встать на путь лучшей жизни, но не боятся оставаться в своей бесполезности. И если случится, что они осознают себя грешниками, то возможность встать на пути праведности их тревожит, а оставаться в пороках для них не страшно. Хороший пример - Петр, который, будучи еще в немощах, увидев чудо с рыбами, говорил: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5:8). Если ты сознаешь себя человеком грешным, то верно только одно: чтобы ты не отгонял от себя Господа! А люди, видящие, что они слабы, и по этой причине не желающие улучшать ни нравы свои, ни образ жизни, подобны тем, кто допускает, что он грешен, и при этом отгоняет Господа. Они убегают от Того, Кого должны бы были освящать в себе; словно в смятении, даже умирая, они страшатся жизни. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 

25:26—27 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

 

Нерадивый раб

И тогда в ответ раб слышит: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; потому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Раб уловлен был своими собственными словами, когда господин подтвердил: я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, - словно бы говорил: если я, согласно твоим словам, ожидаю от тебя чего-то, что я не давал, то насколько больше ожидаю от того, что дал тебе для использования? Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 

Надлежало тебе отдать серебро мое

Что же сказал ему господин его? Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, то есть нужно тебе было с ними посоветоваться и уговориться. «Но они не слушают меня?» Это не твое дело. Какие слова могут быть снисходительнее? Люди не так поступают, но самого заимодавца заставляют требовать. Царь же иначе; он говорит: надлежало тебе отдать, а истребование предоставить мне. Я получил бы мое с прибылью, разумея прибыль проповеди - явление дел. Тебе надлежало сделать более легкое, а мне оставить более трудное. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Я получил бы мое с прибылью

Отдать серебро торгующим значит дать знание проповеди тем, кто может им распорядиться. И если вы воспринимаете наше опасение, если вы владеете серебром Господа, то тщательно взвешивайте себя, братья возлюбленные. То, что имеете, отдать нужно с прибылью. Прибыль, конечно же, серебро, в том числе и которое не было дано. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!