Вверенное богатство



Пусть заметят это и те из нас, которые имеют деньги, потому что слова Христовы относятся не только к учителям, но и к богатым. И тем, и другим вверено богатство - учащим более необходимое, а вам, богатым, менее необходимое. Если учители щедро расточают блага более важные, а вы не хотите оказать щедрости даже и в маловажном - и не только щедрости, но и благодарности (потому что даете чужое), - то какое будете иметь оправдание? Впрочем, прежде чем говорить о наказаниях, ожидающих неправедных, послушаем, как будет награжден тот, кто поступает надлежащим образом. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Что может сравняться с подобной честью? Какое слово способно выразить то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Которому принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что умеет не расточать великого ради малого, но, благоразумно поступая здесь, получает Небо. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Хотя Христос всех призвал к неустанному бодрствованию, Он повелел вождям народа, епископам, проявлять особое внимание к ожиданию Его пришествия. Епископ представлен в этой притче верным и благоразумным рабом, поставленным над всем имением. Он всем наделен и способен заботиться о вверенном ему народе, но ему нужно быть внимательным к наставлениям и послушным заповедям. Говоря истину и мудро пользуясь учением, он утвердит слабых, исцелит надломленных, обратит грешников и вскормит домашних своих словом жизни - их вечной пищей. И если обнаружится, что он надлежаще исполняет дела свои, он получит славу от Господа как верный слуга и мудрый распорядитель. Тогда он будет поставлен над всем имением, то есть займет место в самой славе Божией, ибо выше этого нет ничего. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

24:48—49 Если же раб тот будучи зол, скажет в сердце своем,: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами

 

Это слово сказано против наставников, проводящих время в роскоши. Ибо злым рабом Господь назвал нерадивого учителя, который из-за отсутствия судии, не наблюдающего за ним по незлобию, жестоко бьет подвластных и сообщается с плотолюбцами. Ибо согрешающие согрешают так, словно бы судии нет и словно не помышляют о суде. А тем, что некоторые терпят от них побои, Он указывает на тех, кому наносится душевный вред от роскоши наставников, как говорит апостол: Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их(Кор 8:12). Ибо провозглашающие [себя] верно мыслящими не мыслят, как должно, но, облеченные только внешним видом добродетели, они будут рассечены надвое в страшный день суда, который означает вечное отчуждение от Духа. Ибо ныне, хоть Он и не соединяется с недостойными, но все же, видимо, присутствует некоторым образом в тех, кто однажды запечатлен [Им], ожидая их возвращения и спасения. Тогда же Он отвергнется всякой души, осквернившей Его благодать, и [такой человек] будет подвергнут одной участи с лицемерами (Мф 24:51). А лицемерами Он называет тех, кто пытается учить верному, из-за чего они делают научаемых скорее причиняющими вред. Итак, о тех, кто будет недолжным образом использовать в настоящей жизни вверенное им Господом служение, сказано, что [Господь] не только не приложит [им] другого причастия Духа, но и уже присутствующее, которое они получили, будучи избранными на церковное служение, отнимет и предаст их таким образом наказанию. Ибо невозможно, чтобы кто-то был предан наказанию вместе с Духом; ведь Господь подразумевает не телесное рассечение, но лишение Духа усыновления. Итак, они наказываются за тех, над кем насмеялись, и будут скрежетать зубами, помышляя о конце страдания и преизбытке наказания. Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

 

Отсечение от Бога

И рассечет его - это означает, что он будет отделен от братства христиан. Злой раб не будет прославлен со святыми, не будет мягко наказан с совершившими незначительные прегрешения, а будет брошен вместе с лицемерами и неверными туда, где ожидает погибель тех, чьи нравы были ему примером. Добрый священник прославляется перед всеми не только за собственную праведность, но за праведность других, поскольку он - причина их праведности. Так же и грешный священник получает наказание суровее других не только за собственные грехи, но и за грехи других, потому что он - причина их грехов. Господь называет их не только лицемерами, но и неверными, ибо всякий лицемер неверен, хотя не всякий неверный - лицемер. <...> Человек, делающий вид, что принадлежит к Церкви, но поступающий против нее, и зовется лицемером. Анонимный комментарий.

 

Давайте исследуем, что означает быть рассеченным (Мф 24:51). Когда в начале появился Адам, Бог, наделив его природу совершеннейшей красотой, делает Его причастником собственного Духа, ибо вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт 2:7). Ведь поистине животворит Дух жизни, то есть Христа. После же того, как он по обольщению поскользнулся ко греху, Дух был отнят у него. А когда Бог Отец благоволил соединить все под главою Христом (Еф 1:10) и возвратить природу человека к первоначальной красоте, мы по благодати обрели то, чего лишило нас вторжение греха, ибо Христос дунул на нас после Воскресения, обновляя нас в первоначальную красоту. Примите, - говорит, - Духа Святого (Ин 20:22). Потому Дух объединяется с нами, ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор 6:17). Итак, если мы будем застигнуты за благочестивыми трудами, мы обретем в конце полноту, ныне обладая Духом словно бы в чине задатка, а если будем обличены в грехах, то лишимся и задатка Духа. Ибо Он отсекается и отнимается во время суда. Вот таково рассечение, скажем мы, о котором говорит здесь Господь, ибо невозможно кому-то быть преданным наказанию вместе с Духом. Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!