И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого



 

Те, кто внимательнее вслушивается в Евангелие и делает все, чтобы вообще никакая часть Евангелия не была скрыта от них, не очень заботятся о скончании всеобщего века, сразу ли и целиком оно будет или по частям; но смотрят только на то, что скончание для каждого отдельного [человека] происходит, когда он не знает ни дня, ни часа своего исхода, и что на каждого из нас день Господень так придет, как тать (1 Фес 5:2). Поэтому надо бодрствовать, будь то вечером (то есть в юности), будь то ночью (то есть в зрелом возрасте мрачной человеческой жизни), будь то при пении петуха (когда он уже более преклонных лет), будь то утром (когда он уже в глубокой старости), чтобы во время пришествия Бога Слова, приносящего завершение исхода этой жизни, был принят [Богом] тот, кто не дал сна очам своим, ни дремания веждам (Пс 131:4) своим и сохранил заповедь сказавшего: Бодрствуйте на всякое время (Лк 21:36). Я знаю и другой конец праведного мужа, который может сказать согласно апостольскому преуспеянию: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал 6:14). Ибо для кого мир распят, для того некоторым образом уже произошло скончание мира; и кто умер для мирских вещей, для того наступил день Господень, в который происходит пришествие Сына Человеческого в его душу, потому что он уже не живет для греха и мира. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

24:40-41 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется

 

Неожиданность суда

Все это служит доказательством тому, что Он знал этот день, но только ученикам запрещал спрашивать о нем. Поэтому же Он напоминал им и о днях Ноевых, поэтому же сказал, что тогда будут двое на поле, показывая тем, что Он придет совершенно неожиданно, когда они совсем не будут и думать об этом. И две мелющие - это также служит признаком, что они нисколько не будут ожидать Его. Притом берутся и оставляются и слуги, и рабы, и те, которые будут упражняться в труде, и те, которые будут находиться в праздности, словом, из всех состояний, подобно тому как и в Ветхом Завете говорится: от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах (Исх11:5). Хотя Христос и сказал, что трудно спастись богатым, но здесь уверяет, что они не все погибнут, равно и бедные не все спасутся; но как из тех, так и из этих некоторые спасутся, а некоторые погибнут. Я даже думаю, здесь указывается и то, что пришествие Его будет в ночи. То же подтверждает и евангелист Лука96. Вот видишь, как точно Христос знает все обстоятельства? Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Грядущий суд

Христос показывает, что наступит суд, ибо будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется; двое на ложе: один берется, а другой оставляется. Этим Он учит, что разделение верующих и неверующих состоит в том, что один принимается, а другой отвергается. Когда гнев Божий разгорится, святые, как пророк говорит, укроются в хранилищах Божиих, а неверные останутся незащищенными перед огнем небесным. Двое на поле тем самым воплощают верующих и неверующих, и всех их застанет день Господень среди мира, среди обычных жизненных забот. И они будут разделены: одни берутся, а другие оставляются. То же касается мелющих в жерновах, воплощающих дела закона. Только часть иудеев, подобно Илии, уверовала через апостолов в то, что оправдание должно быть от веры. Одни взяты будут по причине веры, производящей дела добра, а другие будут оставлены по бесплодным делам закона: напрасно мелющие в жерновах никогда не обретут пищи небесной. Двое на ложе возвещают упокоение Господа после страдания, которое одинаково исповедуют и приверженцы кафолической веры, и еретики. Но когда истина кафолической веры проповедует единство Отца и Сына, которое мы называем их Божественностью, лжеучение еретиков разрушает это единство самыми разными выпадами - потому один из лежащих на ложе возьмется, а другой будет оставлен. Принимая одного и отвергая другого, суд Божий явит заслугу тех и других. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет

 

Не говорит им о том часе, когда Он придет, для того, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы. Желая же, чтобы они всегда были озабочены Его встречей и всегда добродетельны, сказал им, что придет тогда, когда не ожидают Его. Смысл слов Его таков: если бы люди знали, когда они умрут, то, без сомнения, позаботились бы об этом часе. Итак, для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Христос не означает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого, желая, чтобы люди всегда ожидали этого дня, чтобы он был предметом непрестанной заботы. Поэтому и конец жизни каждого оставил в неизвестности. Потом открыто называет Себя Господом, тогда как ранее никогда так ясно не говорил этого. Здесь, я думаю, содержится еще укоризна беспечных, за то, что они о душе своей не проявляют и той заботы, какую обнаруживают о своих деньгах люди, ожидающие вора. Эти последние, когда ожидают вора, бодрствуют и ничего не позволяют вынести из своих кладовых; а вы, говорит Он, хотя и знаете, что Господь придет, и придет непременно, однако же нисколько не бодрствуете, не готовитесь, чтобы смерть не постигла вас неожиданно; от того- то день этот и приходит на погибель беспечных. Как богатый, если бы знал время, в которое ограблен будет, избежал бы того, так и вы предохранили бы себя, если бы были готовы. Далее, так как Он упомянул о суде, то и обращает наконец речь Свою к учителям и говорит о наказаниях и наградах. И, сначала сказав об участи людей добродетельных, останавливается на участи грешников, чтобы заключением речи возбудить страх в слушателях. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!