Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты



 

Заслуженно тела праведных называются храмами, потому что в теле праведного правит и руководит душа, словно Бог в Храме. Или, точнее, потому что Сам Бог обитает в телах праведников. А вот тела грешников называются гробами мертвецов, потому что душа в теле грешника умирает: ведь нельзя считать живым то, что ничего живого или духовного в теле не обеспечивает. Сама смерть обитает в телах грешников. И как кажется снаружи красивым этот гроб, пока он заперт, так и ужасен он, если открыт. Так же и притворяющиеся добрыми, покуда их не распознают, удостаиваются похвалы, а когда оказываются разоблаченными, становятся отвратительными. Так скажи мне, лицемер, если так хорошо быть хорошим, то почему ты не хочешь быть на самом деле таким, каким лишь хочешь казаться? Если же так дурно быть плохим, то почему ты позволяешь себе быть таким, каким никогда не захотел бы казаться? Ведь тем, чем стыдно казаться, еще позорнее быть; а тем, чем приятно казаться, еще приятнее быть. Итак, либо будь тем, кем кажешься, либо кажись тем, кем являешься. Анонимный комментарий.

 

Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония

 

Очисти совесть

То, как людей можно сравнить с чашей и блюдом, ясно становится, когда Христос добавляет: между тем как внутри они полны хищения и беззакония. Иудеи всякий раз, как собирались войти в храм или принести жертвы в дни праздников, омывали и себя, и одежды, и утварь; однако от греха никогда не омывались. Бог же не приветствует ни чистоты телесной, ни нечистоты не осуждает. Вот, представь себе, будто Бог возненавидел грязь на теле, на вещах, на сосудах. Если Ему ненавистны подобные изъяны на предметах, которые естественным образом загрязняются в процессе бытового использования, то насколько же более ненавистны Ему изъяны совести человеческой, которую мы в состоянии всегда содержать в чистоте? Так что не сосуды нуждаются в омовении водой, а совесть в омовении молитвой. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Никто не видит, что чаша вычищена изнутри, но если она не почищена снаружи, то она все же чистая. Так и человек, если изнутри не испачкан грехами, пусть даже не прикоснется к нему и капля воды, чист перед Богом; если же он в грехах, то пусть омоется целым морем и всеми реками, перед Богом он грязен и черен. Анонимный комментарий.

 

Кажимость праведности

Как выше было сказано, что внутри они полны хищения и неправды (Мф 23:25), подобным образом и здесь [говорится], что они внутри исполнены лицемерия и беззакония, что сравнивается с костями мертвых и всякой нечштотой (Мф 23:27). В самом деле, лицемерие, поскольку это некоторым образом [всего лишь] видимость блага, не имеет никакой жизненной силы по сравнению с тем благом, которое оно изображает, но присуще костям (так сказать) той добродетели, которую оно изображает. [Ибо в лицемерии] мертва праведность и непорочность. Ведь если мы внимательно послушаем, что хотят показать настоящие слова, то поймем, что всякая видимая праведность - мертва, а точнее, это и вовсе не праведность. Как мертвый человек кажется человеком, но не есть человек, так и мертвая непорочность не есть непорочность: она мертва, потому что не ради Бога, а только в видимости ради людей. И как в мимах актеры надевают чьи-то маски, не становясь при этом теми, кого изображают, но только кажутся ими, точно так же и изображающий праведность не имеет праведности, но только видимость праведности; ибо это не праведность, а представление праведности. Так же при совращении вымышленная непорочность не есть непорочность, но только ее видимость. Поэтому люди такого рода справедливо уподобляются окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, ведь и они по наружности кажутся праведными на взгляд тех, кто не умеет разглядеть внутреннее, а внутри полны костей мертвых (Мф 23:27). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

А когда мы, удостоенные быть храмом Бога, вдруг делаемся гробами, вмещающими в себе такое зловоние, это уже крайнее бедствие. Быть гробом тому, в ком жил Христос и действовал Дух Святой, в ком совершилось столько тайн, - какое в самом деле бедствие! Какого плача и рыдания достойно то, когда члены Христовы делаются фобом, исполненным нечистоты! Размысли, как родился ты, чего удостоился, какую получил одежду, как соделался храмом нетленным, прекрасным, украшенным не златом или жемчугами, но Духом, что несравненно драгоценнее. Подумай, что в городе не держат ни одного гроба с покойником; поэтому и тебе нельзя явиться во град горний. Если это воспрещено здесь, то тем более там. Или, лучше, - и здесь над тобою стали бы все смеяться, если бы ты стал носить мертвого человека, и не только стали бы смеяться, но и убегать от тебя. Скажи мне: если бы кто везде носил с собою мертвое тело, разве все не отступили бы и не убежали от него? Так рассуждай и в настоящем случае. Ты представляешь гораздо ужаснейшее зрелище: ты носишь всюду душу, умершую от грехов, душу, преданную гниению. Кто пожалеет о таком человеке? Если ты не жалеешь о своей душе, то будет ли жалеть кто-либо другой о таком жестоком и пагубном враге самому себе? Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!