И, возложив на них руки пошел оттуда



Только порочность и извращение создания препятствуют пришествию к Создателю, а недостаток мудрости не является препятствием для такого прихода. Ибо Он взыскует полноты, и ей даруется приход. Поэтому точно выражение: Таковых есть Царство Небесное (Мф 19:14). Ведь Он сказал не «их», но таковых, поскольку всем свойствен недостаток мудрости, и, отвращая от этого недостатка, апостол говорил: Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы (1 Кор 14:20). И Марк рассмотрел причину, словно бы толкуя слова: Таковых есть Царство Небесное, и говоря: Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк 10:15). То же самое говорит Лука, и выше говорил Матфей: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф 18:4). Ибо Бог хочет, чтобы всем, чем мы обладаем по природе, мы обладали по произволению: простотой, незлопамятностью, любовью к родителям, даже если они и бьют нас. [Отец] приложил руки к детям, поскольку приложение рук научает оружию силы Божией. Аполлинарий Лаодикийский, Фрагменты

БОГАТЫЙ ЮНОША

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную'? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. 27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

 

Обзор: Закон - это начало пути к доброй жизни, но не его окончание (Аполлинарий Лаодикийский). Когда Иисус говорит, что никто не благ, Он сравнивает благость людей и благость Бога. Богатый юноша отошел с печалью, потому что пришел со слабой волей (Иоанн Златоуст). Христос отослал его к закону, потому что жизнь в соответствии с законом - введение к жизни вечной (Кирилл Александрийский), и чтобы юноша понял, что он гордится тем, чего сам не исполняет (Иларий Пиктавийский). Ищи жизни вечной, если хочешь царствовать с Богом (Августин Иппонский). Преуспеяние в других добродетелях может быть уничтожено богатством (Иоанн Златоуст). Не исполняющий хотя бы одной заповеди не может войти в жизнь (Ориген). Если ты не готов исполнять большие заповеди, исполни меньшие (Августин Иппонский). Человек может оставить богатство, но этого мало, чтобы последовать за Христом (Иероним Стридонский). Если неспособность делиться богатством - преграда для обретения Царства, то великое мучение готовит себе присваивающий чужое (Иоанн Златоуст). Воплотившееся Слово - как игла: оно позволяет сшить разорванное, не нанося глубокой раны (Анонимный комментарий). Бог знал, что даже богатство не смогло бы отвлечь истинных учеников (Ориген). Они смогли признать в Иисусе Мессию, а первосвященники и книжники не смогли, как и многие другие (Анонимный комментарий). Стократный урожай - то же, что небесная радость обретения сотой овцы (Иларий Пиктавийский, Феодор Мопсуестийский). Синагога была первой призвана к спасению, но ослабела недостатком веры. Тогда Церковь, поднявшись в доме отца своего - закона, пришла к Христу и превзошла свою греховную слабость верой, переняв благодать от синагоги (Анонимный комментарий).

 

19:16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

 

Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судьею того, чего мы не знаем, и особенно судьею-обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: пал пред Ним на колени и спросил Его; и еще: Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк 10:17, 21). Отсюда видно, как велика власть богатства. Хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

19:17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди

Способ научения

Не без оснований в этом месте нужно спросить, почему Христос, когда юноша задал вопрос: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную'? - окончив объяснение, добавил: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф 19:30). Никто не сомневается, что сказано это об иудеях и язычниках. Неслучайно, следовательно, этот юноша вводится в связи с иудейским народом - всегда пребывающим в отрочестве, всегда собой хвалящимся и живущим легко. Христос по большей части так поступает, когда намеревается говорить о таинстве чего-нибудь: сначала Он вводит физический объект, чтобы он указывал на возможность его духовного осмысления, затем изъясняет и значение. К примеру, когда Он собирался обуздать самохвальство фарисеев, о чем рассказывает Лука, то сначала Он ввел больного водяной болезнью и исцелил его: так избавление от физической опухоли больного указывает на удар по воспаленной гордости фарисеев. Анонимный комментарий.

 

Кто благ

Но почему Христос отвечает юноше такими словами: никто не благ? Юноша подошел к Нему как к простому обычному человеку и считал Его просто учителем иудейским; Иисус и беседует с ним как человек. И часто говорит Он, приспосабливаясь к мнениям обращавшихся к Нему. Так, например: мы знаем, чему кланяемся (Ин 4:22); или - Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно (Ин 5:31). Итак, когда Он сказал никто не благ, то этим не хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого! Ведь Он не сказал: почему ты называешь Меня благим? Я не благ; но: никто не благ, то есть никто из людей. Впрочем, Он этими словами не лишает благости и людей, но только отличает последнюю от благости Божией; почему и присовокупил: как только один Бог. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Соблюди заповеди

Предварительное наставление в законе - хорошее дело, и Христос не отвергает его, но говорит: Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, указывая начало этой дороги, а не ее завершение. И этим Он свидетельствует, что закон не чужд Ему, но совершенство - от Него Самого. Аполлинарий Лаодикийский, Фрагменты.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!