Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга



Когда Петр спросил об этом, Господь повелел согрешающего брата прощать не семь раз, по до седмижды семидесяти раз. И к этому Он прибавил притчу, в которой сравнивается государь и его раб. Раб, хотя и не достоин был того, удостоился от своего господина такой милости, что даже громадный долг его был ему прощен. Однако сам он отказал в подобной милости своему товарищу, имевшему скромный долг. Так, совершенно справедливо он был отдан истязателям и получил законное наказание - осуждение. Разве не заслужил он таких мучений? Хотя его господин проявил к нему такое добросердечие, сам он отнесся несправедливо и жестоко к своему товарищу. В этом примере мы видим ясное наставление, совет нам: если мы не будем прощать наших товарищей, то есть братьев, согрешающих против нас, иначе - долг грехов их, то и сами мы окажемся осуждены на такое же наказание. Несмотря на то, что это сравнение приведено для конкретной ситуации, притча сама по себе содержит внутреннюю логику и очевидную истину. Хроматий Аквилейский, Трактат на Евангелие от Матфея.

 

18:31—33 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

Не очевидно ли человеколюбие господина, не очевидна ли и жестокость раба? Заметьте это, поступающие так из-за прибытков! Если не должно так поступать во внимание к греху, то тем более из-за прибытков. Итак, что же сказал должник? Потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не тронулся этими словами, которые спасли его самого: ведь и он, сказав то же самое, прощен был в десяти тысячах талантов; он не вспомнил о пристани, спасении его от потопления; та же самая просьба не напомнила ему о человеколюбии господина. Но по любостяжанию, жестокосердию и злобе, пренебрегая всем этим, душил своего товарища с жестокостью, не свойственной даже диким зверям. Что ты делаешь, человек? Или не чувствуешь собственного обольщения? Не вонзаешь ли меч в самого себя, вооружая против себя милость господина и отпущение им долга? Но он нисколько об этом не размышлял; подобного случая, бывшего с ним, не припомнил, а потому и не сделал должнику своему никакого снисхождения, хотя последний просил о долге и не так важном. Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот - только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот - у господина. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, поскольку сказано: посадил его в темницу. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

18:34—35 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его Неоплатный долг и прощение Не сносящие нашего лукавства, наши соратники-ангелы обличают нас перед Богом не потому, что Он не ведает, но потому, что они негодуют на попирающих законы человеколюбия. Истязателями Он называет ангелов, поставленных для [исполнения] наказания. А слова: пока не отдаст ему всего долга - означают предание вечным мукам. Ибо он никогда не смог бы вернуть [всего долга]. И Бог, обращая человека, здесь предает его искушениям, болезням и прочим мучениям, а в будущем он нескончаемо терзается вовек. И Господь не сказал: «так и Отец ваш поступит с вами», но - Отец Мой. Ибо таковые недостойны называться сыновьями Божиими. Итак, это слово кратко изображает неизреченное человеколюбие Божие, и всякий, кто не подражает ему, подвергнется как можно более строгому наказанию от праведного Судии. И хотя сказано: дары Божий непреложны (Рим 11:29), но порочность приобрела такую силу, что сокрушает это слово. Итак, слово требует от нас двух вещей: помнить о своих грехах и прощать обидчика. Аполлинарий, Фрагменты.

 

Государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф 18:34), то есть навсегда, потому что он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга. Если благодеяние тебя не сделало лучше, то остается исправлять тебя наказанием. Хотя благодеяния и дары Божий непреложны (Рим 11:29), но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон. Итак, что хуже злой памяти, когда она может лишить нас столь великого дара Божия? Господин не только предал раба своего мучителям, но и прогневался на него. Когда он приказывал его продать, то приказание дано было без гнева. Потому-то он не исполнил последнего, и это служит яснейшим доказательством его человеколюбия. Но теперь дается определение с великим негодованием, определение мести и наказания. Итак, что означает эта притча? Так и Отец Мой Небесный, говорит Христос, поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Не говорит: «Отец ваш», но - Отец Мой, потому что недостойно Бога называться Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 9; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!