Человеческая слабость учеников



Поскольку ученики, еще не обретшие силу свыше (Лк 24:49), вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», - поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: Есть некоторые из стоящих здесь и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведее-вых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно - словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь приидет во славе Бога и Отца, а не в подобной нам ничтожности. Кирилл Александрийский, Фрагменты.

 

16:27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам, его

 

Во славе Отца

Видишь ли, что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Если же слава одна, то очевидно: и сущность одна. Если при единстве сущности бывает разность в славе - иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор 15:41), хотя они и одинаковой сущности, - то как можно почитать не единосущными тех, которым принадлежит одна слава? И Он не сказал: во славе такой, которая свойственна Отцу, - чтобы ты опять не подумал, что здесь есть какая-нибудь разность; но со всей точностью показывает, что слава одна и та же, говоря, что во славе Отца приидет. Итак, говорит, чего ты страшишься, Петр, слыша о смерти? Ты увидишь тогда Меня во славе Отца. А если Я во славе, то и вы. Ваша награда не в настоящей жизни: нет, вы наследуете другой, лучший жребий. Сказав о благах, Он, однако, не остановился на том, но присоединил и угрозы, упоминая о последнем суде, о строгом истязании, о беспристрастном приговоре, о праведном решении. Впрочем, Он не хотел только опечалить их словом, но растворил его приятными надеждами. Не сказал: тогда накажет грешников, но - воздаст каждому по делам его. Говоря это, разумел Он не наказание только грешников, но и награды и венцы праведников. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

16:28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем

 

Не вкусят смерти

Господь учит, что и дела, и слова, и речь, и поступки в равной степени создают веру нашей надежды. Ведь может казаться, что Он тяжелое бремя возложил на человеческую немощь: когда люди только начали ощущать смысл жизни, претворяя его, они должны отказаться от ее радости, ласкающей плоть. Ради них самих Он учит их отвергнуть себя - то есть не желать быть тем, чем они однажды начали быть. Все это тесно связано и сопровождается соблазном расслабляющей радости и может вести к тому, что надежда поколеблется и перестанет быть крепкой. Потому и необходимо было верным и ясным примером научить их необходимости потерять нынешнее ради обретений в будущем. Все это может казаться противоречащим силе и восприятию суждения о настоящем. После того как Иисус предупредил о несении креста, потере души и вечной жизни в обмен на отрешение от мира, Он обратился к Своим ученикам и сказал, что некоторые не вкусят смерти, покуда не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. И больше того, Иисус Сам вкусил смерть и показал верующим жертву вкушенной смерти. Так дело следует за словом. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. 6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. 9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все, 12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. 13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Обзор: Петр, Иаков и Иоанн сопровождают Иисуса на гору преображения в силу их любви к Нему (Иоанн Златоуст). Во время преображения Иисус является как истинный Бог, оставаясь истинным человеком (Ориген). Тело Его стало духовным, и даже одежды Его преобразились (Иероним Стридонский). Иисус воссиял как солнце и свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Августин Иппонский), являя Себя детям света, отложившим дела тьмы (Ориген). Предлагая сделать три кущи, Петр уравнивал несравнимое - двух слуг и Господа (Иероним Стридонский, Лев Великий). Сияющее облако покрывает праведников тенью, но и защищает их и дает им свет (Ориген). Сын Божий отличен от Своих слуг - Моисея и Илии (Иероним Стридонский). Отец открывает Сына через голос из облака, для его восприятия слух не обязателен (Аполлинарий Лаодикийский). Ученики падают на лица в ужасе от яркого света и осенившего их облака (Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский). Природа человека не в силах выдержать явление великой славы Бога (Иероним Стридонский). Иоанн Креститель был предтечей первого явления Господа. Его называют Илией за совершение подобного служения: как Илия станет предтечей второго пришествия, так Иоанн был предтечей первого (Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский).

 

17:1—2 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!