И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские



 

Матерь язычников

После того как Господь ушел от иудеев, Он оказался в странах Тирских и Сидонских. Он оставил евреев и пришел к язычникам. Оставшиеся там оказались в погибели; бывшие в погибели, к которым Он пришел, обрели спасение. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф 15:22). О великое таинство! Господь ушел от иудеев, а женщина пришла из страны язычников. Он оставил за Собой иудеев, она оставила за собой идолопоклонство и неправедные пути. Что они потеряли, она обрела. Кого они отвергли в законе, она стала исповедовать верой. Итак, за дочь свою, то есть народ язычников, она молит Господа: дочь ее, охваченная идолопоклонством и грехом, жестоко беснуется. Епифаний Латинский, Толкование на Евангелия.

 

Тир и Сидон

Очевидно, что она не происходила из народа Израиля, из которого вышли патриархи, пророки и родители Господа нашего Иисуса Христа по плоти; из которого вышла Дева Мария, родившая Христа. Ясно, эта женщина вышла не от этого народа, а из язычников. Ведь, как мы читаем, Господь удалился в страны Тирские и Сидонские, затем женщина Хананеянка, перейдя границы тех мест, настойчиво искала помощи для исцеления своей дочери, которая была охвачена бесами. Тир и Сидон не являлись городами иудеев, хотя и лежали поблизости к ним, - это были города языческие. Итак, она закричала, ища помощи, она настаивала. Но не было ответа, и не потому что прекратилось милосердие, но чтобы стремление ее возрастало; и не чтобы только росло стремление, но, как я уже говорил, чтобы и смирение ее удостоилось похвалы. Августин Иппонский, Проповеди.

 

15:22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется

 

Крик язычников

Чтобы понять внутренний мотив Хананеянки и объяснить произошедшее, следует задуматься о силе ее слов. Есть твердая уверенность, что в Израиле существовала и теперь существует община прозелитов, которые перешли от язычества к делам закона. Они оставили прежний образ жизни и связали себя религией чуждого и довлеющего закона, словно своей. Хананеи населяли земли теперешней Иудеи. То поглощенные войной, то рассеянные по соседним территориям, то уведенные в рабство как побежденный народ, - они носили с собой свое имя, но не имели родины. Народ этот перемешался с иудеями, но происходил из язычников. А поскольку часть людей в толпах верующих была прозелитами, то очень вероятно, что эта женщина Хананеянка оставила свое место, предпочтя быть в положении прозелита, - то есть перешла от язычников в соседний народ. Она просила за свою дочь - образ всех языческих народов. И поскольку она знала Господа из закона, то и обратилась к Нему как к сыну Давидову, ибо в законе Царь вечного Царства Небесного именуется: отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1) и сын Давидов. Женщина, исповедовавшая Христа и Господом, и сыном Давидовым, не нуждалась в исцелении. Она просит помощи для дочери своей, то есть для всех язычников, охваченных нечистыми духами. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Выйдя из тех мест

Евангелист Марк говорит, что Христос, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться (Мк 7:24). Но для чего Христос отправился в эти именно страны? Он, отменив для иудеев закон о разборчивости в пище, теперь, простираясь далее, отверзает дверь уже и язычникам. Так и Петр сперва получил повеление отступить от закона (о пище), а потом был послан к Корнилию. Если же кто спросит: как же Христос, говоря ученикам: на путь к язычникам не ходите (Мф 10:5), Сам вступает на этот путь? - то мы скажем на это: во-первых, Он не обязан был Сам исполнять того, что заповедал Своим ученикам; во-вторых, Он шел в эти страны не проповедовать, - на это указывает и Марк, говоря, что Господь скрылся, но не мог утаиться. Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так, напротив, несообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они сами приходили. Если Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать тех, которые сами Его искали. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

15:23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами

Отпусти ее

Итак, женщина эта просила Господа о своей дочери - Церкви язычников. Но Он не отвечал ей ни слова. Не то чтобы Господь не хотел исцелить ее, но Он желал обнаружить ее великую веру и ее смирение. Тогда и ученики Его, движимые милосердием, стали просить Господа, говоря: Отпусти ее, потому что кричит за нами. Но в ответ Он сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15:24). И сказал Он это толпам иудеев, дабы не было им в судный день повода сказать в извинение: Он пришел к язычникам и не столько к нам. Епифаний Латинский, Толкование на Евангелия.

 

15:24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева

Я послан только к погибшим овцам дома Израилева

Господь терпеливо хранит молчание, оставляя Израилю привилегию спасения. А милосердные ученики обращаются с мольбой, и Он, зная тайну воли Своего Отца, отвечает, что послан к погибшим овцам дома Израилева. Так становится абсолютно ясно, что дочь женщины Хананеянки воплощает образ Церкви, когда женщина настойчиво просит о том, что предназначалось другим. Не то чтобы спасение не предполагалось для язычников, но Господь пришел к Своим и среди Своих, ожидая начатков веры от этого народа, Он пустил корни; прочие же должны были спастись через проповедь апостолов. Поэтому Он сказал: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф 15:26). Язычники окрещены здесь именем псов, а женщина Хананеянка обретает спасение через веру ее. Нечто таинственное внутри нее заставляет ее говорить о крошках, падающих со стола и поедаемых псами. Уничижительное значение псов смягчается употреблением уменьшительно-ласкательной формы. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!