Развитие педагогической мысли в Беларуси



Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Пред­ста­ви­тель­ница христианского культур­но-просвети­тель­­но­го движения в Полоцком княжестве. Све­де­ния о ее дея­тельности до­шли до нас с "Жития Еф­ро­синьи По­лоц­кой". В нем рассказывается о том, что одна моло­дая княжна с разрешения полоцкого епископа Ильи по­селилась в Софийском со­бо­ре и начала пере­пи­сы­вать книги (свя­щен­ные писания, исторические хро­ники, лето­пи­си, трактаты). Это была Ефросинья По­лоц­кая. Часть переписанных ею книг шла на продажу, а приобретенные деньги по ее просьбе отдавались беднякам. Ефросинья Полоцкая основала уникальную библиотеку Софийского собора, которая, к сожалению, была утрачена за годы многочисленных войн. Ефросинья мечтала, чтобы перепиской занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта сбылась после основания ею двух монастырей - Спасского женского и мужского. При них она организовала мастерские по переписыванию книг, а также школы для мальчиков и девочек, где они обучались грамоте. Ефросинья объединила вокруг себя талантливых зодчих и живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм. Необычная судьба, самоотверженное служение родной земле возвысили Ефросинью Полоцкую над своей эпохой. Православная церковь канонизировала ее и 5 июня отмечает как День ее памяти [8].

Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древ­нерусский (старобелорусский) писатель, про­све­ти­тель, церковный деятель. Родился в г. Ту­­рове, ко­то­рый был тогда своеобразным куль­турным цент­ром. Свою жизнь решил по­свя­тить служению Богу и людям. За годы жиз­ни в мо­нас­тыре он про­сла­вился как ученый-книжник, как человек нео­бык­но­венной мо­раль­ной чис­то­ты. Переселившись в мо­нас­тыр­скую башню, пе­ренес туда свою биб­лио­те­ку и приказал за­му­ро­вать двери, чтобы не иметь возможности выйти. Несколько лет он провел в молитвах, читал святые книги и писал сам. Жители Турова уговорили Кирилла занять место епископа. Прославился чтением проповедей. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом. До нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи". Вот как он писал в "Притче о душе и теле" о книге и ее роли в жизни человека: "Сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их обоих: он есть сокровище вечной жизни". Известно, что в народе книги с притчами К.Туровского переписывали от руки вплоть до XIX в. [14, 91-94].

В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В середине XIII в. начала складываться белорусская народность, оказавшая существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси. В XIV-XV вв. центрами образования становятся крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня (Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения и возникают первые школы. В результате религиозно-политиче-ского движения на территории белорусских земель в противовес католической экспансии возникают православные церковные братства. Их главной целью была борьба за сохранение национальной культуры, языка, традиций. В конце XVI - первой половине XVII вв. братства создают целую сеть братских школ, наиболее известными из которых являлись Виленская (1584), Могилевская (1590), Брестская (1591), Оршанская (1591), Городокская (1591, Полоцкая (1633).

Известными представителями просвещения и педагогической мысли на Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др.

Николай Гусовский (1470-1533). Про­све­ти­тель, поэт-гуманист, один из осно­ва­те­лей эс­те­тической науки и литературной кри­тики эпохи Возрождения. Его поэтический сборник "Песнь о зубре" - это патриоти­че­ский призыв к объе­ди­не­нию и дружбе раз­ных по вере и культуре на­ро­дов, прослав­ление деятельной, свободной, гар­мо­нич­е­ски развитой личности. Зубр в поэме - аллего­ри­че­ский образ родного края, символ его мо­гу­щест­ва. Н.Гусовский про­па­гандировал сис­те­му латин­ско­го европейского об­разования, выд­ви­гал цель морально-эсте­ти­че­ского совершен­ство­ва­ния общества, повышения его образованности. Большую роль в воспитании отводил общению детей с природой, овладению ими искусством и наукой. В народной мудрости просветитель видел неисчерпаемый источник поэзии, одну из причин стойкости народного духа. Поэт положил начало сбору материалов, характеризующих народную мудрость белорусского народа [2, 57].

Франциск Скорина (ок.1490-1551). Бел­о­рус­ский первопечатник, мыслитель-гуманист, уче­ный-эн­циклопедист и писатель эпохи Воз­рож­дения. Учил­ся в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. В 1507-1511 гг. ра­бо­тал и учился в За­пад­ной Европе и в 1512 г. получил в По­дуанском университете степень доктора ме­ди­ци­ны. Имел также степень доктора свободных наук. При поддержке ви­лен­ских меценатов создал в Пра­ге первую в истории белорусскую типографию. В те­че­ние 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с коммен­та­риями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская…" Вернувшись на родину, Ф.Скорина в 1521 г. основал в Вильно первую на территории Беларуси типографию. Издал "Малую подорожную книжицу" (1522) и "Апостол" (1525). В конце 1520-х гг. посетил Москву, где пытался заинтересовать русское правительство книгоиздательской деятельностью. В 1535 г. уехал в Прагу, где работал королевским ботаником, там и умер предположительно в 1551 г.

Ф.Скорина - основатель популярных в XVI-XVII вв. жанров белорусской литературы: предисловий, послесловий и аннотаций к книгам. В них излагаются морально-этические взгляды белорусского просветителя. Он основывает принцип развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является познание, разум. Моральная автономия человека, подчеркивает Ф.Скорина, заключается в его достоинстве, определяемом не столько его происхождением и социальным положением, сколько нравственными добродетелями, личными заслугами. Ученый стремится осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой.

Ф.Скорина ставил и решал одну из важнейших философско-эти­че­ских проблем - проблему соотношения индивидуального и общего добра. Только в обществе, считал он, жизнь человека имеет подлинный смысл, поэтому люди должны учиться "вкупе жить". Общественная жизнь требует от человека бескорыстного служения "всех своих способностей и талантов в интересах общего добра". Однако это "общее добро" Ф.Скорина не абсолютизирует, а стремится гармонично решить проблему взаимоотношений общего и индивидуального добра. Чтобы быть полезным обществу, содействовать его оздоровлению, совершенствованию, сохранению его целостности, человек должен постоянно развивать свою духовность, воспитывать у себя моральные качества, необходимые для жизни в обществе.

Ф.Скорина прославлял идею любви к своей родине, народу, родной земле и был основателем национально-патриотических традиций в истории белорусской культуры и общественной мысли. Он предопределил пути дальнейшего развития просвещения и книжной культуры восточных славян, Братские школы в конце XVI - начале XVII в. восприняли пропагандируемую просветителем систему образования путем изучения "семи свободных наук". С именем Скорины связано зарождение таких наук, как филология, ботаника, медицина, изобразительное искусство и др. [2, 44-46].

Симон Будный (ок.1530-1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. С.Будный активно боролся с официальной католической церковью, теоретически разоблачая догмы христианства. Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий. С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд. Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты. Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать ее как источник знаний и средство просвещения населения. Большую роль в обучении отводил изучению языка и сам знал более 10 языков. Выступал против схоластической школы, пренебрегающей национальным языком. Известны 24 работы С.Будного. Среди них: "Катехизис для детей", "Оправдание грешного человека перед богом", "О власти меча" и др. [2, 67-69].

Василь Тяпинский (1540-1603). Прос­ве­ти­тель-гуманист, писатель и книго­из­да­тель, про­дол­жатель просветительских тра­ди­ций Ф.Ско­ри­ны и С.Будного. Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой раз­го­ворной речи бело­рус­ского народа. Тяпинский счи­тал, что един­ст­­венным средством избавления ро­дины от общественно-политических и нацио­наль­ных бед является забота о развитии народ­но­го обра­зо­ва­ния, воспитании самосознания и национального до­стоинства. Для этого он взял­ся за трудное, но благо­родное дело переводчика и издателя Евангелия на старобелорусском языке, в котором видел мощное средство развития культуры. Тяпинский написал предисловие к Евангелию, в котором с волнением и решительностью поднимал вопросы образования, возрождения национальной культуры. Это была уникальная работа в защиту родного языка, культуры, от уровня которой зависел престиж края в глазах представителей других народов. В.Тяпинский горячо отстаивал права белорусского народа обучаться на родном языке. Советовал обращаться к истории и брать там пример со своих предков, а также с деятельности Кириллы и Мефодия, которые плодотворно работали на ниве славянского образования и, благодаря этому, стали гордостью славян. Охраняя национально-культурные интересы родины, В.Тяпинский одним из первых решительно выступил против полонизации родного края [7, 462-463].

Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гу­ма­нист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист. Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах. В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении. В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов.

Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла "Грамматика словенска" (1596) Л.Зизания - первый учебник по славянской грамматике. В заглавии учебника помещена миниатюра, где грамматика показана в виде женщины с ключом в руках. Этим ученый хотел сказать, что ключ от всех наук находится в руках грамматики. "Грамматика" укрепила общественную мысль о необходимости изучения "семи свободных искусств", подчеркивала их большую роль в развитии образования. Ее изданием Л.Зизаний обратил на себя внимание многих князей, которые стремились дать хорошее образование своим детям. В 1597-1600 гг. Л.Зизаний был домашним учителем детей кричевского старосты, потом два года работал у князя А.К.Острожского, в 1612 г. был приглашен домашним учителем детей князя Я.Корецкого. В 1619 г. Л.Зизаний переехал в Киево-Печерскую лавру, где сразу занял соответствующее место в ученом обществе, работал учителем в школе, редактировал книги, которые готовились к изданию в типографии [49, Т. 2, 115-116].

Милетий Смотрицкий (ок.1578-1633). Об­щественно-политический и церковный дея­тель, пи­са­тель. Занимался педагогической дея­тель­ностью в пра­во­славных братских школах Вильно, Минска, Киева (был ректором), где пре­по­давал старославянский, греческий и ла­тин­ский языки. Был учителем сына князя Б.Со­­ло­мо­рецкого Богдана и вместе с ним про­должал об­ра­зо­вание в разных городах Си­ле­зии, Словакии, Гер­мании, слушал лекции в уни­верситетах Лейп­цига, Нюрнберга, Вит­тен­берга. За рубежом по­лу­чил степень доктора медицины.

Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смот­рицкого явилась его книга "Грамматики словенския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка. По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис. В первой части "Грамматики" рассматривалась система правил написания и произношения слов. Именно Смотрицкий ввел 10 знаков препинания, которые сохранились до нашего времени (черта (/), запятая (,), двоеточие (:), точка (.), вопросная (?), удивная (!) и др. Вторая часть книги посвящена анализу 8 частей языка. О высоком уровне грамматической мысли М.Смотрицкого свидетельствует тот факт, что его "Грамматика" переиздавалась в течение почти 150 лет. Все последующие издания грам­матик в разных странах были или сокращениями, или незна­чи­тельными переработками, или прямым копированием "Грам­ма­ти­ки" М.Смотрицкого [7, 402-406].

В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внести некоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет (1803). В конце XVIII в. (1772-1795) Беларусь вошла в состав России, что создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся широко известными благодаря тому, что в школах Беларуси начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги, Положительную роль в распространении просвещения в Беларуси и активизации педагогической мысли сыграло открытие двух главных и шести малых народных училищ в Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах.

С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке. Просветительские идеи были ведущими в творчестве прогрессивных белорусских писателей-демократов (В.И.Дунин-Мар­цин­кевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина). В их произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. В начале XX в. острейшие проблемы народного образования широко обсуждались на страницах белорусской педагогической печати ("Голос учителя", "Белорусский учитель", "Педагогическое дело", "Народное образование в Виленском учебном округе" и др.). В статьях рассматривались такие проблемы учебно-воспитательного процесса, как осуществление межпредметных связей, учет и оценка знаний, взаимоотношения между учителем и учащимися. Важную роль в развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сце­пу­ро, Тётка, Я.Колас и др.

Клавдий Иванович Тихомиров (1858-после 1920). Прогрессивный педагог, внесший большой вклад в подготовку учителей народных школ в Беларуси в начале XX в. Работал инспектором народных училищ, директором Свислочской, а затем Полоцкой учительских семинарий (1905-1910), директором Витебского учительского института (1910-1918). Преподавал педагогику и психологию с элементами логики. Статьи К.И.Тихомирова "Главнейшие результаты изучения памяти", "Психологические основы обучения", "Обучение грамоте" представляют определенный интерес для современного учителя и не утратили своего значения до настоящего времени. Важным условием успешного обучения К.И.Тихомиров считал интерес к учению и развитие внимания учащихся. В своих лекциях теоретические положения стремился иллюстрировать убедительными примерами из педагогической практики. Под его руководством интересно и поучительно проходили разборы пробных уроков на педагогической практике в школе и при семинарии.

К.И.Тихомиров стремился осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он ввел внеклассное чтение, собеседования по прочитанным книгам, экскурсии. Выступал за расширение содержания образования и ввел предметы естественного цикла (ботаника, зоология, минералогия), древнюю, среднюю и новую историю. Исключил обязательное чтение Евангелия перед первым уроком. Природоведение и географию считал важным средством борьбы с суевериями и предрассудками. Отстаивал и популяризировал важные дидактические правила: всякое обучение начинать с изучения уже известных фактов; переходить к неизвестному только тогда, когда ученики уже хорошо разобрались в предшествующем учебном материале, поняли его и усвоили; на уроке всякое "неумеренное разнообразие и однообразие притупляют внимание, вызывают рассеянность" и поэтому учителю нужно воспитывать в себе чувство меры. Критиковал постановку изучения природы только по книгам, путем словесного обучения, решение проблемы наглядности в преподавании географии только с помощью одной карты. Чтению и письму рекомендовал обучать одновременно, долго не задерживая учеников на написании элементов букв [2, 264-266].

Адам Егорович Богданович (1862-1940). Прог­рес­сив­ный педагог, этнограф, фольк­ло­рист, линг­вист, кри­тик; отец известного бе­ло­русского поэ­та Максима Бог­да­но­вича. К его наиболее из­вест­ным педа­го­ги­че­ским стать­ям относятся: "Пе­­да­гогические воззрения бе­ло­русского на­ро­­да" (1886) и "Школьная стра­да" (1894). В них он вскрыл пороки су­щест­вующей школьной сис­те­мы, под­верг резкой критике постановку на­чального и среднего образования, осуждал дог­ма­тизм в пре­пода­ва­нии, отрыв учебного дела от воспитательной работы, бюрократизм и формализм во всей системе народного образования. Резко выступал против бессмысленной зубрежки и был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базируется на научном освещении природы и общества.

Страстный патриот своей родины, А.Е.Богданович считал воспитание любви к Отечеству неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества, художественная и историческая литература. Большое внимание уделял А.Е.Бог­да­но­вич педагогическому мастерству учителя. Предъявляя к учителю высокие требования, он придерживался правила: "каков учитель, такова и школа". Он подчеркивал, что успехи учащихся зависят от преподавателей, "от степени их подготовленности к своему делу, от их талантливости как педагогов, от умения преподавать". Требовал от учителя широкой эрудиции, знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относиться к педагогической деятельности [2, 232-234].

Федот Андреевич Кудринский (Богдан Сте­па­нец - 1867-1933). Педагог-иссле­дова­тель, историк, эт­нограф, писатель, публицист, активный участник об­щественно-педаго­гиче­ского движения в Беларуси в начале XX в. Ра­бо­тал в Несвижской учительской семинарии пре­подавателем русского языка и сло­вес­нос­ти, в Виль­но работал в Центральном исто­ри­че­ском ар­хиве, преподавал русский язык и пе­да­го­гику в Мариинском высшем женском учи­ли­ще. После Ок­тябрьской революции работал в Ленин­град­ской библиотеке им. М.Е.Сал­ты­ко­ва-Щедрина. Издал учебное пособие "Курс новой литературы в органически-конспективном виде" (1913) и ряд педагогических статей: "О воспитании и обучении", "Педагогические раз­говоры", "О практических уроках в учительских семинариях" и др.

Под псевдонимом Богдан Степанец выступал с рядом критических статей по проблемам подготовки народных учителей. Писал о том, что перегруженность учебных планов, формализм в обучении и в обращении педагогов с учащимися приводят к "консервации умов". Лучшим средством воспитания считал патриотизм, в основе которого - осознание тесной связи с народом и языком. Высоко ценил воспитательное значение родного языка и называл его "сердцем народа". Поддерживал и развивал идею воспитывающего обучения, утверждал, что науки и знания имеют огромную воспитательную силу.

Ф.А.Кудринский настойчиво выступал за осуществление всеобщего начального обучения, расширение женского образования, распространение грамотности и естественнонаучных знаний в народе. Выступал за увеличение срока обучения в учительских семинариях до 4 лет, повышение общеобразовательного уровня будущих учителей, вооружение их знаниями достижений педагогики и психологии, широкое внедрение новейших методов обучения. Рассматривал педагогику как постоянно развивающуюся на основе достижений прошлого науку. Написал ряд работ, посвященных анализу педагогического наследия известных русских педагогов [2, 242-245].

Дмитрий Антонович Сцепуро (1871 - г. смерти неизв.). Педагог, просветитель, представитель либерального направления в педагогике. Рабо­тал учителем Виленского приходского училища (1897-1898), учителем подготовительного класса Несвижской учительской семинарии (1898-1900), инспектором народных училищ Ковенской губернии (1900-1906), директором Рогачевской учительской семинарии (1909-1914), был первым директором Минского учительского института, открытого 21 ноября 1914 г. Впоследствии преподавал в этом институте логику, психологию и педагогику. Написал статьи "Экспериментальная теория обучения правописания в начальной школе", "Педагогическая журналистика", "На каком языке учить в школах Беларуси", "О воспитании", "Новые веяния в современном воспитании" и др.

Будучи высокообразованным человеком своего времени, талантливым преподавателем и чутким воспитателем, Д.А.Сцепуро придавал большое значение подготовке народных учителей и считал этот вопрос важнейшим в развитии народного просвещения. В Рогачевской учительской семинарии он организовал краткосрочные педагогические курсы учителей начальных школ, воскресную школу по обучению грамоте взрослых. В 1909 г. создал в ней педагогический музей, который сыграл определенную роль в повышении квалификации народных учителей Рогачевского уезда. В семинарии проводились литературно-вокальные вечера, благотворительные спектакли в пользу нуждающихся учащихся. В статье "О воспитании" Д.А.Сцепуро излагает свои взгляды на профессионализм учителя: "Владеть знаниями для преподавания даже при обыкновенных способностях - дело нехитрое.., не так головоломна и методическая сторона… А вот то драгоценно, но далеко не всегда в наличности: биение особого, учительского пульса, звучание сердечной струны, мерцание педагогического огонька, привязанность к делу, живая связь с питомцами, неотделимость от школы и преданность ей, вдохновенность, педагогический дар, педагогическое призвание…" [45, 337].

Тётка (Алоиза Степановна Пашкевич - 1876-1916). Поэтесса, просветительница, про­во­див­шая огромную практическую работу сре­ди народных масс, инициатор открытия бе­лорусских школ. Считая первостепенной за­­дачей полу­че­ние образования народом, Тёт­ка боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. Она понимала, что это откроет белорусскому народу путь к обра­зо­ванию, к культуре. Большое зна­че­ние для достижения этой цели имели ее статьи в защиту народной школы ("Как нам учиться", "Берегите родное слово", "К школьной молодежи"), а также издание молодежного журнала "Лучынка". По инициативе Тётки в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Она искала учителей, собирала детей, сама руководила школьной работой, преподавала на учительских курсах.

Открытие белорусских школ требовало издания книг и учебных пособий на родном языке. Многие учебники, существующие в то время, не соответствовали развитию детей, часто носили схоластический характер. Понимая это, Тётка взялась за создание учебных книг для детей, а в 1906 г. она подготовила и издала книжку на белорусском языке "Гостинец для маленьких детей". Ее следующая книга "Первое чтение для деток белорусов" состояла из оригинальных белорусских текстов для чтения, большинство из которых она написала сама для этой книги. Книга состояла из двух частей. Первая часть была набрана крупными буквами, над каждым словом стояло ударение, чтобы дети учились правильно произносить слова. В ней были помещены небольшие рассказы, басни, сказки, песни, стихи о быте крестьянской семьи, об окружающих предметах и природных явлениях. Во второй части - более сложные рассказы-описания, припевки, пословицы, загадки. Пособие пронизано национальным колоритом, знанием быта и жизни белорусской деревни. Большое внимание уделено трудовому воспитанию, уважению к родителям, воспитанию чувства справедливости [69, 110-112].

Якуб Колас (Константин Михайлович Миц­ке­вич - 1882-1956). Пи­сатель, поэт, об­щественный деятель, ученый-педагог, та­лан­т­­ливый учи­тель. За­кон­чил Несвижскую учи­тель­скую семинарию. Пе­да­гогическую дея­тель­ность начал в качестве на­род­но­го учи­те­ля на Полесье. В своей дореволюцион­ной деятельности боролся за демократизацию шко­­лы, за расширение прав учителя. За учас­тие в под­го­товке и проведении нелегального съезда учителей Минской губернии (1906) Я.Колас был задержан полицией и отстранен от учительской работы. Находясь под следствием (1906-1908) большую часть времени жил в лесничестве у своего старшего брата, где открыл нелегальную белорусскую школу. В это время написал ряд статей по вопросам педагогики ("Белорусский язык в казенной школе", "О народном учителе", "Уважайте и любите свой родной язык").

Важнейшим трудом Я.Коласа этого периода был его учебник на белорусском языке "Второе чтение для детей белорусов". Создавая книгу, Я.Колас использовал опыт и традиции К.Д.Ушинского в написании аналогичных книг, а также собственный учительский опыт. Он стремился сделать свой учебник доступным и занимательным. Материал учебника, считал Я.Колас, призван не только давать знания, но и воспитывать такие качества, как смелость, правдивость, честность, скромность, мужество, трудолюбие. В 1926 г. вышла книга Я.Коласа "Методика родного языка" - первое методическое пособие в Белоруссии. В этой работе нашли свое отражение как личный опыт, так и достижения педагогической и методической науки того времени, тщательно разработаны основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи.

В художественных произведениях, стихах, статьях, речах и письмах Я.Коласа содержится много ценных мыслей и суждений по вопросам формирования научного мировоззрения, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей. Он приветствовал учителей, которые в работе с детьми выходили за рамки школьной программы, учили детей критически мыслить, обдуманно относиться к своим поступкам. Большое значение Я.Колас придавал патриотическому воспитанию. Воспитание патриотизма, подчеркивал он, осуществляется не на абстрактных понятиях и теориях, а на конкретных фактах. Оно начинается со знакомства с окружающей действительностью, природой, родной местностью и людьми [1, 111-113].

В конце 20-х гг. ХХ в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистического воспитания (1931–1934), НИИ школьной педагогики (1934–1939), НИИ школ (1940–1951), НИИ педагогики (1951–1990), БелНИИ образования (1990–1993), Национальный институт образования (1993). Организатором создания НИИ и первым его директором стал П.Я.Панкевич (1895–1938). В 1929 г. он первым из белорусов получил степень доктора педагогических наук, а в 1931 г. был избран первым в области педагогики действительным членом АН Беларуси. П.Я.Панкевичу принадлежат такие труды, как "Основные вопросы фабзавуча" (1926); "Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии" (1928); "Гіторыя педагогікі: ка­рот­кі нарыс" (1928) и др.

Основными направлениями исследований в белорусской педагогике 30-х гг. стали вопросы организации учебного процесса по классно-урочной системе, соединения обучения с производительным трудом и общественно полезной работой, изучения и обобщения накопленного учителями опыта. Проблемы дидактики в эти годы разрабатывали А.И.Кравцов, М.Ф.Лозбень, И.Марголин, С.К.Павлович, С.Я.Раскин, И.В.Страхов, А.В.Текучев, Л.В.Шаков и др.

Качественно новый этап в развитии педагогической науки Беларуси начинается в 50-60-е гг. Предметом исследования становятся проблемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы, формирования внутренней активности растущего человека, направленной на развитие его умственных и нравственных сил. Они нашли отражение в монографиях И.Ф.Харламова "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе"(1967), "Активизация учения школьников"(1969), И.И.Колбаско "Подготовка старшеклассников к самообразованию" (1968), коллективном исследовании под ред. Н.Г.Огурцова и В.П.Алек­сандровской "Воспитание общественной активности учащихся" (1969).

В 60-70-е гг. активно разрабатываются педагогические основы политехнического обучения, его связи с производительным трудом и профориентацией учащихся, нашедшие отражение в работах М.У.Пис­кунова "Политехническое обучение во внеклассной работе" (1962) и "Обучение и труд" (1975), А.Х.Рычагова "Организация общественно полезного труда школьников" (1972), Л.Н.Дрозда "Взаимосвязь и соотношение производительного обучения с общим политехническим образованием" (1975), М.А.Дмитриева "Поиски путей совершенствования трудового воспитания учащихся" (1976), И.Д.Чернышевского "Общественно полезный труд школьников" (1976).

В эти годы развитию теории воспитания содействовали углубленные исследования проблем педагогического руководства внутриколлективными отношениями, обеспечения эмоционального благополучия позиции ребенка в коллективе (К.М.Аргеткина, Н.А.Березовин, К.В.Гав­риловец), педагогических основ воспитания в детских и юношеских организациях (Ж.Е.Завадская, В.Т.Кабуш, Р.С.Пионо­ва, Т.Г.Шаронова). Вопросы теории и практики эстетического воспитания разрабатывались А.А.Гримотем, И.И.Казимирской, И.И.Рыдановой, Н.И.Щиряко­вым. В книге Н.И.Щирякова "Эстетическое воспитание учащихся" (1970) раскрыта роль эстетического воспитания в формировании мировоззрения растущего человека, его социально-эстетического опыта и системы жизненных ценностей.

Общей тенденцией в исследованиях 70-80-х гг. становится системный подход, предполагающий изучение педагогических процессов как совокупности структурных компонентов, находящихся в функциональных взаимосвязях, движении и развитии. В монографии И.Ф.Харламова "Теория нравственного воспитания (1972) рассмотрен генезис идей, доктрин и систем нравственного воспитания начиная с античности и кончая современностью. Данным исследованием И.Ф.Хар­ла­мов внес значительный вклад в разработку методологических основ теории воспитания. Процесс нравственного воспитания, его противоречия, движущие силы и методы развития нравственной культуры личности наиболее полно освещен в работах Д.И.Водзинского "Научные основы нравственного воспитания школьников" (1982), И.Ф.Харламова "Нравственное воспитание школьников" (1983).

Проблема системного подхода к формированию мировоззрения рассмотрена Н.Г.Огурцовым. Он является соавтором коллективной монографии под ред. Э.И.Мо­носзона "Формирование научного мировоззрения" (1985). В монографии К.В.Гав­риловец "Воспитание человечности" (1985) исследуется структура гуманности как личностного отношения человека к человеку, выделены ее специфические компоненты: эмоциональные состояния, потребности, интересы, ценностные ориентации. Автор раскрывает педагогические условия формирования гуманности на разных возрастных этапах личностного становления и развития. С позиций системного подхода рассматривает процесс самовоспитания А.И.Кочетов в своих работах "Как заниматься самовоспитанием" (1986), "Организация самовоспитания школьников" (1990).

Активизируются исследования по истории педагогической мысли и образования Беларуси (Е.Г.Андреева, Л.Н.Дрозд, М.С.Мятельский, З.А.Пастухова, Г.Г.Сень­кевич, С.А.Умрейко и др.). Вслед за опубликованными работами "Народное образование в Белорусской ССР" (С.А.Умрейко, И.М.Ильюшин, 1981) и коллективной монографией "Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі" (под ред. С.А.Умрейко, Г.Г.Сенькевича и др., 1968) появились учебные пособия С.В.Селицкого "Братские школы в Белоруссии", Г.Г.Сенькевич "Женские училища и гимназии в Белоруссии во второй половине XIX века", А.В.Трухан "Педагогические общества и пресса начала ХХ века". Под редакцией М.А.Лазару­ка изданы коллективные монографии "Ас­вета і педагагічная думка ў Беларусі са старажытных часоў да 1917 года" (1985) и "Антология педагогической мысли Белорусской ССР" (1986).

В начале 90-х гг. в связи с образованием Республики Беларусь теоретико-методологические и научно-методические проблемы исследования были связаны с созданием национальной системы образования и воспитания. Разработанная в НИИ РБ (В.П.Пархоменко, А.В.Козулин, Н.И.Латыш, В.П.Став­ров) и одобренная в 1993 г. Советом Министров республики "Концепция образования и воспитания в Беларуси" содержала ряд идей (переход на 12-летнее среднее образование, 5-дневную учебную неделю, начало обучения с 6 лет и др.), которые легли в основу реформирования национальной системы образования.

Особо значимыми в 90-е гг. стали проблемы формирования профессионализма и педагогического творчества учителя. Важный вклад в их разработку внесли А.И.Жук, И.И.Казимирская, А.И.Кочетов, В.П.Пар­хоменко, А.П.Сманцер, В.П.Тарантей, Л.Н.Тихонов, И.Ф.Харламов, И.И.Цыркун и др. В монографии В.П.Пархоменко "Творческая личность как цель воспитания" (1994) представлена концепция целеполагания в образовательно-воспитательной системе, раскрыта его специфика, основные структурные компоненты и детерминанты. В работах А.А.Гри­мотя, Л.Н.Тихонова ("На шляхах да стварэння нацыянальнай сістэмы падрыхтоўкі педагагічных кадраў" (1993) и др.) изложены теоретико-мето­ди­че­ские основы многоуровневой национальной системы подготовки педагогических кадров.

И.И.Казимирской в монографии "Профессиональное мышление учителя и пути его формирования" (1992) исследуется функциональная структура педагогического мышления учителя. В работах И.И.Цыркуна "Инновационная культура учителя-предметника" (1996), "Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы" (2000) предложена концептуальная основа образования, раскрывается целостная система инновационной подготовки будущего учителя. Проблема качества педагогической деятельности широко представлена в статьях И.Ф.Харламова "О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве" (1992), "СМтупені прафесіянальнага росту настаўніка" (1993), "Педагагічнае ўмельства: сутнасць і праблемы фарміравання" (1995) и др. В них дается научно обоснованная трактовка понятий "педагогическая умелость", "педагогическое мастерство", "педагогическое творчество", "педагогическое новаторство", рассматриваются условия формирования этих профессиональных образований.

Дальнейшую разработку в 90-х гг. получили вопросы гуманизации и гуманитаризации образования: воспитание национального самосознания и нравственных идеалов личности (В.Ф.Володько, А.А.Гримоть), ценностных ориентаций учащихся (И.П.Прокопьев), развитие духовных сил и способностей личности (Д.И.Вод­зинский, Ф.В.Кадол, К.В.Гав­риловец, М.А.Станчиц), формирования гуманистической системы воспитания (В.Т.Кабуш), педагогической культуры семьи (Е.И.Сермяжко, В.В.Чечет) и др. В книге В.Т.Кабуша "Выхаванне ў сучаснай школе" (1995) с учетом современной социально-экономической ситуации определяются цели, задачи и содержание воспитания, рассматриваются теоретические, методические и организационные подходы к системе воспитания на основе экспериментальных данных, положительной и негативной практики работы школ Беларуси. В пособии для педагогов Ф.В.Кадола "Воспитание чести и достоинства старшеклассников" (1998) дается историко-педагогический анализ этой проблемы, определяются понятия "честь" и "достоинство" как базисно-интегрированных качеств личности, раскрываются психолого-педагогические предпосылки и пути формирования чести и достоинства старших школьников.

В эти годы интенсивно исследуется история белорусской педагогической мысли (Е.Г.Андреева, В.С.Болбас, Г.А.Бутрим, Е.Л.Евдокимова, К.А.Кулинкович, С.В.Снапковская, Т.Г.Шаронова), дальнейшее развитие получила коррекционная педагогика (Т.И.Григорьева, Т.Л.Ле­щин­ская). Оформляется такая отрасль педагогической науки, как сравнительная педагогика, становление которой обеспечили исследования В.И.Андреева, В.А.Капрановой, Э.Н.Крайко и др. Начаты исследования в области стандартов образования (М.С.Крот, Г.Н.Петровский), социализации и социальной защиты подрастающего поколения (С.С.Бу­бен, Г.А.Бутрим, Л.И.Смагина).

С середины 90-х гг. активизируются исследования в области высшего педагогического образования, которые набирают силу и в начале 2000-х гг. дают существенные результаты. К этим исследованиям относятся: разработка концепции непрерывного педагогического образования и концепции высшего педагогического образования по многоуровневой системе (А.И.Жук, А.В.Козулин, Р.С.Пио­но­ва, А.П.Сманцер, В.И.Стражев и др.); создание нормативного курса педагогики высшей школы (Р.С.Пионова); изучение вопросов преемственности в обучении школьников и студентов (С.А.Пуйман, А.П.Сманцер); развитие научных основ педагогической практики студентов (И.Ф.Харламов, В.П.Гор­лен­ко, Т.К.Кален­ни­кова, И.А.Карпюк, С.С.Кашлев, В.П.Тарантей, Т.А.Шин­гирей и др.). В монографической работе Р.С.Пионовой "Педагогика высшей школы" (2001) дается анализ современной системы подготовки педагогических кадров в Республике Беларусь, рассматривается дидактическая система педагогического вуза, раскрываются теоретико-концептуальные и методические основы воспитания студентов. В монографии В.П.Горленко "Педагогическая практика студентов: развитие научных основ" (2002) анализируется генезис и эволюция педагогической практики в системе подготовки будущих учителей, раскрываются теоретико-методические основы и инновационные подходы к ее дальнейшему совершенствованию с учетом научных основ ее организации.

Важным направлением в развитии педагогической науки в Беларуси конца 90-х – начала 2000-х гг. явилось создание учебников и учебных пособий по педагогике. Начал эту работу И.Ф.Харламов. Первое его учебное пособие "Педагогика: Курс лекций" вышло в 1979 г., второе – "Педагогика: Учеб. пособие" было издано в 1990 г. В 1996 г. на белорусском языке выпущена книга "Педагогіка: Падручнік для пед. ВНУ". В 1998 г. учебник педагогики был издан на русском языке, который затем переиздавался в 2000 и 2002 гг. И.Ф.Харламов является также автором компактного (краткого) курса педагогики. Такое учебное пособие выходило в 2001, 2003 и 2004 годах. Традицию создания учебных пособий по педагогике продолжили: Н.К.Степаненков (Педагогика: Учеб. пособие, 1998, 2000), М.С.Ковалевич (Педагогіка: Вучэб. дапам., 2000), И.П.Прокопьев (Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика, 2002), О.Л.Жук (Педагогика: Учеб. метод. комплекс для студ. пед. специальностей, 2003), В.Т.Чепиков (Педагогика: Краткий учебный курс, 2003) [42, 214-221].

 

Иван Федорович Харламов (30.06.20– 12.04.03, д. Шарпиловка Го­мельского района, Гомельской обл.). Окончил Речицкое педа­го­ги­че­ское училище (1938), Рогачевский учи­тельский институт (1940), лите­ра­турный факультет Гомельского педагогического инсти­тута (1952), ас­пирантуру (1955). Учитель, ди­ректор Карповской, Хоминской, Кру­пей­ской, Шарпиловской школ Лоевского района Го­мельской области, заведующий Лоевским райо­но (1939–1952). Старший преподаватель, доцент, проректор по учебной и научной работе, заведующий кафедрой педагогики и психологии педагогического института им. В.П.Чка­ло­ва (1955 – 1969). С 1969 по 2003 гг. заведующий кафедрой педа­го­ги­ки Гомельского государственного университета. Доктор педагоги­че­ских наук (1973), профессор (1974), член-корреспондент АПН СССР (1974 – 1990), действительный член АПН СССР (1990), академик НАН РБ (1995), зарубежный член Российской академии образования (1999). Заслуженный деятель науки БССР (1980). Награжден орденами "Трудового Красного Знамени" (1978), "Отечественной войны II степени" (1985), медалями, Почетными Грамотами Верховного Совета БССР (1975, 1978), серебряной медалью ВДНХ за разработку пособий по нравственному воспитанию учащихся (1991). Почетный профессор Гомельского государственного университета (1999). Присуждена Государственная премия Республики Беларусь за учебник "Педагогика" на белорусском языке (2001).

Издано 33 книги, 18 брошюр, 270 научно-методических статей. Важнейшие из них: "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе" (1967), "Активизация учения школьников" (1970), "Теория нравственного воспитания" (1972). В 1975 г. указанная книга была издана в Братиславе на чешском языке. Научный редактор и автор серийного издания книг "Этические беседы с учащимися" (1977, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987, 1992, 1994). Автор многократно переиздававшихся учебных пособий и учебников по педагогике для студентов педагогических институтов и университетов.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!