Педагогическая мысль в России XVIII в.



 

XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие – открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирургическая школа (1707), артиллерийская школа (1712) и др. В 1714 г. принимается указ об открытии первых государственных общеобразовательных школ. Это были цифирные школы для обучения детей грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при академии создается два учебных заведения – университет и гимназия.

В 1755 г. открывается Московский университет, при котором в 1779 г. учреждается первая педагогическая (учительская) семинария. С 1804 г. в России при университетах стали открываться педагогические институты (при Московском – в 1804, при Харьковском – в 1811, при Казанском - в 1812). В 1816 г. как самостоятельное учебное заведение в Петербурге был открыт Главный педагогический институт, где обучалось около 100 студентов в течение шести лет. В нем преподавалась теоретическая педагогика и осуществлялась практическая подготовка в форме прохождения студентами педагогической практики в гимназиях, городских и уездных училищах. 28 января 1840 г. в Петербургском главном педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики. 5 ноября 1850 г. принимается решение об открытии кафедр педагогики в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Св. Владимира и Казанском университетах.

Большой вклад в развитие школы и педагогической мысли в России XVIII в. внесли такие ученые, педагоги и общественные деятели, как М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович де Мариево, Н.И.Но­ви­ков и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Первый русский ученый-естест­во­­ис­пы­та­тель, поэт, фи­лософ, художник, ис­то­рик, просветитель. Был ини­циатором разно­об­разных научных, технических и культурных начинаний в России XVIII в. В 1741 г. М.В.Ло­моносов становится адъюнк­том Ака­де­мии наук, а в 1745 г. – про­фес­со­ром химии и в даль­ней­шем академиком. Ведя борьбу с религиозным ми­ро­воззрением, М.В.Ло­мо­но­сов явился создателем рус­ской классической философии. С именем Ломо­носо­ва связано создание русского литературного языка. Он был первым академиком, начавшим читать лекции по физике и писать свои научные труды на русском языке. С 1753 г. Ломоносов становится во главе академического университета и гимназии, развернувших с этого времени большую работу по подготовке русских ученых. Им были разработаны учебный план гимназии и распорядок работы университета, созданы принципы и методы обучения в этих учебных заведениях.

Для гимназии и университета Ломоносов написал ряд учебников. В 1748 г. была издана его "Риторика", в 1755 г. - "Российская грамматика", которые в течение 50 лет являлись лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. Книги были глубоко патриотичными. ''Грамматика'' прославляла богатство, глубину содержания и многосторонность русского языка. ''Риторика'' устанавливала более правильный взгляд на роль красноречия: человек должен обладать красноречием для того, чтобы прославлять величие своей родины, говорить о любви к своему отечеству. В воспитании М.В.Ломоносов исходил из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, лицемерие, упрямство, самохвальство [36, 6-30].

Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Ро­дил­ся в Стокгольме, был сыном фельд­мар­шала князя Ю.Н.Трубецкого, который тогда был в пле­ну у шведов. Учился в Ко­пен­га­генском кадет­ском корпусе. В 40-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иност­ран­ных дел, в 1747 г. вышел в отставку. Жил за границей, где по­зна­комился с идеями Д.Локка, Д.Дид­ро, Ж.Ж.Рус­со, К.А.Гельвеция. В 1762 г. был вызван Ека­те­ри­ной II из-за границы в Пе­тер­бург и привлечен к созданию системы вос­пи­тательно-об­ра­зо­вательных учреждений. Спустя два года И.И.Бец­кой представил на рассмотрение императрицы документ ''Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества'', в котором изложил свою концепцию воспитания молодого поколения. Суть ее заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к Отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И.Бецкой надеялся посредством воспитания создать ''новую породу людей'' (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения ''новых людей'' он считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70-е гг. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И.Бецкого были открыты: воспитательное училище в Петербурге при Академии художеств для мальчиков всякого звания, кроме крепостных; коммерческое училище в Москве, готовящее ''новую породу'' русских купцов; воспитательные дома в Москве и Петербурге, а затем в ряде губернских городов для ''неза­кон­но­рожденных'' детей.

Особое внимание И.И.Бецкой уделял женскому воспитанию. Он способствовал открытию первого женского образовательно-воспи­та­тель­но­го учреждения в окрестностях Петербурга (у деревни Смольной) – Смоль­ного института благородных девиц на 200 учениц. В институт принимались дочери дворян в возрасте 6 лет, которые воспитывались там до 18-летнего возраста. Главными предметами обучения были французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; изучались танцы, музыка, рукоделие, различные виды домоводства. Классные дамы приучали девиц к светским манерам, умению красиво одеваться, принимать гостей.

И.И.Бецкой издал специальное руководство для воспитателей по вопросам ухода за детьми и их воспитания под названием ''Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества''. В уставах отдельных воспитательных заведений, инструкциях их воспитателям Бецкой, ставя нравственное воспитание выше обучения, настаивал на том, чтобы воспитатели подавали детям хорошие примеры, не докучали им наставлениями, видели свою задачу в том, чтобы сохранять в детях ''веселость, вольные действия души и приятное учтивство''.

И.И.Бецкой отрицательно относился к физическим наказаниям, говорил, что дети под влиянием наказаний становятся мстительными, притворными, нечувствительными, приучаются ко лжи и ожесточаются. Для Московского воспитательного дома, подчеркивал он, следует ввести незыблемое правило: ''Единожды навсегда ввести в сей Дом неподвижный закон и строго утвердить – никогда и ни за что не бить детей''. Касаясь обучения детей, Бецкой говорит, что оно должно сообразовываться со склонностями и охотой воспитанника: ''Ибо давно доказано, что не преуспевает он ни в чем том, чему будет прилежать поневоле, а не по своему желанию'' [43, 125-132].

Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Серб по происхождению. Полу­чил юри­ди­че­ское образование в Венском уни­вер­си­те­те, был после­до­вателем Я.А.Коменского. В 1782-1786 гг. в России осу­ществляется школь­­ная ре­фор­ма, ос­нов­ная цель ко­то­рой – откры­тие учеб­ных заведе­ний для третьего со­словия. В целях подготовки ре­формы созда­ет­ся пра­ви­тельст­вен­ная Комиссия об уч­реж­дении на­род­ных училищ. Деятельное учас­тие в работе комиссии принял Ф.И.Янкович, при­гла­шенный в 1782 г. в Россию Екатериной II по рекомендации австрийского императора. В 1782 г. при активном участии Ф.И.Янковича в Петербурге открывается Главное народное училище, ставшее учебным заведением типа учительской семинарии, в которой готовились учителя для будущих народных училищ. Уже к началу XIX в. учительская семинария выпустила более 300 человек народных учителей.

В 1786 г. правительством был опублико­ван подготовленный комиссией ''Устав народным училищам в Российской империи'', согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения) народные училища. К концу XVIII в. в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20 000 человек; в них работало 790 учителей. Учебная работа во вновь созданных училищах проводилась на основе принципов и методов, разработанных Янковичем совместно с учеными Академии наук и Московского университета. Было написано серьезное дидактическое пособие ''Руководство учителям народных училищ'', в котором имелись указания, касающиеся всех сторон школьной работы.

В качестве организационной формы учебной работы Янкович вводил классно-урочную (вместо индивидуальной) систему обучения. Для коллективной работы учителя с классом рекомендовал следующие методы обучения. Совокупное или коллективное чтение. В классе должна читаться учителем или вызванным учеником учебная книга, которую имеют все ученики. Совокупное наставление, т.е. объяснение учителем прочитанного материала. Таблицы, т.е. составление планов, тезисов, конспектирование текста учебника. Изображение начальными буквами, т.е. изображение на доске или в тетради определения или правила начальными буквами тех слов, которые составляют это правило. Это был мнемонический прием, облегчающий запоминание. Вопрошение, т.е. опрос учащихся; при этом учителю рекомендовалось, спрашивая учеников, выяснить, поняли ли они его объяснения. В пособии говорилось, что учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. ''Ру­ко­водство'' считалось официальной дидактикой, разработанной Комиссией народных училищ, учителям предписывалось строго выполнять все рекомендации этой книги, не отступая от них ни в чем [4, 234-260].

 

 

Николай Иванович Новиков (1744-1818). Выдающийся русский просветитель-педагог, кни­го­издатель, писатель-публицист. Возгла­вил в Петербурге общественное движение по организации неза­ви­симых от царской власти народных учи­лищ и со­здание школ для детей непривилегированного насе­ле­ния. В своих са­тирических журналах ''Трутень'', ''Живо­пи­сец'' и др. по­ме­щал статьи на педа­гогические те­мы, привлекая внимание общественности к вопросам воспи­тания. За деятельность, на­прав­ленную на разоблачение ''носителей по­ро­ков'' и в первую очередь дворянство, чиновничество, придворных, а иногда и царицу, Н.И.Но­викова обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, из которой он был выпущен в 1796 г. Павлом I.

Н.И.Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума'', издание которого затем передал известному историку Н.М.Карамзину. Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество. Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.

В журнале ''Прибавление к Московским ведомостям'' Н.И.Новиков напечатал статью ''О воспитании и наставлении детей''. В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой''. Таким образом, Н.И.Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она ''есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка'' [4, 288-346].

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!