Педагогические идеи российских педагогов XIX в.



 

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. – эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения рассматривалось изучение характера, быта, потребностей народных низов. В этот период в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы и за утверждение светскости образования, догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, за образование женщин, уважительное отношение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ – таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х гг. XIX в.

Под влиянием общественно-педагогического движения в эти годы развивается педагогическая журналистика и издаются журналы: ''Учитель'', ''Журнал для воспитания'', ''Русский педагогический вестник'', ''Журнал Министерства народного просвещения'', ''Педагогический сборник'', ''Журнал для родителей и наставников'' и др. Вопросы воспитания и народного образования освещались также литературными, политическими и профессиональными журналами. Например, в ''Современнике'' – журнале революционно-демократического направления – были помещены статьи педагогического содержания Н.Г.Чернышевского (1828-1889) ''Заметки в журналах'', ''Научились ли?'' и Н.А.Добролюбова (1836-1861) ''О значении авторитета в воспитании'', ''Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами''.

В 1856 г. в журнале ''Морской сборник'' печатается статья известного русского хирурга Н.И.Пирогова (1810-1881) под названием ''Воп­ро­сы жизни'', которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах, пробудив, как писал К.Д.Ушинский, ''спавшую педагогическую мысль''. В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания, цель которого автор видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором: ''Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание''. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н.И.Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентаций сверху программ обучения. В статье ''Нужно ли сечь детей'' осуждал применение телесных наказаний, доказывал антипедагогичность применения розг, считая, что это ''уничтожает в ребенке стыд'' [5, 436-463].

Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Большую известность среди педагогов этого времени получили К.Д.Ушин­ский, В.И.Водовозов, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лес­гафт, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев и др.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педаго­ги­ки в России, опирающийся на идею народ­нос­ти. Как писал один из его последователей Л.Н.Модзалевский, ''Ушин­ский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пуш­кин – наш народный поэт, Глинка – наш на­род­ный ком­по­зитор''. Родился К.Д.Ушин­ский в Туле в семье не­богатого дворянина. Детство провел в усадьбе отца, расположенной вблизи города Новгород-Се­вер­ска Черниговской губернии. Среднее образование получил, обучаясь в Нов­город-Северской гимназии. В 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще закончил в 1844 г. В течение двух лет готовился к профессорскому званию и в возрасте 22 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включающих общее понятие о праве, финансовое право, государственное право, элементы наук о хозяйстве) в Ярославском Демидовском юридическом лицее, в котором проработал 3 года.

После европейских революций 1848 г., опасаясь распространения в России революционных идей, царское правительство усилило репрессии. Профессорам всех высших учебных заведений было предписано представлять конспекты предстоящих лекций на просмотр ректорам. Ушинский отказался выполнить это требование, считая, что учебную деятельность и преподавание в высших учебных заведениях нельзя связывать с такими формальностями. В 1849 г. К.Д.Ушинский был уволен из числа профессоров за ''прогрессивные убеждения''. Нуждаясь материально, он устраивается на службу мелким чиновником в министерстве внутренних дел, которая, однако, его не удовлетворяла. Несколько скрасила эти годы работа в журналах ''Современник'' и ''Библиотека для чтения'', где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах. Однако после того, как К.Д.Ушин­ский однажды резко отозвался о своем начальнике графе Д.А.Толстом, службу в департаменте пришлось оставить. В 1854 г. Ушинскому удалось получить назначение инспектором Гатчинского сиротского института. Здесь он нашел запечатанную несколько лет назад библиотеку известного русского педагога Гугеля, добился ее открытия и с увлечением перечитал находившиеся в ней произведения крупнейших западноевропейских педагогов. Под впечатлением прочитанного К.Д.Ушин­ский пишет ряд статей: ''О пользе педагогической литературы'' (1857), "О народности в общественном воспитании'' (1857), ''Три элемента школы'' (1858) и др.

В 1859 г. К.Д.Ушинский, уже пользовавшийся славой лучшего педагога, был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы. Девушек воспитывали в духе христианской морали, давали мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер. Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института: привлек для преподавания видных педагогов-методистов (В.И.Во­до­возова – по литературе, Д.Д.Семе­но­ва – по истории и др.); разработал новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки; широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Для подготовки воспитанниц к трудовой деятельности, сверх общеобразовательных семи классов, был введен двухлетний педагогический класс. В первый год воспитанницы изучали педагогику и методику, второй был посвящен педагогической практике.

В это же время Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку ''Детский мир'' (1861) в двух частях для преподавания в младших классах. В 1860-1861 гг. Ушинский редактировал ''Журнал Министер­ства народного просвещения''. Он совершенно изменил его программу, превратив малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. В эти годы он поместил в нем свои статьи ''Труд в его психическом и воспитательном значении'', ''Родное слово'' и ''Проект учительской семинарии''.

Короткий период либеральных веяний в правительственных кругах скоро сменился реакцией. Против К.Д.Ушинского выступила начальница института, священник и уволенные им учителя, обвинив его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Ушинский был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского от работы, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. В середине мая 1862 г. К.Д.Ушинский переезжает с семьей за границу, а в августе уже приступает к выполнению задания: в Берне посещает женское училище Фрелиха, знакомится с учительской семинарией Рюга в Мюнхене, изучает работу женского городского училища в Цюрихе. По продлении командировки в 1863 г. знакомится с высшими женскими школами и сиротским домом в Карлсруэ, изучает постановку воспитания и обучения в женском и мужском институтах в Корнтале, осматривает женскую семинарию в Людвигсбурге. В поездке по Швейцарии изучает постановку начального обучения. Итоги своей работы он отразил в заметках ''Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К.Д.Ушинского'' и письмах ''Педа­го­ги­че­ская поездка по Швейцарии''.

Во время пребывания за границей К.Д.Ушинский работает над составлением книги для классного чтения ''Родное слово'' и методического руководства к ней, готовит к печати два тома своего главного психолого-педагогического труда ''Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии'' и собирает материал для третьего тома. После возвращения в Россию (1867) прожил недолго: умер 22 декабря 1870 г., похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря. В чем же конкретно выражается педагогическое наследие К.Д.Ушинского?

К.Д.Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук (науки о происхождении и эволюции человека), к которым он относил анатомию, физиологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность ''свойств предмета воспитания, то есть человека'' На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис других ученых о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом. Ученый осознавал необходимость философского осмысления педагогики: ''Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея''. К.Д.Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Знание законов воспитания ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях: ''Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях''.

Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у К.Д.Ушин­ского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. В наиболее общем виде идея народности означала для педагога объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями: ''Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах...'' В русской школе принцип народности, по мнению Ушинского, должен быть реализован через идею патриотизма русского народа и приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место в трактовке принципа народности Ушинский отводит идее труда как ведущего фактора развития личности. В подготовке ребенка к трудовой деятельности он видел вхождение в народную жизнь: ''Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутолимую жажду труда''.

К.Д.Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-уроч­­ной системы обучения. Он считал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: стабильный состав учащихся в классе; твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учащимися. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и др.). К.Д.Ушин­ский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. В то же время он отмечал, что ''ди­дак­ти­ка не может перечислить все правила и приемы преподавания..., их практическое применение бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника''.

Много нового и ценного внес К.Д.Ушинский в теоретическую разработку основных принципов обучения. Принцип наглядности, например, обосновывал, исходя изпсихологических особенностей детского возраста:''Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще; отсюда – необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком...'' Одним из важнейших принципов Ушинский считал принцип основательности и прочности обучения: ''Следует как можно чаще повторять пройденное с прибавлением нового при каждом повторении''. Основополагающими считал также принцип сознательности и активности, принцип посильности и последовательности, принцип доступности.

Обучение педагог рассматривал как напряженный труд, который требует от школьника значительных волевых усилий: ''Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли''. К.Д.Ушинский считал необходимым развивать активное внимание, давая в то же время пищу вниманию пассивному. По вопросу о памяти и запоминании Ушинский делает следующие указания: частым повторением ''следует предупреждать забывание, а не возобновлять забытое''. В нравственном воспитании предлагал отказаться от педагогики ''страха'', от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он советовал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности: ''В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность'' [66, 5-26].

 

Василий Иванович Водовозов (1825-1886). Был последователем и продол­жа­телем идей К.Д.Ушин­ского. Когда Ушин­ский был уво­лен из Смольного института, В.И.Во­довозов в виде про­тес­та подал в отставку. В своей книге "Предметы обу­че­ния в народной школе" (1873) Водовозов из­­ло­жил пси­хо­ло­гические основы ме­то­дики первона­чального обу­че­ния и дал ряд ценных указаний для правильной по­становки обуче­ния грамоте и ариф­ме­тике. Составил "Кни­гу для первона­чаль­ного чте­ния в народных шко­лах" в двух частях, которая знакомила учащихся с географией, историей, природой и промыслами России. Им были написаны также "Русская азбука для детей" и к ней "Наставление для учителя". В.И.Водовозов протестовал против засилья классицизма в средней школе и предлагал главными учебными предметами сделать русский язык и литературу. В методике преподавания литературы он видел средство воспитания гражданственности, общественности и патриотизма. Широкой известностью пользовались составленные В.И.Во­довозовым "Рассказы из русской истории".

В методике преподавания особое значение придавал соблюдению принципов наглядности и последовательности. В связи с этим В.И.Во­до­возов писал: "Мы знаем, что ребенок приобретает представления и понятия лишь после того, как предмет разносторонне действовал на его чувства. Следовательно, при всяком объяснении предмета нужно обращаться к чувствам ребенка; преподавание должно быть наглядным в обширном значении этого слова, то есть следует не только показывать ребенку предмет, но и давать, где нужно, осязать его, действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус учащихся. Ребенок имеет лишь понятие о том, что он видел и наблюдал, и только постепенно через скопление новых наблюдений переходит к новым понятиям" [6, 148-159].

 

 

Лев Николаевич Толстой (1829-1910). Активная педагогическая деятельность Л.Н.Тол­­­­с­того начинается с 1859 г., когда он открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и про­дол­жа­ется (с перерывами в разное время) до конца его жизни. В 1860 г. Л.Н.Толстой со­вер­шает поезд­ку за границу. Там он зна­ко­мится с работой школ Франции, Италии, Бельгии, Англии и Гер­ма­нии. Школы стран За­пад­ной Европы произ­ве­ли на Толстого отрица­тельное впечатление. От­ме­тив в качестве ос­нов­ных недостатков этих школ формализм, педантизм, отсутствие всякой свободы учащихся, Л.Н.Толстой приходит к выводу, что заимствовать опыт этих школ нельзя, что в России надо строить школу на иной основе. Такой основой ему представляется идея свободного воспитания.

Приступив по возвращении из-за границы к занятиям в Яснополянской школе (1861), Толстой широко экспериментирует постановку работы на основе этой идеи и в результате достигает значительных успехов: учащиеся охотно посещали школу, прилежно, с большим интересом занимались в ней, проявляли большую творческую активность и самостоятельность в работе, прочно овладевали знаниями. Убежденный в правоте своей позиции, Толстой добивается разрешения на издание журнала "Ясная Поляна". В первых номерах журнала были помещены статьи Л.Н.Толстого "О народном образовании", "О свободном возникновении и развитии школ в народе", "О методах обучения грамоте" и др. В 70-х гг. Л.Н.Толстой составил "Азбуку" с книгами для чтения. К каждой из четырех книг приложено руководство для учителя. Свою "Азбуку"он очень высоко ценил. В 1875 г. он издал "Новую азбуку", которая пользовалась популярностью и до конца XIX в. выдержала 30 изданий.

Главный пункт педагогической концепции Л.Н.Толстого - идея "свободного воспитания". Вслед за Руссо он высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит ("Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя … требованиям безусловной гармонии"; "Воспитание портит, а не исправляет человека"). Однако толстовское понимание "свободного воспитания" существенно отличается от руссоистского. Толстой видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а напротив, - в условиях общественной свободной жизни". Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания.

Идеальную школу Л.Н.Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Ребенок волен посещать или не посещать школу. Он может в любое время дня оставить занятия в школе, но может и продолжать их до позднего времени. Всякие заранее установленные программы и твердое учебное расписание отрицались. Содержание учебных занятий в школе должно определяться исходя из интересов и потребностей детей, с которыми учитель обязан считаться и удовлетворять их. Увлекательной постановкой преподавания он будет возбуждать детские интересы, активность и прилежание, но в этих целях он не должен прибегать к наказаниям, приказаниям и другим видам принуждения. Понятно, что идея "свободного воспитания", явившись своеобразным выражением протеста против основ крепостнической системы воспитания и педагогики, таила в себе совершенно неприемлемые стороны: отсутствие распорядка работы школы, отказ от учебных программ, отрицание разумного руководства воспитанием детей.

Л.Н.Толстой считал, что "недопустимо разделять воспитание и образование". "И воспитание, и образование, - писал он, - нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно". Много ценных мыслей высказал он по вопросам методики обучения. При выборе методов обучения советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу: "Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики". Особое место отводил "живому слову учителя" (рассказ, беседа), а также экскурсиям. В обучении грамоте Толстой защищал свой метод, при котором согласные буквы назывались с приставкой гласного звука "е" (бе, ве, ге и т.д.), считая его наиболее легким и обеспечивающим быстрое овладение детьми техникой чтения.

Большое значение придавал Л.Н.Толстой развитию творчества детей. В связи с этим рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу по написанию сочинений на различные темы. В статье "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" Толстой художественно описывает процесс написания учениками коллективного классного сочинения. Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали. В методическом приложении к "Азбуке" Толстой перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: а) если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; б) если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые естественные отношения; в) если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ему [64, 6-32].

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Был крупным общественным деятелем, со­зда­­те­лем воль­ных высших педагогических учебных за­ве­де­ний. Свою профессорскую деятельность на­чал в кон­це 60-х гг. в Ка­занском университете, но вско­ре за смелую статью, разоблачавшую зло­упот­реб­ле­ния в университете, был уволен и от­дан под над­зор полиции. В 1893 г. Лесгафт ор­га­ни­зовал в Пе­тербурге Курсы воспитательниц и ру­ко­во­ди­тельниц физического воспитания. Эти курсы дали России многих женщин-педагогов, получивших название "лесгафтичек". П.Ф.Лесгафт внес большой вклад в педагогику, разработав теорию "физического воспитания". Свои взгляды по этому вопросу он изложил в двухтомной работе "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста". В физическом воспитании Лесгафт видел одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что оно находится в теснейшей связи с умственным воспитанием.

Большой интерес для педагогики представляет "теория семейногго воспитания" П.Ф.Лесгафта, которую он изложил в работе "Семейное воспитание ребенка и его значение". В ней он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно сказывающиеся на детях. Например, Лесгафт указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. "Сначала, - говорит Лесгафт, - конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром". Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развить сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности [35, 6-15].

Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). Известен как крупный методист по русской литературе. Работал учителем словесности в пе­тер­бургских гимназиях и преподавал на женских педагогических кур­сах. Особое значение придавал эмоцио­наль­но­му восприятию худо­жест­вен­ного про­из­ве­де­ния и формированию эстетических вкусов учащихся. Разработал программу и методику обу­чения выразительному чтению, которое наряду с заучиванием наизусть считал одним из условий успешного пре­по­да­вания литературы. Острогорский подчеркивал, что более глубокому восприятию и пониманию произведений способствует знакомство учащихся с личностью писателя, с его биографией. Он разработал систему литературного образования от первого до выпускного классов, выступал против чрезмерного увлечения древностью, за широкое знакомство учащихся с современной русской и зарубежной литературой. В.П.Острогоркий - автор рассказов для детей, литературно-кри­ти­че­ских работ, посвященных творчеству Лермонтова, Гоголя, Гончарова, один из первых исследователей творчества Кольцова, Плещеева, Помяловского. В.П.Острогорский вел большую просветительную работу, активно выступал в защиту женского образования, открыл в Валдае на личные средства бесплатную школу и библиотеку для крестьянских детей, выступал как лектор-методист на учительских земских курсах, был организатором первых воскресных школ в Петербурге. Среди наиболее известных работ В.П.Острогорского - "Письма об эстетическом воспитании", "Этюды о русских писателях", "Беседы с преподавателями о словесности" [6, 355-363].

 

Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Пре­­подавал педагогику и пси­хо­логию в сред­них и высших учебных за­ве­де­ниях Петер­бурга, был видным деяте­лем С.-Петер­бург­ского коми­те­та гра­мот­ности, яв­лялся одним из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всерос­сий­ского съезда по педагогической психологии. П.Ф.Капте­рев продолжил традицию антро­по­­логического во­спи­тания. Он подчеркивал бесперс­пек­тив­ность раз­ви­тия педагогики без опоры на дан­ные физиологии и психологии. По его мнению, педагогика - при­клад­ная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются "обобщением личного опыта".

Видное место в творчестве П.Ф.Каптерева занимают вопросы семейного и общественного воспитания. Анализ психофизических факторов, известных науке того времени относительно жизни новорожденного ребенка, приводит Каптерева к заключению, что воспитание должно начинаться с момента его рождения. Но незнание и неумение родителей ведут к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания. Возможность какого бы то ни было воспитания обусловливается предварительным знанием тех процессов, которые совершаются в ребенке. "Без этого знания, - подчеркивал он, - воспитание невозможно". П.Ф.Каптерев поддерживал идею создания детских яслей и садов и считал, что индивидуальность ребенка в правильно организованном детском саду не подавляется, а, наоборот, развивается.

В поле зрения П.Ф.Каптерева постоянно находились проблемы школьного обучения. Уже в своих ранних работах по дидактике он утверждал идею развивающего обучения, полагая, что обучение должно быть поставлено так, чтобы оно возбуждало любознательность учащихся, приучало их к умственному труду. Главная задача школы, отмечал П.Ф.Кап­те­рев, заключается не в сообщении ученикам возможно большей суммы сведений, а в наиболее полном развитии их умственных способностей и познавательных интересов, в формировании навыков самостоятельного мышления. Такая задача может быть решена не любыми способами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, делать простые обобщения и выводы. Истинно развивающее обучение ведет учеников к размышлению и исследованию: "Знание готовое, законченное, сформированное в одной голове и в этом законченном виде перенесенное в другую голову, едва ли может быть полезно для этой последней. Это будет мертвое знание". П.Ф.Каптерев верно определил главное в умственном образовании - оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Это качество достигается тогда, когда научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя.

Большое значение придавал П.Ф.Каптерев использованию возможностей учебного процесса для развития и воспитания учащихся. В школе, отмечал он, учитывается лишь учебный результат ученика, а не то, какой ценой он получен: "Тройка одного ученика может стоить пятерки другого, если эта тройка получена ценой большого волевого усилия и напряжения характера". Воспитательные возможности процесса обучения Каптерев видит и в другом: в интересном уроке и умелом использовании учителем методических приемов. Хороший урок он, например, характеризует тремя основными чертами: а) познавательным интересом, б) основательной проработкой учебного материала, в) наличием упражнений не только для ума, но и для воли. Урок тогда бывает интересен, подчеркивал П.Ф.Каптерев, когда научный материал привлекает внимание учащихся своей неожиданной стороной, когда соблюдается мера конкретного и отвлеченного, связь последующего с предыдущим, когда обеспечивается систематичность мыш­ления, а само занятие ведется живо, с использованием разнообразного материала. Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева наиболее полно представлены в его работе "Дидактические очерки. Теория образования".

Одна из основных идей в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева - идея о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Наиболее ярко она выражена в его работах "Педагогический процесс", "Педагогическая психология", в статье "О саморазвитии и самовоспитании". Фактически каждый организм, пишет Каптерев, заключает в себе самом источник деятельности. Внешние впечатления - возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности. Исходя из того, что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания.

П.Ф.Каптерев известен в педагогике и как автор многих монографий по русской истории педагогики, получивших всеобщее признание и оценку его современников. Это такие работы, как "Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели", "История русской педагогии", статьи "Развитие мировоззрения Н.И.Пирогова", "Общий характер педагогических статей Н.А.Добролюбова" и др. [27, 7-34].

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!