Определение уровней: каништха, мадхьяма, уттама



 

Определение положения преданного в духовной иерархии – дело весьма непростое и опасное. Это тема для отдельной книги. Здесь мы лишь вкратце дадим общие определения и некоторые основные признаки каждой из трёх категорий вайшнавов.

 

Каништха

 

Определение из «Шримад-Бхагаватам»: «Того, кто с верой и преданностью поклоняется Божеству в храме[106], но не знает, как вести себя с преданными и другими людьми, называют пракрита-бхактой, или каништха-адхикари»[107]* (11.2.47; перевод взят из «Нектара наставлений»).

«Кто такой каништха-адхикари? Тот, кто не общается с возвышенными вайшнавами, а лишь поклоняется Божеству и думает, что более продвинут, чем все остальные» (СВН).

Основываясь на вышеприведённых ссылках, выделим основные признаки каништха-вайшнава:

· получил посвящение у истинного духовного учителя;

· повторяет Святое имя и пытается следовать регулирующим принципам бхакти и указаниям духовного учителя;

· имеет веру в Личность Бога и утверждения шастр и желает следовать им; однако вера эта слаба и податлива – если он встретится с сильным оппонентом, то его вера может пошатнуться;

· почитает только Господа и Гуру, остальных преданных считает недостойными служения, а к материалистам и представителям других верований относится пренебрежительно;

· имеет некоторую, поверхностную самбандха-гьяну[108];

· его бхакти осквернено материальными желаниями, желанием освобождения и прочими загрязнениями, не связанными с кришна-анукулом (желанием доставить удовольствие Шри Кришне и Гуру);

· имеет склонность к падению.

 

Каништху по-другому называют пракрита-бхактой – буквально, «материалистичным преданным». Так как до своей сознательной духовной жизни он привык подходить ко всему с материалистическими мерками, этот же подход он по инерции применяет и к бхакти. Это выражается в том, что, несмотря на полученное знание (а точнее, информацию), он не имеет глубокого осознания следующих положений:

· Божества неотличны от Господа;

· Святое Имя неотлично от Господа;

· Кришна и Его экспансии суть одно;

· Трансцендентности игр Господа;

· Духовной природы Святой дхамы;

· Духовной природы Шри Гуру;

· Своей духовной природы;

· Связи между всеми живыми существами, основанной на присутствии Господа в их сердце;

· Связи материи (материальной энергии) с Господом;

· И так далее.

Мадхьяма

 

«Мадхьяма» буквально означает «средний», то есть «преданный среднего уровня».

«Мадхьяма-адхикари — это преданный, который получил от духовного учителя посвящение и, следуя его указаниям, отдает все своё время трансцендентному любовному служению Господу» (НП). «Он не знает шастры в совершенстве, лишь до некоторой степени. То, что он знает, он усвоил хорошо, но не до конца. Его понимание неполно, но у него твёрдая вера (дрдха шраддхаван). Другими словами, его можно победить в споре. Но его шраддха, почитание Кришны, уверенность в словах гуру, шастр и Бхагавана так сильны, что он никогда не оставит поклонения, повторения, памятования и т.д. Его практика непоколебима» (СВН).

«Тот, кто обладает любовью к Всевышнему Господу, кто дружит с Его преданными, проявляет милость к невинным душам, лишённым знания о преданном служении, кто избегает злобных людей, враждебно настроенных по отношению к Господу и Его преданным, – должен считаться мадхьяма-вайшнавом, преданным среднего уровня» („Шримад-Бхагаватам“ 11.2.46, цит по ДД).

Приведём основные признаки мадхьяма-вайшнава, опираясь на эти ссылки:

· он имеет твёрдую веру в шастры, Бхагавана и процесс бхакти (то есть он твёрдо убеждён в том, что, просто совершая бхакти, он исполнит все виды долгов и достигнет высшей цели жизни);

· принимает только то, что благоприятно для бхакти, отвергая всё неблагоприятное;

· имеет глубокое (но неполное) понимание шастр;

· непоколебим в своей практике;

· всё своё время посвящает преданному служению;

· имеет привязанность и вкус к повторению Святого имени;

· не совершает оскорблений Святого имени (то есть десяти нама-апарадх);

· постоянно ищет всё новые способы распространения сознания Кришны;

· освобождённая душа: вышел из-под влияния гун природы (брахма-бхута);

· не скорбит и не жалеет ни о чём материальном;

· постоянно черпает радость в природе своей души (прасанна-атма);

· не имеет материальных желаний;

· полностью контролирует побуждения своих чувств[109];

· обуздал свой ум;

· бесстрашен;

· сат-шишья, совершенный ученик (полностью следует всем указаниям своего Гуру);

· совершает вишрамбха-севу (служение, проникнутое близкой дружбой и лишённое благоговейного страха) своему Гуру (дикша- или шикша-);

· дружелюбно настроен ко всем живым существам (не деля их на друзей и врагов);

· проявляет сострадание к невинным;

· воспринимает боль других живых существ как собственную;

· избегает дурного общения;

· избавился от большинства анартх;

· имеет благоприятные качества[110].

 

Уттама

 

«Уттама» означает буквально «над (ут) невежеством (тамасом)», то есть «тот, кто находится над невежеством материального мира».

Уттама-вайшнава распознать тяжелее всего, так как для этого нужно особое в и дение. Порой он может вести себя как безумец, а порой – как обычный вайшнав-каништха. Поэтому неофит не способен правильно оценить преданного высочайшей категории (подобно тому как животное не способно понять человека). Тем не менее, всё-таки есть признаки, помогающие распознать уттама-вайшнава.

«Преданный, находящийся на самой высшей ступени бхакти, уттама-бхагавата, видит в сердце каждого живого существа и даже в каждом неодушевлённом предмете Своего Господа, согласно своему настроению любви к Нему. Он также видит, что всё и вся пребывает в Господе, который есть изначальная причина всех причин»* (11.2.45, ДД).

«Тот, кто в совершенстве познал все заключения Священных писаний и способен на их основе разбить все доводы оппонентов, а также имеет твёрдую веру, именуется уттама-адхикари. Такой преданный способен освободить весь мир»* (Мадхья, 22.65). В отличие от мадхьяма-адхикари, вера такого вайшнава очень глубока.

«Тот, при одном виде которого на языке Само появляется Святое имя, именуется преданным высшей категории» (Чч).

Учитывая вышеприведённые стихи, а также некоторые другие утверждения шастр, выделим основные признаки уттама-вайшнава:

· преданный такого уровня очень редок (судурлабха);

· он видит во всём своё почитаемое Божество (согласно настроению своей любви);

· его бхаджан направлен исключительно на одну форму Бхагавана; всё остальное он отвергает как неблагоприятное для своего бхакти;

· воспринимает материальный мир как духовный;

· видит, что все живые существа, кроме него самого, служат Господу;

· в совершенстве знает суть всех Писаний;

· способен развеять все сомнения, касающиеся любых духовных вопросов;

· обладает очень глубокой верой;

· способен из любого человека сделать преданного[111];

· сохраняет спокойствие при любых обстоятельствах;

· не теряет ни секунды времени на что-либо, не имеющее отношения к бхакти;

· полностью отречён от этого мира;

· полностью лишён ложного эго;

· искренне считает, что у него нет и капли любви к Богу;

· в его сердце не осталось и следа желания критиковать других;

· испытывает сильное стремление к Господу;

· всегда наслаждается сильным вкусом к повторению Святого имени;

· имеет сильную привязанность к слушанию и повествованию о Господе;

· испытывает любовь и привязанность к местам, где Господь проводил Свои игры[112];

· время от времени проявляют признаки глубоких духовных переживаний любви к Господу (из глаз начинают ручьями льются слёзы, появляются «мурашки» на коже, волосы встают дыбом, голос прерывается и так далее);

· возвышенные вайшнавы признают его за уттаму.

Последний признак особенно актуален для каништха-бхакт, так как сами они могут легко спутать уттаму с каништхой, а каништху – с уттамой.

Следует добавить также, что иногда в целях проповеди уттама-адхикари «спускаются» на уровень мадхьяма-адхикари (так как в умонастроении уттамы - вследствие сильной поглощённостью любовью к Господу - они не различают уровни преданных). Тогда они «обретают» качества преданных средней категории (мадхьяма). Однако при этом уттама-вайшнавы не теряют своего высочайшего духовного положения.

Как себя вести? (Практическая сторона этикета)

 

Итак, определившись с параметрами оценки уровня преданных, приведём теперь некоторые практические аспекты этикета.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!