Этикет по отношению к духовным лидерам



 

Лидер занимает особое положение в любой социальной структуре. Умение руководить группой людей – это также одно из достояний, дарованное Богом. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин, 19:11).

Здесь необходимо понять следующее. Если в каком-то сообществе нет лидера, то неизбежно это приводит к хаосу. Чтобы сообщество успешно функционировало, должно быть руководство. Могут быть разные виды социальных структур: монархическая, тоталитарная, демократическая и так далее. У каждой из них есть свои недостатки. Однако многовековой опыт показывает, что все они лучше анархии (безвластия).

Проблема заключается только в том, что в Кали-югу правители лишены необходимых качеств, благодаря которым все подчинённые были бы полностью удовлетворены и вследствие этого эффективно исполняли бы свои обязанности. Отсюда – постоянное недовольство любым руководителем, каким бы он ни был.

Да, у лидеров есть свои недостатки. Но у кого их нет? Возьмём, к примеру, командира дивизии. Он может быть слишком строг, деспотичен, но, тем не менее, благодаря ему армия может сплочённо противостоять противнику. В таком случае, так ли уж существенны недостатки этого командира? Конечно, если он ведёт солдат в неверном направлении, преследуя собственные эгоистические цели, если он неспособен сплотить и вдохновить своих подопечных – это уже другое дело.

Применим эту аналогию к духовному сообществу. Наши «противники», с которыми мы сражаемся – это майя, невежество, анартхи. В одиночку у нас практически нет никаких шансов справиться с ними. Действуя же сообща, мы значительно увеличиваем свои шансы. Наш главный руководитель – это Гуру[115]. Только он способен привести нас к заветной цели. Однако, если мы не живём непосредственно рядом с ним, если мы ещё не достигли квалификации слышать его наставления изнутри, то, как ни крути, «на местах» нужны свои координаторы. Более подробно о том, какими качествами должен обладать духовный лидер, мы рассмотрели ранее в разделе «Конструктивная критика». Остаётся добавить только, в каких случаях его лучше оставить (эти принципы схожи с принципами отвержения неистинного гуру).

· Лидер откровенно нарушает основные регулирующие принципы.

· Проповедует откровенную апасиддханту.

· Не вдохновляет (это может происходить по нескольким причинам: мы уже превзошли его уровень; он создаёт недружественную, напряжённую атмосферу; его катха неинтересна; и другие).

· Без особой необходимости критикует вайшнавов (любых, но в особенности – чистых преданных).

 

В связи со всем вышеперечисленным сделаем заключение: к лидеру духовного сообщества необходим особый подход. «Умение руководить группой санкиртаны гораздо более ценно, чем любая другая деятельность. Об этом говорят «Бхагавад-гита» и Шри Чайтанья Махапрабху» (Письмо Тамалу Кришне Госвами, Бомбей, 13.11.1975).

В первую очередь следует оценивать позитивные «плоды» лидера:

* умеет ли он сплачивать преданных, вдохновлять их на преданное служение;

* как долго существует санга под его руководством;

* приводит ли он новых людей в сознание Кришны;

* остаются ли «старые» преданные.

Если эти плоды присутствуют, то нужно быть снисходительными к его недостаткам. Каждый из нас думает, что он всё сделал бы лучше, но если нам дать власть в руки, мы бы поняли, насколько это серьёзная и непростая ответственность. В силу своего положения лидер должен принимать определённые решения, которые могут не всем понравиться. «Всякое действие чревато каким-нибудь изъяном, подобно огню, который покрыт дымом. Поэтому человек не должен отказываться от выполнения предписанных ему обязанностей, даже если в его действиях полно недостатков» (18.48).


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!