Технологии, ориентированные на развитие творческой индивидуальности учащихся (И.П. Волков)



Волков -это учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он, учитель рисования и пения, убедился в том, что все дети талантливы. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что “все дети обладают разнообразными потенциальными способностями”. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, в учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков— все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика. Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. И.П. Волков их определяет так.

1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года и установить свой ритм работы. 2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку. 3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в “творческой книжке”. И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.

В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем. Так ийога для начинающих, она формирует интерес у младшего поколения, для дальнейшей эволюции души.


 

52. Г.С. Альтшуллер – автор ТРИЗ и ЖСТЛ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Это одна из теорий развития творческого человека. Автором ТРИЗ является Альтшуллер.

Уровни теории:

1.Уровень предполагает использование готового решения для готовой задачи;

2.Уровень предоставляет возможность выбора одного варианта возможно традиционного из нескольких представленных;

3.Уровень подразумевает изменение исходных задач и соответственно отказ от стереотипного её решения;

4. Уровень предусматривает и то и другое, т.е. поиск новой задачи и её оригинальное решение;

5. Уровень, когда вы сами открываете проблему и достижение принципиального нового способа решения;

Прогноз автора ТРИЗ о вероятности использования этой технологии в самых разных областях дея-ти подтвердился в полной мере.

Существует теория 5 уровней художественного творчества, автор Мурашковский.

Альтшуллер является автором ещё одной теории ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой жизни личности).

Он определил, что рекомендации, касающиеся изобретательности обладают свойством универсальности. На их основе может формироваться жизненный путь творческого человека.

Начиная с книг Г.С. Альтшуллера по изобретательству, написанных и изданных в 60-е годы XX-го века можно найти отдельные фрагменты, которые позже вошли в текст ЖСТЛ... «ТРИЗ - это система. Как система ТРИЗ подчиняется всем законам системного развития. С какого-то момента чисто техническая теория перешла в надсистему. Наверное, с 85-го года примерно. Главным с точки зрения исследований на мой взгляд, сегодня является не ТРИЗ, а ТРТЛ - теория развития творческой личности, которая отпочковывается от ТРИЗ. Бурно развивается ТРТЛ. Исследовано около 1000 биографий, выделены общие моменты, и получилась такая картина: всю жизнь ТЛ можно представить цепочкой ходов, шагов. Воспользуемся аналогией с шахматной партией и разыграем условную интегральную шахматную партию Творческая личность - Внешние обстоятельства. Творческая личность стремится к творческой цели, а внешние обстоятельства однозначно мешают ей. То есть, конечно, бывает, что в какой-то момент времени ТЛ получает помощь, поддержку от внешней среды, но это благополучный случай, здесь нет проблем. А проблемы вот: ТЛ сделала один ход - в ответ получила мат, три хода, четыре хода - вот такая игра... Так вот один из первых ходов называется «Встреча с Чудом».


 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!