ГЛАВА 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ 6 страница



Св. Павел отчаянно восклицает практически то же самое:

"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. ... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня [истинное "Я"] от сего тела смерти?". 40

Это истинное "Я" есть Бог - Бог торжествующий, Бог-Творец, Бог-Спаситель человека. Выражаясь словами Св. Павла, это "Христос в нас, упование славы". "Я" становится фактом в нашем сознании, а не просто теорией, на которую возлагалось столько надежд.

________

39 Бхагавад Гита, VI, 6.

40 Римлянам, VII, 18, 22, 23, 24.

Медитация превращает наши убеждения в установленные факты, а наши теории - в доказанный опыт. Утверждение Св. Павла остаётся всего лишь возможной концепцией, пока Христова жизнь не пробуждена посредством медитации и не стала доминирующим фактором нашей жизни. Мы говорим о себе как о божественных существах и сынах Бога. Мы знаем о тех, кто явил миру свою божественность и находится в авангарде достижений человечества, свидетельствуя о способностях, выходящих за пределы наших возможностей. Внутри себя мы сознаём устремления, ведущие нас к знанию, и внутренние порывы, побуждавшие человечество восходить по ступеням эволюции до его нынешнего уровня, который мы называем уровнем образованных людей. Божественный импульс поднял нас с уровня пещерного человека до современного цивилизованного состояния. Помимо всего прочего, мы знаем о тех, кто обладает, или утверждает, что обладает, видением небесного, к которому мы стремимся приобщиться, и кто свидетельствует о прямом пути к центру божественной Реальности, последовать к которой за ними они приглашают нас. Нам говорят, что возможен прямой опыт и что ключевая нота современности суммирована в словах "от авторитета к опыту". Как мы можем это познать? Как можно получить этот прямой опыт, будучи свободными от вмешательства какого то бы ни было посредника? Ответ таков: существует метод, которым пользовались на протяжении бесчисленных тысячелетий, и научно обоснованный процесс, который был сформулирован и применялся мыслителями всех времен и с помощью которого они стали знающими. По-видимому, образование исполнило свою основную работу по подготовке ума к тому, чтобы начать медитативную работу. Оно помогло нам понять, что мы располагаем соответствующим аппаратом, и научило некоторых из нас способам его использования. Психологи сообщили нам многое о наших ментальных реакциях и наших инстинктивных привычках. Теперь человек должен сознательно овладеть своим инструментом и перейти от начальных ступеней образования в те классы и лаборатории, где можно самостоятельно удостовериться в существовании Бога, достигнув тем самым цели любого образования. Кто-то сказал, что мир - это не тюремная камера, а духовный детский сад, в котором миллионы растерянных детей пытаются прочитать по складам слово "Бог". Наш ум гонит нас из стороны в сторону в попытках изложить истину - вплоть до того дня, когда мы, изнурённые, удаляемся, наконец, внутрь себя, начинаем медитировать и обретаем Бога. Как сказал д-р Оверстрит, "тогда весь наш упорный поиск найдёт объяснение и смысл. Это Бог, действующий в нас. Когда мы откроем более надёжные ценности или когда мы их создадим, мы будем выражать Бога в нашей собственной жизни."41

Кроме того, можно определить медитацию как метод, посредством которого человек достигает славы раскрытого "Я", отбрасывая форму за формой. Наши школы и университеты - не единственный источник образования и воспитания. Величайшей из всех школ является опыт самой жизни и её уроки, которые мы усваиваем, последовательно отождествляясь с различными формами - формами удовольствия, формами тех, кого мы любим, формами желания, знания - их список бесконечен. Ибо что такое формы, как не те подмены, которые мы сами создаём и затем лелеем как объекты поклонения, или идеи счастья и истины, созданные другими, к которым мы из всех сил стремимся и в результате видим, как они исчезают в тумане перед нашим усталым взором. Мы ищем удовлетворения в феноменах разного рода и видим, как они обращаются в прах, пока не достигаем той неосязаемой, но бесконечной реальности, которая всех их вызвала к жизни. Тот, кто видит во всех формах символы реальности, уверенно идет по пути к соприкосновению с "Я". Тем не менее, достижение этого требует ментального восприятия и направленной интуиции. Похоже, что сэр Джеймс Джине уловил видение этого, когда сказал:

"Явления доходят до нас в облачении пространства и времени; они - зашифрованные послания, окончательный смысл которых мы не постигнем, пока не узнаем, как расшифровать их, лишив их этой пространственно-временной оболочки."42

________

41 Оверстрит, Χ. Α., Постоянный поиск, стр. 265.

42 Джине, Сэр Джеймс, Вселенная вокруг нас, стр. 339.

Человек - это точка божественного света, сокрытая несколькими обёртывающими её оболочками подобно свету в светильнике. Светильник может быть либо закрыт и тёмен, либо открыт и светел. Он может либо светить людям, либо быть скрытым и потому бесполезным для других. В фундаментальной книге по медитации "Йога-сутры Патанджали", переложение которой вместе с комментариями к сутрам содержатся в моей книге "Свет Души", нам говорится, что правильная дисциплина и медитация "постепенно устраняют то, что затмевает свет", и что "когда духовный ум... отражается в субстанции ума, приходит осознание 'Я'".43 В определённой точке истории каждого человеческого существа происходит колоссальный кризис, когда должен быть воспринят свет, приходящий через правильно используемый ум, и когда неизбежно достигается контакт с Божественным. Патанджали подчёркивает это в следующих словах: "Перенос сознания из низшего проводника в высший является частью творческого эволюционного процесса."44 Медленно и постепенно становится возможной работа по обретению прямого знания и раскрытию славы, скрытой в каждой форме. Секрет состоит в том, чтобы узнать, когда пришло время, и не пропустить момент благоприятной возможности. Майстер Экхарт говорит:

"Если душа очищена от всех своих оболочек, Бог явственно предстаёт её взору и открывает ей Себя, ничего не утаивая. Пока душа не сбросит все свои покрывала, неважно, насколько тонкие, она не сможет узреть Бога."45

________

43 Бейли, Алиса А., Свет Души, книга II, сутра 52.

44 Там же, книга IV, сутра 2.

45 Пфайфер, Франц, Майстер Экхарт, стр. 114.

Таким образом, Восток и Запад излагают одну и ту же идею в идентичных символах.

Итак, медитация представляет собой упорядоченный процесс, посредством которого человек находит Бога. Это испытанная и веками используемая система, неизбежно открывающая божественное. Здесь особенно важны слова "упорядоченный процесс". Необходимо соблюдать определённые правила, предпринимать определённые конкретные шаги и испытать определённые стадии раскрытия, прежде чем человек сможет обрести плоды медитации. Мы усвоили, что это часть эволюционного процесса, и подобно всему в природе он вершится медленно, но верно, и неизменен в своих результатах. Для человека, готового подчиниться правилам и работать систематически, разочарования быть не может. Медитация требует самоконтроля во всем, и если медитативная работа не сопровождается выполнением всех требований "упорядоченного процесса" (таких как самоконтроль и активное служение), цель не будет достигнута. Фанатизм совершенно не нужен. Об этом ясно сказано в Бхагавад Гите:

"Не существует медитации для того, кто ест слишком мало или слишком много, или для того, кто привык спать слишком мало или слишком много. Но для того, кто регулярен в еде и в работе, во сне и в бодрствовании, медитация становится средством устранения всех страдании."46

Медитацию можно справедливо рассматривать как часть естественного процесса, который до сих пор вёл человека по пути эволюции от стадии, мало отличавшейся от стадии животного, до стадии, на которой стали возможны нынешние ментальные и научные достижения и духовные поиски. Центр сознания человека постепенно смещался, и его сознание постепенно фокусировалось на постоянно расширявшейся сфере контактов. Человек уже перешёл от чисто животного, физического состояния бытия к стадии интенсивной эмоционально-чувственной осведомленности, на которой и пребывает в настоящее время. Однако миллионы людей уже вышли за пределы этой стадии и достигли более высокой сферы осведомлённости, которую мы называем умом. Ещё одна группа, гораздо менее многочисленная, переходит на уровень, где возможен универсальный диапазон контактов. Их мы называем Знающими. Через все используемые методы проходит золотая нить божественной цели, и путь перехода от человеческого сознания к сознанию и осведомленности души - это путь медитации.

________

46 Бхагавад Гита, VI, 16-17.

Этот процесс раскрытия "Я" через переориентацию формальной стороны жизни и достижение в итоге такой чистоты всех оболочек, когда они уже не могут скрывать его, можно описать как процесс трансмутации, а также как процесс переноса сознания.

Трансмутация - это изменение и перенаправление энергий ума, эмоций и физической природы с тем, чтобы они могли способствовать раскрытию "Я", а не просто развитию физической и телесной природы.

Например, нам сказано, что у нас есть пять основных инстинктов, которые мы разделяем со всеми животными. При использовании в эгоистических личных целях, они усиливают телесную жизнь, укрепляют форму, или материальную природу, и тем самым служат дальнейшему сокрытию "Я", или духовного человека. Они должны быть преобразованы в свои высшие соответствия, ибо каждый животный инстинкт имеет свой духовный прототип. Инстинкт самосохранения должен быть в конце концов вытеснен сознанием бессмертия, и человек, "вечно живущий в Вечности", будет ходить по Земле, исполняя свое предназначение. Тот инстинкт, который побуждает низшее "я" утверждать себя на пути, устремлённом вперед и вверх, будет в итоге преобразован в господство высшего, или духовного, "Я". Самоутверждение малого, или низшего, "я" уступит место утверждению высшего "Я". Секс, представляющий собой животный инстинкт, могущественно управляющий всеми животными формами, уступит место более высокому влечению и в своем самом благородном аспекте вызовет сознательное притяжение и объединение души и её носителя; а стадный инстинкт будет преобразован в групповое сознание. Пятый инстинкт, а именно стремление к исследованию и удовлетворению любопытства, характеризующий все умы на высоком и низком уровне, уступит место интуитивному восприятию и постижению; так завершится великая работа, и духовный человек станет господином своего создания, человеческого существа, и возвысит все свои атрибуты и аспекты.

Благодаря медитации ум обогащается духовным знанием. Отталкиваясь от объёма обычного знания мы постоянно расширяем наше понимание самого термина "знание" до тех пор, пока знание не сольётся с мудростью. Последняя представляет собой прямое знание Бога посредством ментальной способности, так что мы становимся тем, чем мы являемся, и обретаем способность проявлять свою божественную природу. В одной из своих работ Тагор определяет медитацию как "проникновение в великую истину до тех пор, пока она не завладеет нами", а "истина" и "Бог" - синонимы. Как нам говорят, ум познаёт два объекта: внешний мир посредством пяти органов чувств и мозга, и душу с её миром посредством того, что можно определить как интровертное использование ума и его интенсивное фокусирование на новой и необычной сфере контактов. Тогда "субстанция ума, отражающая как познающего ("Я"), так и познаваемое, становится всеведущей..., она становится инструментом "Я" и ... служит объединяющим фактором".47 Всё будет открыто тому, кто правильно медитирует. Он постигнет скрытые явления природы и тайны жизни духа. Он также будет знать, каким образом он знает.

Итак, медитация помогает осуществлять объединение, или искупление*.

Западный мистик может говорить об Искуплении, в то время как его собрат на Востоке говорит о Раджа-Йоге, Объединении, или Освобождении. При этом имеется в виду одно и то же. Оба хотят сказать, что ум и душа (Христос внутри нас, или Высшее "Я") начинают функционировать как единое координированное целое, тем самым в совершенстве выражая волю Бога, обитающего внутри нас. В своей книге "Человек и его становление" Рене Генон предлагает следующие интересные комментарии к слову "объединение", вполне уместные в данном контексте:

"Эта отождествление осуществляется посредством Йоги, то есть внутреннего, сокровенного объединения существа с Божественным, или, если хотите, Универсальным, принципом. По существу, истинный смысл слова Йога - "объединение" и ничего больше... Следует отметить, что, строго говоря, реализация этого объединения не должна рассматриваться как 'достижение' или как 'осуществление чего-либо, до того не существующего', по выражению Шанкарачарьи, ибо в данном случае объединение, хотя оно в действительности ещё не реализовано в том смысле, который мы здесь имеем в виду, тем не менее существует потенциально или, скорее, виртуально; в сущности, имеет место действительно реальное достижение индивидуумом... сознания, которое истинно испокон веков."48

Посредством регулярной медитации постепенно устанавливается связь между душой и её инструментом, пока не достигается такой момент, когда они становятся буквально едины. Тогда оболочки начинают служить просто проявлению света внутреннего Сына Божьего; тогда физическое тело находится под прямым контролем души, поскольку просветлённый ум передаёт (как мы увидим позже) знание души в физический мозг; эмоциональная природа очищена и просто отражает природу любви души, подобно тому как ум отражает замыслы Бога. Таким образом, до сих пор неорганизованные и разобщённые аспекты человеческого существа синтезируются, объединяются и приводятся в состояние гармоничных отношений друг с другом и с душой, своим создателем, своим источником энергии и своей движущей силой.

________

47 Бейли, Алиса А., Свет Души, книга IV, сутры 23-24.

* См. также стр. 52. Прим. Ред.

48 Генон, Рене, Человек и его становление, стр. 37.

Эта наука единения требует дисциплины жизни и экспериментально отыскиваемой системы координации. Её метод - сфокусированное внимание, контроль ума, или медитация; он представляет собой способ развития, посредством которого мы осуществляем объединение с душой и становимся осведомлёнными о внутренних состояниях сознания. В известных строках Браунинга выражается итог в этом вопросе:

"Сокрыта истина внутри у нас.

Её нельзя найти во внешнем мире.

Как в крепость тайную она заключена,

Укрытая надежно плотью грубой.


И знание, которое спасёт,

К которому стремимся неустанно,

Откроет дверь для узницы прекрасной

И путь откроет свету, что внутри,

Который раньше мы вовне искали".49

Таким образом, цель науки медитации состоит в том, чтобы помочь человеку стать во внешнем проявлении тем, чем он является во внутренней реальности, и помочь ему отождествиться с аспектом своей души, а не просто со своими низшими характеристиками. Это быстрый процесс для раскрывающегося мыслящего сознания, но в таком случае он должен инициироваться и проводиться самостоятельно. В медитации ум используется как инструмент для наблюдения за вечно существующими состояниями и со временем должен стать инструментом просветления, через который душа, или "Я", передаёт знание в физический мозг.

________

49 Браунинг, Роберт, Парацельс.

В результате медитация приносит просветление. В своей книге Проповедей, написанной в XIV веке, Майстер Экхарт говорит:

"Три типа людей видят Бога. Люди первого типа видят его в вере; они знают о нём не более, чем могут различить через ширму. Люди второго типа созерцают его в свете благодати, но только как ответ на свои страстные устремления; они видят его наделяющим их добротой, преданностью, духовностью и тому подобным. ... Люди третьего типа видят его в божественном свете".50

Это тот свет, который открывается в процессе медитации и с которым мы учимся работать.

Сердце мира - свет, и в этом свете мы увидим Бога. В этом свете мы находим себя. В этом свете открывается всё. Патанджали говорит нам, что "когда средства достижения объединения упорно практикуются и когда произведено очищение, приходит озарение, ведущее к полному просветлению". "Ум тогда стремится к просветлению как к истинной природе 'Я'".51

В результате медитации "проявляется сияние света. Это просветление происходит постепенно; оно развивается стадия за стадией".52

Позже мы исследуем эту тему более детально.

________

50 Пфайфер, Франц, Майстер Экхарт, стр. 191.

51 Бейли, Алиса А., Свет Души, книга II, сутра 28; книга IV, сутра 26.

52 Там же, книга III, сутры 5-6.

Посредством медитации как следствия всех предыдущих факторов раскрываются способности души. Каждый проводник, через который душа выражает себя, располагает некоторыми внутренними латентными силами, однако душа, источник каждой из них, обладает ими в чистейшей и наиболее возвышенной форме. Например, физический глаз является органом физического зрения. Ясновидение представляет собой ту же способность, проявляющуюся в том мире, который мы называем психическим миром, миром иллюзий, чувств и эмоций. Однако в душе та же самая способность проявлена как чистое восприятие, безошибочное духовное видение. Посредством медитации высшие соответствия низших физических и психических способностей приводятся в функциональную активность и занимают место своих низших выражений.

Эти способности раскрываются нормальным и естественным путём. Это происходит не потому, что их желают или сознательно развивают, а потому что, поскольку Бог внутри нас принимает на себя контроль и управление Своими телами, Его силы становятся очевидными на физическом плане и Его способности проявляются как познанные реальности.

Истинный мистик не останавливается на достижении этих сил и способностей, его интересует только Обладатель этих сил. Он сосредотачивается на "Я", а не на способностях этого "Я". По мере своего растущего погружения в Реальность, которой является он сам, силы души начинают проявляться естественным, безопасным и полезным образом. Майстер Экхарт подытоживает этот процесс следующим образом:


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!