ГЛАВА 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ 8 страница



"Слово 'ум' может использоваться в трёх смыслах; во-первых, как Ум, или Дух, в отношении той Активности, которую мы именуем Богом; во-вторых, как качество, проявляющееся на высокой стадии эволюционного прогресса; в-третьих, как психический атрибут, отыскивающий всеобщую взаимосвязь всех естественных событий".60

________

60 Морган, Ч. Ллойд, Эмерджентная эволюция, стр. 37.

Здесь перед нами идея божественной цели, универсального ума, человеческой ментальности, которой отличается на эволюционной шкале человек от животного, а также ссылка на универсальное психическое сознание, которое объемлет и одушевлённый, и так называемый неодушевлённый мир. Как человеческие существа, мы имеем дело с умом как качеством, появляющемся на высокой ступени эволюции. Для нас это способ, или средство. контакта, приёма информации из различных источников. Через пять органов чувств передаётся информация, и человек становится осведомлённым о мире физических явлений и психической жизни, в которую он погружен. Кроме того, ум регистрирует впечатления, исходящие от умов других людей, и мысли человека (как жившего давно, так и живущего ныне) передаются ему через написанное или произнесенное слово, через пьесы, живопись и музыку. Бóльшая их часть просто регистрируется и сохраняется, проявляясь впоследствии как память или предчувствие. Настроения, эмоциональные реакции, чувства и желания также сохраняются умом (высокого или низкого порядка), и это всё, на что способен средний человек. После регистрации информации подлинного размышления почти не происходит, и ясного формулирования мыслей нет. Облечь идеи в слова, которые бы ясно их выражали, - это одна из основных функций ума, однако как мало людей имеют идеи и порождают действительно разумные мысли! Их ум реагирует на то, что поступает к ним из внешнего мира, но не обладает собственной самоинициированной активностью.

Поэтому в настоящее время, в случае среднего человека, преобладает процесс восприятия, направленный из внешнего мира через органы чувств внутрь, к мозгу. Мозг передает полученную информацию в ум, который, в свою очередь, запечатлевает её. Этим по существу всё и исчерпывается.

Однако в случае истинно мыслящего человека происходит нечто большее. За регистрацией следует анализ происшедшего или информации, корреляция с другими эпизодами и исследование причин и следствий. "Умственное вещество", как говорят на востоке, вовлекается в активность; строятся мыслеформы и ментальные образы в соответствии с предложенной идеей. Затем, если необходимо, ясная мысль человека запечатлевается в мозгу, и так начинается обратная - по отношению к обычному порядку - активность. Но в случае мистика или человека, который начинает медитировать, раскрываются ещё большие способности. Он обнаруживает, что должным образом направляемый и дисциплинированный ум способен на более широкий и глубокий отклик; что он может стать осведомлённым об идеях и концепциях, которые эманируют из глубинных духовных сфер и передаются душой. Вместо впечатлений из повседневной внешней жизни, записываемых на чувствительной воспринимающей матрице ума, они могут приходить из царства души и порождаться активностью собственной души человека или другими душами, с которыми его душа может соприкасаться.

Тогда ум обретает новую способность, и в диапазон его контактов включается не только мир людей, но и мир душ. Его функция - исполнять роль посредника между душой и мозгом и передавать в мозг то, что человек осознал как душа. Это становится возможным, когда прежняя ментальная активность уступает место более высокой и когда ум временно становится невосприимчивым ко всем внешним, отвлекающим его внимание, факторам. Однако это достигается методами, отличающимися от тех, которые делают ум пассивным и воспринимающим; системы "отключения" ума или замораживания его в состоянии негативности или иной форме самогипноза не используются. Необходимое состояние достигается той изгоняющей силой, которую даёт новая и большая заинтересованность, сосредоточенное внимание сфокусированных ментальных способностей к новому миру явлений и силы. Это метод концентрации, первый и самый трудный шаг на пути просветления жизни.

Слово "концентрация" восходит к латинским словам "con-" (вместе) и "centrare" (центрировать). Оно означает "собирание вместе, стягивание к общему центру, или фокусной точке". Его смысл - собирание наших блуждающих мыслей и идей, удержание ума прочно и постоянно сфокусированным и центрированным на объекте нашего внутреннего внимания, без колебаний и отвлечения. Это требует устранения всего инородного или чуждого по отношению к предмету нашего наблюдения. Патанджали определяет концентрацию следующим образом: "Внимание, или концентрация, есть фиксация воспринимающего сознания на определенном объекте".61

________

61 Бейли, Алиса А., Свет Души, книга III, сутра 1.

Этот процесс требует обязательного различения между Мыслителем, аппаратом мышления, и тем, что рассматривается Мыслителем. Таким образом, мы должны различать между собой, то есть тем, кто мыслит, и тем, что мы используем для мышления, умом. Затем вступает и третий фактор - сама мысль.

Учащимся целесообразно с самого начала медитативной работы научиться видеть и ежедневно воспитывать привычку проводить эти фундаментальные различия. Учащиеся должны различать:

1. Мыслителя, истинное "Я", или Душу.

2. Ум, или аппарат, который Мыслитель стремится использовать.

3. Процесс мышления, или деятельность Мыслителя, запечатлевающего в уме (в уравновешенном состоянии) то, о чём он мыслит.

4. Мозг, на который, в свою очередь, воздействует ум, действующий как агент Мыслителя, чтобы передать впечатления или информацию.

Таким образом, концентрация представляет собой способность фокусировать сознание на конкретном предмете и удерживать его на нём столько времени, сколько необходимо. Это метод точного восприятия, способность правильно визуализировать, а также то качество, которое позволяет Мыслителю воспринимать и познавать поле своего восприятия. Синонимом концентрации является внимание, точнее, однонаправленное внимание. Интересно упомянуть, что по этому поводу говорит отец Марешаль, который указывал, что "внимание есть прямой путь к полному восприятию, к видениям, или, более обобщенно, к вере... Оно вызывает объединение ума по крайней мере на мгновение благодаря преобладанию одной группы мыслей... В то же время это 'ментальное единение', реализованное в той или иной мере в феномене внимания, является единственным субъективным условием, которое, как мы видели, всегда сопровождает истинное или ложное восприятие реального".62

________

62 Марешаль, Жозеф, Исследования по психологии мистиков, стр. 80.

Можно задать вопрос: как проще всего научиться концентрации? На него можно ответить словами французской пословицы: "Лучший способ устранить, это заменить". Можно прибегнуть к тому, что называют "изгоняющей силой нового увлечения". Глубокая заинтересованность новой интригующей проблемой и фокусирование внимания на новом динамичном вопросе автоматически делает ум сосредоточенным.

Другой возможный ответ: будьте всё время сосредоточены на всём, что вы делаете в течение дня. Концентрация быстро разовьётся, если мы будем культивировать привычку к точности во всех своих делах. Точная речь вызовет потребность в точном внимании ко всему, что мы говорим, читаем или слушаем, что потребует концентрации и разовьёт её. В конце концов, истинная медитация - это состояние ума, вырастающее из концентрации.

Таким образом, цель наших усилий - так натренировать ум, чтобы он стал нашим слугой, а не хозяином, и при этом развить способность к концентрации, подготавливающей к настоящей медитативной работе. Поэтому серьёзный учащийся будет культивировать пристальное внимание в своей повседневной жизни и тем самым научится управлять своим умом как аппаратом мышления.

Позвольте мне подчеркнуть необходимость постоянно сосредоточенного отношения к жизни. Секрет успеха можно выразить следующим образом: будь внимателен. Беседуя, читая книгу или занявшись писанием письма, будем устойчиво концентрировать свою мысль на том, что мы делаем, и так постепенно разовьём способность к концентрации.

К воспитанию в себе привычки находиться в таком состоянии следует добавить определенные упражнения по концентрации, выполняемые упорно и ежедневно. Имеется в виду фиксация внимания на конкретном объекте или на избранной теме размышления. За этим следует процесс постоянного и спокойного обучения себя умению абстрагировать сознание от внешнего мира и экзотерических обстоятельств и фокусировать его по желанию на любом объекте.

Регулярные, упорные ежедневные упражнения в концентрации преодолевают трудности удерживания внимания и приводят к следующим результатам:

1. Реорганизации ума.

2. Поляризации человека в его ментальном, а не эмоциональном, проводнике.

3. Отвлечению внимания человека от чувственного восприятия и выработке способности центрироваться в мозге, а не в солнечном сплетении, которое, подобно животным, используют в этом случае большинство людей.

4. Развитию способности мгновенной концентрации как предварительному условию медитации.

II. Стадия медитации

Патанджали определяет концентрацию как удерживание воспринимающего сознания в определённой области. Это предполагает, что различие с медитацией заключается только в продолжительности сосредоточения и, как представляется, сводит обе стадии к достижению контроля. Практикой концентрации достигается достаточный контроль, в результате чего учащийся может не беспокоиться о необходимости постоянно вспоминать о своей мысли. Так акт продолжительной концентрации даёт уму возможность контактировать с любым объектом, находящимся в пределах кольца-не-преступи выбранной области. Это кольцо-не-преступи устанавливается выбором слова или фразы в качестве предмета медитации, и если медитация проводится правильно, ум никогда не отступает от созерцания избранного объекта. Он остаётся сфокусированным и постоянно активным в течение всей медитации. Более того, уму не позволяется обращаться с объектом, или исходной мыслью, так, как ему вздумается. В практике концентрации у медитирующего должно всё время сохраняться осознание использования им своего ума. В медитации это осознание того, что ум используется, теряется, однако недопустима никакая мечтательность или следование случайным ассоциациям, возникающим в связи с исходной мыслью. Исходная мысль, или мысль-семя, избирается для какой-либо цели, - для воздействия на медитирующего, для воздействия в процессе служения на другое лицо, в связи с определённой духовной работой или на определенной стадии поиска мудрости. Если этот процесс проходит правильно, он не вызывает у медитирующего никакой реакции в форме удовольствия или неудовольствия, либо вызывает весьма незначительную реакцию. Эмоциональные реакции преодолеваются, и поэтому ум может действовать по своему усмотрению. В результате появляется никогда прежде недостигаемая ясность мысли, ведь при обычной активности ум всегда связан с каким-либо желанием и находится под его влиянием. В этом состоянии сознания желание преодолевается, подобно тому как на более поздней стадии созерцания преодолевается мышление. Когда ум приводится к пассивности запретом или монотонным повторением мысли, становится невозможным трансцендировать его для созерцания или использовать в медитации. Делать ум "пустым" не только глупо, но и по-настоящему опасно. В Йога-сутрах Патанджали мы находим следующие слова:

"Постепенное усмирение тенденции ума метаться от одного объекта к другому и развитие способности быть однонаправленным раскрывают способность созерцать".63

Медитация является результатом опыта. Это умение мгновенно достигать определённого состояния ума, наработанное благодаря долгой практике. В Бхагавад Гите указывается, что каждое действие требует участия следующих пяти факторов:

1. Материального инструмента мозга

2. Деятеля "Я"

3. Органа ума

4. Импульса энергии

5. Судьбы Кармы.64

________

63 Бейли, Алиса А., Свет Души, стр. 66.

64 Бхагавад Гита, XVIII, 13-14.

Медитация представляет собой весьма интенсивную активность, включающую, как будет установлено, все пять факторов.

Материальным инструментом, которым нам приходится пользоваться в медитации, является мозг. Многие полагают, что они должны выйти за пределы мозга, достичь неких невероятных высот и оставаться на вершине мысли, пока не случится нечто трансцендентальное, и тогда они смогут сказать, что познали Бога. На самом же деле требуется обрести контроль над умом и над протекающими в мозге процессами, так чтобы мозг стал чувствительным приёмником мыслей и желаний души, Высшего "Я", передаваемых Им посредством ума. Ум рассматривается как шестое чувство, а мозг - как принимающая пластина. Мы уже используем пять органов чувств в качестве каналов восприятия, постоянно передающих информацию в мозг. Благодаря им человеку становится доступной информация о пяти обширных сферах знания, или о пяти диапазонах вибраций. Майстер Экхарт так обобщил для нас эту концепцию, воплощающую позицию всех мистиков Востока и Запада:

"Прежде всего убедись, что твои внешние чувства должным образом контролируются... Затем обратись к внутренним чувствам, или благородным силам души, высшим и низшим, сначала к низшим, которые являются промежуточными между высшими силами и внешними чувствами. Низшие силы возбуждаются внешними чувствами и передают желанию то, что видит глаз и слышит ухо. В свою очередь, желание обычным путем предлагает это вторичной силе, называемой суждением, которая оценивает его и передаёт дальше, третьей силе, способности определять, или уму...

Кроме того, ум человека не должен быть напряжён..., тело должно быть избавлено от телесных трудов - не только руки, но и язык, а также все пять органов чувств. Душа лучше всего сохраняет ясность в спокойном теле, ибо в усталом теле её одолевает инерция. Затем напряжённым усилием мы совершаем путешествие в божественной любви в поисках интеллектуального видения, пока, расчистив путь посредством успокоенных чувств, не поднимемся над собственным умом в чудесную мудрость Бога... Человек, поднявшийся на вершину собственного ума, возвышается до Бога.65

________

65 Пфайфер, Франц, Майстер Экхарт, стр. 279, 47.

Посредством ума как управляемого инструмента душа может манипулировать импульсами, или потоками мысли. Эти силы вливаются в сферу опыта Мыслителя, и он должен научиться сознательно направлять их и работать с ними, чтобы добиться желаемых результатов.

Пятый фактор напоминает нам, что необходимо достичь определенного уровня эволюционного развития, прежде чем станет возможна настоящая медитация; необходимо проделать определённую работу и добиться нужной утончённости своего инструмента, прежде чем можно будет разумно и безопасно медитировать. Не все люди обладают достаточной оснащённостью, чтобы рассчитывать на полный успех в медитации, однако это никоим образом не должно расхолаживать учащегося. Всегда можно начать и заложить здоровую основу. Можно начать контролировать ментальные процессы и достичь немалого прогресса, создав аппарат, готовый для использования душой. При этом исследуется реакция физической природы, или природы формы, на три составные части медитации и на их совместное воздействие; производится оценка оживляющего эту форму качества и мотива, или причины, такого проявления формы. В то же время происходит постоянно углубляющаяся концентрация и всё более интенсивная медитация. Внимание всё более направляется внутрь, а всё внешнее отвергается; эта способность достигается не с помощью пассивности ума, а посредством очень острого и живого интереса. Методика медитации должна быть позитивной и не должна вести к негативному состоянию или трансу. Ум всё время должен быть активным и при этом ориентированным в одном направлении.

Наконец, наступает стадия, называемая блаженством, или отождествлением. Сознание больше не сфокусировано в интеллекте, но отождествляется с объектом медитативной работы. Мы рассмотрим эту стадию позднее.

Итак, имеем четыре стадии, которые можно суммировать следующим образом и которые образуют то, что называется "медитацией с семенем":

1. Медитация о природе конкретной формы.

2. Медитация о качестве конкретной формы.

3. Медитация о цели конкретной формы.

4. Медитация о жизни, оживотворяющей конкретную форму.

Все формы являются символами обитающей внутри жизни, и посредством медитации с семенем мы приходим к восприятию аспекта жизни.

В "Трактате о Космическом Огне'' содержится следующее высказывание:

"Мудрый учащийся будет рассматривать все формы выражения как символы по своей природе. Всякий символ можно интерпретировать тремя способами; сам по себе он - выражение идеи, назначение же самой этой идеи пока для нас непостижимо. Возможны следующие три интерпретации, или толкования, символа:

1. Экзотерическое толкование символа основано на его объективном использовании и на природе формы. Экзотерическое и субстанциальное служит двум целям:

а) Дать некоторые смутные указания на идею или концепцию. Это соединяет символ, в его экзотерической природе, с ментальным планом, но не освобождает его из трёх миров человеческого восприятия.

б) Ограничить, оградить и заточить идею, тем самым приспособив её к точке эволюции, достигнутой
Солнечным Логосом, Планетарным Логосом и человеком. Истинная природа скрытой идеи всегда мощнее, полнее и завершённое, чем та форма или символ, через которую она ищет выражения. Материя - это всего лишь символ центральной энергии. Всякого рода формы во всех царствах природы, проявленные оболочки в их самом широком
значении и совокупности - это лишь символы жизни, а что такое сама Жизнь, пока остается тайной.

2. Субъективное толкование символа раскрывает идею, стоящую за объективным проявлением. Бестелесная сама по себе, идея становится конкретной на плане объективности, а как утверждалось выше, в основе всякой формы без исключения лежит идея, какая бы группа творцов ни отвечала за её конструирование. Идеи эти становятся видимыми для учащегося, когда он вступает в Зал Учения, так же как экзотерическая форма символа - это всё, что замечает человек, который пока находится в Зале Неведения. Когда человек начинает пользоваться своим ментальным аппаратом и добивается хотя бы малого контакта со своим Эго, происходят три события:

а) Он проникает за форму и ищет её первопричину;

б) Со временем он обнаруживает душу, скрываемую каждой формой, и это ему удаётся благодаря знанию своей собственной души;

в) После этого он сам начинает формулировать идеи в оккультном смысле слова, порождая и проявляя ту энергию души, или субстанцию, которой, как он обнаруживает, он может манипулировать.

Учить людей работать в ментальной материи - значит учить их творить; учить людей познавать природу души - значит вводить их в сознательное соприкосновение с субъективной стороной проявления и дать им власть, или способность, работать с энергией души; дать людям раскрыть силы души - значит ввести их в согласованное взаимодействие с силами и энергиями, скрытыми в акаше и Анима Мунди.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!