ГЛАВА 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ 5 страница



________

34 Бейли, Алиса А., Душа и ее механизм, стр. 62.

По мере прогресса расы формируется ещё одно, четвёртое, "тело", ментальное, которое постепенно принимает на себя функции естественного активного контролёра. Подобно физическому и эмоциональному телам, этот ментальный механизм сначала полностью объективен в своей ориентации и вовлекается в активность посредством импульсов, поступающих к нему от внешнего мира через органы чувств. Становясь всё более позитивным, он начинает медленно, но верно доминировать над другими феноменальными аспектами человека, завершая строительство личности во всех её четырех аспектах и объединяя её как функционирующую единицу на физическом плане. По завершении этого процесса происходит кризис, и становится возможен новый этап развития и раскрытия.

Всё это время две энергии души, жизненная и умственная, действуют через проводники, причём человек не осведомлён об их источнике и цели. В результате их деятельности он становится, наконец, мыслящим, активным, высокоразвитым человеческим существом. Однако, как сказал Браунинг, "в совершенном человеке возникает стремленье к Богу",35 и божественная неуспокоенность направляет его к достижению сознательной осведомленности о своей душе и к осознанному контакту с ней - с этим невидимым фактором, который он ощущает, но о котором он остается лично не осведомлен. Теперь он приступает к процессу самовоспитания и интенсивного исследования своей истинной природы. Его личность, которая была устремлена к физической, эмоциональной и ментальной жизни, с её объективно сфокусированным вниманием, подвергается переориентации и обращается внутрь, к "Я". Фокус личности становится субъективным, а её целью становится проявление того "глубинного существа", о котором говорил Кайзерлинг. Начинается поиск сознательного объединения с душой, причём не только в эмоционально-чувственном аспекте истово верующего или мистика, нет, ведётся поиск прямого опыта. Знание о божественном "Я" и ментальная уверенность в факте существования внутреннего Сына Божьего становятся целью всех устремлений. Это не метод преданного верующего или мистика, движимого на поиски Бога импульсом любви своей эмоциональной природы. Это метод интеллектуального подхода и подчинения всей своей личности стремлению к духовным реальностям. Все чисто ментальные типы и истинно координированные личности в глубине души являются мистиками, когда-то, в одной из жизней, прошедшими стадию мистического поиска. Когда начинает господствовать интеллект и развивается ум, мистическая склонность может на время отступить в сферу подсознательного. В конце концов, акцент неизменно делается на воле к знанию, и импульс жизни (более не удовлетворенной внешними, поверхностными аспектами проявления) оказывается направленным к знанию души и использованию ума для постижения духовной истины.

________

35 Браунинг, Роберт, Парацельс.

Голова и сердце объединяются в едином усилии. Рассудок и чистый разум сливаются с любовью и преданностью; происходит полная переориентация личности в направлении новой области осведомленности. Отмечаются новые стадии осознания, постепенно начинает восприниматься новый феноменальный мир, и стремящийся начинает осознавать, что фокус его жизни и его сознание могут быть целиком подняты над прежней сферой устремления. Он обнаруживает, что может двигаться в Боге, обитать на Небесах и осознавать новый мир, находящийся внутри знакомых внешних форм. Он начинает рассматривать себя как сознательного обитателя другого царства природы, духовного, которое столь же реально и жизненно, столь же упорядоченно и феноменально, как и любое из известных нам. Он постепенно занимает позицию души по отношению к своему инструменту, человеческому телу. Он более не считает себя человеком, управляемым собственными эмоциями, движимым энергией и руководимым рассудком; он познает себя как "Я", мыслящее посредством ума, чувствующее посредством эмоций и действующее сознательно. Когда такое осознавание стабилизируется и становится постоянным, эволюционная работа на данном этапе завершается, достигается великое объединение "Я" и проводника его выражения. Так сознательно воплощается божественный Сын Божий.

Образование во всех своих многочисленных формах значительно ускорило координацию личности. Менталитет расы уверенно восходит по ступеням достижения. Сегодня благодаря обширным группам образованных, ментально сфокусированных людей, человечество стало готово к самоопределению и самоконтролю. Теперь можно приступить к интенсивному воспитанию индивидуума в соответствии с учением восточной системы. Воспитание и переориентация продвинутого человеческого существа должно найти своё место в нашем массовом образовании. Призыв к этому выражает данная книга и составляет её цель. Как человек может найти собственную душу или подтвердить факт её существования? Как он может приспособиться к условиям жизни души и начать сознательно и спонтанно функционировать как душа и как человек? Что он должен сделать, чтобы достичь единения души и её инструмента, что жизненно важно для удовлетворения насущной потребности своей природы? Как он может знать, а не просто верить, надеяться и стремиться?

Испытанный голос восточной мудрости доносит до нас всего одно слово: Медитация. Естественно, возникает вопрос: "И это всё?", и даётся ответ: "Да". Если правильно следовать технике медитации, если ключевой нотой жизни является упорство, то контакт с душой постоянно укрепляется. Результаты этого контакта проявляются в самодисциплине, очищении и в жизни устремления и служения. Как мы увидим, медитация в восточном смысле является строго ментальным процессом, ведущим к знанию души и просветлению. Фактом природы является то, что "как человек мыслит, таков он и есть".

________________

ГЛАВА 4. ЦЕЛИ МЕДИТАЦИИ

"Объединение достигается через подчинение психической природы
и обуздание активности читты, или ума.
Когда Йогин совершает это объединение,
он узнает себя таким, каков он есть в Реальности".

Патанджали

Если мы допускаем правильность теорий, изложенных в предыдущих главах, то могут оказаться полезными ясное формулирование той конкретной цели, к которой стремится образованный человек, приступая к практике медитации, и осознание отличий медитации от того, что христиане называют молитвой. Ясное представление об этих двух моментах совершенно необходимо, если мы хотим добиться практического прогресса. Задача, стоящая перед исследователем, очень нелегка. Ему потребуется нечто большее, нежели период энтузиазма и временное усилие, если он действительно желает овладеть этой наукой и добиться эффективности в применении её технического аспекта. Рассмотрим сначала второй пункт и сопоставим два метода, молитву и медитацию. Возможно, лучшее описание молитвы - хорошо известные всем нам строки Дж. Монтгомери:

Молитва есть желание души,

Движение сокрытого огня,

Которое в груди трепещет.

Её в словах или в безмолвии возносим.

Здесь речь идет о желании и просьбе; источником этого желания является сердце. Однако следует помнить, что сердечное желание может быть направлено как на обретение того, чего желает личность, так и на то небесное и трансцендентальное, чего жаждет душа. В любом случае основная идея - испросить желаемое при наличии фактора ожидания; в итоге, если вера просящего достаточно сильна, желаемое обретается.

Медитация отличается от молитвы тем, что доминирует, преимущественно, умственная ориентация, с помощью которой достигаются распознавания и осознание, становящиеся сформулированным знанием. В умах многих людей немало путаницы в связи с различием между этими методами. Бианко Сиенский на самом деле имел в виду медитацию, когда сказал: "Что такое молитва, как не прямое вознесение ума к Богу".

Массы людей, поляризованные в своей природе желания, обладая по преимуществу мистической направленностью, просят об удовлетворении своих нужд; в молитве они просят обретения желанных добродетелей; они умоляют внимающего Бога смягчить их проблемы, вступаются за дорогих и близких; они докучают Небу мольбой о ниспослании благ, материальных или духовных, которые, по их мнению, жизненно важны для их благополучия. Они добиваются качеств, обстоятельств, условий и таких факторов, которые облегчат их жизнь, предоставят им условия, в которых они будут в состоянии приносить пользу; в своих молитвах они просят освобождения от страданий и недугов или стремятся заставить Бога отозваться на их мольбу об откровении. Просьбы, мольбы и ожидание являются главными характеристиками их молитв; доминирует желание, при участии сердца. Эмоциональная природа человека и его чувствующая часть стремятся к удовлетворению потребностей, диапазон которых широк и вполне реален. Это подход сердца.

Можно различить четыре ступени молитвы:

1. Молитва о материальных благах и о помощи.

2. Молитва о ниспослании добродетелей и о добродетельном нраве.

3. Молитва за других, или посредническая молитва.

4. Молитва о просветлении и божественном осознании.

Исследование этих четырех типов молитвы показывает, что все они укоренены в природе желания и что четвертый тип подводит стремящегося к той точке, когда кончается молитва и начинается медитация. По-видимому, Сенека понимал это, когда говорил, что "не нужна никакая молитва, кроме просьбы о хорошем состоянии ума и о здоровье (целостности) души".

Медитация переносит эту работу в ментальную сферу; желание уступает место практической деятельности по подготовке к божественному знанию, человек, начавший свою долгую карьеру и жизненный опыт с желания как основного качества и достигший состояния обожания смутно различимой божественной Реальности, переходит теперь из мистического мира в мир интеллекта, ума и окончательной реализации. Молитва вместе с дисциплинированным бескорыстием порождает Мистика. Медитация в сочетании с организованным дисциплинированным служением порождает Знающего. Как мы рассмотрели ранее, мистик ощущает божественные реальности, воспринимает с вершин своего вдохновения мистическое видение и непрерывно стремится к постоянному повторению того экстатического состояния, до которого его вознесли молитва, обожание и поклонение. Обычно он оказывается совершенно не способным повторить это достижение по своей воле. Отец Пулен утверждает в своей работе Des Grâces d'Oraison ("О благодатях молитвы"), что состояние не является мистическим, если видящий способен вызвать его самостоятельно. В медитации дело обстоит прямо противоположным образом; посредством знания и понимания просветлённый человек может по собственной воле входить в царство душ и с пониманием участвовать в его жизни и находиться в иных присущих ему состояниях сознания. Один метод использует эмоциональную природу и основан на вере в Бога, который может что-то дать. Второй метод использует ментальную природу и основан на вере в божественность самого человека, хоть и не отрицает мистические предпосылки, свойственные первой группе.

Со временем будет установлено, что слова "мистик" и "мистический" используются весьма свободно и подразумевают не только мистика с его видениями и чувствительными реакциями, но также и тех, кто переходит в область чистого знания и достоверности. Эти понятия включают неожиданные и неуловимые состояния сознания, которые основаны на чистом устремлении и преданности, а также такие состояния сознания, которые являются результатом систематического интеллектуального подхода к Реальности и могут достигаться по желанию в соответствии с законами, усвоенными знающим. Бертран Рассел весьма интересно трактует эти типы, несмотря на использование им только одного термина "мистик" для передачи обоих смыслов. Его высказывания являются прекрасным введением в нашу тему:

"Во все времена и во всех частях света мистическая философия характеризовалась определёнными представлениями; их можно проиллюстрировать доктринами, которые мы сейчас обсуждаем.

Во-первых, это вера в озарение, которое отличается от рассудочного аналитического знания; вера в существование пути мудрости, обретаемой внезапно, пронзительной и императивной, противоположной медленному и не свободному от заблуждений исследованию внешних проявлений с помощью науки, всецело опирающейся на данные органов чувств.

Мистическое озарение начинается с ощущения неразгаданной тайны, сокрытой мудрости, которая внезапно стала явной и несомненной. Чувство уверенности и откровения предшествует конкретной убеждённости. Конкретная убеждённость, к которой приходит мистик, является результатом размышления о словесно невыразимом опыте, полученном в момент прозрения.

Первым и самым непосредственным следствием просветления является вера в существование пути познания, который можно назвать откровением, озарением, или интуицией в отличие от чувственного восприятия, логического мышления и анализа, рассматриваемых в качестве слепых поводырей, ведущих в болото иллюзии. С этой верой тесно связана концепция Реальности, пребывающей по ту сторону мира внешних форм и совершенно отличной от него. Эту Реальность воспринимают с восхищением, нередко переходящим в поклонение; она всегда ощущается как находящаяся повсюду и поблизости, будучи тонким образом отгорожена от восприятия органами чувств, и готовая воссиять для восприимчивого ума во всей своей славе даже сквозь очевидную человеческую глупость и порочность. Поэт, художник и влюблённый являются искателями этой славы: манящая красота, к которой они стремятся, является слабым отражением её солнца. В то же время мистик живёт в ясном свете этого видения: он знает то, что другие смутно ищут, знает таким знанием, рядом с которым всякое другое - просто невежество.

Вторая особенность мистицизма - это вера в единство и отказ допускать противодействие или разделение в чём бы то ни было.

Третья черта почти всей мистической метафизики - отрицание реальности Времени. Это следствие отрицания разделения: если всё едино, различия между прошлым и будущим должны восприниматься как иллюзорные.

Последней из доктрин мистицизма, которые нам предстоит рассмотреть, является вера в то, что всё зло - не более чем видимость, иллюзия, вызываемая разделением и противопоставлениями аналитического ума. Мистицизм вовсе не утверждает, что такие явления, как, например, жестокость, хороши, но отрицает их реальность на том основании, что они принадлежат к тому низшему миру фантомов, из которого мы должны освободиться через прозрение видения..."36

Однако мистический путь - это подготовка к пути знания, и там, где мистик останавливается, обожая своё видение и испытывая томление по Возлюбленному, эстафету принимает и продолжает стремящийся к истинному знанию. Д-р Беннет из Иельского Университета говорит, завершая свою книгу о мистицизме: "В конце подготовки мистик просто ждёт видения и события, которому он из осторожности не даёт слишком конкретного определения; он ждёт, полностью отдавая себе отчет в том, что его усилия довели его до предела возможного и что они должны быть завершены неким прикосновением извне".37 Эта мысль ограничивает концепцию сферой чувственного восприятия, однако не исчерпывает её. Существует также прямое знание. Существует понимание законов, управляющих этим новым царством бытия. Есть подчинение определённой новой процедуре и тем шагам и ключевым словам, которые ведут к вратам и обеспечивают их открытие. Именно здесь вступает в действие медитация и ум начинает учиться исполнять свою новую функцию передачи откровения. Посредством медитации единение, к которому стремится мистик, которое он предчувствует и краткий мимолетный опыт которого он получает, становится конкретным и познаётся вне всяких сомнений, будучи возобновляемым по желанию. В своей замечательной книге отец Жозеф Марешаль отмечает:

"...Символ пропадает, образность увядает, пространство исчезает, множественность сокращается, рассуждение умолкает, чувство протяжённости сжимается и рушится; интеллектуальная активность полностью концентрируется в своей интенсивности; постижение происходит без посредника, с высочайшей ясностью интуиции, Бытия, Бога...

Ум человека - это средство поиска интуиции, то есть ассимиляции простого и чистого Бытия, независимого, единого, без ограничений, без различения сущности и существования, возможного и действительного".38 (Курсив Э.Э.Б.)

________

36 Рассел, Бертран, Мистицизм и логика, стр. 8,9, 10, 11.

37 Беннет, Чарльз А., Философское исследование мистицизма, стр. 192.

38 Марешаль, Жозеф, Исследования Философии Мистиков, стр. 32. 101.

Теперь цель убеждённого мистика состоит в том, чтобы подчинить ум новой задаче раскрытия божественного. Чтобы успешно справиться с ней, ему необходимо ясное видение цели и незамутнённое понимание результатов, которые в конце концов предстоит продемонстрировать. Ему будет необходимо проницательное видение достоинств, с которыми он приступает к делу, а также не менее проницательная оценка собственных недостатков. Он должен добиться как можно более беспристрастного взгляда на себя и на свою ситуацию. В то же время необходимо достичь такого же уравновешенного видения цели и понимания чуда реализации и даров, которые он обретёт, когда его интерес будет отвлечён от того, что занимает его внимание сейчас, и направлен на более эзотерические ценности и стандарты.

Мы коснулись вопроса о том, что медитация переориентирует ум на Реальность и в случае правильного использования может вывести человека в другое царство природы, в другое состояние сознания и Бытия, в другое измерение. Целью достижения является обретение способности перемещаться в более высокие сферы мысли и осознания. Каковы же конкретные результаты такой переориентации?

Прежде всего, можно сказать, что медитация представляет собой науку, дающую нам возможность прямого восприятия Бога. Тот, Кем мы живем и движемся и существуем, более не является для нас объектом устремлений или символом божественной возможности. Мы познаём Бога как Вечную Причину и источник всего сущего, включая нас самих. Мы осознаём Целое. Мы становимся едины с Богом, становясь едиными с нашей собственной бессмертной душой, и когда наступает это великое событие, мы обнаруживаем, что сознание индивидуальной души является сознанием целого и что отдельность и разделение, различия и представление о "я" и "ты", о Боге и о сыне Божьем растворились в познании и осознании единства. Двойственность уступила место единству. Это Путь Единения. Интегрированная Личность трансцендирована благодаря упорядоченному процессу раскрытия души; наступило сознательное соединение низшего, или личностного, "я" с высшим, или божественным, "Я". Эту двойственность необходимо сначала осознать, а затем трансцендировать, прежде чем Истинное "Я" станет в сознании человека Высшим "Я". Сказано, что эти две части человека на протяжении веков не имеют ничего общего между собой; эти две части - духовная душа и природа формы. И всё же они извечно соединены друг с другом принципом ума, и в этом находится решение человеческой проблемы. В древней книге индусов "Бхагавад Гита" есть следующие многозначительные слова:

"У того, в ком "Я" покорило "я", "Я" - это друг для "я", но к тому, кто далек от "Я", его собственное "я" враждебно, подобно врагу".39


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!