ГЛАВА 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ 2 страница



Проблемой введения человека в права наследования того, что по праву принадлежит ему как человеческому существу, занимаются педагоги и психологи. Они должны подвести его к дверям мистического мира. Как ни парадоксально это может прозвучать, работа по введению человека в права его духовного наследования - это функция религии и науки. Д-р Пьюпин говорит, что "наука и религия дополняют друг друга, это два столпа портала, через который душа человека входит в мир, где обитает божественность". 12

________

12 Пьюпин, Майкл, Новая Реформация, стр. 217.

Давайте придадим слову "духовный" широкий смысл. Я не говорю здесь о религиозных истинах; формулировки теологов и деятелей церкви всех великих организаций могут как быть, так и не быть верными. Давайте будем использовать слово "духовный" в применении к миру света и красоты, порядка и цели, о котором говорят Священные Писания мира, который является объектом пристального исследования учёных и в который во все времена проникали первопроходцы рода человеческого и, возвратившись, делились с нами своим опытом. Давайте рассматривать все проявления жизни как духовные и тем самым расширять обычный смысл этого слова для обозначения энергий и сил, лежащих в основе всех форм природы и наделяющих каждую из них своими отличительными характеристиками и качествами.

На протяжении тысячелетий мистики и знающие всего мира свидетельствовали о своём опыте в тонких мирах, в которых они входили в контакт с силами и явлениями, не принадлежащими миру физическому. Они говорили о встречах с сонмами ангелов, упоминали "облако свидетелей"; они общались со старшими братьями расы, которые действуют в иных измерениях, проявляя силы, о которых не ведают обычные люди; они говорили о свете и славе, о прямом знании истины и о мире феноменов, который одинаков для мистиков всех рас. Возможно, значительную часть свидетельств стоит отбросить как следствия галлюцинаций; также может оказаться, что многие святые прежних времен были психопатическими личностями и невротиками; тем не менее, остаётся достаточно доводов и заслуживающих доверия свидетелей, подтверждающих эти доводы, чтобы укрепить нашу веру в их истинность. Эти свидетели мира невидимого говорили о мирах силы, делали сообщения, формировавшие мышление людей, и направляли жизнь миллионов. Они утверждали, что существует наука духовного знания и техника развития, с помощью которой человек может достичь мистического опыта и посредством которой он может познать Бога.

В данной книге мы будем изучать эту науку и постараемся раскрыть эту технику. Она имеет дело с правильным использованием ума, через который раскрывает себя мир душ, а также обнаруживается и открывается та тайная дверь, которая ведёт из тьмы к свету, от смерти к бессмертию и от нереального к Реальному.

Окончательное решение нашей мировой проблемы состоит в достижении нами этого знания, - знания, не являющегося ни восточным, ни западным, но известного как Западу, так и Востоку. Когда мы обменяемся рукопожатием с Востоком и соединим лучшие идеи Востока с лучшими идеями Запада, тогда мы будем располагать сбалансированным синтетическим учением, которое освободит будущие поколения. Этот процесс должен начаться в сфере образования и должен быть обращённым к молодежи.

На Западе сознание было сфокусировано на материальном аспекте жизни, и вся наша ментальная сила была сосредоточена на контроле и использовании материальных вещей, на совершенствовании физического комфорта и на накоплении собственности. На Востоке, где духовные реальности удерживались более последовательно, ментальная сила использовалась для медитации, концентрации и глубоких философско-метафизических исследований, однако массы людей, не способных к этому роду деятельности, оставались в ужасных с точки зрения физической жизни условиях. Через слияние достижений этих двух цивилизаций достигается равновесие (ускоренными темпами в настоящее время), с помощью которого раса как целое сможет проявить полноту своего могущества. Как Восток, так и Запад постепенно учатся - к общей выгоде - заимствовать друг у друга. Работа в этом направлении является одним из фундаментальных и необходимых элементов нынешнего цикла.

________________

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

"...Образование подвергается важной трансформации.
Из относительно внешнего процесса сообщения фактов
оно всё больше становится процессом пробуждения
более глубоких творческих возможностей, присущих индивидууму".

Х. А. Оверстрит

Одним из многочисленных факторов, приведших человечество к его нынешней точке развития, был рост и совершенствование методов и систем образования. Вначале они были в руках организованных религий, но сейчас практически полностью вышли из-под контроля религиозных организаций и находятся в ведении государства. В прошлом образование было в значительной мере окрашено богословием, а его методы диктовались клерикалами и священниками. Сейчас огромный корпус учителей готовится государством; любые религиозные пристрастия игнорируются по причине наличия множества различных религиозных организаций, так что направление обучения приняло почти исключительно материалистический научный характер. В прошлом как на Востоке, так и на Западе образование давалось наиболее продвинутым членам человеческого общества. Сегодня образование носит массовый характер. Стремясь понять, что ждёт людей в будущем и как улучшить (на наш взгляд) образование, следует иметь в виду эти два факта, поскольку посредством синтеза этих двух методов - индивидуального и массового образования, религиозного и научного - будет найден выход из создавшегося положения.

Как и всё прочее в переходный период, наши системы образования пребывают в состоянии неустойчивости и изменяются. Повсюду ощущается, что немало было сделано, чтобы поднять уровень развития человеческого ума, и в тоже время наблюдается глубинное разочарование результатами. Мы спрашиваем, обеспечивают ли наши системы образования максимум возможного. Мы ценим огромный прогресс, достигнутый за последние два столетия, и в то же время задаем вопрос, действительно ли мы, в конце концов, получаем от жизни столько, сколько могли бы получать люди, имея адекватную систему образования. Мы довольствуемся прогрессом знания, накоплением информации, контролем над силами природы и в то же время проводим университетские дебаты по поводу того, есть ли у нас подлинная культура. Мы учим наших детей запоминать огромный объем фактов и усваивать огромное количество самых разнообразных деталей, но тем не менее иногда спрашиваем себя, учим ли мы их при этом жить более разумно. Мы расходуем миллионы долларов на строительство и оборудование университетов и колледжей, и тем не менее самые дальновидные из наших просветителей глубоко озабочены тем, действительно ли данная система образования удовлетворяет потребности рядовых граждан. Оно явно не справляется со своей задачей в случае необычного ребенка или одарённых мужчин и женщин. Наш метод подготовки молодых людей, несомненно, подлежит суровому анализу. Только будущее сможет дать ответ, удастся ли найти какой-то выход из сложившейся ситуации, с помощью которого культурное развитие индивидуума могло бы следовать параллельно цивилизованному воспитанию масс через образование.

В век научных достижений и синтеза мысли во всех сферах человеческого знания один из наших педагогов д-р Руфус М. Джоунз пишет:

"Увы, ни одно из этих достижений не делает человека лучше. Не существует знака равенства между банковскими счетами и сердечной добротой. Знание никоим образом не то же самое, что мудрость или благородство духа... Никогда ранее не было такой огромной армии педагогов, занятых воспитанием молодежи страны; никогда в мировой истории не наблюдалось столь щедрых расходов на образование - как начальное, так и высшее. Тем не менее, общий эффект разочаровывает, и не цель не достигается. Наши учебные заведения выпускают определённое количество хороших ученых, а многим дают систему научных фактов. Тем не менее наблюдается достойная сожаления неудача в плане главной задачи образования, которой является, или должно являться, формирование характера, культуры духа и раскрытие души." 13

________

13 Джоунз, Руфус М., Потребность в духовной составляющей образования. World Unity Magazine, октябрь 1928.

Вплоть до 18-го века и Азия, и Европа обучали и воспитывали только индивидуума. Интенсивная подготовка давалась так называемым высшим классам, а также людям, обнаружившим выраженную склонность к духовной культуре. В рамках брахманской системы Востока и в монастырях Запада специализированная культура давалась тем, кто мог ею воспользоваться, порождая немногочисленных индивидуумов, чей вклад в человеческое мышление сохраняется и поныне. Наш современный Западный мир заменил эту систему массовой. Впервые люди стали тысячами обучаться использованию своего ума; они начинают утверждать свою индивидуальность и формулировать свои собственные идеи. Свобода человеческой мысли, освобождение от контроля теологии (как религиозных, так и научных) являются боевым кличем нынешнего времени, и многие достижения человечества стали возможны благодаря этому факту. Массы начинают мыслить независимо. Однако это в значительной степени массовое мышление, и в наше время стихийное общественное мнение в той же мере формирует мысль, в какой ранее её формировала теология. Первопроходец всё ещё испытывает такие же трудности в проявлении себя в современном мире мысли и деятельности, как и в прежние времена.

Возможно, с обращением великого колеса жизни мы опять вернемся к древнему методу специализированной подготовки отдельных одарённых индивидуумов, что не повлечёт за собой отказа от массового образования. Таким образом мы в конце концов объединим древние восточные методы с современными методами Запада.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих двух методов, предпримем попытку дать определение образования, выразить для самих себя его задачи и тем самым выяснить наши собственные представления относительно целей всех наших усилий.

Это отнюдь не простая задача. Образование - в плане его наименее интересного аспекта - можно кратко определить как передачу знаний учащемуся, обычно противящемуся этому, который получает некий объем информации, совершенно его не интересующий. Звучит нота сухости и бесплодия; мы чувствуем, что такая передача имеет дело в первую очередь с тренировкой памяти, с сообщением так называемых фактов, а также с передачей учащемуся сжатой информации по огромному количеству несвязанных между собой тем. В то же время буквальный смысл английского слова "education" (образование) - "выводить", "выявлять", что чрезвычайно поучительно. Скрытая в этой идее мысль состоит в том, что мы должны выявить врожденные инстинкты и способности ребенка, чтобы вывести его из одного состояния сознания в другое, более широкое. Так, например, мы выводим детей, просто сознающих, что они живут, в состояние самосознания; они начинают осознавать себя и свои групповые связи; мы учим их развивать свои способности, особенно в области профессиональной подготовки, чтобы они могли стать экономически независимыми членами общества, способными обеспечить себя. Мы используем их инстинкт самосохранения, чтобы вывести их на путь знания. Можно сказать, что мы начинаем с использования их инстинктивного аппарата, чтобы вывести их на путь интеллекта. Похоже, это верное утверждение, но хочу спросить, действительно ли, доведя их до этой точки, мы делаем полезное дело и научаем их истинному смыслу мыслительной деятельности в том плане, что так раскрывается их интуиция? Мы учим их использовать свои инстинкты и интеллект как часть аппарата самосохранения во внешнем мире человеческой деятельности, однако использование чистого разума и, следовательно, достижение контроля ума со стороны интуиции в работе самосохранения и достижение расширения сознания в субъективные миры реальности остаётся привилегией немногих первопроходцев. Если верно определение интуиции, данное проф. X. Уилдоном Карром, наши методы образования вовсе не направлены на её развитие. Он определяет интуицию как "восприятие умом реальности непосредственно такой, как она есть, а не в форме ощущения или осмысления, не как идею или предмет размышления, поскольку всё это, в отличие от интуиции, представляет собой интеллектуальное восприятие". 14

Мы расцениваем науку об уме, или видоизменениях принципа мышления (как его называют индусы), как строго человеческую, связывающую инстинктивные реакции человека с теми качествами, которые он разделяет с животными. Но быть может наука интуиции, ясное синтетическое видение, займёт то же положение относительно интеллекта, которое он в свою очередь занимает по отношению к инстинкту?

________

14 Kapp, X. Уилдон, Философия изменения, стр. 21.

Д-р Диббли из Оксфорда даёт следующие интересные комментарии об инстинкте и интуиции, которые вполне уместны здесь вследствие сделанного в этой книге заявления о необходимости признания таких методов образования, которые привели бы к развитию способности более высокого осознания. Он пишет:

"... можно сказать, что как инстинкт, так и интуиция находятся вне нашей сознательной части, проявляясь одинаково неожиданно в свете повседневного сознания... Импульсы инстинкта и подсказки интуиции зарождаются невидимо для нас. Они всегда появляются почти полностью завершёнными и приходят в сознание неожиданно".15

В другом месте он добавляет, что интуиция находится в противоположной инстинкту стороне ума. Таким образом, имеем интересную троичность: инстинкт-интеллект-интуиция, в которой инстинкт находится, так сказать, ниже порога сознания, интеллект занимает главенствующее место в сознании человеческого существа, в то время как интуиция находится за пределами обоих и лишь временами проявляется во внезапных прозрениях и осознаниях истины, являясь тем даром, которым наделены наши величайшие мыслители.

________

15 Диббли, ДжорджБинни, Инстинкт и Интуиция, " стр. 128.

Безусловно, процесс образования должен содержать нечто большее, чем просто метод оснащения человека способностью оперировать фактами внешней жизни и ориентироваться в своём внешнем окружении. Человечество необходимо вывести в более глубокое и широкое существование и в более объемлющее осознание. Его необходимо оснастить способностью не теряться в любых ситуациях и справляться с ними, достигая при этом наилучших и наивысших результатов. Необходимо выявлять способности человека в их самом полном конструктивном выражении. Не должно быть никаких стандартных, нормированных пределов достижения, установление которых вело бы к самодовольству и удовлетворенности собой и, следовательно, к статичному состоянию. Людей необходимо вести от низших к высшим состояниям сознания и непрерывно расширять их способность к познанию.

Расширение и рост - закон жизни, и в то время как людские массы необходимо поднимать посредством системы образования, способной приносить наибольшее благо как можно большему количеству людей, индивидууму должно быть представлено его полное наследие и обеспечена особая культура, которая бы воспитала и укрепила наиболее утончённых и лучших среди нас, так как в их достижениях заключена перспектива Нового Века. Наименее развитым и отсталым также необходимо обеспечить специальную подготовку, чтобы они могли достичь своего максимального уровня, который должны определять педагоги. Но всё же важнее, чтобы ни один из тех, кто обладает особыми способностями и дарованиями, не сдерживался застывшими рамками массового уровня образованных классов.

Именно здесь становится очевидной проблема определения сути образования и встаёт вопрос о его истинных целях и задачах. Сознавая это, д-р Рэндалл пишет:

"Я хотел бы предложить для определения сути образования помедитировать на эту тему. Пусть каждый спросит себя, что он понимает под "образованием"; если он глубоко продумает этот вопрос, то обнаружит, что для ответа на него необходимо исследовать смысл самой жизни до самых глубин. Серьёзное размышление о смысле образования ставит нас как никогда ранее лицом к лицу перед фундаментальными вопросами жизни... Является ли целью образования знание? Безусловно, да, но знание для чего? Является ли его целью обретение могущества? Тоже, безусловно, да, но могущество для чего? Может быть, его цель - социальная адаптация? Наш век с готовностью отвечает "да", но какого рода должна быть эта адаптация, и какими идеалами она должна определяться? Образование направлено не просто на знание и способности любого рода, а на правильно используемые знание и способности, что ясно осознаётся наиболее передовой педагогической мыслью, но не нынешним общественным мнением...

Таким образом, великой задачей нового образования является обучение и развитие индивидуума для социальных целей, то есть для возможно более широкого служения человеку...

Мы обычно классифицируем образование как начальное, среднее и высшее. К этим трём категориям я бы добавил четвёртую, наивысшую. Наивысшее образование - это религия, но это также и образование".16

Интересно отметить, что те же идеи на Всеазиатской Конференции по образованию выразил Бхагаван Дас:

"Правила Религии, то есть большей Науки, позволяют нам... исполнять наш долг и обязанности в более широком смысле. Религию определяли как повеление, или откровение, Бога. Иными словами, это означает лишь законы Природы Бога, открытые нам интеллектуальным, интуитивным и вдохновенным трудом провидцев и ученых всех религий и народов... Мы достаточно долго слышали о трёх религиях. Четвёртая, истинная Религия более важна, чем все прочие... Именно её следует раскрывать и добираться до её сути в первую очередь. Все искренние просветители должны помогать в этой работе, используя научный метод установления согласия между различными подходами".17

По-видимому, как на Востоке, так и на Западе есть ощущение, что в конечном счете система та образования, которая не выводит человека из мира человеческой деятельности в более широкое сознание, не способна исполнить свою миссию и не соответствует растущим потребностям человеческой души. Обучению, которое умалчивает об интеллекте и игнорирует способность к интуитивному восприятию истины, засвидетельствованную лучшими умами, очень многого не достает. Если оно не раскрывает ум учащихся, оставляя его статичным, оно лишает их оснащения, способного соприкасаться с теми невидимыми и тончайшими "четырьмя пятыми жизни", которые, как говорит нам д-р Уиггам, находятся полностью за пределами сферы научной тренировки ума.18 Двери должны оставаться открытыми для тех, кто способен выйти за пределы академического метода тренировки ума, относящегося к жизни на физическом плане.

________

16 Рэндалл, Джон Херман, Образование и религия, журнал World Unity, октябрь 1928 г.

17 Дас, Бхагаван, Единство азиатской мысли, то есть всех религий, стр. 12.

18 Уиггам, Альберт Эдвард, Новые Десять Заповедей науки.

Будущий успех расы связан с достижениями тех индивидуумов, которые способны добиться большего, ибо их достижения более духовны. Следует отыскивать этих членов человеческого семейства и поощрять их прогресс и проникновение в царство нематериального. Необходимо их воспитывать, обучать и давать им образование, которое будет помогать раскрытию высшего и лучшего в них. Такое образование требует адекватного понимания их индивидуального роста и статуса, а также правильного понимания того, каков должен быть следующий шаг в каждом конкретном случае. Оно требует проницательности, доброжелательности и понимания со стороны учителя.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!