ГЛАВА 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ 10 страница



Перед человечеством вырисовывается перспектива завоевания царства душ*. Недалеко то время, когда слово "психология" вернёт себе свой исходный смысл. Тогда образование будет иметь две функции. Оно сделает человека способным с большей эффективностью осуществлять свои мирские контакты и сознательно использовать тот аппарат, для объяснения устройства которого так много сделали бихевиористы, а также посвятит его в ту сферу, о которой всегда свидетельствовали мистики и ключом к которой обладает правильно используемый ум.*

________

76 Чаплин, П. К., Душа, стр. 63.

* "Царство Божиеберётся силою". (Апостол Павел). - (Прим. Ред.)

В предыдущей главе обсуждался метод, применяя который человек начинает овладевать своим инструментом, умом, и учится фокусировать мысль на избранной теме, или идее, чтобы выделить её из числа всех прочих внешних концепций и полностью закрыть дверь в феноменальный мир. Мы рассмотрим способ подъема сфокусированной мысли выше и выше, пока ум не исчерпает свои возможности и пока человек не обнаружит, что достиг вершины мысли, с которой он может увидеть новый мир. До достижения этой стадии в медитативном процессе поддерживается интенсивная активность и не допускается состояние бездействия, негативности и пассивной восприимчивости. О физическом теле забывается, а мозг удерживается в состоянии позитивной восприимчивости, готовым к тому, чтобы быть вовлечённым в активность умом, когда тот опять направит своё внимание вниз. Мы должны помнить, что используя такие слова, как "вверх" и "вниз", "высший" и "низший" мы выражаемся символически. Одна из первых вещей, которые узнаёт мистик, - это отсутствие измерений в сознании, а также то, что "внутри" и "вовне", "высший" и "низший" - не более чем фигуры речи, посредством которых передаются определённые идеи как осознаваемые состояния осведомлённости.

Достигнутая нами точка подводит нас к грани трансцендентного. Мы следуем гипотезе. Осязаемое и объективное временно забыто и более не занимает наше внимание, и ни одна форма ощущения не является целью. Все чувства должны быть на время отключены. Мелкие неприятности должны быть забыты также как скорбь и радость, поскольку мы не ищем "религиозного утешения". Внимание сфокусировано в уме, и регистрируются только ментальные реакции. На протяжении всей стадии "медитации с семенем", или с объектом, в сознании доминировала мысль, но теперь даже она должна уйти. Как сказал один писатель-мистик, "Как мне устранить ум из ума?" Нашей целью теперь не являются ни ощущение, ни чувство, ни мысль. В этом заключено самое значительное препятствие для раскрытия интуиции и достижения состояния просветления. Больше не требуется продолжать попытки удержать что-либо в уме, а также что-либо продумывать. Логические рассуждения остались позади; их место должно занять использование высшей и, скорее всего, до сих пор не использовавшейся, способности. Исходная мысль привлекла наше внимание и пробудила интерес, - это продолжалось на стадии концентрации, затем это состояние переросло в созерцание, следствием чего является достижение просветления. Краткое резюме этого процесса: Влечение, Интерес, Сосредоточенное Внимание (Концентрация) и продолжительное однонаправленное Размышление, или Медитация.

Каковы были до сего момента результаты процесса медитации? Их можно перечислить следующим образом:

1. Реорганизация ума и его переориентация.

2. Центрирование внимания в мире мысли, а не в мире чувства; следовательно, удаление фокуса внимания из
области чувств.

3. Развитие способности моментально концентрироваться как предварительное условие медитации, а также развитие способности устойчиво фокусировать ум на избранном объекте. Эвелин Андерхилл так определяет эту способность:

"Акт совершенной концентрации, "влюблённое" фокусирование "Я" на одной точке, применяемое в "единстве духа и узах любви" к реальным и трансцендентальным объектам, образует, выражаясь техническим языком мистицизма, состояние медитации, или размышления и ... является необходимой прелюдией к чистому созерцанию".77

________

77 Андерхилл, Эвелин, Мистицизм, стр. 58.

III. Стадия Созерцания

Теперь мы вступаем в область осознания, понимание которой значительно осложняется двумя обстоятельствами: употреблением слов, которые лишь ограничивают и искажают, и писаниями самих мистиков, которые, будучи полны чудес и истины, в то же время окрашены символизмом их расы и века, а также спецификой их чувств и эмоций. Как правило, мистики колеблются между моментами высокого просветления и видения с одной стороны и "туманными долинами" глубокого чувства и страстного устремления с другой. Они испытывают либо радость и экстаз, длящиеся всего мгновение, либо мучительное желание повторить этот опыт. Похоже, что в большинстве случаев нет уверенности в том, что повторение удастся, а есть только страстное желание достичь того состояния святости, которую это переживание может предоставить. Судя по всему, применяя древние техники и регулярно медитируя по правилам, которые Восток недавно раскрыл для нас, благодаря знанию пути и пониманию данного процесса можно выйти за пределы мистического опыта и по желанию достигать познания божественного и отождествления с Богом внутри нас. Человеческая раса уже располагает необходимым ментальным оснащением и поэтому может добавить к мистическому пути сознательный интеллектуальный подход.

Однако между стадией продолжительной концентрации, которую мы называем медитацией, и стадией созерцания, которая относится к совершенно иному уровню развития, есть переходная ступень, которую восточные ученики называют "медитацией без семени", или "без объекта". Это и не созерцание, и не мыслительный процесс. Последний остался позади, в то время как первого ещё предстоит достичь. Это период умственной стабильности и ожидания. Фр. Нуэ хорошо описал этот период:

"После того как человек, склонный к молитве, значительно продвинулся в медитации, он незаметно переходит к эмоциональной молитве, которая является промежуточной стадией между медитацией и созерцанием, подобно рассвету, наступающему между ночью и днем и обладающему некоторыми чертами обоих. В начале эта стадия ближе к медитации, потому что всё еще использует рациональное мышление: ... ибо, получив много света в результате продолжительного размышления и рассуждения, ум сразу входит в объект медитации и без особого труда видит все стадии его развития... Отсюда следует, что по мере совершенствования, рассуждение отбрасывается".78

________

78 Фр. Нуэ, Путь человека молящегося, книга IV, гл. 1.

Мы видели, что изменчивую, быстро движущуюся и чутко откликающуюся ментальную субстанцию можно привести в стабильное состояние, продолжительное время практикуя медитацию. Это вызывает такое состояние ума, которое делает мыслителя способным не реагировать на вибрации и контакты, происходящие во внешнем феноменальном мире и мире эмоций и тем самым делает пассивным воспринимающий аппарат, мозг и ту обширную сеть, которую мы называем нервной системой. Восприятие мира, в котором человек обычно функционирует, отключается, но в то же время человек сохраняет активное ментальное внимание и сосредоточенную ориентацию на новый мир, в котором живёт и действует то, что мы называем душой. Тот, кто по-настоящему учится медитации, стремится быть ментально широко открытым и точно осведомлённым о феноменах, вибрациях и состояниях бытия. Он позитивен, активен и полагается на свои силы, его мозг и сфокусированный ум надёжно скоординированы. Он отнюдь не непрактичный мечтатель, но тем не менее временно отвергает мир практических и физических дел.

Если по природе своей учащийся не принадлежит к позитивному ментальному типу, ему необходимо определённое серьезное, упорное ментальное обучение (с целью добиться ментальной пробуждённости и поляризации) параллельно практике медитации, иначе этот процесс деградирует в эмоциональные мечты или в негативную пустоту. Оба состояния по-своему опасны и, если допускать их регулярно, угрожают сделать человека непрактичным, бессильным и неэффективным в повседневных делах. Его жизнь будет становиться всё более бесполезной для него самого и для других людей. В результате он обнаружит, что погружается в мир неконтролируемых иррациональных фантазий и эмоциональной неустойчивости. На такой почве легко вырастает эгоизм и процветает психизм.

Однако позитивный, бдительный, хорошо контролируемый ум летит на крыльях мысли и затем прочно обосновывается в точке наивысшего достижения. В уме возникает состояние, аналогичное тому, которое уже установилось в мозге. Ум поддерживается в состоянии ожидания, в то время как сознание мыслителя переносится в новое состояние осведомлённости, и мыслитель отождествляется с истинным внутренним духовным человеком. Технически это называется ожиданием "воспринимающего сознания".

Эти две стадии медитации, одна состоящая из интенсивной активности, а другая - из интенсивного ожидания, названы состояниями Марфы и Марии; эта метафора отчасти поясняет идею. Период затихания, когда видится что-то внутреннее, по-видимому, самая трудная для усвоения часть техники. Поскольку медитирующий ещё не научился созерцать, он легко может соскользнуть назад в интеллектуальную активность, которая означает обычную медитацию. Д-р Беннет так описывает эту стадию, комментируя точку зрения Ройсбрука:

"Ройсбрук различает два признака 'истинной' пассивности: во-первых, к ней 'активно стремятся', то есть необходимо определённое усилие для её поддержания. Во-вторых, она отлична от любого естественного или автоматического типа подготовки, связанного с предшествующей ей моральной подготовкой... Это напряжённое ожидание и сознательное повышение восприимчивости, характеризующее стадию созерцания, не является завершением карьеры мистика. Это конец его усилий в том смысле, что большего он сделать не может. Тем не менее ей суждено уступить место стадии экстаза, когда индивидуум более не управляет ситуацией, а становится проводником превосходящей его силы. 'В себе пребудь ты твердо, пока оттуда ты не взят, но не собой." 79

________

79 Беннет, Чарльз А., Философское исследование мистицизма, стр. 62.

Далее в той же главе говорится о внимании с затаённым дыханием, о с трудом достигнутом и с трудом удерживаемом ожидании божественного откровения. Древнеиндийский святой Патанджали говорит нам то же самое, а именно, что "умственное вещество захватывается Реальностью (или идеей, воплощенной в форме) и не осознаёт разделения и личного 'я'". Учащийся обнаруживает, что всё это время именно душа побуждала его к единению с ней. Как? Другой индуистский наставник говорит нам, что "у души есть средство. Таким средством является мышление. Когда мышление выполняет свою задачу освобождения, его дело сделано, и оно затихает 80.

________

80 Вишну Пурана, VI, 7, 90.

При созерцании активизируется более высокий агент. Созерцает Душа. Сознание человека прекращает свою активность, и человек становится тем, чем он является в реальности, - душой, частицей божества, сознающей своё фундаментальное единство с Богом. Высшее "Я" становится активным, а низшее личностное "я" полностью затихает, в то время как истинная духовная Сущность вступает в своё собственное царство и регистрирует контакты в духовной сфере феноменов.

Мир души видится как реальность, трансцендентальное познаётся как факт природы, единение с Богом осознаётся как такой же естественный процесс, как и единение между жизнью физического тела и самим телом.

Таким образом, сознание человека более не фокусируется в ожидающем уме, оно выскользнуло из пограничной области в царство духа, и человек в буквальном смысле становится душой, функционирующей в своей собственной сфере, постигающей " то, что в Царстве Божием", способной убеждаться в истине из первоисточника и осведомлённой при полностью пробужденном сознании о своей собственной природе, привилегиях и законах. В то время как истинный духовный человек активен в своей собственной природе и в своем мире, ум и мозг удерживаются стабильными и позитивными, ориентированными на душу. Их способность регистрировать и фиксировать то, что воспринимает душа, зависит от того, насколько легко это состояние достигается.

В медитации мы стремимся воспринять впечатления от Бога внутри нас, от Высшего "Я", через ум непосредственно в физический мозг. В созерцании происходит подъём на ещё более высокую ступень, и мы стремимся воспринять в физический мозг то, что воспринимает сама душа, глядя вовне на новые области восприятия.

У среднего человека душа (как Воспринимающий) сосредоточена на трёх мирах человеческого усилия, и по этой причине её внимание обращено на физическое, эмоциональное и ментальное состояния бытия. В течение неисчислимых веков душа отождествляет себя с формами, с которыми необходимо установить контакт, чтобы познать низшие состояния сознания. Позже, когда человек обретает контроль над умом и становится способным предоставить его душе в качестве передающего агента, тогда может раскрыться и огромная область духовной осведомлённости. Тогда сама душа может стать передающим агентом и может передавать через ум и оттуда в физический мозг определённые осознавания и понятия, относящиеся к аспекту Духа. Изучающим полезно помнить слова из "Тайной Доктрины":

"Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования, а Душа является Проводником на более высоком плане для проявления Духа, причём все три образуют Троицу, синтезированную Жизнью, которая насыщает их всех".81

На академическом языке оккультизма это называется реализацией мистика. Кардинал Ришелье определяет созерцание как то состояние, "в котором человек видит и познаёт Бога без использования воображения и не прибегая к логическому мышлению", а Таулер выражает это следующим образом:

"Бог желает обитать в высших качествах - памяти, интеллекте и воле, и действовать в них божественным образом. Это Его истинная обитель, Его поле деятельности, именно там Он находит Свое подобие. Именно там мы должны искать Его, если хотим Его найти, и притом кратчайшим путем. Затем дух возносится выше всех способностей в пустоту бескрайних пространств, о которых ни один смертный не может говорить уверенно... Впоследствии, когда эти люди приходят в себя, они обнаруживают, что обладают определённым знанием бытия, более светоносным и совершенным, чем знание других".82

Созерцание описывалось как психические врата, ведущие от одного состояния сознания к другому. Джереми Тейлор называет его "переходом от интенсивной медитации к такому созерцанию, которое достигает видения чудес Бога, когда душа человека входит в царство божественного света".83 Франсуа Малаваль, живший в XVII веке, выражает это очень изящно:

"Этот акт (созерцание) более совершенен, чем рассуждение, так как в рассуждении душа говорит, в то время как в созерцании она блаженствует. Рассуждение... убеждает душу своими принципами, но в данном случае душа скорее просветляется, нежели убеждается, и скорее видит, нежели исследует. Рассуждение занято рассмотрением слова, суждения или вывода, в то время как простое видение Бога, считающее все рассуждения пройденными и познанными, созерцает свой объект в самом Боге".84

________

81 Блаватская Е. П., Тайная Доктрина, т. I стр.

82 Цитировано по: Пулен Р. П., Орден иезуитов, стр. 272.

83 Пульяи, Марио, Молитва, стр. 181.

84 Малаваль Ф., Простой метод поднятия души к созерцанию, стр. 102.

Человек проходит через эти врата видения и обнаруживает, что он - душа. С высоты души он осознает себя Воспринимающим, способным постичь как мир духовных реальностей, так и мир повседневного опыта; он может, если пожелает, смотреть в любом направлении.

Проблема заключается в достижении такой же лёгкости в работе по восприятию на духовных планах, с какой мы научились воспринимать на мирских уровнях. При этом мы должны помнить то важное обстоятельство, что в обоих случаях должна играть свою роль триада: душа, ум и мозг, но по-другому сориентированная и направленная. Это просто вопрос фокусировки. Мозг практически подсознательно активен в отношении инстинктов и привычек, направляющих нашу жизнь и потребности на физическом плане. Благодаря правильному воспитанию он учится восприимчивости к впечатлениям, исходящим из ума, и вместо того, чтобы просто регистрировать и фиксировать, он учится откликаться на впечатления мысли. В свою очередь, ум обладает инстинктивной тенденцией фиксировать всю внешнюю информацию, но его можно обучить также восприимчивости к воздействиям души и регистрации информации, приходящей из этого более высокого источника. Со временем мы можем обрести практическую способность активного и пассивного использования и мозга, и ума, и в конечном счёте научиться достигать совершенного взаимодействия между ними, а затем, наконец, между душой, умом и мозгом. Можно подытожить всё, происходящее на трёх рассмотренных нами стадиях, словами Патанджали:

"Постепенное обуздание тенденции ума метаться от одного объекта к другому (то есть концентрация) и развитие способности к сосредоточенности (то есть медитация) дают возможность созерцать."85

________

85 Бейли, Алиса А., Свет Души, книга III, сутра 11.

Когда эти три элемента практикуются одновременно, говорят, что "триединая способность внимания, медитации и созерцания стала более присущей, чем все ранее описанные средства роста". Интересно отметить, что в своём втором трактате, "Диалог III". Малаваль высказывает ту же мысль, связывая веру, медитацию и созерцание воедино в одном синтетическом акте. Знающие Востока и Запада мыслят одинаково.

В своей высшей степени полезной книге "Мистицизм" Эвелин Андерхилл тоже определяет созерцание как "временный интервал между двумя активностями". Во время этого интервала осваивается новый метод познания и бытия. Вероятно, это простейший и самый практический способ понимания созерцания. Это пауза, во время которой активна душа. Активности души предшествует то, что можно назвать активностью, направленной вверх. Физический мозг приведён в состояние спокойствия и стабильности; аппарат чувств тоже приведён в состояние спокойствия, и ему больше не позволяется регистрировать информацию. приходящую из обычной сферы осведомлённости. Ум сфокусирован и активно удерживается пассивным в свете, изливающимся из царства души. Мы не допускаем никакую информацию из мира обычных явлений. Это состояние достигается с помощью правильной концентрации и медитации. Затем наступает пауза, во время которой человек познаёт себя как душу, пребывающую в вечном и свободную от ограничений формы. Эта пауза поначалу неизбежно непродолжительна, но удлиняется по мере усиления контроля. Ключом к этому процессу является непрерывная концентрация и внимание ума, "в то время как душа, духовный человек, созерцает".


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!