Семинарское занятие 5 (2 часа)№4-5
Тема 7. Римская семья
НА СЕМИНАР БЕРЁМ КоБС РБ!!!
Вопросы для обсуждения:
1. Римская семья (familia). Paterfamilias. Persona suiiurisи personae alieniiuris. Агнатическоеикогнатическоеродство.
2. Брак (nuptiae, matrimonium). Браксum manuи sine manu. Заключение брака. Условия вступления в брак. Прекращение брака. Конкубинат.
3. Личные и имущественные отношения супругов. Приданое (dos). Предбрачный дар (donatioantenuptias) Дарение между супругами.
4. Отцовская власть (patriapotestas). Возникновение отцовской власти. Узаконение и усыновление. Личные права и обязанности родителей и детей. Имущественная правоспособность подвластных детей,ее расширение. Прекращение отцовской власти. Эманципация.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ:
1.Законы XII Таблиц.
Таблицы IV, V, VI, XI, XII.
2.Институции Гая.
Книги 1,2
3.Дигесты Юстиниана.
Книга 1, Титулы VI, VII.
Книга 23
Книга 24
Книга 25
4.Институции Юстиниана. Книга 1, Титулы IX ,X, XI, XII, XVIII.
Книга 2, Титул IX
Книга 3, Титул VI
Книга 4, Титулы VII
Д.Ю. Книга 1. Титул 1. Фрагмент 2. (Помпоний). Подобно почитанию бога2, мы должны повиноваться родителям и родине.
КУЗУСЫ:
1.Какой из внуков находится под властью деда:
- рожденный от сына, находящегося под властью отца (да);
Д. ю. книга 1. Титул 6.
4. (Ульпиан). Из римских граждан некоторые суть отцы семейства, а некоторые - сыновья семейства, некоторые - матери семейства, некоторые -дочери семейства. Отцы семейства - это те, которые обладают своей властью, будь они совершеннолетние или несовершеннолетние; подобно этому, матери семейства, сыновья семейства и дочери семейства находятся в чужой власти. Ибо тот, кто рождается от меня и моей жены, находится в моей власти; также тот, кто рождается от моего сына и его жены, т.е. мой внук или внучка, также в моей власти, и правнук, и правнучка, и т. д.
|
|
1. КНИГА Первая. Инст. Гая
127 Те же, которые состоят под властью отца (восходящего), делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно, со смертью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца. Таким образом, если во время смерти деда отец их жив и состоит под властью своего отца тогда, после смерти деда они подпадают под власть своего отца; если же отец их в то время, когда дед умирает, или уже умер, или. вышел из-под власти отца. тогда дети делаются самовластными, так как не могут подпасть под его власть.
- рожденный от эманципированного сына;
135 Тот, кто был зачат от сына, раз или два раза манципированного, остается под властью своего деда, хотя бы он и родился после третьей манципации своего отца, и таким образом может быть дедом и освобожден из-под отеческой власти, и отдаваем в усыновление; но под отеческой власти, находящегося в третьей манципации, рождается уже не во власти деда;
|
|
- рожденный от дочери, состоящей в браке «sinemanu» ;
- рожденный от дочери, состоящей в браке «cummanu» В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, (или власти его домовладыки), которая в принципе не отличается от власти отца над детьми.;
- рожденный от сожительства сына с римской гражданкой?
КНИГА Вторая. 241 Недействительным был отказ в пользу постороннего постума; посторонним же постумом считается тот, кто, родившись, не будет в положении "своих" наследников завещателя; поэтому внук, зачатый от освобожденного из-под отеческой власти сына, будет для деда посторонним, рожденным по отцовской смерти. Точнб также тот, кто находится в чреве той женщины, которая по гражданскому праву не считается женою, будет для отца посторонним постумом.
11. Модестин в 1-й книге «Пандектов». Дети, прижитые в сожительстве, и эманципированные дети помимо их желания не возвращаются под отеческую власть.
|
|
2.Отец захвачен в плен. С какого момента (с момента пленения отца или с момента его смерти) сын будет считаться полновластным ?
Вариант: Стал бы сын снова полновластным, если бы отец вернулся из плена?
129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то, хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы). Посему возвратившийся будет иметь детей во власти, а если он в плену умрет, то дети, правда, будут самовластными, но можно сомневаться — с того ли времени, когда умер восходящий у неприятелей, или с того, когда он был пленен. Если сам сын или внук будет взят в плен врагами, то мы также скажем, что власть отца по причине jus postliminii приостанавливается.
3.Тит Луций эманципировал своего сына Виктора. Виктор в свою очередь эманципировал двух своих сыновей, которые решили покинуть дом. Тит Луций запретил внукам покидать дом.
|
|
Имеет ли он на это право?
11. Модестин в 1-й книге «Пандектов». Дети, прижитые в сожительстве, и эманципированные дети помимо их желания не возвращаются под отеческую власть.
Дигесты Юстиниана Книга 1 Титул 7
12. (Ульпиан). Кто освобожден из-под отцовской власти, тот не может быть [пристойно] возвращен во власть иначе, как путем усыновления...
132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или женского, освобождаются совершенно из-под отеческой власти после однократной эманципации. Закон XII таблиц только по отношению к сыну упоминает о троекратной эманципации следующими словами: если отец продает сына в кабалу три раза, то да будет сын свободен. Самый акт освобождения совершается следующим образом: отец продает сына кому-либо как бы в кабалу, тот его освобождает из кабалы посредством виндикационной формы. После этого сын возвращается под власть отца. Отец его вторично манципирует или тому же лицу, или другому (но обыкновенно тому же), а этот мнимый покупатель опять его отпускает на свободу в виндикационной форме, вследствие чего сын снова возвращается под власть отца, и наконец отец в третий раз манципирует сына, или тому же лицу, или другому (но господствует такой обычай, что манципируют тому же), и после этой манципации сын перестает быть во власти отца, хотя бы он еще не был отпущен на волю, но оставался в кабальной зависимости.
4.Находясь на военной службе, сын откладывал жалованье, и впоследствии приобрел имение.
Имеет ли отец право на имущество сына? Должен ли сын погашать долги отца?
Дигесты Юстинина Книга 49, Титул 17
10. Помпоний в единственной книге «Правил» на основании замечания Марцелла. Известно, что даже отцам ничего не причитается из имущества сыновей, приобретенного в связи с военной службой.
Книга Двадцать восьмая
Титул V. О назначении наследников
11. § 3. Если же некто был назначен наследником под условием, при наличии серьезных долгов, увеличившихся с учетом пени, особенно если (наследственное имущество) обременено государственными долгами, долги должны быть выплачены через прокуратора, так же как если нерожденный ребенок находится во владении или несовершеннолетний наследник не имеет опекуна. § 4. И поэтому (Сабин) говорит, что это добавлялось для судебного разбирательства в отношении тех, кто беспрерывно находились за пределами отечества либо были настолько отягощены болезнью душевной или телесной, что их нельзя было привести в суд и они не имели возможности защищать свои права.
5.Объясните, почему, согласие на брак внука должен дать его дед и отец, а на брак внучки достаточно согласия деда?
КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
Титул II. О совершении брака
. 16.
§ 1. Если внук женится, то должен выразить согласие и сын' ; если же вступает в брак внучка, то достаточно воли и власти деда.
Дигесты Юстиниана Книга 23 Титул 2
16. Павел в 35-й книге «Комментариев к эдикту». В речи к сенату божественного Марка предусмотрено, что если дочь сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника, то нет брака; за этой речью последовал и сенатусконсульт. § 1. При женитьбе внука и сын должен дать согласие, и сын23; если же вступает в брак внучка, то достаточно соизволения и разрешения деда. § 2. Безумие не допускает заключения брака, так как (для брака) необходимо согласие, но (безумие) не препятствует правильно заключенному браку24.
Титул 1
7. Павел в 35-й книге «Комментариев к эдикту». При брачном сговоре не имеет никакого значения, составляется ли письменное показание свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления письменного документа. § 1. При брачном сговоре также следует требовать согласия тех, у кого (оно) требуется при заключении брака. Однако Юлиан пишет, что отец дочери, (о предстоящем браке которой совершается сговор), всегда признается давшим согласие, если он не выражает ясно своего несогласия.
6.Более десяти лет Юлия ждала мужа, попавшего в плен к врагам.
Считается ли брак Юлии прекращенным и с какими последствиями для нее?
6. Юлиан в 62-й книге «Дигест». Жены лиц, оказавшихся во власти врагов, могут рассматриваться как занимающие положение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйти замуж за других. <И следует дать общее определение: пока известно, что находящийся в плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружество, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака74. Если же неизвестно, находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть, то по истечении пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступить в другое супружество, но с тем, однако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами75 и каждый (из бывших супругов) сохраняет свое право без всякого ущемления76; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) гражданской общине, а жена захвачена в плен1*.77
7.Назначая приданое, отец настаивал, чтобы вещи, данные в приданое, были оценены. Жених же хотел получить приданое без оценки.
В чем разница между приданым с оценкой и без оценки?
КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
Титул III. О праве, касающемся приданого (De iure dotium)
10. (Ульпиан). В большинстве случаев для мужа имеет значение, чтобы вещи, (данные в приданое), не были оценены, дабы на него не возлагался риск (утраты и порчи) этих вещей, в особенности если он получил в приданое животных или одежду, которой пользуется жена; ибо если вещь (одежда) оценена и жена ее износила, то тем не менее муж должен предоставить (в случае возвращения приданого) оценку (одежды). Поскольку же в приданое даются неоцененные вещи, то их улучшение и ухудшение идут за счет жены.
50. Сцевола во 2-й книге «Ответов». При оценке данного в приданое имущества было заключено соглашение о том, что по какой бы причине приданое ни возвращалось, имущество должно быть возвращено самой женщине, с учетом приращений и уменьшений в соответствии с оценкой достойного человека; а за то, чего не будет иметься в наличии, чтобы было заплачено в соответствии с первоначальной оценкой. Спрашивалось: если имеются в наличии некоторые вещи, которые муж уже продал120, принадлежат ли женщине и они в соответствии с соглашением? Я ответил: если вещи, имеющиеся в наличии, муж продал без воли жены и без ее последующего одобрения, то они должны быть возвращены точно так же, как если бы никакой оценки не было.
51. Гермогениан во 2-й книге «Извлечений из законов». Риск ухудшения оцененных вещей даже при использовании их женщиной лежит на муже.
8.Ответьте на вопросы:
- кому принадлежат плоды приданого;
7. Ульпиан в 31-й книге «Комментариев к Сабину». Справедливость внушает, что доходы с приданого должны принадлежать мужу. Ибо поскольку он сам на себя берет тяготы брака58, постольку справедливо, чтобы он и извлекал плоды.
10 § 3. Но приплод скота, входящего в приданое, принадлежит мужу, так как это входит в состав плодов, с тем, однако, что прежде всего нужно восполнить собственность39, и когда на место издохших животных включены другие из приплода, то остаток муж имеет в качестве плодов, так как плоды приданого принадлежат ему...
- входят ли в приданое вещи, приобретенные на деньги, данные в приданое
54. (Гай). Вещи, которые приобретены на деньги, данные в приданое, рассматриваются как вещи, входящие в приданое...;
- может ли женщина, имея узуфрукт на имение мужа, дать этот узуфрукт мужу в качестве приданого?
66. (Помпоний). Если собственник имения дает мне в качестве приданого узуфрукт на имение, собственность на которое не принадлежала женщине, то после развода возникают трудности в отношении возвращения жене права: мы сказали, что узуфруктуарий может уступить узуфрукт лишь собственнику имения, и если узуфрукт уступается постороннему лицу, [т.е. такому лицу, которое не имеет собственности ], то к этому лицу ничего не переходит, но узуфрукт возвратится к собственнику имения. Поэтому некоторые правильно думали, что следует ввести такое средство защиты: или муж сдает этот узуфрукт жене внаем или продает его за одну монету54, так что само право остается у мужа, а извлечение плодов принадлежит жене.
78. (Трифонин). Если женщина имеет узуфрукт на имение мужа и дала этот узуфрукт мужу в приданое, то хотя узуфрукт перешел (к мужу) от жены, но муж не имеет узуфрукта, а пользуется своим имением как собственник, получивший в силу приданого полную собственность на имение, без отделения от нее узуфрукта, и в силу неиспользования (узуфрукта) муж не утрачивает (его). Но когда произведен развод, то (муж) устанавливает на имение узуфрукт в пользу жены. Если же жена умрет в продолжение брака, то, по-видимому, муж не получает никакой выгоды из приданого, так как если бы он и не женился на ней, то узуфрукт, прекратившись в силу смерти узуфруктуария, возвращается в состав собственности; и потому он не затрачивает его на похороны жены...
- может ли муж отказаться от сервитутов, установленных в пользу имения жены;
5. (Ульпиан). Юлиан в 16-й книге дигест писал, что муж не может ни отказаться от сервитутов, установленных в пользу имения (входящего в приданое), ни обременить другими (новыми) сервитутами это имение...
- уменьшится ли приданое, если во время брака жена получила часть приданого для помощи нуждающимся родственникам?
КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
Титул I. О расходах, произведенных на вещи, вз (De inpensis in res dotales factis)
§ 1. О необходимых расходах нужно знать, что лишь те расходы уменьшают приданое, которые произведены на приданое2; если же они не произведены на приданое, то они не могут быть вычтены (из приданого).
§ 1. Во время брака жене, не собирающейся растратить приданое, оно может быть возвращено в следующих случаях: чтобы она содержала себя и своих, чтобы она купила выгодное имение, чтобы она предоставила содержание высланному или сосланному на остров родителю, чтобы она поддерживала нуждающегося мужа5', брата или сестру...
КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ Титул III. О праве, касающемся приданого 20. (Павел). Если женщина во время существования брака получает приданое36 не для уплаты долгов и не для покупки выгодных имений, но хотя бы для помощи нуждающимся детям от другого мужа, или братьям, или родителям, или для выкупа их от врагов, то это получение не считается дурным, так как имеется справедливая и честная причина, и потому ей правильно выплачивается (приданое); то же соблюдается в отношении дочери семейства.
- какова судьба расходов, произведенных на вещи, взятые в приданое;
56. (Павел)... §1. Приданое должно быть там, где имеются тяготы брака50
Приданое должно находиться у того лица, которое несет расходы на семейную жизнь
- какова степень ответственности мужа за сохранность приданого?
72. Он же в 8-й книге «Ответов». Женщина дала в приданое все свое имущество; я спрашиваю: обязан ли муж отвечать за обременение, как если бы он был наследником? Павел ответил, что хотя тот, кто удерживал все имущество жены в силу обещания приданого, не может быть призван к суду ее кредиторами, но обещание имущества объемлет только то, что остается за вычетом долгов.
9.Мать совершила дарение в пользу сына, который находится во власти отца.
Муж отказался от наследства в пользу жены, а также расплатился с кредиторами жены.
Законны ли совершенные сделки?
КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
-' Титул I1.0 дарении между мужем и женой
§ 4. Вследствие этого если мать совершает дарение в пользу сына, который находится во власти отца, то дарение не имеет никакого значения, так как это приобретается отцом; но если она совершила дарение в пользу сына, идущего на военную службу, то дарение рассматривается как действительное, так как это приобретается сыном и входит в его военный пекулий. Поэтому если сын, или пасынок, или кто-либо другой, подчиненный власти мужа, совершил дарение из своего военного пекулия, то дарение не является недействительным
КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
-' Титул I1.0 дарении между мужем и женой
v
§ 13. Если муж, будучи назначен наследником", откажется от наследства в целях совершения дарения, то, как пишет Юлиан в 17-й книге дигест, дарение имеет силу; ибо становится более бедным не тот, который не приобретает, а тот, который выдал что-либо из своего имущества; отказ мужа (от наследства) идет в пользу жены, если она является подназначенным наследником или же будет наследником по закону. § 16. Итак, когда ничего не израсходовано из имущества, то правильно говорится, что дарение имеет силу. Таким образом, во всех тех случаях, когда совершивший дарение не уменьшает своего имущества, дарение имеет силу, или если даже он уменьшит (свое имущество), но принявший подаренное не сделается богаче, то дарение имеет силу.
10.Окончательно разорившийся римский гражданин обратился к своему эманципированному сыну с требованием:
- погасить его долги;
- предоставить ему ежемесячное содержание;
- оплатить лечение, в котором он нуждается.
Сын ответил отказом. Дело поступило в суд.
Как должен быть решен спор по законодательству Юстиниана?
КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
13. Если эманципированный сын является несовершеннолетним, то он (все же) принуждается содержать неимущего отца: ибо следует с полным на то основанием сказать, что было бы несправедливейшим, если бы отец находился в нужде, когда сын обладает средствами.
Ульпиан во 2-й книге «Об обязанностях консула».
§ 1. Но следует рассмотреть, обязывается ли кто-либо содержать только тех детей, которые находятся в (его) власти, или же и эманципирован-ных детей или тех, которые в силу другой причины стали лицами своего права. И я думаю, что больше оснований прийти к выводу, что если даже дети не находятся во власти родителей, родители (все же) должны их содержать, и наоборот, дети должны содержать родителей. § 2. Следует рассмотреть, обязаны ли мы содержать только отца или деда по мужской линии, или прадеда по мужской линии, или прочих прародителей мужского пола, или же и мать и прочих родственников, связь с которыми устанавливается по женской линии. И более правильно мнение, что судья вмешивается в обоих случаях без затруднений, приходя на помощь бедности одних, болезни других; и так как это дело основывается на справедливости и на родственном чувстве, то нужно, чтобы судья тщательно исследовал требования отдельных лиц. § 3. То же следует сказать и о детях, которых должны содержать родители.
Фрагменты :
3. (Гай). Также в нашей власти находятся наши дети, которых мы породили в законном браке; это является правом, принадлежащим римским гражданам48.
5. (Ульпиан). Внуки от сына подпадают после смерти деда под власть сына, т.е. своего отца; подобно этому, и правнуки и т. д. подпадают под власть сына, если последний находится в живых и остается в составе семьи, или их родителя, который ранее находился под властью; и таково право не только в отношении естественных детей, но и в отношении усыновленных...
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!