О непостижимости женской натуры 15 страница



 

В глазах Мари ее бабушка Нина была настоящей фаллической женщиной, той, кто полностью руководила ходом жизни собственного сына. Она нашла для него идеальную невесту – Мари-Феликс Блан, дочь невероятно богатого биржевого магната и владельца нескольких казино. В день их свадьбы случилось скандальное происшествие: родители невесты и многочисленные гости напрасно ждали появления молодоженов, потому что они, по инициативе матери жениха, устроили своеобразный побег, уехав в загородный дом Нины… В ту пору соблюдение приличий в отношениях между лицами благородного происхождения и нуворишей явно не отличалось особенными тонкостями. Мари-Феликс не часто видела собственного мужа, причем под давлением свекрови она довольно быстро согласилась написать завещание, по которому оставляла все свое состояние ему. Она умерла через два года после свадьбы, после родов. Нина поздравила сына с таким удивительным подарком судьбы. Ходили слухи, что и бабушка и отец Мари Бонапарт приложили руку к безвременной кончине Мари-Феликс, о чем Мари, внучка Нины, конечно же слышала.

 

До наступления десятилетнего возраста за нею ухаживали бесконечно сменявшиеся няньки, особенно в ту пору, когда ее лечили от туберкулеза. С раннего детства Мари заполняла своими писаниями бесчисленное число тетрадок. Много лет спустя она опубликовала эти свои детские фантазии, снабдив их собственными интерпретациями, которые смогла создать во время проведения психоанализа. С ранних лет ее поглощали мысли, связанные со смертью матери и с репутацией деда, поэтому всю оставшуюся жизнь ее влекли к себе убийцы. Так, в 1921 году она была на галерее для публики все время, пока шел суд над Анри Ландрю, который был женат на десяти женщинах – и всех их убил. А в 1927 году она представила психоаналитическое исследование женщины-убийцы, которая всех поставила в тупик явной бессмысленностью своего поступка. Отвращение и восхищение – эти два чувства постоянно боролись в душе Мари.

 

В годы между двумя мировыми войнами, кстати, Мари оказалась в хорошей компании. Сюрреалисты тогда превозносили Виолетту Нозьер, женщину из Парижа, которая с раннего возраста вела двойную жизнь: днем она идеальная дочь, а ночью – женщина-вамп. В 1933 году она отравила собственного отца, за что была приговорена к казни, однако впоследствии приговор был смягчен. В 1978 году Клод Шаброль снял о ней фильм, главную роль в котором сыграла Изабель Юппер. А Жак Лакан, глава французских психоаналитиков, был заворожен делом сестер Папен, которые зверски убили свою хозяйку и ее дочь, – этот случай вдохновил Жана Жене на создание известной пьесы «Служанки». В последние два года жизни Мари Бонапарт стала бурно протестовать против вынесения смертных приговоров. В возрасте 77 лет она даже отправилась в США, чтобы просить о помиловании известного тогда убийцы, Кэрила Чесмэна, и была глубоко разочарована, когда ее усилия не принесли плодов и он все же был казнен.

 

В целом, можно сказать, что Мари была несчастлива с детства, что росла она в полной изоляции и отчаянно желала быть любимой собственным отцом. Вся ее жизнь была наполнена страхами и чувством собственной неполноценности. Еще в шестнадцать лет ее попытался шантажировать секретарь, которому она написала несколько любовных писем. В 25 лет Мари вышла замуж за сына короля Греции, который был также датским принцем. Муж был на тринадцать лет старше ее и мог бы сыграть роль отца в ее жизни, но, увы, весьма вероятно, что он оказался гомосексуалистом и испытывал сильное чувство к другому мужчине, хотя и нельзя с уверенностью сказать, что эти чувства были взаимными. В любом случае, к собственной жене принц почти не проявлял интереса. У Мари, в свою очередь, было некоторое количество любовников, которые приобщили ее к миру науки и искусства.

 

Комплексы самой принцессы были связаны как с ее внешностью, так и с ее женским началом. Больше всего ее огорчала неспособность испытывать «нормальный оргазм». У нее уже было несколько пластических операций, когда она познакомилась с венским гинекологом Йозефом Хальбаном; они совместно разработали теорию, которая бросила вызов существовавшим идеям психоанализа. Ее главная мысль состояла в том, что ни одна женщина не сможет дождаться того, чтобы ее мужчина понял, что его любимой нужно нечто большее, чем обычная пенетрация. Мари хорошо знала, каким мощным средством для получения женского оргазма является стимуляция клитора, и сделала вывод, что проблему можно решить, исправив существующее строение половых органов, так сказать, помочь природе.

 

В 1924 году Мари Бонапарт, под псевдонимом А. Э. Нариани, опубликовала в журнале «Брюссель Медикаль» результаты исследования двухсот женщин в Париже и Вене: она провела анатомические измерения расстояния между головкой клитора и отверстием мочеиспускательного канала и установила, что его длина может составлять от 1,25 до 3,5 см. В соответствии с этим она разделила женщин на три группы: для случая «параклиторидии» это расстояние было меньше 2,5 см; в случаях «телеклиторидии» оно было больше 2,5 см. А расстояние, точно равное 2,5 см (в исследованной ею группе таких случаев было 10 процентов), она называла «мезоклиторидией». В одной группе из 43 женщин, среди которых она провела опрос об их половой жизни, все женщины, получавшие оргазм не благодаря коитусу, а только путем мастурбации, попали в категорию «телеклиторальных». Имелась явная корреляция между расстоянием от клитора до уретры и высотой тела, и Бонапарт сделала предположение, что репутация скандинавских женщин как «холодных» может и в самом деле иметь генетическую причину. Анатомия в таком случае действительно определяет женскую судьбу, однако Хальбан верил в то, что он способен изменить положение вещей с помощью хирургического вмешательства. В 1932 году он опубликовал в своем «Учебнике по проведению гинекологических операций» отчет о переносе клитора, который он назвал «клиторикатезисом».

 

Благодаря подрезанию связки, которая прикрепляет клитор к лобковой кости, клитор можно отвести и кожу вокруг него сшить плотнее. Стоит заметить, что точно такой же надрез делается при проведении операций у мужчин – для увеличения длины пениса (вокруг чего в 1990-е годы велось столько ожесточенных дебатов). В последнем случае также освобождают связку. Хальбан утверждал, что у двоих из своих пациенток он также укоротил часть малых половых губ, а слизистую мембрану между клитором и выходом мочеиспускательного канала также можно было подрезать, чтобы укрепить положение головки клитора вблизи от входа во влагалище. К моменту выхода своей книги в свет Хальбан сделал пять подобных операций, однако он проявил осторожность, ничего не сообщив о том, сколь успешным был их исход.

 

Лишь в 1949 году Бонапарт сообщила о пяти подобных случаях; и мы можем предположить, что она писала о тех же пяти женщинах, которых оперировал доктор Хальбан. В двух случаях у нее не было никаких данных о послеоперационном состоянии пациенток, а еще двое из них сообщили, что после операции у них при коитусе стали возникать приятные ощущения, однако вагинальных оргазмов они не испытывали. Пятая пациентка горестно сожалела о своем решении сделать эту операцию и попыталась преодолеть свое разочарование с помощью короткого курса психоаналитического лечения. Эта женщина сделала операцию только потому, что получала оргазм лишь в положении верхом на партнере (во время коитуса), а ей этого было мало. Психоаналитическое заключение, которое сделала Бонапарт, состояло в том, что у этой женщины комплекс маскулинности был исключительно сильным; другими словами, она получила бы удовлетворение только в том случае, если бы хирург смог снабдить ее пенисом.

 

Трагедия принцессы состояла в том, что она сама подверглась подобной операции, притом не однажды, а три раза, – успеха же они не принесли. Для сообщества психоаналитиков это стало большим недоразумением, ведь всякий посвященный знал об этих операциях, а сделала их Мари, пока проходила курс психоанализа на практике: ее лечил сам Фрейд! Для любого психоаналитика самая идея подобной операции была отвратительна – своей примитивностью. Хотя Фрейд делал все, что мог, желая избавить Мари от ее фиксаций? в особенности от активной фиксации на клиторе, сама пациентка обходными путями стремилась к тому, чтобы орган, от использования которого ей следовало бы отказаться, стал бы играть главную роль в получении ею удовольствия… И все это в условиях, когда плохой результат было нетрудно предсказать. Она трижды отвергла рекомендации Фрейда. В те годы Фрейд снабжал ее литературой по клитородектомии – это можно рассматривать как отчаянный поступок с его стороны, даже, возможно, в известной мере садистский, как попытку довести до ее сведения то, что даже так называемые «примитивные племена» понимают: чтобы помочь девушке стать женщиной по-настоящему, надо подавить роль ее клитора… Впоследствии принцесса Мари провела исследования женщин, у которых была осуществлена клитородектомия. В одной из статей она не скрывает «хирургических прегрешений» своей молодости и смиренно признает, что ее тогдашние идеи были ошибочными, а также «парааналитическими»…

 

Неизвестно, когда она это осознала. Мы не знаем, просила ли Мари когда-либо прощения у Фрейда за то, что изменила его идеям. Ее переписка с Фрейдом опубликована лишь частично, а те письма, что писала она ему, написаны уже в конце жизни Фрейда. Именно тогда принцесса предприняла колоссальные усилия для того, чтобы вызволить старого и больного еврея Фрейда из фашистской Австрии и переселить его в Лондон. Фрейд всегда относился к ней с большим уважением. Именно в письме к Мари он осмелился признаться, что все-таки так и не получил ответа на животрепещущий вопрос: «Was will das Weib» («Чего же хотят женщины?)…

 

С того времени мы узнали очень много о жизни Фрейда. И в частности о том, что он не был противником модных, хотя и иррациональных способов лечения: он и сам проделал так называемую «процедуру омолаживания» – одну из тех, что были столь популярны в те годы; в его случае это был метод Штайнаха, а именно подкожное иссечение семенников. Идея этой процедуры состояла в том, что после нее выработка спермы останавливается, а вот производство тестостерона возрастает. Сегодня оправдание подобного хирургического вмешательства не менее сомнительно, чем в случае операции по изменению положения клитора.

 

Интересно было бы узнать, встречались ли когда-либо Фрейд и Хальбан, и если да, то обсуждали ли они тех из своих пациентов, кто обращался к ним обоим. Давайте представим себе их встречу в фойе венского Бургтеатра, во время премьеры одной из самых скандальных комедий современных нравов, которую написал еще один из их современников – Артур Шницлер. Воображаю, насколько трудно было бы им разговаривать друг с другом! Интересно знать, смог бы Фрейд открыто обвинить коллегу в том, что он бессердечно эксплуатировал проблемы несчастной женщины? И что бы ответил ему Хальбан?..

 

Неизвестно также, продолжал ли Хальбан делать операции по переносу клитора. Как мы знаем, он сообщил лишь о пяти случаях в 1932 году, а в 1949 году Мари Бонапарт написала о пяти женщинах, про операции которых стало известно ей. Не исключено, что оба они убедились в том, что были неправы, но хватило ли у них мужества признать это? В работе Всемирного съезда сексологов в 1980 году один из американских исследователей участвовал вместе со своей на удивление красивой, но очень молчаливой супругой. В коридорах шептались, что ей была сделана операция, позволившая усилить приятные ощущения от оргазма. Не напоминает ли вам это операции Хальбана? А в 1983 году гинеколог Дж. С. Бёрт и психиатр А. Р. Шрамм опубликовали отчет о проведении операции, которую они назвали вульвовагинопластикой – с вытяжением и переориентацией в заднелатеральном направлении. Главным показанием для совершения подобной операции были хронические воспаления мочевого пузыря вследствие коитуса, а также боли во внутренних половых органах. Целью хирургического вмешательства было изменение угла расположения влагалища в области малого таза, так чтобы при ударах пениса не происходило столь сильного трения о дно мочевого пузыря. Для этой цели Бёрт сшил малые половые губы в задней части и с каждой стороны подвернул часть стенки влагалища. В результате этого, помимо прочего, пенис стал лучше контактировать с клитором и стала меньше вероятность того, что головка мужского полового члена будет доходить до шейки матки. Отрицательное последствие произведенного вмешательства заключалось в том, что стал практически невозможен коитус в положении сзади (Фрейд называл это по-латыни «а терго»). Чтобы сделать сексуальный контакт еще больше интенсивным, Бёрт решил сочетать вагинальное вмешательство с обрезанием, для этого он частично удалил крайнюю плоть клитора.

 

Бёрт и Шрамм с большим энтузиазмом говорили о полученных результатах: у прооперированной женщины боль при коитусе пропала, больше не было воспалений мочевого пузыря, ей также требовалось гораздо меньше усилий для достижения оргазма. Три четверти женщин, подвергнутых такой операции, признали, что до нее они время от времени изображали оргазм, вводя своих мужей в заблуждение; после нее лишь половина женщин все-таки по-прежнему симулировали оргазм. Авторы этого доклада были истинными фрейдистами, судя по тому, какие они задавали вопросы: они спрашивали, например, от оргазма какого типа были бы готовы отказаться их пациентки, если бы у них был выбор. Большинство удовлетворенных пациенток (80 %) заявили, что отказались бы от клиторальных оргазмов. У Шрамма, психиатра по образованию, даже возникло впечатление, что психотерапия не смогла бы столь положительно повлиять на женскую натуру и на супружескую интимную жизнь. Однако все же эта операция Бёрта не произвела серьезных перемен в сексологии, а самого Бёрта впоследствии в прессе обвинили в том, что он якобы, порой выполнял свои операции без согласия пациентки, пусть и с лучшими намерениями.

 

 

7. О размножении

 

 

_В_начале_XX_века_некоторые_антропологи_развлекали_широкую_публику_россказнями_о_том,_что_на_Земле_якобы_существовали_племена_(например,_в_Австралии_или_же_на_Тробриандских_островах*),_которым_не_было_известно,_откуда_берутся_дети._Нет,_роль_женщины_в_этом_было_бы_трудно_не_заметить,_а_вот_роль_мужчины_–_ее,_мол,_люди_из_этих_племен_не_осознавали._Они_якобы_считали,_будто_беременность_возникает_от_того,_что_женщина_покоптила_на_костре_особую_рыбину_или_же_увидела_особенный_сон,_либо_поймала_лягушку-быка._

 

* Архипелаг к востоку от Новой Гвинеи.

 

В этих строках Ханс Рее, шахматист, известный гроссмейстер и журналист, ведущий популярной колонки в газетах, вовсе не собирался посмеяться над «примитивностью» людей из первобытных племен. Он лишь признал, что роль мужчины в деторождении настолько загадочна, что мало кто смог бы самостоятельно об этом догадаться. «Возможно, это просто сказка, которую дочерям передают их матери; сказка, в которую все верят, потому что кажется разумным некоторую роль предоставить в этом процессе и мужчинам». С одной стороны, разумеется, замечательно, что и жители Тробриандских островов понимали: животные производят себе подобных с помощью полового размножения. А неспособность приложить это биологическое знание к людям лишь говорит о том, что они ставили людей на особый мифический пьедестал, ближе к своим богам, нежели к животным. В рамках такой логической конструкции возможность непорочного зачатия и того, что, например, девственница способна родить, выполняет духовную функцию.

 

Рее попытался поделиться этими философскими размышлениями с женщинами, которые нередко собирались у него в гостиной, чтобы поговорить о жизни.

 

У них все еще нет детей, и они без конца только и говорят о том, каким способом можно было бы изменить это неподобающее положение дел. Ради демонстрации хороших манер, я двигаю фигуры на шахматной доске, а сам прислушиваюсь к ним. Они говорят, что можно добиться этого в лаборатории или же с помощью симпатичного незнакомца, который впоследствии не будет настаивать на том, чтобы играть старомодную роль отца. Но большинство из них живут вполне добропорядочной жизнью с каким-то одним мужчиной; они даже говорят о том, как вполне могли бы сделать вид, что забыли принять противозачаточную таблетку – он бы едва ли это заметил. Что ж, может, это самое простое – мужчины ведь вообще никогда ничего не замечают вокруг себя…

 

Правда, мужчин, которые подобным образом испытают радости отцовства, может изрядно волновать их собственное будущее. Ведь отцовские обязанности… разве не помешают они труду всей жизни мужчины – например, исследованию мер и весов древней Вавилонии? Однако ничего страшного, они приспособятся, в том нет сомнений: мужчины всегда приспосабливаются. Сам Рее, когда он присоединяется к общему разговору в конце приятного совместного времяпрепровождения всей честной компании, слышит в свой адрес

 

…от самой красивой из всех них, но и от самой практичной: «Вот было бы здорово, если бы ты был Богом, но ты же совсем забыл, что нам с тобой завтра надо на прием к врачу, у нас же тест на возможность забеременеть. Смотри, я тебе журнал купила, чтоб ты его взял с собой. А теперь пойди-ка в другую комнату. Хочешь – в шахматы поиграй или фотографии посмотри. Мне с подругами еще столько всего надо обсудить, а из-за твоей болтовни мы вообще ничего не успеем».

 

В XXI веке, по-видимому, все имеют представление о том, как осуществляется размножение. Теперь даже маленьким детям принято рассказывать правду о том, откуда берутся братья и сестры, и нужда во всех этих сказках про аистов и капусту отпала. Рее предполагает, что духовные потребности еще могут поддерживать некоторые легенды и таинства, хотя даже католики сегодня соглашаются интерпретировать рождение младенца у девственницы в духовном смысле. Несмотря на это, время от времени приходится слышать необычные истории, которые свидетельствуют о том, что не все предрассудки, связанные с размножением, исчезли.

 

Так, в сентябре 1996 года в прессе сообщалось, что некоторые британские женщины покупают страховые полисы, которые позволяют им застраховаться от возможности оплодотворения со стороны… инопланетян. Такую страховку всего за неделю купили около трехсот англичанок, а страховая компания, которую воодушевил успех их затеи, тут же стала предлагать страховку от непорочного зачатия при обстоятельствах непреодолимой силы или при стихийных бедствиях. Представитель этой компании оповестил журналистов о том, что, отчасти в связи с приближением нового тысячелетия, немало людей реально опасались, как бы не повторилась история, аналогичная описанной в Новом Завете.

 

В этой области имеется своеобразная связь между религиозностью и наивностью, о чем повествуют многие народные сказки. Вот, для примера, немецкая сказка XIV века под названием «Наказание для монаха». В ней говорится, как молодого монаха посвящала в тайны Венеры одна опытная особа. А он был до того неуклюж – в первый-то раз! – что пришлось ей самой занять верхнюю позицию. На следующее утро монах вдруг обеспокоенно спрашивает у своего слуги:

 

«Слушай, мне часто говорили, что, коли мужчина и женщина соединяются, после этого бывают дети. А вот скажи, как, по-твоему, у кого из них ребенок-то будет?» – «Скажу все, как на духу», – отвечал слуга. – «Кто внизу, у того и дитё…» – «Свят-свят, ох, и горе мне!» – подумал тут монах, который только в этот момент начал понимать, насколько велики масштабы его несчастья. «Как же теперь быть? – задумался он. – Ужас-то какой! Я и был внизу, под нею. Значит, дитё родится у меня. Господи! Моя честь потеряна. Что, если аббат заметит – как же мне жить после этого? Монахи меня взашей выгонят. Уж лучше смерть, чем их презрение!»


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!