О непостижимости женской натуры 13 страница



 

Дилемма «клитор или влагалище» связана с психологической разработкой разницы между полами, и в психоанализе Фрейда этот процесс играет важную роль при эволюции развивающегося ребенка. Открытие того, что между полами существует различие, очень тревожит и девочек и мальчиков: почему это девочкам нельзя иметь такой «краник», когда у всех мальчиков он есть?.. Это отсутствие того, что «должно быть», по мысли Фрейда, вызывает у девочки так называемую «зависть к пенису»: ей тоже хочется, чтобы у нее была эта часть тела, эта «штучка», которую можно держать рукой, когда стоишь и писаешь. Ведь у папы это есть, у младшего братика вон тоже… Пусть у мамы нету, но зато у нее есть груди, а иногда у нее в животе живет братик. Получается, что одной дочке кругом не повезло, поэтому нет ничего удивительного в том, что она теперь знакома с ревностью. Так и возникает «зависть к пенису».

 

А что дальше? Маленькая девочка восстает против собственной матери. Ведь мама всегда была самым главным авторитетом во всем, а это значит, что если свершилась подобная несправедливость, в этом наверняка виновата именно она! И компенсирующее желание девочки начинает фокусироваться на отце, который до сих пор был в ее жизни не столь заметной фигурой. У него есть пенис, и ей бы самой тоже хотелось, чтобы у нее был такой же… Может, это и не получится, но родить ребеночка тоже здорово, и именно папа способен помочь решить такую задачу.

 

Чтобы полнее обрисовать картину, давайте теперь рассмотрим, что происходит с мальчиком в тот же период его жизни. Когда он вдруг осознает, что у некоторых людей нет пениса, он обычно испытывает отчаянный страх. Его логика (пусть она не слишком рациональна) подсказывает ему, что это означает лишь одно: он сам тоже может потерять свою «пиписю». Но как и почему? Наверное, в наказание за какой-либо ужасный проступок. А какой проступок, какое прегрешение он может совершить? Что, если он вдруг слишком присвоил себе мамочку и папа на него за это рассердится? Ведь на самом деле мама принадлежит папе… И папа вдруг так рассердится, что возьмет да отрежет «пиписю» у собственного сына? У самого папы она есть, а у мамы нету, вот, значит, если кто и может отрезать «пиписю», это будет, скорее всего, сам папа. В общем, лучше его не сердить, а значит, и от мамы держаться подальше. Последнее непросто, ведь пока что все самое лучшее в жизни мальчику давала мама… Все же придется заставить себя оторваться от нее, и лучше всего ему в этом поможет то, что у них так различаются органы пола. Благодаря своей «пиписе», он довольно сильно отличается от мамочки, он – другой, не такой, как она; он этим «лучше» ее, и ему даже нравится, что он это понимает. Так он обосабливается, становится индивидуумом; создает прочные преграды вокруг собственной персоны, своего «я». В последующие годы ему гораздо меньше, чем его сестре, удастся сопереживать другим людям, проникаться их мыслями и настроением. Этим он будет несколько похож на папу, с кем мальчик отныне и будет себя идентифицировать.

 

Но давайте вернемся к девочке и к тому, как она решает проблему сексуальности. Фрейд был убежден в том, что, в силу существования некоторого первичного, изначального познания, у мальчиков и у девочек существует представление лишь об одном половом органе, а именно, о пенисе. А если любые сведения о женской анатомии достигают сознания девочки, тогда они касаются влагалища, но никак не связаны с клитором. Этот маленький орган, который у нее имеется и с которым она вполне могла уже пару раз поиграть, потому что он дает ей такие приятные ощущения… о нем ведь даже никто не упоминает. Те незначительные сведения, которые достигают ее, касаются влагалища, в котором – с помощью мужчины и его пениса – будет происходить нечто удивительное. Хочется надеяться, что этого чуда стоит подождать; а если у девочки уже был некоторый опыт клиторального удовольствия, отныне ей надлежит подавлять у себя такие поползновения. Если же она будет продолжать трогать собственный клитор, мастурбировать, тогда она должна ожидать наказания за это. Более того, если она будет по-прежнему «заниматься этим», она не сможет иметь детей! Такая бисексуальность женщины требует от нее сделать четкий выбор (само слово «бисексуальность» в трудах по психоанализу легко приводит к путанице; ведь в них оно означает не то, что женщины могут любить как других женщин, так и мужчин, но что у них существует возможность выбора между сексуальностью клиторального типа, то есть «мужской», и вагинального типа, то бишь «женской»).

 

Согласно Фрейду, женщинам полагается подавлять свою клиторальную сексуальность, и это является «правильным» и «пристойным». Клиторальное желание – это форма сексуальности, связанная с состоянием ребенка, когда у маленькой девочки возникает активная фиксация на себе самой, а значит, это противоречит тому, кем, как ожидается, она должна стать. Она должна преодолеть свое отвращение к мальчикам, перестать соревноваться с ними и принять тот факт, что ее удовольствие будет возникать лишь тогда, когда она будет отдаваться мужчине и его пенису. Если она откажется от клиторального удовлетворения, ее вагинальное желание автоматически усилится, а как только в ее жизни появится наконец прекрасный принц на белом коне, она тут же поймет, что одного пениса вполне достаточно, чтобы и мужчина и женщина испытали высшее наслаждение на земле. Она станет зрелой женщиной, как только сможет испытывать оргазм во время коитуса. Тогда ее клитор будет «вытеснен», «отвергнут»; она превратится в женщину, отвечающую всем правилам приличий, – во всяком случае, в Вене около 1900 года: это женщина, подобная героиням пьесы Шницлера «Хоровод» (пожалуй, лучше известной благодаря ее экранизации – французскому фильму «La Ronde»*), – ее может соблазнить в шести вариантах любой мужчина, который ее возжелает.

 

* Фильм, снятый в 1950 г., в прокате получил название «Карусель». Режиссер фильма – известный немецкий кинорежиссер Макс Офюльс (1902 – 1957), в фильме снимались такие звезды французского кино, как Симона Синьоре, Серж Реджани, Даниэль Дарье, Жан-Луи Барро и Жерар Филип.

 

Из-за теории детской сексуальности Фрейда подвергали серьезным нападкам в академических кругах Вены. В биографическом фильме Джона Форда о жизни Фрейда* показано, как презентация этих идей перед представителями университетских кругов сопровождалась тогда шиканьем и освистыванием, как кое-кто демонстративно плевал на пол… Однако в скором времени эти идеи Фрейда были, тем не менее, приняты. И уже с той поры такие его термины, как «страх кастрации», «зависть к пенису» и «фригидность» широко вошли в терминологию психологов. Было даже время, когда в среде образованных людей столь же непринужденно обсуждали «клиторалок» и «вагиналок» – с не меньшей легкостью, чем сегодня упоминают экстравертов и интровертов…

 

* Вероятно, автор ошибся, биографический фильм под названием «Фрейд: тайная страсть» снял в 1962 г. Джон Хьюстон, а сценарий для него изначально написал Жан-Поль Сартр (причем этот сценарий был сильно сокращен).

 

Словом «фригидность» правоверные фрейдисты до сих пор обозначают неспособность женщин достигать оргазма при коитальной стимуляции. А в обыденном употреблении определение «фригидности» расширено: сюда включено отсутствие сексуального желания или же попросту отвращение к самой возможности физического контакта. А определение «фригидная» даже стало своего рода ругательным словом: сочетанием всяческих женских атрибутов, разбираться в которых мужчинам не слишком интересно. Можно ли винить в этом Фрейда? Во всяком случае, его труды отражают тот непреложный факт, что он вырос в ту эпоху, когда мужчина мог позволить себе самые различные презрительные высказывания в отношении женщин, и притом с большим апломбом… В трудах Фрейда можно почувствовать влияние афоризма Ницше: «Alles am Weibe ist ein Ratsel, und alles am Weibe hat eine Losung: sie heisst Schwangerschaft» («В женщине все – загадка. Но у всех ее загадок лишь одна разгадка. Имя ей – беременность!»).

 

Но как же нам относиться к женщине, которая не способна достичь оргазма во время коитуса, тогда как на клиторальную стимуляцию она реагирует исключительно страстно? Для Фрейда ответ был очевидным: она оказалась не способной принять собственную женскую сущность, она придерживается активной сексуальной роли и не смогла преодолеть свою ревность по отношению к первенству мужской сексуальности. Короче говоря, она страдает от комплекса маскулинности… Вот как об этом писала в 1933 году последовательница Фрейда, Мари Бонапарт:

 

…женщин, по-видимому, можно разделить на три основных типа, и каждый из них по-своему соответствует степени того травматического шока, который переживает каждая девочка, впервые осознав, в чем состоит различие между полами. Первый тип вскоре оказывается способен заменить желание иметь пенис на желание иметь ребенка, то есть его представительницы становятся истинными женщинами: нормальными, вагинальными, воплощением материнства. Женщины второго типа отказываются от всякого соперничества с мужчинами, поскольку, по своим ощущениям, считают себя слишком неравными им, так что даже отказываются от всяческой надежды в обретении внешнего объекта любви, и в социальном и психическом плане достигают в обществе людей статуса, подобного статусу рабочих муравьев или пчел. Наконец, есть и такие женщины, которые отрицают реальность и никогда не принимают ее; они отчаянно держатся за психические и органические мужские качества, которые изначально присущи всем женщинам: речь идет о комплексе маскулинности и о клиторе.

 

Последняя группа для психоаналитиков, разумеется, наиболее интересна. Карл Абрахам называл их истеричками мстительного типа. Из литературных героев моделью такой женщины можно назвать Брунгильду, любимую и наиболее воинственную дочь Вотана.

 

Тем не менее многие женщины клиторального типа с трудом поддаются успешному лечению средствами психоанализа… Для подобной, частичной фригидности, хотя она и ограничивается вагинальной анестезией (потерей чувствительности), нередко прогноз хуже, чем для полной фригидности… что, несомненно, связано с истерической сущностью их подавления чувств.

 

Такая частичная форма фригидности, на мой взгляд, не только хуже всего поддается лечению, но и наиболее часто встречается. Число женщин, страдающих ею, куда больше, чем думают мужчины, поскольку женщины склонны скрывать свои недостатки в эротической сфере. Также сильно различаются, от одной женщины к другой, сами проявления того, как они переносят подобный вид фригидности. Некоторые мирятся с положением вещей, будто по команде сверху, и довольствуются, себе в отраду, тем, что видят всех женщин подобными себе. Согласно многим женщинам клиторального типа, те, кто заявляет, что испытывают физическое удовольствие с мужчинами, на самом деле либо занимаются похвальбой, либо лгут – во всяком случае, они суть исключения из правила.

 

Другие женщины клиторального типа компенсируют собственную неполноценность во время полового акта, хотя она и становится очевидной, за счет своего рода гордости собственным состоянием. Они никогда не поддаются взаимной страсти и остаются «независимыми» от мужчины, замкнутыми на себе самих; благодаря этому они, в случае необходимости, становятся самодостаточными, в особенности с помощью мастурбации, что для таких женщин всегда возможно. Лишь некоторые женщины клиторального типа способные быть честными сами с собой, понимают, насколько они на самом деле страдают.

 

Если хотите, это весьма откровенно сказано, и, как увидим дальше, Мари Бонапарт понимает все это так хорошо еще и потому, что ищет главным образом о себе самой. Примечательно, что многие сторонницы основателя психоанализа принялись последовательно разрабатывать его идеи, причем они нередко писали обо всем в подобной, прямолинейной и для кого-то неудобоваримой манере. Так, Хелен Дойч уделяла слишком много внимания женскому мазохизму, который, как голословно утверждалось, неотъемлемо связан с отказом от активного эротического удовольствия. Фрейд всегда окружал себя определенным, узким кругом женщин, которые целиком и полностью соглашались с ним в том, что слабый пол, по причине отсутствия пениса, находится на более низкой ступени… Для их всех главное – это пенис. Ведь Фрейд вынес свой приговор так: Anatomie ist Schicksal" («Анатомия – это судьба»)…

 

Долгие годы наиболее последовательно против такой точки зрения протестовала лишь Карен Хорни. Она подошла к этому вопросу без предубеждений, обратив внимание на влияние общества, которому подвержены и мужчины, и женщины. В ту пору все женщины были, по определению, скромными и послушными. Но это не имело никакого отношения к тому, что у них не было пениса – все коренилось в их угнетенном положении в обществе. Хорни наблюдала случаи зависти к пенису, однако она рассматривала это как патологическое явление, а вовсе не как неизбежный переходный этап в жизни всех женщин. А если некоторые женщины в самом деле испытывали зависть к мужчинам из-за наличия у них мужского полового органа, о как же быть с завистью мужчин – ведь многие мужчины завидуют тому, что женщины способны рожать детей! Хорни и ее последователи попытались установить, действительно ли справедливо утверждать, будто, лишь перестав обращать внимание на клитор, девочки смогли осознать функционирование собственной вагины. Ведь имеется немало свидетельств того, что даже в очень раннем возрасте девочки способны испытывать возбуждение в результации стимуляции как клитора, так и вагины. А если оба этих органа способны стать источником удовольствия, тогда по какой такой причине нужно всегда рассматривать их по отдельности? Так, Хорни заявила:

 

И я не могу понять, с какой стати… мы не можем допустить хотя бы возможность того, что клитор на законных основаниях принадлежит к половым органам женщины, представляя собой их неотъемлемую часть.

 

Может, она еще пытается намекнуть на то, что давно пора оставить в покое всех женщин, которые стремятся стимулировать свой клитор, когда желают достичь оргазма? Она не тратит на это слишком много слов, однако деликатно указывает на непреложный факт: так называемая «фригидность» встречается настолько часто, что психоаналитикам – пусть из методологических соображений – следовало бы прекратить считать это состояние патологическим…

 

Но высказываемая Хорни там и остались голосом одинокого в пустыне. Нам сегодня довольно трудно понять, почему эти дискуссии принимали тогда столь яростный характер, однако в ту пору существовало немало глубоко укоренившихся убеждений, которые сегодня уже представляются весьма странными. С 1910 по 1912 год в доме Фрейда по средам собирался кружок его последователей, и на повестке этих вечерних собраний был неизменно один и тот же вопрос – о вреде мастурбации (у мужчин), а также о том, приводит ли мастурбация к неврастении. В ту пору неврастения считалась заболеванием нервной системы и рассматривалась как признак дегенерации. По контрасту неврозы считались проявлением физического истощения, вызванные стрессом инфантильной природы. Мастурбация могла естественно привести к невротическим страданиям, когда она вызывала разнообразные негативные ощущения. Фрейд вместе с тем придерживался мнения, что, хотя мастурбация порой способствует снижению напряжения, она, тем не менее, вызывает нервное бессилие. В этом отношении его взгляды были все еще очень близки воззрениям Тиссо, неутомимого борца с мастурбацией, жившего в XVIII веке: его главное произведение – «Онанизм, или Рассуждение о болезнях, происходящих от рукоблудия» – стало в свое время мировым бестселлером. Одной из опасностей мастурбации, согласно Тиссо, было усыхание спинного мозга, которое диагностически было похоже на неврастению. В кружке специалистов вокруг Фрейда единственным защитником мастурбации был Вильгельм Штекель, который доказывал ее безвредность. Однако его упорное нежелание расстаться со своими взглядами привело лишь к тому, что его исключили из этого круга в 1912 году, ему также пришлось уйти с поста главного редактора журнала «Вестник психоанализа». В те годы всякий, кто защищал право на мастурбацию клитора, считался сторонником онанизма взрослых или лесбийской любви, поскольку тогда никто не мог себе представить, что возбуждение клитора возможно при обычных половых сношениях между мужчиной и женщиной. Об этом же читаем у Тиссо: когда он обсуждает клиторальный онанизм, то, как и Ас-Самауаль ибн-Яхья, сводит дело к лесбийским отношениям.

 

Но и за пределами мира психоаналитиков также существовало твердое убеждение, что главное влияние на возникновение оргазма у женщин оказывает мужчина. Вот что было написано в книге «Идеальное супружество» гинеколога Теодора X. ван де Вельде, опубликованной в 1923 году и также ставшей международным бестселлером:

 

…итак, для начала, необходимо запомнить, что и оргазм и все, с ним связанное, как в физическом, так и в психическом отношении, может происходить у мужчины без эякуляции. Тогда у очень чувственной женщины может случиться не один оргазм, прежде чем ее менее восприимчивый супруг достигнет собственного пика.

 

И хотя это – неоспоримый факт, не менее очевидно, что при нормальном половом сношении самым главным фактором для оргазмического удовлетворения женщины является извержение семени.

 

Эта цитата – удивительная иллюстрация к тому, как старинные истины способны взять верх над фактами, полученными в результате наблюдений. Ван де Вельде был яростным противником прерванного полового сношения, поскольку, по его словам, при этом женщины не получали сперму – самый сильный стимул для наступления оргазма.

 

Сторонники психоанализа долгое время находились под влиянием Фрейда. «Блудным сыном» Фрейда стал Вильгельм Райх. В юности он принимал активное участие в общественной жизни, что привело его к марксизму*. Впоследствии, однако, его «засосало черное болото оккультизма»**, и последние годы его жизни исполнены сектантства, странных, опасных для жизни экспериментов с радиоактивными веществами, вслед за которыми наступило безумие, а умер он в тюрьме, в полном одиночестве. Александр Лоуэн, ученик Райха, продолжил ряд его идей и стал основателем биоэнергетики, которая сегодня продолжает оставаться популярной неофрейдистской формой терапии, в ней используются не только слова, но и «язык тела» (язык жестов и мимики).

 

* Вильгельм Райх (1897-1957) – австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейда (так называемых неофрейдистов, каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на «новых левых» на Западе.

 

** Цитата из биографии Райха, которую написал нидерландский писатель Харри Мулиш в 1983 г.

 

Биоэнергетика всегда привлекала женщин-сексологов. Однако в этом движении мужчины также занимают доминирующее положение, и женщины понимали, что им ни в коем случае не следует упоминать «неприличное» слово, обозначающее их женский орган. Лоуэн предписывал мужчинам отказаться от попыток контролировать свои оргазмические выделения, он рекомендовал им полностью отдаться своим инстинктивным влечениям. А женщины (если, конечно, они преодолели в себе комплекс маскулинности) в таком случае, хочешь – не хочешь, должны оказаться увлеченными бурным потоком мужского либидо. В то же время Лоуэн сообщал женщинам, что многократные оргазмы – это сплошная выдумка, а те из них, кто считал, будто испытывает несколько оргазмов подряд, один за другим, всего лишь имел дело с поверхностной генитальной реакцией (по-видимому, Лоуэн был не в курсе того, о чем Тиресий поведал Зевсу с Герой). Правда, в 1975 году, во время конгресса специалистов по биоэнергетике и сексопатологов, женщины провели отдельное заседание. Необходимо подчеркнуть, что все это случилось уже по прошествии значительного времени и после того, как Мастере и Джонсон опубликовали результаты своих физиологических исследований, в которых, значительное место было уделено роли клитора. Результаты экспериментов стали известны во всем мире. В ответах на анонимную анкету Элис Кон Лейдас, специалистки по биоэнергетике (причем все они проходили курс психоаналитической терапии) участницы конгресса осмелились наконец признать, что их клиторы по-прежнему очень важное место для стимуляции с целью вызывать удовольствие, притом даже во время коитуса. В то же время они оспорили мнение Лоуэна относительно многократных оргазмов. Многие участницы опроса отказались от желания их кумира заставить их поверить, будто их собственные многократные оргазмы были «ущербными»…


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!