Ниже приведены истории некоторых тувинских народных игр.



Введение

Глава 1. История появления народных игр тувинцев

.1 Понятие игры

.2 История народных игр тувинцев

.3 Роль игр в традиционной культуре тувинцев

 

Глава 2. Игра в традиционной культуре тувинцев

.1 Интеллектуальные игры у тувинцев

.2 Состязательные игры у тувинцев

.3 Физические игры

.4 Творческие игры

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность исследования. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

 

Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

 

Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру. Например, в пограничных с Монголией районах Тувы существуют такие заимствованные игры, как «Панчык», «Хорул»; в местностях, которые издавна связаны с русскими переселенцами, привились традиционно русские игры: «Бабки», «Лапта» и др.

 

Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев или изменились в соответствии с новым, советским, образом жизни, в этом и видим актуальность исследования нашего курсового проекта. Тувинцы стали использовать много новых современных игр братских народов нашей страны, особенно русских.

 

На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол, баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас «Выбивание ремня» частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в «Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары», «Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях, клубах и культурно-просветительных учреждениях благодаря характерной для общества развитого социализма заботе о сохранении и развитии традиций национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба, конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта.

 

Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития культуры древних тувинцев, а также проблему исчезновения некоторых народных игр.

Степень изученности темы. Впервые в 1903 г. этнограф Ф.Я. Кон в своей книге «За пятьдесят лет» описал некоторые тувинские игры. Исследовавший тувинский быт Е.К. Яковлев перечислил и некоторые подвижные игры, «которыми забавляются взрослые сойоты, мужчины и женщины». Это игры в «Горелки» («Кичторю»), в «Прятки» («Ча-жинган» - правильнее «Чаштыр») и в «Жмурки» («Харагычок» - правильнее «Каракшиер»).игра тувинец спорт физический

В работе М. Райкова есть описание приемов стрельбы из лука. П.Е. Островских исследовал тувинскую борьбу «Хуреш» на одном из празднеств у тоджинских тувинцев. Подобными краткими сведениями, которые к тому же иногда и неточны, ограничиваются источники дооктябрьского периода.

В 1961 г. на основе материалов, собранных в Восточной Туве, С.И. Вайнштейн привел названия некоторых традиционных тувинских игр.

В 1968 г. была выпущена на тувинском языке монография И. Самбу «Тувинские игры», где дано описание некоторых тувинских игр с небольшим историческим анализом их, в 1974 г. - книга «Из истории тувинских игр».

В 1963 г. вышла книга Г.Н. Курбатского «Тувинские праздники», в которой частично описаны игры как основные элементы тувинских праздников.

Изучение тувинских игр продолжается. Оно ведется не только этнографами, фольклористами и искусствоведами, но и специалистами по истории, теории и методике физического воспитания и спорта. В частности, изучаются формы и методы применения народных игр при организации физического воспитания населения Тувы.

Таким образом, историографический анализ показывает, что по данной теме написано немало работ, но на современном этапе исследования не велись.

Целью исследования является комплексное изучение народных игр тувинцев,

их история и значение в сохранении и развитии традиционной культуры в целом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

·Описание и характеристика народных игр тувинцев;

·Исследование исчезающих некоторых народных игр тувинцев на современном этапе;

·Определение роли народных игр тувинцев в развитии навыков и способностей человека, этничности народа.

Объектом исследования является народные игры тувинцев.

Предметом исследования является традиционная культура тувинцев.

 

Территориальные рамки. Исследования охватывают современную территорию Республики Тыва.

 

Методы исследования:

·Сравнительный метод;

·Принцип историзма;

·Анализ социологических исследований;

·Типологический метод.

 

Также в работе были использованы полевые этнографические материалы (этнографические материалы практики в Ховдинском аймаке Монголии в 2012 году) по данной теме; систематическое изучение и анализ народных игр тувинцев.

Новизна работы. На современном этапе тема является актуальной, так как тувинцы издавна любили играть, смотреть, участвовать в массовых зрелищах, играх. Сегодня, в 2013 году их интерес не угас, а еще больше стал. Интересным является то, что из ранних этапов истории традиционные игры сохранились, передавая из поколения в поколение. В работе новизной еще можно увидеть взаимосвязь тувинцев с соседними народами и появление новых игр.

Структура работы - включает введение, две главы, заключение и список использованной работы.

 

Глава 1. История появления игр у народов Южной Сибири

Понятие игры

Игра - вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности.

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

Ниже приведены истории некоторых тувинских народных игр.

С давних времен неоценима роль лошадей в подвижной жизни древних тувинцев и их предков. Они их разводили тысячами и использовали на многочисленных войнах, в кочевом хозяйстве. Для древнего кочевника конь по существу был единственным кормильцем. Свидетельством этого могут служить многочисленные древнетюркские и тувинские погребения с конями. Нередко встречаются захоронения с двумя и тремя конями.

 

Предки тувинцев использовали лошадей не только для езды и перевозки грузов, но и устраивали конные состязания на праздниках. Хотя в письменных источниках не говорится об этом, в народных сказках и преданиях сохранилось множество сведений о конных состязаниях. Так, в сказании о ГесерМергене говорится: «…завтра созывается большое состязание (адааншоорей, адыгчарыш). Чей конь опередит, тот получит руку красавицы Орукмаа».

 

Конные состязания дошли до наших дней через тысячелетия. Они и в настоящее время вызывают интерес у народа. К сожалению, о видах конных состязаний ни в героических сказаниях, ни в письменных источниках не говорится.

 

Конным спортом увлекаются многие народы. Но именно древнетюркским способом проводят скачку лишь некоторые народы Сибири: это тувинцы, буряты, монголы, алтайцы. По своему стилю и содержанию тувинская скачка отличается от казахской «какбуре» (дерут козу), которую проводили на мусульманских праздниках, или киргизского «кыз-быры», «байги» (скачки) и от грузинского «джирити» и др.

 

Конные игры в больших разновидностях существовали также в Абхазии и Грузии. Описанные старинные игры «иссинди», «кабахи», «дхенбурти», «чихцила-айера», «атарчей» и др., являющиеся инсценировкой военных действий, были одним из элементов военно-физической подготовки абхазского народа. Они также сохранились в быту и до наших дней. Теперь они выступают как виды национальных спортивных игр.

 

К сожалению, такие конные игры, отражающие большую физическую силу, выносливость, ловкость наездников, как абхазские «несинди», «атарчей», «чихцила-айера», «кабахи» в Туве до нас не дошли. Возможно, подобные игры существовали у тувинского народа, в годы, насыщенные военными событиями.

 

 

Хуреш

 

С давних пор и поныне тувинцы ставят национальную борьбу в любом празднике на первое место. В 1903 году Ф.Я. Кон, ссылаясь на фольклор, писал, что национальная борьба существовала у тувинцев очень давно. Действительно, не трудно отыскать в тувинском героическом эпосе эпизоды, где два богатыря, встретившись на дороге, начинают мериться силой, где говорится о судьбе и героических деяниях жениха в борьбе за невесту и т.д. Борьба является необходимым элементом всех тувинских героических сказаний. В сказании о Гесере при описании встречи с Ажыы-Мергенкадын говорится так: «Давай не будем терять времени. Померимся силой». Противник Гесера сначала поставил на колени. Тогда Гесер ему говорит: «… У мужчины три места. Попробую еще раз». Тогда два богатыря схватились и боролись один месяц - 30 дней, два месяца - 60 дней, три месяца - 90 дней. И, наконец, Гесер с ловкостью сокола положил на спину своего противника». В сказаниях говорится также о «танцах орла». При встрече богатыри, договорившись бороться, танцуют. О богатыре говорят: «танцует как орел, ловок как сокол» (эзирденээлгир, хартыгаданкашпагай). В современной тувинской национальной борьбе сохранился танец орла. Также в сказаниях часто упоминаются шодак, шуудак (костюм для борьбы): «Хан-кучутенМаадыр, надев шодак и шуудак, ждал своего противника…».

 

Русские и иностранные путешественники, побывавшие на территории Урянхайского края, неоднократно наблюдали борьбу сойотов. Так П. Островских писал о хурешетоджинских тувинцев: «Борьба начинается неизменно установленным приемом захвата противника: шея по шее и плечо к плечу, а кончается подножкой или броском. Иногда внезапная хитрая уловка обнаруживает в борьбе или долгую тренировку, или большое проворство…».

 

«Победа встречается громкими криками с той или другой стороны. Победитель, похлопывая себя по бедрам, прыжками обегает вокруг побежденного и подбегает к судье торжества, а тот кладет герою пригоршню кусочек сыра. Отведав сыра, победитель остатки бросает в толпу, и она жадно ловит их». Многие исследователи, описывавшие тувинскую борьбу, отмечали жадность зрителей, которые кидаются за брошенной пищей борца-победителя. Однако они не учли того, что связано с этим культом сильных, смысл которого выражается в следующем: борец-победитель, получив пищу от судей, бросает ее на все стороны для кормления духов гор, а другие ловят падающую пищу для того, чтобы получить дар сильных и ловких. Многие исследователи, посетившие центральные и южные районы Тувы, видели в тувинской борьбе повторение монгольских приемов.

 

 

Шахматы

Шахматы имеют индо-монгольское или индо-тюркское происхождение и связаны с проникновением игры к верховьям Енисея. Во времена распространения шахмат по азиатским странам тюркоязычные народы более тесно общались с монголами, более интенсивными были их контакты с южными соседями.

 

Шахматная игра у тувинцев существенно отличалась от игры в шахматы в средневековой феодальной Европе своей демократичностью - у тувинцев играл в шахматы и простой народ. Здесь уместно привести слова И.Т. Савенкова: «Недаром замечено, что в малых делах и в играх люди узнаются легче - это в известной степени применимо и к народностям и сословиям различных рас, разных стадий культуры и даже различных исторических эпох».

 

На территорию Тувы шахматы проникли со сложившимися правилами и комбинациями, которые существовали на родине шатранг. Например, ферзь ходил лишь по диагонали и вперед на одном поле; слон передвигался по диагонали, рокировки не было; пешка не имела первого двойного хода. Ничьи не объявлялись, игра кончалась ничьей тогда, когда оставались одни короли, если при этом один из игроков сумел бы восстановить позицию, содержащую возможность организовать вечный шах, ему присуждалась победа. Дошедшая до 8-й горизонтали пешка превращалась в ферзя после одного хода по диагонали в том случае, если игрок не имел ферзя. Если он имел ферзя, то пешка становилась той фигурой, на чье место она вышла (конь, офицер или ладья). Немало изменений произошло в правилах передвижения фигур, главным образом сильных. Когда-то самой сильной фигурой считалась ладья, ее действие распространялось на все квадраты доски, она могла ходить вертикально и горизонтально; затем главной фигурой стал ферзь. Он передвигался по диагональным линиям. Некоторое время господствующее положение занимал слон. В близкое к нам время ферзь снова становится сильной фигурой и по характеру действий мало чем отличается от современного ферзя.

 

Описывая расстановку шахматных фигур, И.М. Линдер пишет: «Известная нам расстановка шахматных фигур встречается только в VI в. в Средней Азии и Иране, немного позже - на арабском востоке. Существующие в те времена игры еще сильно ограничивали комбинационные возможности шахматной борьбы. Одна из главных фигур - ферзь - стеснена в своем движении и ходила лишь по диагонали, слон тоже передвигался по диагонали, но через поле, и даже не мог, подобно коню, прыгать через фигуры, а такой интенсивный прием игры, как рокировка, не употреблялся». Такая аналогия со Средней Азией, Ираном и с Монголией позволяет предположить, что шахматы в Туве проникли еще до того, как они претерпели изменения в комбинациях, т.е. до VI в.н. столетия. По сообщению Н.Ф. Катанова, у тувинцев существовала другая, более поздняя форма шахматной игры, но сильная, аналогичная бухарскому и персидскому разновидностям шахматной игры.

 

В народных преданиях и героических сказаниях указывается, что игра в шахматы состоятельных людей, живших на территории нынешней Тувы, бытовала еще в VI - IX вв. н.э. Есть многочисленные сказки, посвященные знаменитым шахматистам древности (Үшэртемнигоол - «Мальчик с тремя знаниями», Шыдыраачыкелин - «Невестка шахматистка» и т.д.).

 

Тувинские мастера изготовляли шахматные фигуры из дерева, из камней и кости. Позже, когда стали делать бронзовые, медные вещи, искусные мастера вырезали деревянные фигурки, а затем по их форме отливали шахматные фигуры из бронзы, меди и алюминия. «Местные медные и бронзовые шахматы могли бы, например, смело выдержать сравнение с подобными же изделиями европейских мастеров, причем нельзя не отметить, что благодаря особым приемам, отливки здесь вовсе не встречается шаблонных предметов…», «нередко отличающихся правдивостью композиций и художественным исполнением…». «Шахматы (шатыр) режутся и дербетами из дерева, но изделия их грубы, и фигуры коня и верблюда, как это ни странно, именно им всего менее удается». Металлические фигуры приобретаются ими у урянхайцев. Так расценивали ученые путешественники качество произведений тувинских мастеров-литейщиков в начале XX столетия.

 

Тувинские мастера по-своему осмысляли и образы шахматных фигур. Так, например, в древности из Индии в Монголию шахматные фигуры пришли такими, какими играли на их родине, а из Монголии в Туву пришли уже с другими названиями, с другими образами: офицер получил название верблюд - теве, слон - повозка (терге) и т.д. В XIII в. в быт состоятельных тувинцев проникла игровые шахматы. Фигуры они называли на своем языке, и тюркские мастера отливали фигуры уже по новому названию (король - нойон, ферзь - собака, офицер - верблюд, ладья - телега, пешки - собачонки и т.д.) Позднее примерно в XIX веке, мастера уже по-своему оформляли фигуру короля в виде тувинского нойона, ладью - орнаментом «узел счастья» (өлчей-удазын), офицера - верблюдом, коня - оседланным тувинским седлом коня и т.д. При национально-освободительной революции в 1921 году королей изображали в виде красноармейца, пешки - солдатами, ладьи - танками или тракторами. Во время Отечественной войны в фигурах отразилась военно-патриотическая тема.

 

Таким образом, игра в шахматы существовала у тувинского народа давно. С изменением идеологии, менялось и фигуры, названия предметов.

 

Кара адары

В погребениях древнетюркского времени встречаются роговые и костяные наконечники стрел с тупым и округлым концом, хотя в то время широко использовались металлические наконечники стрел. Можно предположить, что эти стрелы употреблялись в народной игре «ремень» (баг кагары). Аналогичные случаи, перекликающиеся с археологическими данными у современных монголов, описывает К.В. Вяткина: «Лук имел изогнутую в середине и на концах форму. Стрелы были снабжены тупыми костяными наконечниками и обрамлены перьями на другом конце».

 

Монголы, очевидно, играли в стрельбу из лука только в мишень (один из вариантов тувинской стрельбы из лука), а стрельба в ремень у монголов, очевидно, не практиковалась.

 

Игра кара адары (стрельба из лука в мишень), несомненно, имеет очень древнюю традицию. С изобретением лука и стрел возникла потребность обучения соплеменников науке обращения с новым оружием. В письменных источниках говорится: «Мужчины вступают в конное войско, вооруженные луком и стрелой…» «Хорошие стрелки могут убить всадника на расстоянии 300-400 м, за несколько секунд выпустив около 30 стрел…».

 

Пожилые тувинцы помнят, как приглашали хороших стрелков на охоту. Некоторые из них поражали выскочившего зайца за долю секунды. Почти во всех тувинских сказках, не говоря уже о героическом эпосе, рассказывается об эпизодах сражения с луком и стрелой и состязаниях по стрельбе из лука. На свадьбах, праздниках вызывали стрелков для состязания в стрельбе из лука и «… победит тот, чья стрела пролетит через дырку лисьей лопатки и через ушко серебряной иголки, подожжет кучу дров, привезенных на ста быках, попадет в голову железного изваяния и раздробит…».

 

В героическом эпосе эта сцена варьируется по-разному («Далай-Байбынхаан», «Тана-Херел», «Алдай-Буучу», «Баян-Тоолай» и др.). Можно предположить, что в данном случае стрельба происходила не одной пущенной стрелой, так как названа не одна мишень, хотя подобное «возможно» для эпического героя. Все названные мишени (лисья лопатка, серебряная иголка, куча дров, голова железного изваяния) являются как бы ступеньками состязаний. В памяти пожилых людей сохранились состязания стрельбы из лука в баранью лопатку, голову каменного изваяния. С появлением огнестрельного оружия лук и стрела уступают им место, а сами становятся предметами игры. Для охоты на зверей люди изготовили другой, более совершенный вид оружия (самострел).

 

 

Кажык (игра в кости)

 

Данные археологии, фольклор, характер многих вариантов игры уводят нас в глубокую древность. Бараньи астрагалы встречаются в древних курганах, начиная с эпохи бронзы. Они встречаются в погребениях 1 тыс. до н.э. - начала 1 тыс. н.э., а также погребениях, относящихся к XVII - XIX вв.

 

По наблюдениям Л.Р. Кызласова, «кроме большого количества бараньих астрагалов, без всяких следов обработки… часто встречаются астрагалы, покрытые различными знаками, имеют иногда на одном конце просверленное отверстие».У тувинцев и их соседей - алтайцев, хакасов, монголов - эти кости являются не только предметом игры, но и «… такие астрагалы употребляются в качестве своеобразных «держалок»; в отверстие пропускается и завязывается ремешок, на конце которого висит… огниво».

 

Очевидно, нанесенные на костях рисунки не что иное как родоплеменные тамга. Пожилые тувинцы помнят, что раньше их отцы, нанося родоплеменные тамги на астрагале, привязывали его на шее вожака своего стада. Желая благополучия и сохранности скоту, и избегали наносить раскаленным клеймом тамги на теле животного, что очень часто стали делать позднее. В игры входило много астрагалов, но среди них существуют как бы ведущие кости, подобно русской бабке (бабка, шики, салка). Например, в игре «кажыккагар» (стрельба) - ок (стрела), «аътчарыштырар» (бег коня) - аът (конь) и т.д., чтобы легко отличить главные от рядовых астрагалов, на поверхности более крупных наносили родоплеменные тамги.

 

Таким образом, древнее происхождение игры в кости у тюркоязычныхнародов несомненно.

.3 Роль игр в традиционной культуре тувинцев

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию ребенка и подростков.

 

С одной стороны тувинские народные игры отражают своеобразие культуры и исторического развития народа. Это сделали их оригинальными. С другой стороны между ними есть много общего. Общая основа имеет типологический характер, или свидетельствует об исторических контактах народов. Тувинские народные игры являются долговременным историческим творчеством, наследием и одной из неделимых частей духовной культуры.

 

Игры тувинцев исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств тувинцы знали с древних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

 

Народные игры тувинцев использовались в большинстве своем в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно-бытовым действиям этих народов. Их содержание понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познает основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.

 

Роль народной игры как отдыха (рекреации) и способа психической разрядки рассматривалась в работах многих ученых. В частности, И.У. Самбуу утверждает, что народ играет не тогда, когда у него избыток энергии, а, наоборот, тогда, когда он утомлен, чтобы восстановить силы. Он подтверждает истину, заключающуюся в том, что игровой отдых может привести больше пользы, чем полное безделье.

 

Жизненная ценность рекреаций такого типа заключается в том, что она связывает человека с природой, бытом. Тогда она является формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа и представляет большую ценность. Главными факторами здесь являются: находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость, умение все это сочетать (целеподчинить).

 

Поиск, обнаружение и исследование культурных ценностей тувинцев необходимы современному обществу. Возрождение национальной культуры, физического воспитания, их традиций и обычаев является способом создания народно-национальной системы физического воспитания. Знакомство со своей традиционной культурой и овладение ею необходимы ее носителям - тувинцам.

 

Таким образом, совершенно очевидно, что народные игры не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям тувинского народа.

 

Глава 2. Игра в традиционной культуре тувинцев

.1 Интеллектуальные игры у тувинцев

Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)

 

Атрибутами этой игры являются графленая доска, 24 маленьких и 2 больших (2 быка) камня. Играют двое, один с быками, другой с остальными камнями. Два быка ставят на концы центральной оси. 8 камней на перекрестках внутреннего четырехугольника: тот, кто играет с камнями на руках, держит еще 16 камней. Суть игры заключается в следующем: тот, кто играет с быками, должен срубить все камни, перепрыгивая через противостоящие камни (как рубит при игре «шашки»). Кто играет с камнями, должен загородить ход быка и загнать его в тупик.

 

Первый ход делает один их быков, срубив противостоящий камень, переходит в центр, второй игрок ставит один камень на боковой промежуточный перекресток, третий ход - второй бык рубит противостоящий камень и переходит на второй боковой промежуточный перекресток, четвертый ход - ставит один камень на старом месте второго быка и т.д. Другой игрок, расставив все камни, передвигает фигуру на соседний перекресток так, чтобы не дать срубить другие фигуры и загородить путь быкам или просто улучшить свое положение. На двух сторонах доски имеются ходовые места: одно - четырехугольное (берт шивээ - труднодоступная засада) и треугольное (чадагайшивээ - свободная засада). Почетным считается выигрыш в засадах.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 396;