Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)



 

Играют шестью камушками на графленой доске. На одной стороне - черные, на другой - белые. Суть игры: путем передвижения с точки на точку противника загнать его в тупик. На игральной доске ходовых точек так мало (всего три), что иногда точек для ходов не остается - это не разрешается. Тогда нужно переходить так, чтобы дать возможность противнику ходить до тех пор, пока он не загнан в тупик.

.2 Состязательные игры у тувинцев

Кажык (игра в кости)

 

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Тувинцы собирают кости, считают, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

 

Четыре трудности (дөртберге) (игра на счастье)

 

Издавна тувинцы всем четырем сторонам кости давали название: выпуклой стороне - баран, обратной с ямочкой стороне - коза, стоящей верхней ровной стороне - лошадь, менее ровной стороне - корова. Для этой игры берут четыре более крупные кости, и каждый играющий подбрасывает из на коврик. Счастлив тот, кому выпало все четыре вида скота - баран, коза, лошадь, корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы и т.д. Чтобы не смешивать кости, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольно.

 

Кажыкадары (стрельба в кости)

Предметом игры является две дощечки (бүгехөлү), кости - битки (ок), и по восьми костям - фигуры (ан). Дощечки служат своего рода площадками для расстановки, а затем - выбивания фигур. «Бүге» - главная фигура, равнозначная четырем обычным, она ставится в центре дощечки. Чтобы отличить ее от других простых фигур, на нее наносится специальный знак или же берется более крупный астрагал.

 

Обычные кости (аннар) расставляются вокруг «бүге» по краям дощечки. При помощи кости - битки (ок) - выбиваются астрагалы, расставленные на дощечке. Битки выбрасываются щелчком со специальной подставки, называемой кажылга (хомду, кызыг = местные диалекты). Играют два или четыре человека. Они следят за игральными дощечками, расстояние между которыми определяется мерами (в 7, 9 локтей - 7 дугай, 9 дугай). Жеребьевка (мергетыртар, төлгекаар) для определения начинающего имеет большое значение, так как опытный игрок, которому дается четыре удара, может выбить свою «норму» и сразу выйти вперед по количеству очков. Играющий берет в левую руку «кажылга» и, положив на нее битку, щелчком посылает ее, целясьв «бүге». Если «бүге» выбита, то напарник бьющего с дощечки противника четыре кости, составляющие собственность. Если же выбиты лишь рядовые фигуры (ан), то независимо от количествавыбитых, у противника берется лишь одна кость. Выиграла та команда, которая выбила все фигуры.

 

Кажык-биле аътчарыштырары (скачка)

Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все костя ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу». Эту игру играют на дощечке, на которой нанесены клетки, где одна клетка соответствует одной кости. Кроме того, играют в «быка», «верблюда» и т.д.

 

Чыттырыпкагары (игра в кости)

 

Количество игроков произвольно. Количество костей пропорционально количеству игроков - соответственно по 10 для каждого. Играют в одиночке и по двое, по трое, по четыре и т.д. Берут одну из намеченных костей, носящих название сага. Все остальные раскладывают на коврике вверх стороной барана (хой). Играющий подбрасывает сагу вверх, пока она летит в воздухе, той же рукой, что подбросила сагу, берут несколько лежащих костей и на лету ловят сагу. Ошибкой считается, если игрок не смог поймать сагу на лету и не перевернул при этом соседние кости, он берет в «собственность» захваченные на коврике кости. Случайно перевернутая, или выпавшая из рук кость, которая упала стороной барана или лошади, считается правильной. Когда выбрали все кости, то составляют следующую партию, отдавая в общественную казну по равному количеству костей от каждой стороны. Оставшиеся кости у сильной стороны называются хожу (запас). Когда остается немного костей (столько, сколько игрок сможет поместить в ладони), разрешается «исправить», т.е. передвигать отдельно лежащие кости по своему усмотрению, но в этом случае игрок не имеет права упустить ни одной кости. Случайно может выпасть из руки одна лишь одна из костей (кудурук - хвост), и все игроки стараются ее схватить первыми. Тот, кто взял «кудурук», имеет два преимущества: у него становится больше костей, и он завоевывает право начать следующую партию. Если проигравшая сторона обладает «кудуруком», игра меняет характер. С двух сторон кладут по одной косточке (если играют две команды, то 2, если три, то 3 и т.д.), так называемые «два глазка» (ийи-карак) - две косточки с расстоянием между ними в два вершка (ийи-карыш), если три косточки, то называют их «три глазка» (үш-карак) и ставят треугольником по три вершка между каждой косточкой. В том случае, если проигравшая сторона сумела взять «два глазка», другая сторона кладет две косточки, получается четыре. Таким образом, играют «четыре глазка» (дөрт-карак). Они представляют собой четырехугольник с расстоянием между косточками по вершку. Если проигравшая сторона (имеется в виду наименьшее количество костей) сумела взять кость, то игра продолжается, а если выигравшая сторона взяла, то у другой не остается, и она проиграет.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 877; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!