Из письма к О. И. Сулержицкой 32 страница
299*
Письма А. А. Блоку печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 412.
Пьеса А. Блока "Роза и Крест" в 1915--1918 гг. репетировалась в Художественном театре (постановка осталась неосуществленной).
Блок восторженно относился к Станиславскому. 9 декабря 1908 г. он писал Константину Сергеевичу: "Вы лично и дело Ваше всегда были и есть для меня -- пример строжайшего художника. В Вас я чувствую и силу, и терпение, и жертвенность, и право строжайшего суда. Верю Вам глубоко..." (А. Блок, Соч. в двух томах, т. 2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 617--618).
Посмотрев 27 марта 1912 г. "Живой труп", он записал в своем дневнике: "Все -- актеры, единственные и прекрасные, но -- актеры. Один Станиславский -- опять и актер и человек, чудесное соединение жизни и искусства" (там же, стр. 438).
1 "Песню Судьбы" Блок читал Станиславскому в мае 1908 г. в Петербурге. В письме к отцу Блок сообщал, что Станиславский "пленился пьесой". В дневнике от 3 мая 1908 г. он записал: "Увлечение Станиславского и Немировича-Данченко". Позднее Блок добавил: "Станиславский страшно хвалил, велел переделать две картины, и я переделал в то же лето в одну..." (там же, стр. 444).
300*
Письма к Л. А. Сулержицкому печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
На письме No 300 рукой Сулержицкого написано: "После предпоследней генеральной репетиции "Синей птицы".
|
|
Сулержицкий Леопольд Антонович (1872--1916) -- режиссер МХТ с 1905 по 1916 г., ближайший помощник Станиславского. При его участии поставлены "Драма жизни", "Жизнь Человека", "Синяя птица", "Гамлет". Руководил Первой студией МХТ (см. "Сулер. Воспоминания о друге", Собр. соч., т. 5, стр. 532--538).
1 Сац Илья Александрович -- см. далее письмо к нему и примечания.
2 Речь идет о сценическом эффекте, который сопровождает в спектакле "Синяя птица" появление актрисы, исполняющей роль Воды.
301*
Написано на визитной карточке. Дата устанавливается по помете адресата.
1 Станиславский приглашал С. И. Мамонтова на генеральную репетицию "Синей птицы".
302
Авторская дата неразборчива: 5 февраля 1908 или 5 ноября 1908 г. Дата уточняется по связи с письмом к Дункан (апрель 1908 г.).
1 Станиславский поручил секретарю дирекции М. Я. Шику и Ф. К. Татариновой давать информации петербургским газетам о планах и намерениях МХТ.
2 Английский режиссер Гордон Крэг был приглашен в Художественный театр для постановки "Гамлета".
303*
Дата устанавливается по телеграфному штемпелю.
1 До постановки пьесы на сцене Художественного театра автор не имел права печатать ее. О "Песне Судьбы" Блок писал 29 ноября 1908 г.: "Если бы Вы ответили мне, что пьеса пойдет в будущем году наверное, я бы не стал ее печатать сейчас и ждал бы постановки" (Музей МХАТ, архив КС).
|
|
304*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 44, оп. 1, ед. хр. 206.
Бунин Иван Алексеевич (1870--1953) -- прозаик, поэт, переводчик.
1 5 ноября 1908 г. Бунин писал Станиславскому: "В газетах много пишут о том, что Художественный театр задумывает ставить Шекспира. Если в этом есть хоть доля правды, будьте добры иметь меня в виду как переводчика, -- равно как и при постановке "Сарданапала" Байрона, буде таковая осуществится -- перевод у меня наполовину готов" (Музей МХАТ, архив КС).
305
1 В письме от 29 ноября 1908 г. Блок спрашивает Станиславского о пьесе "Песня Судьбы": "Разочаровались ли Вы в ней после переделки? Или она представляет слишком большие трудности для театра? Ведь сам я тут -- совсем не судья. А, между тем, душа моя просит сцены для этой пьесы, -- в противуположность всем остальным, какие я до нее писал".
2 В черновом варианте этого письма Станиславский так пояснил свою мысль: "...мне мешает то, что действие происходит в России -- я ее не чувствую" (архив КС, No 545).
3 В 1908 г. на репетициях "Ревизора" Станиславский применял свою систему воспитания актера.
|
|
306
Печатается по черновому автографу.
Дата устанавливается по ответному письму Метерлинка от 9/22 декабря 1908 г. и по письму Рахманинова к Станиславскому из Дрездена 9/22 декабря 1908 г. (см. С. В. Рахманинов, Письма, М., Музгиз, 1955, стр. 358).
1 Метерлинк отвечал Станиславскому: "Дорогой друг! Поскольку Вы горячо рекомендуете Вашего друга Рахманинова, я уверен, что "Монна Ванна" не найдет лучшего музыкального воплотителя. Если бы я был свободен, то Ваш выбор, которому я абсолютно доверяю, был бы достаточен, чтобы я без колебаний доверил ему мое произведение.
К сожалению, как принято во Франции, я должен был заключить договор с музыкальным издателем Хёгель, безусловно запрещающий мне разрешать любому композитору, кроме Фюрье, писать оперу на сюжет моей пьесы, и это для всех стран, где признаны авторские права.
... Прибавлю, что он будет иметь для России мое полное принципиальное согласие и что мои пожелания будут сопровождать его в работе, тем более что он ею интересуется. Еще раз прошу верить, что я искренне сожалею о невозможности доказать Вам мою огромную признательность, дав всецело полное разрешение, которое Вы просили у меня для Вашего друга. Он не мог бы выбрать ни лучшего, ни более авторитетного посредника, но я, как уже Вам сказал, связан материальными обязательствами.
|
|
Сохраняя лучшие воспоминания, прошу верить, дорогой друг, моей искренней преданности.
Метерлинк".
Копия письма Метерлинка, сделанная рукой К. С. Станиславского, хранится в Музее МХАТ (архив КС).
307*
1 Гнедич Петр Петрович (1855--1925) -- беллетрист, драматург, переводчик, искусствовед. С 1901 по 1908 г. был управляющим труппой Александрийского театра и пытался, под влиянием спектаклей МХТ, реформировать там режиссерское искусство.
2 Н. А. Котляревский занял место управляющего труппой Александрийского театра по уходе Гнедича.
3 Коонен Алиса Георгиевна -- ученица школы и артистка МХТ с 1905 по 1913 г. После того как Коонен сыграла Митиль в "Синей птице" (1908), Станиславский подарил ей медальон с изображением синей птицы и надписью "Elle vous porte mes vœux ("Она несет вам мои пожелания"). Наиболее значительные роли Коонен в МХТ -- Маша в "Живом трупе" и Анитра в "Пер Гюнте". В дальнейшем Коонен связала свою артистическую судьбу с Камерным театром. Ныне -- народная артистка РСФСР.
308
Дата устанавливается по связи со следующим письмом.
1 Речь идет о предварительной продаже билетов на спектакли МХТ в Петербурге.
2 Л. Я. Гуревич писала о "Ревизоре" дважды: "Московский Художественный театр. "Ревизор" ("Слово", 22 декабря 1908 г.) и "Возрожденный "Ревизор" ("Слово", 7 января 1909 г.)
3 Роль Сахара в "Синей птице".
4 В спектакле Художественного театра Хлестаков во втором акте таскал за волосы трактирного слугу и швырял в Осипа штиблетами. Л. Я. Гуревич возражала против этих "утрированных деталей".
5 В статье "Возрожденный "Ревизор" Л. Гуревич писала о Кугеле: "Homo Novus. талантливый человек, но -- вопреки своему псевдониму -- неисправимый реакционер в вопросах искусства, еще не видав постановки, разражается в своем журнале "Театр и искусство" ужасающим воплем о попрании священных классических традиций, о "вандализме" и "нигилизме" Станиславского, о режиссерском самодурстве".
6 "Анафема" -- пьеса Л. Андреева "Анатэма". Поставлена в МХТ 2 октября 1909 г.
7 Кузнецов Степан Леонидович (1879--1932) был приглашен в МХТ в 1908 г. и пробыл в нем два сезона. Сыграл Хлестакова, Фирса ("Вишневый сад"), Ферапонта ("Три сестры") и другие роли. С 1923 по 1925 г. -- артист театра МГСПС. С 1925 г. до конца жизни играл в Малом театре. Народный артист РСФСР.
309
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Станиславский сообщает Л. Я. Гуревич сведения для печати о первых занятиях по "системе" в труппе МХТ.
2 Капустники -- вечера пародии и шутки.
Программа капустника, состоявшегося 9 февраля 1909 г., хранится в Музее МХАТ (архив КС).
310*
Ответ на письмо С. А. Андреевского от 2 февраля 1909 г.
1 Андреевский высказывал недовольство по поводу включения в репертуар МХТ пьесы Л. Андреева "Анатэма".
2 Немирович-Данченко писал Станиславскому 19 июня 1907 г.: "...Начнем сезон "Каином". Мне все кажется, что раз принцип постановки найден и уже давно Вами пережит, работа сведется к актерской, а их тут всего 5--6 человек. Месяца будет совершенно довольно. ...Если бы удалось вызвать в Леонидове трагизм, а Качалова взвинтить на огневого, мечущего молниями Люцифера, то эффект был бы удивительный" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
3 Трагедии Байрона "Сарданапал" и "Манфред" в МХТ не шли. В 1920 г. Станиславский поставил мистерию Байрона "Каин" с Леонидовым в заглавной роли. Несколько ранее Качалов включил в свой концертный репертуар монологи и сцены из "Манфреда".
311
Письма к H. В. Дризену печатаются по подлинникам, хранящимся в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (архив Н. В. Дризена, No 277).
Дата уточняется по возобновлению "Трех сестер" -- 16 февраля 1909 г.
Дризен Николай Васильевич -- историк театра, цензор Главного управления по делам печати. В 1907 г. вместе с H. H. Евреиновым основал "Старинный театр". Автор книги "Сорок лет театра. Воспоминания. 1875--1915 " и др. С 1909 г. -- редактор "Ежегодника императорских театров".
1 Станиславский вел репетиции с В. В. Барановской, получившей роль Ирины, и с А. Г. Коонен, исполнявшей роль певицы.
2 Отчет о десятилетней художественной деятельности Московского Художественного театра (см. Собр. соч., т. 5, стр. 405--415).
3 Рябушинский Николай Павлович -- крупный капиталист, издатель журнала "Золотое руно".
4 Художник В. Е. Егоров ездил в Данию в связи с первоначальным замыслом постановки "Гамлета".
5 Речь идет о Г. С. Алексееве и его жене.
312
Датируется по связи с записью Станиславского в журнале спектаклей МХТ от 20 февраля 1909 г. Л. М. Леонидов в это время был представителем труппы в Правлении театра.
1 20 февраля 1909 г. в журнале спектаклей МХТ Л. А. Сулержицким была сделана запись по поводу 78-го спектакля "Синей птицы" (полностью опубликована в "Ежегоднике МХТ" за 1944 г.). Обращаясь к труппе МХТ, Сулержицкий писал: "Сотрудники, так жаждавшие играть в "этой" пьесе "хоть что-нибудь", играют уже в очередь, да и в очередь-то приходится притягивать протоколами, замечаниями, корпоративной порядочностью... Надо подумать об этом, надо выработать какие-нибудь способы, которыми можно было бы поддерживать художественность исполнения пьесы... За немногими исключениями (почему-то выпадающими на маленькие роли) актеры от спектакля к спектаклю мало-помалу становятся не "творцами", а "докладчиками" роли, как определяет такой род исполнения Константин Сергеевич. И, должен сказать, -- очень плохими докладчиками. ...Реплики хватаются раньше окончания предыдущих слов; переходы делаются раньше, чем случилось то, что должно вызвать тот или другой переход... Роли теряют рисунок и расплываются в каком-то кисло-сладком сентиментализме -- этой язве театра... От этого и темп вместо бодрого, живого получается затяжной, нудный. В ролях появляются пустые места...".
Рядом с обращением Сулержицкого 20 февраля 1909 г. появилась запись Станиславского: "Протокол прекрасно выражает мои муки и опасения. Очень будет жаль, если товарищи отнесутся к этому протоколу холодно или недружелюбно.
...И странно... Лев Антонович ни одним словом не упрекает в нерадении, в отсутствии дисциплины, в нежелании. Напротив. Значит, кроме дисциплины и порядка есть что-то другое, что может подтачивать художественное дело.
Есть ремесло актера -- представление, и есть искусство переживания.
Никогда наши и вообще русские актеры не будут хорошими ремесленниками. Для этого надо быть иностранцем. Наши артисты и наше искусство заключаются в переживании.
Каждую репетицию, каждую ничтожную творческую работу нужно переживать. Этого мало. Надо уметь заставить себя переживать.
И этого мало -- надо, чтоб переживание совершалось легко и без всякого насилия.
Это можно, это достижимо, и я берусь научить этому искусству каждого, кто сам и очень захочет достигнуть этого.
Согласен с Л. А.: в этом и только в этом -- будущее театра.
Без этого -- я считаю театр лишним, вредным и глупым.
Теперь я свободен. В будущем сезоне буду очень занят.
Впредь я отказываюсь работать по каким-нибудь иным принципам.
Приглашаю всех, кто интересуется искусством переживания, подарить мне несколько часов свободного времени. С понедельника я возобновляю занятия.
В 1 час дня я буду приходить в театр для того, чтобы объяснять ежедневно то, что театр нашел после упорных трудов и долгих поисков.
Организацию групп и порядка и очереди я на себя не беру.
К. Алексеев".
313*
Дата устанавливается по упоминанию спектакля "У врат царства" Гамсуна, первое представление которого состоялось 9 марта 1909 г.
1 Спектакль "У врат царства" был поставлен Немировичем-Данченко и Лужским.
314*
Письма и телеграммы к М. В. Добужинскому печатаются по подлинникам, хранящимся в научном архиве Государственного Русского Музея, ф.115, ед. хр. 1036.
Добужинский Мстислав Валерианович (1875--1957) -- живописец, график, театральный художник. МХТ поставил в декорациях Добужинского тургеневские пьесы: "Месяц в деревне", "Где тонко, там и рвется", "Нахлебник", "Провинциалка"; инсценировки произведений Достоевского: "Николай Ставрогин", "Село Степанчиково"; "Горе от ума" (возобновление 1914 г.); "Будет радость" Мережковского (1916).
1 М. В. Добужинский писал Станиславскому: "Мои друзья, которым я передал о Вашем предложении совместной работы, с радостью соглашаются. Театр Ваш мы все давно любим и уважаем, и это то, о чем только можно бы мечтать. Вопросы, которые Вам хочется разрешить, так же близки и нам, но кажется, что искать то или иное решение можно было бы при непосредственной уже работе в театре. Что касается "Месяца вдеревне", то Бенуа, Бакст и Сомов, которые могли, по-моему, заинтересоваться этой постановкой, убедили меня взять на себя эту работу -- их же интересуют теперь иные вещи..." (Музей МХАТ, архив КС).
2 Соглашаясь оформлять спектакль "Месяц в деревне", Добужинский знакомил Станиславского со своим подходом к пьесе: "Как я Вам уже говорил, меня привлекает уютность, провинциальность в эпохе "Месяца в деревне". Последнее время я был в иных сферах. Мои постановки исходили из примитива или лубка, но именно после них мне так хочется подобной пьесы, полной прелести, старомодности и уюта... Летом я хочу побывать в уголках, сохранивших остатки старой жизни (Грабарь укажет), если тот материал, который надеюсь найти в Петербурге и Москве у собирателей, мне покажется недостаточным" (Музей МХАТ, архив KС).
315*
1 В 1886 г. Станиславский поступил в Московское театральное училище. Экзамен вела Г. Н. Федотова. Первую полученную в школе роль -- Неклюжева (в пьесе А. И. Пальма "Наш друг Неклюжев") -- Станиславский не мог сыграть, так как был занят делами на фабрике Товарищества "Владимир Алексеев".
2 Федотова просила найти покупателя для ее имения на Оке. Проект Станиславского не осуществился.
3 Съемка спектакля "Борис Годунов" в кино не состоялась.
316*
Год устанавливается по связи со следующим письмом, месяц и число -- по фразе: "Идет во второй раз "Синяя птица" (31 марта 1909 г.).
317*
1 И. М. Уралов исполнял роль городничего, А. Ф. Горев -- Хлестакова.
318*
1 Об этом "царском спектакле" см. воспоминания Л. М. Леонидова ("Ежегодник МХТ" за 1944 г.).
2 В пьесе К. Гамсуна "У врат царства" Лилина исполняла роль Элины. Александр Блок восторженно отзывался о ее игре.
319*
Письма и телеграммы к А. Н. Бенуа печатаются по подлинникам, хранящимся в научном архиве Государственного Русского музея в Ленинграде, ф. 137, ед. хр. 36.
Бенуа Александр Николаевич (1870--1960) -- художник, критик, историк искусства, вместе с С. П. Дягилевым возглавлял объединение художников "Мир искусства". С 1913 по 1915 г. Бенуа ставил и оформлял в МХТ "Брак поневоле", "Мнимого больного", "Хозяйку гостиницы", "Пир во время чумы", "Каменного гостя", "Моцарта и Сальери".
1 Весной 1909 г. М. В. Добужинский писал Станиславскому, что "Бенуа прямо мечтает о такой работе, где бы он мог быть не только декоратором, но и участвовать в самой постановке -- что именно Вам и желательно" (Музей МХАТ, архив КС).
320*
1 В "Ифигении в Авлиде" Глюка Дункан стремилась восстановить античную хореодраму -- соединение танца, музыки и пантомимы. В программу ее концерта входили также танцы, исполняемые под музыку Седьмой симфонии Бетховена.
2 "Круги" и "стрелы" -- термины "системы" Станиславского. Умение актера сосредоточить, мобилизовать, направить свое внимание ("отыскать круг внимания и круг сосредоточенности") Станиславский считал непременным условием творчества.
От первоначального термина "стрелы" Станиславский отказался. В записной книге 1908--1913 гг. сохранилась запись, позднее перечеркнутая и отвергнутая Станиславским: "Трудно и долго излагать письменно душевные и физические ощущения человека. Чтоб сократить эту работу, я предлагаю применить знаки, иллюстрирующие физиологические ощущения и психологические переживания человека: стрела, направленная вверх -- развитие, повышение энергии, бодрости, интенсивности переживания; стрела, направленная вниз -- понижение энергии, бодрости и интенсивности переживания" (Музей МХАТ, архив КС, No 545).
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!