Из письма к О. И. Сулержицкой 29 страница



2 В течение всего мая шли пробы по изготовлению макетов на квартире Станиславского и в макетной мастерской МХТ. 7 июня 1905 г. в Пушкино начались репетиции.

 

216*

Письма к С. А. Попову печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

Письмо No 216 написано между маем и августом 1905 г.

Попов Сергей Александрович (1872--1942) принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. В 1905 г. был директором-администратором Театра-студии.

См. воспоминания С. А. Попова о работе Станиславского в Театре-студии (сб. "О Станиславском", стр. 337--346).

 

1 Всеволод Эмильевич -- Мейерхольд.

2 Шехтель Ф. О. -- архитектор.

3 Художник В. Е. Егоров заведовал бутафорской мастерской Театра-студии.

 

217*

1 ...оба театра -- МХТ и Театр-студия.

2 В. В. Котляревской (Пушкаревой) была поручена роль Шарлотты в спектакле Александрийского театра "Вишневый сад".

3 В архиве Станиславского хранится несколько вариантов его рукописи "Настольная книга драматического артиста", свидетельствующих о непрерывных и упорных поисках доступной для читателя, ясной литературной формы.

 

218

1 По-видимому, стена, стоявшая во дворе дома No 33/1 на Поварской улице, мешала строительным работам Театра-студии.

"Константин Сергеевич имел основание волноваться вопросом перестройки театра -- он знал волокиту городской управы и канцелярии градоначальника... И только 29 сентября городская управа разрешила строительные работы", -- вспоминал С. А. Попов (сб. "О Станиславском", стр. 339).

2 Под наблюдением архитектора В. И. Краузе происходила перестройка помещения для Театра-студии.

3 Николай Александрович -- Попов, брат С. А. Попова.

 

219*

Послано в Норвегию, где проводила свой отпуск О. Л. Книппер-Чехова.

Дата устанавливается со слов Книппер-Чеховой.

 

1 Станиславский просил Книппер-Чехову собрать в Норвегии материалы для постановки пьесы Кнута Гамсуна "Драма жизни".

К этой символистской, декадентской пьесе Станиславский подошел первоначально как режиссер-реалист. Он искал психологического объяснения образов-символов, олицетворяющих "страсти и пороки" человечества, он пытался соединить "необычное, декадентское, импрессионистическое в костюмах" с "бытовою типичностью", чуждой духу пьесы.

2 Здесь и в дальнейшем -- имена персонажей "Драмы жизни".

3 "Росмерсхольм" и "Эллида" ("Женщина с моря") -- драмы Г. Ибсена, намеченные к постановке в Художественном театре.

4 Станиславский рассчитывал, что Книппер-Чехова встретится с Гамсуном, но встреча не состоялась, так как Гамсун был в отъезде.

5 Роль Терезиты в "Драме жизни" была поручена Книппер-Чеховой.

6 ...à la Метерлинк -- то есть в приемах символистского театра.

7 Тю -- нищий, прозванный Справедливостью, таинственная, зловещая символическая фигура.

8 В санатории "Яузляр" была комната, где больные туберкулезом содержались за счет семьи Чеховых.

9 По ремарке автора, в третьем акте среди толпы на ярмарке встречаются купцы, моряки, лопари, квены; группа музыкантов из первого акта; горнорабочие.

10 Квены -- по скандинавским преданиям, финское племя квенов в древние времена жило по всей Финляндии, позднее квены селились по берегам Ботнического залива.

11 В феврале 1900 г., в связи с постановкой "Снегурочки" А. Н. Островского, художник В. А. Симов и его помощники К. Н. Сапунов и Б. С. Алексеев ездили на север и привезли оттуда вместе со множеством зарисовок и эскизов утварь, одежду, деревянные резные изделия и т. п.

 

220*

Печатается по черновому тексту из записной книжки 1905--1908 гг. (Музей МХАТ, архив КС, No 762).

Дата устанавливается по связи с письмом Немировича-Данченко к Станиславскому от 14 июля 1905 г. ("Избранные письма", стр. 270).

 

1 Речь идет о пьесе "Дети солнца".

2 Премьера возобновленной "Чайки" состоялась 30 сентября 1905 г.

 

221

Дата уточняется по связи с письмом к С. А. Попову от 12 августа 1905 г.

 

1 Горький читал труппе МХТ свою пьесу "Дети солнца"; в тот же день он сообщал К. П. Пятницкому первоначальное распределение ролей.

2 Попов Сергей Александрович.

3 Вскоре студия, возглавляемая Мейерхольдом, принесла Станиславскому глубокие разочарования. Он рассказал о них позднее в книге "Моя жизнь в искусстве":

"Я просмотрел эту показную репетицию с большим интересом и уехал с нее успокоенный.

Студийцы продолжали свою работу в Пушкино...

...Наконец была назначена генеральная репетиция "Смерти Тентажиля" Метерлинка, "Шлюка и Яу" Гауптмана и одноактных пьес разных авторов. Все стало ясно. Молодых, неопытных актеров хватило на то, чтобы с помощью талантливого режиссера показать публике свои новые опыты лишь в небольших отрывках, но когда потребовалось развернуть пьесы огромного внутреннего содержания, с тонким рисунком, да притом в условной форме, юнцы показали свою детскую беспомощность. Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.

...К тому времени я уже разочаровывался и в сценической работе художников, -- и в полотне, и в красках, и в картоне, и во внешних постановочных средствах, и в трюках режиссеров. Все мои надежды стремились, к актеру и к выработке прочных основ для его творчества и техники" (Собр. соч., т. I, стр. 285--286).

 

222

 

1 Владимир Эмильевич -- Репман (по сцене Владимиров), член Общества искусства и литературы, актер и режиссер Театра-студии. Вместе с художником Н. П. Ульяновым работал над постановкой Театра-студии "Шлюк и Яу" Г. Гауптмана. В 1907 г. поступил в труппу МХТ и пробыл в нем до 1910 г.

У В. Э. Репмана была большая библиотека по истории костюма, которой пользовался Станиславский.

2 Всеволод Эмильевич -- Мейерхольд.

3 "В конце сентября,-- вспоминает С. А. Попов,-- на одной из генеральных репетиций "Смерти Тентажиля" Константин Сергеевич отводит меня в сторону и говорит:

-- Все это не то! Это, правда, прекрасная постановка, но в таком виде она не нужна.

-- Что же, по-вашему, нужно?

-- На переднем плане нужен просто светлый занавес, и на этом фоне в темных костюмах, как силуэты, актеры должны разыгрывать пьесу.

-- Об этом надо было думать раньше! Зачем же мы убивали столько денег, перестраивая сцену?

Но у самого Станиславского за его критикой постановки чувствовалось уже какое-то общее неудовлетворение делом, те серьезные сомнения в нем, о которых он говорит в своей книге" (сб. "О Станиславском", стр. 345).

 

223

1 Роль передал В. И. Качалову -- роль Протасова в "Детях солнца".

2 Лилина исполняла роль Нины Заречной в возобновленном спектакле "Чайка".

 

224

 

1 Роль Лизы в "Детях солнца".

2 На даче у Калужских Станиславский писал режиссерский план спектакля "Дети солнца".

 

225

1 Мир с Японией после русско-японской войны официально был заключен через несколько дней, 23 августа 1905 г. в Портсмуте.

2 Дача Калужских в деревне Иваньково была выстроена по проекту В. А. Симова и называлась "Чайка".

 

226

1 Революционное восстание на "Пруте" и на броненосце "Потемкин" происходило в июне 1905 г.

 

227*

Ответ на письмо Немировича-Данченко от 5 сентября 1905 г.

 

1 По ремарке Горького, третье действие происходит в "пасмурный день".

2 Немирович-Данченко сделал небольшое добавление к тексту "Детей солнца", о котором Горький пишет: "Хорошо. Автор" (Музей МХАТ, архив Н-Д, No 59). Можно предположить, что это добавление относится к финалу пьесы.

3 Уезжая в отпуск, Станиславский оставлял разработанный им режиссерский план (три акта). Репетиции вели Немирович-Данченко и Лужский. Работу над режиссерским планом четвертого акта Станиславский продолжал в Севастополе.

4 ...ворота в 3-м акте разбиваются толпой -- описка: не в 3-м, а в 4-м.

5 Художественный театр, как и Горький, опасался, что "Дети солнца" будут запрещены цензурой. "Дорогой мой друг, -- писал Горький 20-- 21 сентября Пятницкому,-- Вы очень обрадовали меня хорошей вестью,-- признаться, я не рассчитывал, что пьеса пройдет без "поправок" со стороны цензуры. После первого посещения Вами Бельгарда я написал и послал ему небольшое письмо -- он говорил Вам о нем? Я только указал на то, что за последнее время "высшая власть" в такой мере опошлила, загрязнила и изнасиловала народ и страну в глазах Европы, что усиливать всю эту работу еще такими неумными выходками, как запрещение моей пьесы, -- излишне" (Собр. соч., т. 28, стр. 385).

6 При возобновлении "Чайки" роль Треплева исполнял Мейерхольд. С 14 ноября 1905 г. роль Треплева перешла в В. В. Максимову.

7 Лось Антон Потапович -- актер МХТ с 1904 по 1906 г. В "Чайке" исполнял роль учителя Медведенко.

 

228*

1 Проект объединения Художественного театра с Малым остался неосуществленным.

2 МХТ гастролировал в Германии, Чехословакии, Австрии, Польше с 10 февраля по 2 мая 1906 г.

3 После премьеры "Детей солнца" (24 октября 1905 г.) в Художественном театре началась усиленная работа над комедией А. С. Грибоедова "Горе от ума".

 

229*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой.

 

1 Первые заграничные гастроли МХТ начались в Берлине 10 февраля 1906 г. (по старому стилю).

"Шапку долой перед вами, москвичи! -- писал критик газеты "Tâgliche Rundschau" после первого представления "Царя Федора Иоанновича".-- Вы выросли на почве современности и на почве исторического прошлого, но есть в вас нечто, что принадлежит завтрашнему и послезавтрашнему дню, что принадлежит грядущему" (цит. по статье Вл. И. Немировича-Данченко "Художественный театр за границей", "Русские ведомости", 8 декабря 1913 г.).

2 Гауптман Гергарт (1862--1946) -- немецкий беллетрист и драматург. В МХТ шли его пьесы: "Потонувший колокол", "Возчик Геншель", "Одинокие", "Микаэль Крамер".

"Гауптман часто бывал на наших спектаклях. Любовь его к русской литературе и ее влияние на него достаточно известны.

...Гауптман сказал, что он всегда мечтал для своих пьес о такой игре, какую он увидал у нас, -- без театрального напора и условностей, простую, глубокую и содержательную" (Собр. соч., т. 1, стр. 291, 292),

Шницлер Артур (1862--1931) -- австрийский прозаик и драматург.

Зудерман Герман (1857--1928) -- немецкий романист и драматург.

 

230*

Ответ на открытку В. В. Котляревской от 13 февраля 1906 г.: "С восторгом читаю об умопомрачающем успехе дорогих друзей".

 

1 Фульда Людвиг (1862--1939) -- немецкий драматург и переводчик.

2 Гаазе (Хаазе) Фридрих (1827--1911) -- немецкий актер, неоднократно гастролировал в России. Семидесятидевятилетний ветеран сцены дал в своей квартире банкет в честь Художественного театра, на котором присутствовал весь театральный Берлин.

Гаазе относил Станиславского к художникам, оставляющим незабываемые впечатления (см. записку Гаазе в архиве КС).

3 Дузе Элеонора (1859--1924) -- выдающаяся итальянская трагическая артистка (см. Собр. соч., т. 1, стр. 300, 335, 433).

В 1908 г., во время своих гастролей в Москве, под впечатлением спектаклей Художественного театра, Дузе писала Станиславскому: "Вчера у Вас я вновь обрела Правду и Поэзию -- Поэзию и Правду, эти два глубоких родника нашего искусства и души артиста.

Поверьте, поверьте, что я поняла, я достойна понять Ваши устремления, понять всю возвышенность, которую они излучают.

Как радостно... быть снова у Вас для того, чтобы любоваться и наслаждаться той же чистой и глубокой радостью" (Музей МХАТ, архив КС).

В последние годы жизни Дузе проявляла большую симпатию к Советскому Союзу, интересовалась советским искусством.

4 Рейнгардт Макс (1873--1943) -- выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, реформатор немецкого театра. Руководил несколькими крупными театрами в Берлине. Один из первых поставил в Германии пьесы Л. Н. Толстого, М. Горького. После захвата власти фашистами вынужден был эмигрировать в США.

 

231*

Печатается по рукописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Копия снята неизвестным лицом. На ней пометка карандашом, сделанная рукою Станиславского: "Директору Имп[ераторских] театров Людв. Барнаю".

 

232*

Письмо могло быть написано не позднее 15 марта 1906 г., так как 15 марта начались спектакли МХТ в Дрездене.

 

233*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой.

Датируется по связи с предыдущим письмом.

 

1 Театру необходимо было покрыть долги: перед отъездом за границу Московский литературно-художественный кружок дал МХТ заимообразно крупную сумму.

 

234*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Год устанавливается по гастролям МХТ в Лейпциге и Праге. О гастролях в Лейпциге, Праге, Вене, Карлсруэ и Висбадене (с 20 марта по 12 апреля) есть записи в дневнике Станиславского (Музей МХАТ, архив КС).

 

1 Никиш Артур (1855--1922) -- знаменитый венгерский дирижер, пропагандист русской музыки (см. о нем Собр. соч., т. 3, стр. 228--229).

 

235*

 

Дата устанавливается по ответному письму Брюсова от 15 мая 1906 г.: "Мне очень жаль, что я не могу быть сегодня на Вашем собрании, так как должен присутствовать на собрании директоров нашего Лит[ературно]-Худож[ественного] кружка, -- что давно обещал. Но -- готов от всей души, по мере сил и умения, способствовать Вашим начинаниям в духе бывшей Студии. Очень и очень прошу Вас, если мне есть место в этой работе, сохраните его за мной. Уважающий и преданный Валерий Брюсов" (Музей МХАТ, архив КС).

 

1 После ликвидации Студии на Поварской Станиславский полагал, что Художественный театр должен "разумно воспользоваться результатами юных брожений". Он искал (по выражению его в дневнике 1906 г.) "новой идеи" и, экспериментируя, хотел привлечь в театр Брюсова, Волошина, Балтрушайтиса. "Опять поблуждаем и опять обогатим реализм", -- говорил он позднее в письме к Л. Я. Гуревич от 5 ноября 1908 г.

Вскоре он пришел к выводу, что "отвлечение", "стилизация" не раскрывают внутренней сути пьесы и поэтому являются ложными путями в творчестве.

 

236*

Дата устанавливается по репетициям "Горя от ума" (первый спектакль -- 26 сентября 1906 г.).

 

237*

Датируется по первым спектаклям "Горя от ума" в МХТ.

 

1 Станиславский согласился играть роль Фамусова, подчиняясь интересам общего дела. Вначале он был неудовлетворен результатами своей работы и в течение многих лет настойчиво совершенствовал исполнение роли. Во второй (1914) и третьей (1925) редакции спектакля он создал подлинно грибоедовский, сатирический образ Фамусова, ставший общепризнанным достижением его творчества.

2 Рецензент "Московского листка" 28 сентября 1906 г. писал, например: "Неудача с изображением центральной фигуры комедии отразилась на всем и обусловила то, что многие из-за нее забыли о всем том хорошем, что дала постановка "Горе от ума" Художественным театром".

По-другому оценивал работу Станиславского H. E. Эфрос: "Любят спорить -- барин Фамусов или не барин. Блестящая традиция Малого театра узаконила барина. Станиславский был больше чиновником, выбравшимся в баре, с департаментскою внешностью, с напускною грозностью, с самодовольством глупости, почитающей себя высшим умом. Несомненно, можно рисовать Фамусова и таким" (Н. Эфрос, "Горе от ума" в Художественном театре, "Новый путь", 28 сентября 1906 г.).

3 К кому относится эта шутка -- неизвестно.

 

238

 

Письма к С. А. Найденову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Найденов (Алексеев) Сергей Александрович (1869--1922) -- драматург, примыкал к группе писателей, объединившихся вокруг издательства "Знание", которым руководил А. М. Горький. Автор одной из популярнейших пьес начала века -- "Дети Ванюшина".

 

1 9 октября 1906 г. Найденов выслал Немировичу-Данченко пьесу "Стены", которая была поставлена в МХТ Немировичем-Данченко и Лужским. Премьера --2 апреля 1907 г.

2 Миттервурцер Фридрих (1844--1897) -- немецкий актер, в 1888 г. гастролировал в Москве, в 1890 и 1892 гг.-- в Петербурге.

 

239*

Письма к Н. А. Котляревскому печатаются по подлинникам, хранящимся в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 137.

Котляревский Нестор Александрович (1863--1925) -- литературовед, академик.

 

1 Летом 1906 г. на курорте Ганге (Финляндия) Станиславский читал В. В. Котляревской рукопись своей "Настольной книги драматического артиста".

 

240

1 "Стены".

2 Натуралистически подробно Найденов воспроизводил быт и обстановку "гостеприимного ночлежного дома Ольги Ивановны": на первом плане -- двуспальная "красивая" кровать, покрытая шелковым одеялом, зеркала в простенке между окон, запыленные искусственные бумажные цветы, дешевые олеографии...

К хозяйке притона (которую Станиславский в письме называет "сводней"), "тщедушной, со сморщенным личиком, набеленным и нарумяненным", приходил, "стыдясь и робея", герой пьесы Артамон Суслов -- молодой человек лет 27--28. По ремарке, он "задумчив, сумрачен. В нем где-то глубоко сидит детская, наивная, доверчивая душа".

3 Станиславский сравнивает здесь Артамона Суслова (в пьесе "Стены") с персонажами других пьес Найденова. Максим Коптев -- действующее лицо пьесы "Блудный сын" (первоначальное название "Кто он?").


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 185;