Из письма к О. И. Сулержицкой 31 страница



 

270*

1 "Иванов" А. П. Чехова был возобновлен Станиславским и Немировичем-Данченко. Первое представление -- 6 ноября 1907 г.

 

271*

Написано до 12 октября 1907 г., так как в этот день Немирович-Данченко читал "Росмерсхольм" труппе Художественного театра.

 

1 Сложность декорационного решения не позволила везти спектакль "Борис Годунов" в Петербург.

 

272*

1 Станиславский нетерпимо относился ко всяким нарушениям этики театра. Его гнев в данном случае вызвало поведение M. H. Германовой по отношению к Н. Г. Александрову, проводившему занятия по "системе" с О. В. Гзовской.

 

273

Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека", в которой Леонидов исполнял центральную роль Человека (первое представление -- 12 декабря 1907 г.). Режиссерские замечания Станиславского относятся ко второй картине спектакля ("Любовь и бедность").

 

1 Чтобы подчеркнуть предел бедности Человека и его Жены, Л. Андреев вводил такую подробность:

"Жена Человека садится к нему на колени, и так они едят... Он поит ее молоком из бутылки.

Ж_е_н_а. У меня молоко течет по шее и подбородку. Ой, щекотно!

Ч_е_л_о_в_е_к. Дай, я его выпью. Не нужно, чтобы капля пропадала".

 

274*

Письма к Айседоре Дункан печатаются по черновым автографам (на французском языке), хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Дункан Айседора (1878--1927) -- известная танцовщица, противопоставившая искусству классического балета так называемый "свободный танец" -- непосредственную пластическую импровизацию на музыку Бетховена, Брамса, Шопена, Вагнера, Глюка, Чайковского, Скрябина. Традиционный балетный костюм Дункан заменила античной туникой. Считая, что обувь и пуанты мешают естественным движениям "раскрепощенного тела", она танцевала босая.

В режиссерском дневнике Станиславского 24 января 1905 г. появилась запись: "Вечером смотрел Дункан. Об этом надо будет написать. Очарован ее чистым искусством и вкусом" (Собр. соч., т. 5, стр. 255).

Впоследствии Станиславский по-другому относился к искусству Дункан и основанной ею школе.

 

1 Дункан писала Станиславскому из Петербурга, где проходили ее гастроли: "Вчера вечером я танцевала. Я думала о Вас и танцевала хорошо... У меня новый, необычайный прилив энергии. Сегодня я работала все утро.

Я вложила в свой труд множество новых мыслей. Опять -- ритмы. Эти мысли дали мне Вы. И мне так радостно, что я готова взлететь к звездам и танцевать вокруг луны. Это будет новый танец, который я думаю посвятить Вам" (Музей МХАТ, архив КС).

 

275*

Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 14 января 1908 г.

 

1 Школа-студия танца, о которой мечтала Дункан, была открыта в Москве в 1921 г. После отъезда Айседоры Дункан за границу в 1924 г, студией руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.

 

276*

Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 28 января 1908 г. из Гельсингфорса: "Еду с пятницы до воскресенья на Иматру. Хотите приехать?".

В публикуемом письме Станиславским вычеркнут абзац: "Какое искушение! Фея на берегу водопада Иматры. Великолепная картина, я же лишен возможности все это видеть, я -- бедный труженик".

 

277*

Печатается по неоконченному черновику, переписанному рукой А. А. Стаховича.

Дата устанавливается по связи с письмом А. А. Стаховича к М. П. Лилиной.

 

1 "Лазоревое царство" -- одна из картин "Синей птицы".

 

278*

Письма к С. А. Андреевскому печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 26, оп. 2, ед. хр. 2.

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847--1918) -- адвокат-криминалист. Поэт, переводчик, критик, сотрудник "Вестника Европы". Писал статьи о Художественном театре.

 

1 Станиславскому сообщали, что в Америке и Европе хотят ставить "Синюю птицу", повторяя оформление и мизансцены спектакля MX Г.

2 Андреевский писал Станиславскому 16 января 1908 г.: "Ваши горизонты широки и заманчивы. Вы не утомляетесь и не хотите знать пределов" (Музей МХАТ, архив КС).

3 "Пьеса и постановка имели большой успех. И на этот раз говорили, что театр открыл новые пути в искусстве. Но они, против желания, не шли дальше декораций, которые и в этой постановке отвлекли меня от внутренней актерской сути, -- а потому в нашей области мы не прибавили этим спектаклем ничего нового. Оторвавшись от реализма, мы -- артисты -- почувствовали себя беспомощными и лишенными Почвы под ногами", -- пишет Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 322).

4 "Борис Годунов" Пушкина был поставлен Немировичем-Данченко и Лужским. Станиславский участвовал в репетициях "польских сцен".

5 На гастролях в Петербурге были сыграны: "Жизнь Человека", "Росмерсхольм", "Вишневый сад", "Доктор Штокман", "Бранд" и "Горе от ума".

 

279*

Дата устанавливается по гастролям МХТ в Петербурге.

 

1 Крэг Гордон (р. 1872) -- известный английский актер, режиссер, художник.

В одном из писем Дункан к Станиславскому говорилось: "Я написала Гордону Крэгу и рассказала ему как о Вашем театре, так и о Вашем собственном великом искусстве. Но не хотите ли Вы сами написать Крэгу? Если он сможет с Baми работать, это было бы для него идеально. Я от всего сердца надеюсь, что это удастся" ("Иностранная литература", 1956, No 10).

О работе Крэга в МХТ -- см. далее.

281*

 

Дата помечена неизвестным лицом. Возможно, что это дата получения письма.

 

1 Аффективной памятью Станиславский называл "память на чувствования", способность актера воспроизвести ранее прочувствованное, пережитое. Этот термин, заимствованный у французского ученого Т. Рибо, Станиславский позднее заменил более точным термином "эмоциональная память" (см. соответствующую главу во 2-м томе Собрания сочинений и комментарий к ней).

"Мы натолкнулись на новые принципы, которые, быть может, удастся разработать в стройную систему, -- говорил Станиславский в день десятилетия МХТ 14 октября 1908 г. -- ...Этот период будет посвящен творчеству, основанному на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы" (Собр. соч., т. 5, стр. 414--415).

 

282

Дата устанавливается по программам гастрольных спектаклей МХТ в Петербурге.

 

1 Ольга Николаевна -- Чюмина, поэтесса и переводчица, просила Станиславского прочитать пьесу, переведенную ею.

 

283*

Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера сыграл Штокмана, и остался еще один раз, в воскресенье".

 

284

Дата устанавливается по связи с последующими письмами к М. П. Лилиной.

 

1 Семья Станиславского выехала на курорт Гомбург (Германия).

2 "Chat Noir" -- название одного из кабаре в Берлине.

 

285

1 Шолъц Август Карлович переводил на немецкий язык пьесы и рассказы Горького, вел переписку с Горьким по поводу постановки его пьес в театре Рейнгардта. Во время гастролей МХТ в Европе (1906) ведал литературной частью театра.

2 Ольга Леонардовна Книппер-Чехова проводила лето 1908 г. в Гомбурге.

 

286

 

1 "Питер Пэн, или Мальчик, который не желал стать взрослым", пьеса в 5 актах Дж. М. Барри.

2 Племянница Станиславского -- Вера Владимировна Алексеева.

3 Исполнители народных сцен в МХТ.

4 Югене -- французский актер, выступавший в театре "Атеней" ("Athênêe").

 

287

Дата устанавливается по связи со следующим письмом.

 

1 На этой выставке было представлено собрание экспонатов по истории театра, от античных масок до современных макетов декораций ("Театр", 20 апреля 1908 г.)

2 В театральной практике хромотропом называют прибор, состоящий из рамки, внутри которой, совпадая центрами, двигаются в разные стороны два одинаковых по размерам диска. На диски наносят цветные рисунки. При проекции рисунков, на сцене возникают декоративные орнаменты.

 

288*

Публикуется по черновику (на французском языке), сохранившемся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).

Леблан Жоржет -- французская артистка, жена Мориса Метерлинка.

 

1 Когда Станиславский находился в гостях у Метерлинка в бывшем аббатстве St.-Wandrille, "было решено устроить спектакль, в котором зрители вместе с актерами будут переходить с одного места аббатства к другому, чтобы смотреть мизансценированную в природе пьесу" (Собр. соч., т. 1, стр. 325).

В письме к Станиславскому Жоржет Леблан предлагала ему участвовать в этом "небывалом зрелище, где сама природа будет служить самой точной декорацией", и просила сыграть роль Старика в пьесе Метерлинка "Там, внутри".

2 Открытие памятника А. П. Чехову в Баденвейлере состоялось 12/25 июля 1908 г.

3 В одном из своих писем Метерлинк благодарил Станиславского за присланные сочинения Чехова.

 

289*

Публикуется по черновому автографу (на французском языке), сохранившемуся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).

Год устанавливается по фразе: "Синяя птица" еще не сыграна", месяц -- по фразе: "Мне переслали Ваше письмо из Москвы".

Люнье-По А.-Ф. (1869--1940) -- известный французский актер, режиссер и театральный деятель. В 1892 г. основал театр "L'œuvre" в Париже.

 

290*

Ответ на письмо Немировича-Данченко с пометой Станиславского: "6 июля из Екатер. губ. в Гомбург. Получено 11/24 июля".

 

1 Александр Александрович -- Юргенс, репетитор приемного сына Немировича-Данченко, Михаила Владимировича.

2 Монтировка -- в данном случае режиссерские указания для художников, электроосветителей, бутафоров, реквизиторов.

3 В 1908 г. Станиславский разрабатывал основные положения своей будущей "системы". Термин -- "моя система" -- появляется в 1909 г. (см. вступительную статью Г. Кристи ко 2-му тому Собр. соч.).

4 Описание поездки к Метерлинку см. Собр. соч., т. 1, стр. 322--325 и т. 5, стр. 371--375.

5 Памятник (бюст) Чехову работы Н. Шлейфера был открыт 12/25 июля 1908 г.

6 Эйхлер Дмитрий Адольфович -- русский посланник при Баденском дворе.

7 Речь Станиславского на открытии памятника Чехову в Баденвейлере -- см. Собр. соч., т. 5, стр. 376--382.

...без Ахалиной -- то есть без суфлера МХТ.

8 Воспоминание о теплом и дружеском приеме МХТ в Праге во время гастролей 1906 г.

9 Графиня С. В. Панина стала в 1908 г. пайщицей МХТ. В письме к Немировичу-Данченко от 29 июня 1908 г. она писала: "От души благодарю Вас за это выражение величайшего доверия, которое Вы могли мне оказать, и постараюсь впредь заслужить его" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

10 Немирович-Данченко сообщал: "3 августа назначу монтировочный осмотр "Синей птицы", а Сулер в фойе 3-го и 4-го будет припоминать пьесу с актерами" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

11 Немирович-Данченко предлагал взять на должность бутафора Хрисанфова Ивана Хрисанфовича, старого билетера и вахтера.

12 Полунин Иван Михайлович -- бутафор, талантливый изобретатель в области сценической техники. Симов называл его самородком. Работал в МХТ с 1902 по 1916 г.

13 Кириллин -- описка: Кириллов Василий Сергеевич, электроосветитель. В МХТ работал с 1900 по 1910 г.

14 Вахтанг Леванович -- Мчеделов (1884--1924), помощник режиссера и затем режиссер МХТ. Один из основателей Второй студии МХТ.

15 "Кладбище" -- сцена из "Синей птицы" (в спектакль Художественного театра не вошла).

16 А. Ф. Горев был тогда еще совсем молодым, неопытным актером, а И. М. Уралов недавно вступил в труппу МХТ.

17 Метерлинк в Москву не приезжал.

18 Ответ на слова Немировича-Данченко: "4-го начну "Ревизора". Этого больше всего смущаюсь. Я так беден по части "Ревизора"! Не знаю просто, в чем найти тот внутренний толчок, который окрыляет фантазию. Уж я и читаю пьесу, и хожу -- думаю о ней, и пробую играть, -- кроме театрального шаблона ничего не нахожу. Все у меня выходит нарочно. "Не смешно". Хотел начать писать мизансцену -- не успею" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

19 Немирович-Данченко хотел, чтобы первое действие "Ревизора" шло в маленькой гостиной, а не в столовой.

Художник Симов поддержал замысел Станиславского и сделал для спектакля декорацию столовой.

Качалову не довелось сыграть роль Хлестакова, о которой он мечтал много лет.

20 Роли в спектакле "Ревизор" исполняли: городничего -- И. М. Уралов, Анны Андреевны -- О. Л. Книппер-Чехова, Марьи Антоновны -- Л. М. Коренева, Осипа -- В. Ф. Грибунин, Ляпкина-Тяпкина -- Л.М.Леонидов, Земляники -- А. И. Адашев, Шпекина -- В. В. Лужский, Бобчинского -- И. М. Москвин, Добчинского -- П. А. Павлов, Хлестакова -- А. ф. Горев, Уховертова -- Н. О. Массалитинов, Пошлепкиной -- Е. А. Красовская, жены унтер-офицера -- Н. А. Миронова.

 

291

 

1 В 1908 г. Станиславский и Немирович-Данченко снова добивались открытия общедоступного театра или общедоступного отделения МХТ.

2 Пьеса А. В. Амфитеатрова "Княгиня Настя" в МХТ не шла. Она была напечатана в XXIV сборнике "Знание" (1908).

3 "Второю пьесой я рекомендую "Плоды просвещения". Тут роли и ученицам", -- писал Немирович-Данченко Станиславскому в июле 1908 г.

В. М. Лопатин (позднее по сцене Михайлов) играл в "Плодах просвещения" роль 3-го мужика. А. Р. Артем исполнял роль старого повара (спектакль Общества искусства и литературы, 1891 г.).

4 Немирович-Данченко инсценировал роман Достоевского "Братья Карамазовы". Спектакль был поставлен в 1910 г.

5 Здесь говорится о праздновании десятилетнего юбилея Художественного театра. "Задал Симову задачу: как убрать сцену 14 октября на чтении отчета, а может быть, и реферата. Подумайте и Вы", -- писал Немирович-Данченко в том же письме (Музей МХАТ, архив Н-Д).

 

292*

Ответ на письмо Немировича-Данченко от 25 июля 1908 г.

 

1 Станиславский сожалел, что "Братья Карамазовы" не пойдут в сезоне 1908/909 г. Это ответ на слова Немировича-Данченко: "Карамазовы" в этом году немыслимы. Симову надо написать 20 сцен".

2 Немирович-Данченко не был удовлетворен своей постановкой "Росмерсхольма".

3 "Малой сценой" в это время называлось репетиционное помещение МХТ, в котором находилась небольшая сцена.

4 Немирович-Данченко предлагал включить в репертуар филиального отделения МХТ "Венецианского купца" Шекспира, распределяя роли главным образом среди молодежи: Порция -- Бромлей, Джессика -- Коонен, Антонио -- Хохлов, Лоренцо -- Готовцев. Роль Шейлока предназначалась Вишневскому.

5 Боклевский Петр Михайлович (1816--1897) -- художник-иллюстратор, карикатурист. Большой известностью пользуются его альбом иллюстраций к "Ревизору", вышедший в 1863 г. под названием "Бюрократический катехизис", и иллюстрации к "Мертвым душам".

6 "Kammerspiele" -- "Камерный театр", которым руководил Макс Рейнгардт. 12 августа 1908 г. Станиславский смотрел там "Лизистрату" Аристофана.

 

293*

1 Изображение чайки стало эмблемой Художественного театра: Оно появилось впервые на занавесе Художественного театра в 1902 г., когда МХТ переехал в новое здание.

2 Пьеса Л. Н. Толстого "Живой труп" была поставлена в Малом театре лишь после революции. Право первой постановки (в 1911 г.) было предоставлено Художественному театру.

 

294*

Месяц указан Станиславским ошибочно. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

 

1 Станиславский в шутку называет О. Л. Книппер-Чехову "Любой" и подписывается "Леонид Гаев" (он исполнял эту роль в "Вишневом саде"). Происшествие с потерянными багажными квитанциями напомнило ему беспечность Любови Андреевны Раневской (роль Раневской играла "Вишневом саде" Книппер). Упоминаемые в письме Дуняша, Епиходов, Фирс -- действующие лица "Вишневого сада".

2 ... желтого дуплетом в угол -- любимое выражение Гаева.

 

295

Дата устанавливается по фразе письма: "Сегодня смотрю в Каммершпиле "Лизистрату", и по связи с письмом No 296.

 

296

1 Шенберг (Санин) А. А. -- см. примечания к п. 39.

Архипов (Арбатов) H. H. -- см. примечания к п. 56.

2 Театр-кабаре "Летучая мышь" был основан актером Художественного театра Н. Ф. Балиевым в 1908г.

 

297

1 "Все внимание Станиславского было устремлено на психологическое углубление, искренность переживания и простоту выразительности", -- говорил Немирович-Данченко 8 ноября 1908 г. ("Постановка "Ревизора" (беседа с Вл. И. Немировичем-Данченко), "Русское слово").

2 "Лес", "Лазоревое царство", "Ночь" -- картины в "Синей птице".

3 Станиславский верно угадал в Лилиной замечательную исполнительницу роли Элины в драме Гамсуна "У врат царства"; Марью Антоновну в "Ревизоре" играла Л. М. Коренева; роль феи в "Синей птице" первые десять спектаклей исполняла M. H. Германова. Начиная с одиннадцатого М. П. Лилина играла в очередь с M. H. Германовой.

 

298

1 Глава об этике -- имеется в виду глава "Этика" в "Настольной книге драматического артиста" -- см. записную книгу Станиславского 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).

2 Брат Станиславского -- В. С. Алексеев.

3 Рукопись "Настольная книга драматического артиста. Практические сведения и добрые советы начинающим артистам и ученикам драматического искусства". Два раздела этой теоретической работы опубликованы в Собр. соч., т. 5, стр. 422--428.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 147;