Из письма к О. И. Сулержицкой 28 страница



2 Из письма В. В. Лужского к И. А. Тихомирову от 14 февраля 1904 г. выясняется, что указанный проект был выдвинут Станиславским: "У Константина Сергеевича есть деньги на это дело, по его словам, тысяч сто".

Немирович-Данченко, Качалов, Москвин и другие приняли проект "с большой охотой и интересом". Лужский приглашал в новое дело Тихомирова и через него других сотрудников нижегородского театра: "С Горьким уладим, ей-богу, уладим -- валяйте! У нас редко за последнее время так горел Константин Сергеевич, как загорелся в этом проекте" (Музей МХАТ, архив В. В. Лужского).

 

180*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

 

1 М. Ф. Андреева в 1904 г. взяла отпуск на год, возвратилась в МХТ в 1905 г. и пробыла в нем до 1906 г.

 

181*

Дата устанавливается по ответному письму М. Ф. Андреевой от 26 февраля 1904 г., в котором она объясняла причины своих разногласий со Станиславским. "А если бы Вы обращали внимание на мои слова, Вы не решились бы упрекнуть меня в том, что я нанесла Вам обиду, не предупреждая Вас о своей просьбе об отпуске",-- писала она.

 

182*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

 

183

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. C. Зарудной-Кавос, ф. 445/71.

 

184

 

1 Об успехе спектакля "Вишневый сад" в Петербурге Чехова извещали многие его корреспонденты. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову: "Общий тон исполнения великолепен по спокойствию, отчетливости, талантливости. Успех в смысле всеобщего восхищения огромный и больше, чем на какой-нибудь из твоих пьес" ("Избранные письма", стр. 264).

 

185

Дата устанавливается по петербургским гастролям МХТ и по свидетельству М. П. Лилиной.

 

1Из-за болезни детей М. П. Лилина не смогла выехать на гастроли в Петербург одновременно с театром.

2 Л. А. Косминская была второй исполнительницей роли Ани в "Вишневом саде".

3 М. Ф. -- М. Ф. Андреева.

4 Станиславский опасался, что В. И. Качалов перейдет в новый театр, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.

5 Чюмина Ольга Николаевна (1862--1909) -- поэтесса и переводчица, друг Художественного театра.

 

186

Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера кончил Брута" (последний раз роль Брута на гастролях в Петербурге Станиславский играл 14 апреля 1904 г.).

 

1 "Месяц в деревне" Станиславский мог видеть не 14-го, а 13 апреля 1904 г. Пьеса И. С. Тургенева была поставлена в Александрийском театре 18 ноября 1903 г. А. А. Саниным.

Станиславский осуществил постановку "Месяца в деревне" в МХТ через шесть лет. Поэтому в письме речь идет не о прямом заимствовании, а об ощутимом влиянии режиссерско-постановочных принципов Художественного театра.

2 Суреньянц Вардкес Яковлевич (1860--1921) -- живописец и театральный художник. В 1904 г. оформлял в МХТ спектакль из одноактных пьес Метерлинка.

 

187

Дата уточняется по содержанию письма: 16 апреля 1904 г. Станиславский играл в Петербурге роль Гаева в "Вишневом саде".

 

188

1 ...все ждут твоего дебюта -- то есть первого выступления М. П. Лилиной в роли Ани ("Вишневый сад") в Петербурге.

2 "Чад жизни" -- драма реакционного писателя Болеслава Маркевича.

 

189

 

1 Альберг (Икскуль-Гильдебранд) Ида Андреевна (1858--1915) -- известная финская драматическая артистка.

Через год, снова побывав на спектаклях Художественного театра, Альберг писала Станиславскому: "Я только что вернулась к себе, совершенно подавленная впечатлением от "Трех сестер". Сколько красоты в этом дивном произведении! Это трагедия нашей души -- такая интимная и нежная. В ее щемящей боли, в ее пессимизме столько веры, тепла и безграничного идеализма!

Не откажите, пожалуйста, передать мадам Книппер мое глубокое восхищение. Я плакала сегодня вместе с ней. И с какой удивительной тонкостью, с какой глубиной, с какой гениальностью воссоздаете Вы само произведение! Сердечное спасибо. Это были незабываемые минуты" ("Иностранная литература", 1956, No 10).

 

190*

Письма к М. Г. Савиной печатаются по подлинникам, хранящимся в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, ф. 689, д. 1210.

 

1 Общедоступный театр при Литовском народном доме в Петербурге существовал на средства графини С. В. Паниной. Был открыт в 1903 г. Труппу возглавляли П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская.

2 См. письма No 178 и 179.

 

191*

1 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867--1942) -- поэт-символист. Пьесы Мориса Метерлинка "Слепые", "Непрошеная", "Там, внутри" шли на сцене Художественного театра в 1904 г. в переводе Бальмонта.

 

192

1 Письмо послано в день отъезда А. П. Чехова в Германию.

 

194

Письма к Л. Я. Гуревич печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Исключения оговариваются особо.

Гуревич Любовь Яковлевна (1866--1940) -- писательница, литературный и театральный критик, автор многочисленных статей о Художественном театре и Станиславском. Близкий друг Станиславского, Гуревич впоследствии готовила к изданию его книги.

 

1 В письме от 24 мая 1904 г. Гуревич сообщала Станиславскому, что в июле должны выйти в свет ее рассказы, и просила его "на свободе" прочитать книгу: "...и этот приговор -- именно от Вас -- мне нужен и важен, потому что Вашим мнениям по художественным вопросам я верю гораздо больше, чем мнению всех профессиональных современных критиков, больше, чем мнению большинства близких мне людей" (Музей МХАТ, архив КС).

Свою книгу "Седок" и другие рассказы" (изд. М. В. Пирожкова, 1904) Гуревич прислала Станиславскому с надписью: "Бесподобному художнику сцены Константину Сергеевичу Станиславскому от благодарного зрителя, автора. 17 июля 1904 г." (находится в библиотеке Дома-музея Станиславского).

 

195*

Дата на письме обозначена карандашом.

 

1 Сергей Митрофанович -- Зарудный, юрист (ум. в 1940 г.). Друг Художественного театра, состоял в переписке с актерами МХТ. В последние годы жизни -- сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

2 Бальмонт писал Станиславскому из Парижа о своих встречах с Метерлинком.

 

196

Последнее письмо Станиславского к Чехову.

 

1 Contrexêville -- курорт во Франции.

2 Мария Федоровна -- Андреева.

 

197*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой.

 

198

1 Горького, как и Станиславского, возмущала пошлость газетных откликов на смерть Чехова: "Газеты полны заметками о Чехове -- в большинстве случаев -- тупоумно, холодно и пошло. Скверно умирать для писателя -- всякая тля и плесень литературная тотчас же начинает чертить узоры на лице покойника" (из письма к Е. П. Пешковой от 7 июля 1904 г., Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 309).

2 Это письмо Станиславского к О. Л. Книппер-Чеховой не сохранилось.

 

199

1 Лидия Егоровна -- Гольст.

 

200*

Телеграмма подписана Станиславским и его матерью.

 

201

1 Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849--1921) -- артист Малого театра с 1878 г. до конца жизни.

2 Гольцев Виктор Александрович (1850--1906) -- литератор-публицист, с 1885 г. -- редактор журнала "Русская мысль". Чехов был в дружеских отношениях с Гольцевым.

Редакция "Русской мысли" взяла на себя организацию похорон А. П. Чехова.

3 В это время Станиславский продолжал работу над "Настольной книгой драматического артиста".

4 Станиславский интересовался техникой театрального освещения по французских театрах.

 

203

 

1 В местечке Обераммергау (юг Германии) под открытым небом, на фоне гор разыгрывались мистерии, привлекавшие множество туристов.

Мистерия "Жанна д'Арк" исполнялась, очевидно, в окрестностях Контрексевиля.

 

204*

1 Станиславский пишет это под впечатлением недавней смерти Чехова и размолвки с Горьким из-за его пьесы "Дачники".

"Что касается Горького, то если он напишет пьесу -- она будет у нас -- я в это верю", -- отвечал Немирович-Данченко в конце июля 1904 г. (Музей МХАТ, архив Н-Д).

2 Весной 1904 г. С. Т. Морозов вышел из состава пайщиков МХТ и отказался от должности директора театра. Однако осенью 1904 г. он изменил решение, согласившись оставить свой паевой взнос. При этом он отказывался от дальнейших денежных обязательств и от права решающего голоса в делах театра.

3 Имеется в виду временный уход из МХТ М. Ф. Андреевой.

4 В ответном письме Немирович-Данченко писал об О. Л. Книппер-Чеховой: "Теперь она вся отдастся сцене, и очень скоро. Она уже рвется играть и рвется в Москву".

5 Станиславский опасался, что Качалов уйдет из Художественного театра: "Качалов не уйдет",-- успокаивал Станиславского Немирович-Данченко в том же письме.

6 "Вы напрасно теряете в себя веру как в актера, и если плохое здоровье удержит Вас во вторых рядах, то Вы и там будете блестеть, как бы в первых рядах" (там же).

7 "Дружная работа будет без всякого сомнения, -- отвечал Немирович-Данченко. -- Насчет "первенства" мы уже с Вами обстреляны вконец. Все, что может быть вредного в этом смысле, уже пережито... Знаете, как супруги. Если прожили 5 лет, значит, проживут 15. Всю честь нашей стойкости отдаю Вам, но уже и воспользуюсь тем, что пережито". Подбадривая Станиславского, Немирович-Данченко заканчивал свое письмо: "Не падайте духом и берите от театра то, что он может дать радостного... Я очень надеюсь удержать общий тон уверенный и деятельный. В этом, в сущности, теперь вся моя забота. Пусть все лица улыбаются!"

8 В пьесе Е. Чирикова "Иван Мироныч" изображался верноподданный обыватель. Цензура формально могла придраться к тому, что на сцене критикуется должностное лицо -- инспектор гимназии.

9 Инсценированные рассказы Чехова "Злоумышленник", "Хирургия", "Унтер Пришибеев" были поставлены 21 декабря 1904 г. В главных ролях выступили В. Ф. Грибунин, И. М. Москвин, В. В. Лужский, А. Л. Вишневский.

10 "Консул Берник" -- первоначальное название пьесы Ибсена "Столпы общества" в русском переводе.

11 "Царь Федор Иоаннович" не шел на сцене МХТ с 16 февраля 1903 г. до 6 ноября 1905 г. Данных о цензурном запрете спектакля не имеется.

12 "Иванов" был поставлен в МХТ 21 октября 1904 г.

13 Речь идет о пьесе Горького "Дачники".

14 Пьесы Бьернсона и Стриндберга в МХТ не шли; "Привидения" Ибсена были поставлены Станиславским и Немировичем-Данченко 31 марта 1905 г.

15 Премьера "Росмерсхольма" Ибсена состоялась в МХТ 5 марта 1908 г. Режиссер Немирович-Данченко.

16 Пьеса С. Найденова "Блудный сын" шла в один вечер с пьесой Е. Чирикова "Иван Мироныч" (первое представление -- 28 января 1905г.); драма П. Ярцева "У монастыря" в то время готовилась к постановке (премьера 21 декабря 1904 г.).

17 Письма Станиславского к заведующему репертуаром Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, артисту К. В. Бравичу, не сохранились.

18 H. H. Литовцева была второй исполнительницей роли Сарры в "Иванове".

19 Станиславский предполагал инсценировать рассказы ("миниатюры") Толстого, Тургенева, Короленко, Чехова, Горького, Мопассана. В его архиве помимо инсценировок чеховских рассказов сохранились наброски инсценировок "Затишья" Тургенева и рассказа Мопассана "Оливковая роща", который ему очень нравился.

20 Произведения В. А. Слепцова изображают, по преимуществу, жизнь русской деревни. В записных книжках 1904--1907 гг. Станиславский дает оценку выбранных им для инсценировки повестей Слепцова. Там же -- характеристики рассказов Мопассана, Короленко и других (Музей МХАТ, архив КС).

 

205*

1 И. А. Стравинская не была принята в школу МХТ.

2 Выпускники школы вошли потом в труппу "Студии на Поварской".

 

206

Послано в Любимовку. Дата указана М. П. Лилиной.

 

1 Станиславский напряженно искал новую сценическую форму для символистских пьес Метерлинка ("Непрошеная", "Слепые", "Там, внутри"). Письма к Лилиной этой поры полны упоминаний о Метерлинке: то Станиславский сообщает, что беседа о Метерлинке с Маныкиным, Сулержицким, Бурджаловым затянулась до половины второго часа ночи, то о том, что на репетициях "Слепых" "как будто начинает немного выясняться необходимый тон", то снова о своих сомнениях: "Волнуюсь еще и как художник, так как не нахожу тона для Метерлинка". "Очень измучился усиленной работой, вернее же, тем, что генеральная прошла слабовато" (сб. "О Станиславском", стр. 99--100). Об этом же -- в письме к В. В Котляревской от 20 августа 1904 г.: "Мы работаем вовсю. Приходится очень туго с "Слепцами". Надо сделать несценичное сценичным. Пока дело подвигается туго. Ждем на днях Бальмонта на подмогу" (ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059).

 

207*

Ответ на письмо Немировича-Данченко (сентябрь 1904 г.).

 

1 Немирович-Данченко, репетировавший в отсутствие Станиславского "Иванова", снял Вишневского с роли Боркина и передал эту роль Леонидову.

2 Роль Бабакиной в "Иванове" играла Н. С. Бутова.

 

208

Ответ на письмо М. Г. Савиной из Одессы от 2 ноября 1904 г.

 

1 Савина писала: "Опять я "по Вашу душу", Константин Сергеевич! Наш вице-президент придумал поставить в пользу Театрального общества "Чайку" с Вами, Комиссаржевской и со мною. Есть ли на сей раз надежда сдвинуть Вас с места?" (Музей МХАТ, архив КС).

Савина предлагала взамен выступления Станиславского в Петербурге свое выступление в только что поставленном МХТ спектакле "Иванов", в роли Сарры.

2 "Я великодушна, дорогой Константин Сергеевич! -- ответила Савина 18 ноября 1904 г. -- Вполне понимаю, прощаю и была уверена, что мне придется писать Вам именно эти слова, и без Вашей диктовки... Дела Общества очень плохи в этом году, и надо выхитрить "чего-нибудь особенного", как говорят у нас в Одессе, а уже особеннее Вас мы ничего придумать не могли" (Музей МХАТ, архив КС).

3 В письме от 2 ноября 1904 г. М. Г. Савина жаловалась на то, что во время гастролей в Одессе она не имела успеха в роли Раневской в "Вишневом саде": "Сыграла я здесь Раневскую и, вопреки всеобщим надеждам, очень скверно. Постановка была скопирована до смешного с Вашей, и играли весьма не плохо" (там же).

 

209*

1 Мать К. С. Станиславского умерла в ночь на 13 октября 1904 г. в имении дочери Л. С. Каргановой (село Спасское, Воронежской губ.).

2 Видимо, речь идет о театре, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.

3 В 1904 г. истекал срок договора о найме помещения Художественного театра. С. Т. Морозов, арендовавший театр у Г. М. Лианозова, продлил аренду на один год (письмо С. Т. Морозова к Вл. И. Немировичу-Данченко, Музей МХАТ, архив Н-Д).

 

210*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 470, оп. 1, ед. хр. 11.

 

1 Письмо к А. М. Горькому не сохранилось.

2 Вскоре Горький передал Художественному театру для постановки свою новую пьесу "Дети солнца" (премьера состоялась 24 октября 1905 г.).

3 2 апреля 1907 г. в МХТ была поставлена пьеса С. А. Найденова "Стены".

 

211

1 И. В. Тартаков исполнял партию Демона в опере Рубинштейна "Демон" в Мариинском театре.

2 Савва Тимофеевич -- Морозов.

 

212*

Датируется по связи с предшествующим письмом и по письму к В. В. Котляревской от 14 апреля 1905 г., в котором Станиславский упоминает "Историко-художественную выставку русских портретов": "Сегодня днем я на выставке портретов".

 

1 Фраза из комедии "Горе от ума".

 

213

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. С. Зарудной-Кавос, 445, ед. хр. 71.

 

214*

1 С. Т. Морозов застрелился в Ницце 13 мая 1905 г.

2 14--15 мая 1905 г. в сражении при Цусиме, в боях с японским флотом, погибла 2-я Тихоокеанская эскадра.

3 Качалова -- H. H. Литовцева.

4 От роли Софьи в "Горе от ума" Андреева отказалась. В "Детях солнца" она играла Лизу Протасову.

5 "Без всяких пунктов хочу быть Вашим товарищем, помогать Вам сколько только в силах и буду рада, если мое возвращение в Художественный театр будет Вам приятно", -- писала в ответ Андреева от 29 мая 1905 г. (Музей МХАТ, архив КС).

6 Горький из Куоккала сообщал Станиславскому, что "Дети солнца" будут готовы через неделю, и приглашал его приехать вместе с Немировичем-Данченко послушать пьесу (приписка Горького к письму Андреевой).

 

215*

Письма к В. Я. Брюсову печатаются по подлинникам личного архива В. Я. Брюсова, хранящимся в его семье.

Дата письма No 215 устанавливается по первому месяцу работы Театра-студии (Студии на Поварской). Первое заседание сотрудников и пайщиков нового театра состоялось 5 мая 1905 г.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873--1924) -- поэт, переводчик, литературовед.

Призывы теоретиков символизма, влияние модернистских течений в искусстве не прошли бесследно для Станиславского. Ему казалось, что символизм может помочь Художественному театру найти новые пути в искусстве. В 1905 г. при Художественном театре возникает Театр-студия -- "лаборатория для опытов". К этим опытам Станиславский привлекает В. Я. Брюсова, критиковавшего МХТ за "ненужную", натуралистическую правду и поощрявшего символистские спектакли Мейерхольда в провинции. В. Я. Брюсов был приглашен Станиславским на должность заведующего литературным бюро Театра-студии.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 141;