Из письма к О. И. Сулержицкой 22 страница



6 Рощин-Инсаров (Пашенный) Николай Петрович (1861--1899) -- известный артист, играл в провинции и в Москве, в театре Корша (1884-- 1889). Считался одним из лучших исполнителей роли Чацкого. Н. П. Рощин-Инсаров в труппу Художественного театра не вошел.

7 Азагарова Анна Яковлевна, начав сценическую деятельность в 1886 г., играла в Петербурге в клубах и в театре Панаева, затем в провинции и в театре Корша в Москве. В 1899 г. вернулась в провинцию. С 1914 г. вновь вступила в труппу Корша.

8 Яковлев Александр Михайлович -- артист московского театра Корша с 1887 по 1905 г.

9 О своих учениках по Филармонии, начавших работу в провинциальном театре,-- Москвине, Роксановой (Петровской), Кошеверове -- Немирович-Данченко писал: "Лучшие из моих питомцев продолжают подтверждать, что пойдут к нам за полцены".

10 В пьесах современного репертуара артисты играли в костюмах, сшитых за свой счет ("городские туалеты"); в пьесах же исторических, фантастических им выдавали костюмы из театрального гардероба. Это правило первоначально сохранялось в Художественном театре.

11 Соловцов Николай Николаевич (1857--1902) -- актер, антрепренер, режиссер, создатель постоянного русского театра в Киеве, славившегося своей труппой.

12 К. С. Алексеев-Станиславский был пайщиком и одним из директоров фабрики Товарищества "Владимир Алексеев".

13 Режан Габриэль-Шарлотта (1856--1920) -- французская актриса.

14 Матковский Адальберг (ум. в 1909 г.) -- драматический актер Берлинского королевского театра.

Зонненталъ Адольф (1834--1908) -- артист венского Бургтеатра. Одно время был режиссером и директором этого театра.

15 Черепанов А. А.-- антрепренер "народного" театра "Скоморох". Репертуар этого театра был самый низкопробный. Критика отмечала "балаганно-халтурный характер постановок". Однако 26 октября 1895 г. в этом театре с большим успехом была поставлена пьеса Л. Н. Толстого "Власть тьмы".

16 Немирович-Данченко предполагал, что, пока Художественный театр не имеет своего здания в Москве, он часть сезона будет проводить в провинции, а затем снимать одно из московских театральных помещений.

17 Устав "Акционерной компании общедоступных театров и аудиторий".

18 По-видимому, Александр Павлович -- Ленский; Александр Иванович -- Южин.

 

52

Черновой автограф (гектографическая копия) письма хранится в Музее МХАТ (архив КС).

Год устанавливается по упоминанию "Потонувшего колокола" Гауптмана (Станиславский видел впервые эту пьесу в Берлине весной 1897 г.) и по ответному письму Бенара от 7 января 1898 г.

Бенар Люсьен -- французский театральный критик и драматург, издатель журнала "Revue d'art dramatique" ("Обозрение драматических театров"). В 1896 г. Бенар видел спектакли Общества искусства и литературы "Самоуправцы" и "Отелло". О "Самоуправцах" Бенар писал Станиславскому: "Я был в восхищении от Вашего вчерашнего спектакля. Прежде всего я очень симпатизирую Вашему большому личному таланту. Наконец, ансамбль, законченность Вашей интерпретации заслуживают самых горячих похвал Вам и Вашим друзьям" (Музей МХАТ, архив КС).

В другом письме Бенар снова возвращался к своим впечатлениям от этого спектакля: "...Вы уже доказали мне в "Самоуправцах", что Вы истинный артист, способный к прекрасным творениям" (там же).

 

1 В отзыве об "Отелло" Бенар критиковал исполнение партнеров Станиславского, а самого Станиславского упрекал в отступлении от общепринятых традиций: "...пьеса поставлена замечательным образом, с совершенством, превосходящим все, что я когда-либо видел во Франции или в Германии. Несмотря на то, что Вы хорошо поняли душу Отелло, Вы не играли его в шекспировских традициях... Двадцать раз по ходу пьесы Ваши очень интересные находки в роли Отелло меня порадовали, и все-таки я был огорчен, видя нервический, слишком нынешний, слишком "внетрадиционный" облик Вашего персонажа. Я не сомневаюсь, что, если бы Вы поработали с Ирвингом или Сальвини, Вы бы создали прекрасного Отелло...".

2 Муне-Сюлли Жан (1841 --1916) -- французский трагический актер, игравший Эдипа, Гамлета, Отелло и ряд ролей в трагедиях Корнеля и Расина. Исполнение его отличалось напевностью декламации, картинностью жестов, приподнятостью тона, свойственными в те годы искусству старейшего французского театра "Comêdie Franèaise" ("Французская Комедия"),

3 Тальма Франсуа-Жозеф (1763--1826) -- выдающийся трагический актер и реформатор сцены эпохи Французской буржуазной революции.

4 К. С. Станиславский цитирует "Гамлета" по переводу П. Вейнберга.

5 Гервинус Георг-Готфрид (1805--1871) -- немецкий историк и литературовед, автор четырехтомного труда о Шекспире, переведенного в 1877 г. на русский язык.

6 Коклен-младший, Александр-Оноре (1848--1909) -- французский комедийный актер. Гастролировал в Москве в 1895 и 1897 гг.

7 Лелуар Луи-Пьер (1860--1909) -- известный французский актер.

8 Коклен-старший, Бенуа-Констан (1841--1909) -- крупнейший французский комедийный актер, часто приезжавший на гастроли в Россию.

9 "Тартюф" Мольера с А. П. Ленским в заглавной роли был впервые поставлен в Малом театре 6 декабря 1884 г.

10 Во время гастролей в Москве, в 1885 г., Мейнингенская труппа играла "Мнимого больного" Мольера.

 

53*

Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив В. П. Буренина, ф. 36, оп. 2, ед. хр. 9.

Буренин Виктор Петрович (1841--1926) -- критик, драматург, переводчик. С 1876 г.-- сотрудник реакционной газеты "Новое время". Один из руководителей Суворинского театра (театра Литературно-артистического кружка).

 

1 Станиславский поставил "Потонувший колокол" Г. Гауптмака в переводе В. Буренина 27 января 1898 г. (в помещении Охотничьего клуба).

2 Пчельников Павел Михайлович был управляющим Московской конторой императорских театров.

3 Первое представление "Потонувшего колокола" в Суворинском театре состоялось 13 ноября 1897 г. В рецензиях и программах спектакля художник не указан. Судя по фотографиям, спектакль был оформлен ремесленно и не походил на новаторскую художественную постановку Станиславского. Очевидно, макеты своих декораций Станиславский Суворинскому театру не посылал.

 

54

Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 2 августа 1897 г.

1 Станиславский по ошибке называет Марию Людомировну Роксанову (Петровскую) Марией Владимировной и далее -- Марией Васильевной.

Роксанова была принята в труппу МХТ в 1898 г. и пробыла в ней до 1902 г. Первая исполнительница роли Нины Заречной в "Чайке".

2 Незлобин (Алябьев) Константин Николаевич (1857--1930) -- провинциальный антрепренер, артист и режиссер, в то время антрепренер Виленского театра. С 1909 по 1918 г. имел свой театр в Москве (театр Незлобина).

 

55*

Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).

Тихомиров Иоасаф Александрович (1872--1908) -- ученик Немировича-Данченко по Филармонии (выпуск 1895 г.) Артист и режиссер МХТ с 1898 по 1904 г. В первом спектакле МХТ "Царь Федор Иоаннович" исполнял роль князя Туренина, в "Чайке" -- роль учителя Медведенко. По инициативе А. М. Горького в 1903 г. был приглашен режиссером в театр Народного дома в Н. Новгород. В 1904 г. поставил "Дачники" Горького в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.

 

1 В тех случаях, когда ученики Немировича-Данченко, рекомендованные им в труппу МХТ, выступали в летних театрах под Москвой, Станиславский ездил смотреть их игру.

2 В древних русских городах Станиславский собирал материалы для постановки трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" (об этой поездке см. Собр. соч., т. 1, стр. 193--196). В архиве Станиславского хранятся "Альбомы К. С. Алексеева. Русская старина. Костюмы, бордюры, узоры, виды, типы, утварь, вооружение. Нижегородский и Ростовский музеи".

 

56

Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 5 июня 1898 г. Послано в Нескучное Екатеринославской губернии.

Дата устанавливается по фразе письма: "Послезавтра начинаем работу" (сбор труппы МХТ в Пушкино и раздача ролей состоялись 14 июня 1898 г.)

 

1 В это время происходило слияние Товарищества "Владимир Алексеев" с Товариществом "Шамшин и Вишняков".

2 Помещение для репетиций в дачной местности Пушкино под Москвой.

3 Бурджалов Георгий Сергеевич (1869--1924) -- инженер по образованию, актер и режиссер MXАT. До Художественного театра участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы.

Как и Станиславский, он понимал значение народного театра, говорил о необходимости создания театра для крестьянства. Бурджалов принадлежал к тем деятелям МХТ, которые сочувственно относились к революционному движению. "Когда я вспоминаю разные большие хорошие дела, какие творились в России,-- рассказывал о нем Немирович-Данченко,-- я наблюдаю, что ни одно хорошее дело не может состояться без участия в нем людей такого типа, к какому принадлежал Георгий Сергеевич... Это энтузиаст в самом настоящем смысле слова, энтузиаст с бодростью, с глубокой верой в это дело, отдающий всю свою любовь, всего себя до самопожертвования... Чрезвычайная простота и совершенно беспредельная скромность" (Музей МХАТ, архив Г. С. Бурджалова, No 835).

Из публикуемого письма видно, что Бурджалов не сторонился самой "черной", будничной работы в театре.

Архипов Николай Николаевич (1868--1926) -- член правления и участник спектаклей Общества искусства и литературы, впоследствии известный режиссер Арбатов. На даче Архипова репетировались первые спектакли МХТ.

4 Симов Виктор Андреевич (1858--1935) -- выдающийся театральный художник. Был привлечен Станиславским в Общество искусства и литературы, принимал участие в создании МХТ, где до 1913 г. оформлял большинство спектаклей. Вновь вернулся в Художественный театр в 1926 г. Оформлял "Бронепоезд 14-69" и "Мертвые души". Заслуженный деятель искусств РСФСР.

5 Репетиции "Венецианского купца" ("Шейлока") начались 17 июня 1898 г., премьера состоялась 21 октября 1898 г. За пять дней до начала репетиций у Станиславского уже был готов режиссерский план постановки. На первое чтение пьесы он принес макеты Симова.

В письме В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 22 июня читаем: "Репетиции идут прекрасно, и это исключительно благодаря Алексееву. Как он умеет заинтересовывать своими объяснениями, как сильно поднимает настроение, дивно показывая и увлекаясь. Какое художественное чутье, какая фантазия.

...Будет соблюдена историческая и этнографическая точность. Старая Венеция вырастет перед публикой, как живая. Старый "жидовский квартал", грязный, мрачный, с одной стороны, и полная поэзии и красоты площадь перед дворцом Порции с видом на ласкающее глаз море -- с другой. Там мрак, здесь свет, там подавленность, гнет, здесь блеск и веселье. Одна обстановка сразу вычерчивает идею пьесы. Декорация работы Симова" (цит. по книге: Н. Д. Волков, Мейерхольд, т. I, М.--Л., Academia, 1929, стр. 103.)

6 В письме В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 8 июля 1898 г. говорится: "На декорации можно смотреть по часам и все-таки не надоест. Какое не надоест, их можно полюбить, как что-то действительное... Из оригинальных декораций -- "Сад Шуйского", "Мост на Яузе". "Сад Шуйского" по замыслу принадлежит Алексееву... Деревья тянутся по сцене на самом первом плане вдоль рампы. Действие будет происходить за этими деревьями. Можешь себе представить этот эффект. За деревьями видно крыльцо дома Шуйского. Сцена будет освещена луной".

7 Савицкая Маргарита Георгиевна (1868--1911) -- одна из любимейших учениц Немировича-Данченко по Филармонии, артистка МХТ с 1898 г. до конца своей жизни.

8 Красовский (Кровский) Иван Федорович в 1898 г. пришел в Художественный театр из Общества искусства и литературы. В "Царе Федоре Иоанновиче" играл роль Красильникова. В 1899 г. Красовский перешел в Малый театр и пробыл в нем до конца жизни (ум. в 1938 г.).

9 Дарский (Псаров) Михаил Егорович пришел в МХТ, будучи уже известным провинциальным актером, и прослужил там сезон 1898/99 г. В 1902 г. ставил "Чайку" в Александрийском театре по мизансценам Художественного театра.

"А как, спросишь ты, ведет себя на репетиции Дарский, этот гастролер, пробывший в провинции лет восемь... Не только подчиняется внешней дисциплине, а даже совсем переделывает заново ту роль (Шейлока), которую он так давно играет. Толкование роли Шейлока Алексеевым настолько далеко от рутины, настолько оригинально, что он не смеет даже протестовать, а покорно, хотя и не слепо (на это он слишком умен) переучивает роль, отделывается от условщины, от приподнятости. А если бы ты знала, как это трудно!.. Нет, Дарский заслуживает большого уважения. Алексеев будет эту роль играть, конечно, лучше. Роль им отделана дивно" (из письма В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 22 июня 1898 г.).

10 Поссарт Эрнст (1841--1921) -- известный немецкий актер, гастролировавший в России. С успехом выступал в роли Шейлока. Приподнятость тона, декламационный пафос, свойственные исполнению Поссарта, были присущи и А. И. Южину в ролях романтического репертуара.

11 Со временем отношение Станиславского к "Тартюфу" изменилось. "Тартюф" был включен в репертуар МХТ в сезоне 1912/13 г., но постановка осталась неосуществленной. В 1936--1938 гг. Станиславский вернулся к "Тартюфу". Это была его последняя экспериментально педагогическая работа. После смерти Станиславского "Тартюф" был поставлен в MXAT M. H. Кедровым.

12 Вл. И. Немирович-Данченко советовал ставить драму Э. Мариотта "Счастье Греты". Выбор этой пьесы был ошибкой Немировича-Данченко. После трех представлений Художественный театр снял ее с репертуара.

13 "Трактирщица" К. Гольдони была поставлена Станиславским 2 декабря 1898 г. Станиславский играл роль кавалера ди Рипафратта, О. Л. Книппер -- роль Мирандолины.

14 "Между делом" -- двухактная пьеса Д. Роветта, из репертуара Филармонического училища. В МХТ не шла.

15 "Король и поэт" -- историческая пьеса в одном действии Теодора де Банвиля. Поставлена в МХТ не была.

16 "Провинциалка" И. С. Тургенева была поставлена Станиславский только в 1912 г. Он играл в этой пьесе роль графа Любина.

17 "Меншиков" -- историческая пьеса В. Величко.

18 Шелапутинский театр -- театр в Москве, называвшийся по имени владельца; обычно сдавался приезжим труппам.

19 Цензура придирчиво следила за тем, как исполняются роли царей на русской сцене. Судьба спектакля МХТ зависела от того, какому актеру будет поручена роль царя Федора. Шесть актеров -- И. М. Москвин, A. И. Адашев (Платонов), В. А. Ланской, И. Ф. Кровский (Красовский), B. Э. Мейерхольд, И. А. Тихомиров -- читали роль Федора Станиславскому. Лучшим исполнителем был признан И. М. Москвин.

20 Мейерхольд Всеволод Эмильевич -- пришел в МХТ из музыкально-драматического училища Филармонии (класс Немировича-Данченко) и пробыл в нем до 1902 г. Роль царя Федора не играл. Был исполнителем роли Иоанна Грозного в трагедии А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Играл также в пьесах А. П. Чехова, Г. Гауптмана и др.

21 О. Л. Книппер, только что окончившая драматическое училище Филармонии, создала замечательный образ царицы Ирины. Второй исполнительницей этой роли была М. Г. Савицкая.

22 "Гувернер" -- комедия В. Дьяченко, из репертуара Общества искусства и литературы.

23 Екатерина Николаевна -- жена Вл. И. Немировича-Данченко (урожденная Корф).

 

57

Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 21 июня 1898 г.

 

1 Дарский читал роль Шейлока.

2 Петров (Краевский) Евгений Алексеевич в 1898 г. окончил драматическое училище Филармонии по классу Вл. И. Немировича-Данченко. В труппу МХТ принят не был. Работал в провинциальных театрах.

3 Александр Акимович -- Санин.

4 Л. В. Алеева (Недоброво) репетировала и исполняла роль Джессики в "Венецианском купце".

5 В. Э. Мейерхольд играл в "Венецианском купце" роль принца Арагонского.

6 И. М. Москвин исполнял в "Венецианском купце" роль Саларино. В "Самоуправцах" играл подьячего.

7 Чупров (Чириков) Сергей Владимирович пробыл в МХТ сезон 1898/99 г. Сыграл в "Венецианском купце" роль Гоббо-отца, в "Самоуправцах" -- роль старого садовника Митрича, в "Трактирщице" был вторым исполнителем роли слуги Кавалера.

8 Аполлонский Роман Борисович (1865--1928) -- артист Александрийского театра с 1881 г.

9 Ланской (Соляников) В. А. учился в Петербургском императорском театральном училище. В МХТ служил с 1898 по 1900 г. Исполнял роль Грациано в "Венецианском купце" и роль офицера Рыкова в "Самоуправцах".

10 В. В. Калужский (Лужский) играл роль Креона в "Антигоне" и роль принца Мароккского в "Венецианском купце".

11 Ланчеллот Гоббо -- шут, слуга Шейлока.

12 Платонов (Адашев) А. И. репетировал и исполнял роль Бассанио в "Венецианском купце".

13 Манасевич Александр Федорович в 1898 г. был секретарем дирекции МХТ.

14 Рындзюнский Григорий Давыдович (1873--1937) -- секретарь дирекции МХТ с 1898 по 1910 г.

15 Комедия Шекспира "Укрощение строптивой" шла в Малом театре с участием А. И. Южина (Петруччио) и Е. К. Лешковской (Катарина).

16 Роль Эллиды в драме Ибсена "Женщина с моря" (в дальнейших письмах часто "Эллида") Немирович-Данченко хотел поручить Роксановой. "Женщина с моря" поставлена не была.

17 19 июня 1898 г. Немирович-Данченко писал Станиславскому о Москвине, который был его учеником по Филармонии: "Федор -- Москвин, и никто лучше него... Он и умница и с сердцем, что так важно и чего, очевидно, нету у Красовского, и симпатичен при своей некрасивости. Расспросите у филармоничек, как он играл Ранка в "Норе", труднейшую роль, и как всех трогал. Москвин, Москвин. Заберите его, почитайте с ним, и Вы услышите и новые и трогательные интонации" ("Избранные письма", М., 1954, стр. 118).


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!