Келътские боги, герои и родоначальники
Галатея и кельты
Друиды — порождения огромного кельтского мира, который в доисторический период занимал материковые области Европы от Днестра и Вислы (венеты) на востоке до Галисии (галлаики) на западе, от Ютландии и Скандинавии (кельты) на севере до Балканских (галаты и иллиры). Апеннинских (галлы) и Иберийских гор (кельтиберы) на юге. Галлаиками и кельтами были заселены и обширные острова: Великобритания и Ирландия.
Теснимые с севера и востока германскими, балтийскими, славянскими и арийскими племенами, галаты все же преобладали в Западной Европе исторической поры. Западные провинции Римской империи I—V вв. н. э. были населены преимущественно кельтами (галлаиками, галлами, кельтами, иллирийцами).
В результате Великого переселения народов и расселения германских и славянских народностей в Европе ареал обитания кельтов сократился до о-ва Ирландии, некоторых областей Великобритании (Шотландия, Уэльс и Корнуолл) и Франции (п-ов Бретань).
Кельтские боги и герои
Согласно древнегреческой мифологии, родословная иллиров и кельтов возводилась к Гайе (Земле) и Понту (Морю) в отличие от остальных племен, происходивших от Гайи и Урана.
Гайя от Понта породила детей-понтиадов — дочерей Эври-бию и Кето, сыновей — Форка, «владыку пустынно-соленого моря», Тавманта и Нерея.
Эврибия стала женой титана Крия и родила ему трех сыновей — Персая, Палланта и Астрая.
|
|
Тавмант и Электра-океанида родили Ириду (Радугу) и Гарпий (Аэлло=Аэллопу, Окею=0кюпету, Подаргу==Поде-нему, Келайно и Хрюсоптеру).
Кето и Форкюс родили Форкидов — трех прекрасных ле-бедевидных Грай (Энюо, Пефредо и Дейно) и трех ужасных горгон, двух бессмертных (Сфено и Эвриалу) и одну смертную — Медусу. Детьми Форкия считают нимфу Тоосу и ее брата Форкюса. Змей Ладон (Офионей), олицетворение созвездия Дракона, и его сестра Эхидна также причисляются к детям Форкия и Кето.
Нерей и океанида Дорида породили пятьдесят дочерей-нереид (Агаву, Актайю, Амфитриту, Автоною, Галатею, Галену, Главконому, Галию, Галимеду, Гиппоною, Гиппотою, Дейяниру, Деро, Динамену, Диону, Дориду, Дото, Евагору, Евдору, Ев-крату, Евлимену, Евмолпу, Евнику, Ерато, Иону, Калипсо, Кето, Кимо, Кимотою, Кранто, Лимнорею, Лисианассу, Ме-литу, Навситою, Неомериду, Несайю, Одюссо, Панопу, Плек-савру, Полиною, Понтомедусу, Прото, Псамату, Сао, Спейо, Фалею, Ферусу, Фетиду, Эиону, Этну).
Горгона Медуса от Посейдона породила Хрисаора и крылатого коня Пегаса. Хрисаор и океанида Каллироя породили трехглавого и трехтелого Гериона, обладавшего огромными стадами быков на острове Эрютейя. Дочь Гериона стала женою Гермеса.
|
|
Нереида Амфитрита стала женой самого Посейдона и матерью Тритона.
Плеяда Келайно от Посейдона родила богоравного сына Люка, своего рода «кельтского» Гермеса, которому он доводился двоюродным братом по материнской линии. Посейдон поселил Люка на Островах Блаженных.
Нереида Фетида стала матерью героя Ахиллеса.
Нереида Псамата, жена Айгюпта, родила вещего Протея, царя на острове Фарос. Дочь Протея Кабейро стала женой Ге-феста и родила ему на острове Лемнос премудрых богов кабей-ров числом от трех до пяти.
Нереида Фалия от Гефеста (Адрана) родила сицилийских Паликов.
Нереида Галатея и богоравный киклоп Полифем, сын нимфы Тоосы и Посейдона, породили трех сыновей: Галу, родоначальника всех галлаиков. Кельту, родоначальника всех кельтов, и Иллюрия, родоначальника всех иллюриков.
У Иллюрия было шесть сыновей — Энхелей, Автарией, Дардан, Майд, Тавлант, Перрайб, и дочери Даорто, Дассаро и Парто. У Автариея родился сын Пайон, ставший, в свою очередь, отцом Скордиска и Трибалла.
Мифические предки кельтов
Греческой мифологической генеалогии всех иллиро-кельтских народностей соответствует сюжет о завоевании Ирландии Парто-лоном и его спутниками. Ирландские монахи возводили их генеа-
|
|
логически через предков Seru, Sru, Esru к Gaedil Glas, Nel, Feinius Farrsaig и, то ли к Comer, то ли к Magog, сыновьям Яфета.
Ирландское псевдоисторическое предание сообщает, что Партолон со спутниками вышел из Meigindt в Greig Малой или Micil Grec (в другом случае — из Sicil, или Shicil). Ученые отождествляют эти страны с Малой или Великой Грецией и островом Сицилия.
Партолон со спутниками странствовал на кораблях. Поначалу они плыли к Аладакии (?), от Аладакии к Гойтии (Goithia), от Гойтии к Эспайн (Espain), от Эспайн к острову Файл (inis Fail), от острова Файл к Ирландии.
Если можно было бы отождествить этого баснословного Партолона с Галой, сыном Полифема и Галатеи, то перед нами предстал бы мифологический пережиток подлинного предания об исходе этнической группы атлантических галлаиков, предков гойделов Шотландии, Ирландии, Моны (не этот ли остров и есть инис Файл?) и континентальных кельтиберов (с *q-кельтскими диалектами), особенно в Галисии.
Родоначальник-эпоним Кельта соответственно должен рассматриваться как мифологический предок носителей *р-кельтских диалектов, как континентальных (восточногалатских, лепонтий-ских, галльских), так и островных (британских, кимрского, корн-ского и бретонского). Кельту можно отождествить с Немедом и его потомками ирландской псевдоисторической традиции.
|
|
Собственно гойдельская традиция повествует о Немеде и его многочисленном потомстве, которое несколько раз завоевывало Ирландию.
Согласно LGE, Немед и его люди вышли из греков Скифии (Grecaib Scithia), из моря Каисп (muir Caisp). Его потомки
(сыновья, внуки и правнуки), не сумев закрепиться на острове Ирландия, расселились по разным странам.
Внук Немеда Эрглан мак Стаирн удалился в Домон и Эр-домон (?) к северу от Альбан (Альбион?).
Семион мак Иарданеойл Фата — удалился в земли греков, где от него произошли Фир Гаилиан, Фир Болг и Фир Дом-нанн. Оттуда потомки Семеона мак Иарданеойла отправились в страну Великая Греция, где совершенствовались в искусствах. Затем они путем отца и деда, через Скифию и море Каисп, прибыли в Ирландию под именем племен богини Дану (De Dannan).
Беотах мак Иарбойнеойн был первым покинувшим Ирландию. Страна, в которую они первыми пришли, находилась на северо-востоке от Великой Озерной страны Лохланд (Шотландия?). Там они обучились искусству пророчества, колдовству, премудрости друидов.
Британ Обритый, сын Фергуса Летдерга, захватил Моинд (Горы? Укрепления?) Коннана, сына Фаэбуйра. Его потомство заселило остров Великую Британию, названную по его имени.
Немеда и его потомков соблазнительно сопоставить с Кель-той и кельтами древнегреческой мифологической генеалогии. Сравни племя в Бельгийской Галлии (Gallia Belgica) — Nemetes с именем Немед. Другое этническое имя Belgae этимологически тождественно др.-ирл. этнониму Fir Bolg вопреки всем сомнениям и возражениям кельтологии.
Имя родоначальника-эпонима Illyrios и имена его потомков соотносимы с реальными этническими именами древней Илли-рии (бывшая Югославия и Албания вместе взятые). Enchelei, Autariei, Dardani, Maedi, Taulantes, Perraebi, Parthini, Daorsii,
Dassaretae, Paiones, Scordisci и Triballi известны из сочинений древнегреческих и римских географов, историков и писателей.
Все три группы племен (галлаики, кельты и иллирийцы) восходили согласно ирландским генеалогиям к Гомеру (или Ма-гогу), сыну Яфета (т. е. к киммерийцам в стране Лидии, потомкам титана Иапета). Первичными местами обитания сыновей Яфета считались Айсия (Aisia), горы Май, горы Тур, стремнина реки Дунай, Скифия, позже — морские области Европы (в Испании и на острове Британия).
Непосредственными предками гойделов (скоттов) ирландская псевдоисторическая традиция полагала потомков эпонима Гаэдиля Гласа, сына Скотты и Неля. Они возводили свой род также к потомкам Яфета через Рифата Скотта (Scottus).
Поначалу они обитали в Скифии, скитались по морю Каисп и островам в этом море, по морю Либис (Libye?), останавливались на островах Коронис, Лаэхланд, проживали у источника в земле у хребта Риф (Rif), на нагорье Риф (Ripaia ?), к югу от этих нагорий, у болот Gaetlaige (Getica?), поплыли на остров Крит (Cret), оттуда на остров Сицилия (Sicil). Проплыли справа от Эорпа (Еогр) к стране Эспайн (Espain), сразились в Тойсене (Toisen) с (жителями) Вагсго (г. Bracara Augusta, Брага в Португалии?). В той местности они основали город Brigantia (г. Браганса в Португалии).
Оттуда сыновья Миля завоевали Ирландию. Их потомки назывались по имени отдаленного прародителя-эпонима скоттами.
Последними завоевателями Британских островов ирландская традиция считала «семя Брита, сына Аскания», которое заселило остров Великую Британию. В этих завоевателях уга-
дываются римляне, (не смешивать Британа Маэля, сына Фер-гуса, с Бритом, сыном Исикойна).
* * *
Таким образом, в результате сопоставления древнегреческой и кельтской мифологических генеалогий и теогонии проступает древнейшая картина происхождения и миграций иллирийских и кельтских племен.
Мифологические генеалогии подразумевают единое происхождение для трех групп древних племен и соответственно трех групп и.-е. кентумных диалектов: праиллирийской, пракельт-ской и некой прагаллаической. Галлаическая группа диалектов распространялась из Сицилии по морю на запад через Галисию, Ареморику (Французскую Бретань) в Ирландию.
Кельтская и Иллирийская группы диалектов распространялись сначала в северо-восточном направлении вплоть до Скифии, а затем в северо-западном направлении в Верхнее Поду-навье, Прирейнские области и на Британские острова.
На Британских островах и в Галлии потоки галлаической и кельтской языковых групп встретились и отчасти смешались.
Ареал иллирийской диалектной группы простирался по Адриатическому побережью до Альпийских областей.
Древнейшая ирландская традиция выводила часть предков с Сицилии (доминирующий языковой *о-кельтский субстрат), другую часть — из Скифии (растворившийся *р-кельтский» суперстрат).
Книга завоеваний Ирландии:
LGE: Lcbor Cabala Erenn. The Book of the taking of Ireland. Edited and translated with notes and introduction by R. A. Stcwart Macalister, D. (Litt with a new introduction (1993) by John Carey). Part 1 — London: Irish texts society 1938, reprinted 1993.— 269 p.; Part 2 — Dublin: Irish texts society 1933 (1939), repr. 1986.— 273 p.; Part 3 — Dublin: Irish texts society 1937 (1940), repr. 1987.— 206 p.; Part 4 — London: Irish texts society 1939 (1941), repr. 1987.
Обратившись к именам собственным древнегреческого и древнеирландского (и галльского) преданий, обнаруживаем немало интереснейших явлений.
С именем Galaj, Galas связаны имена племен и стран:
Gallaikoi, Gallacci и Gallaikh, Callaecia (современная испанская область Галисия), а может быть, и Galli, Gallia. Примечательно и балканское местное название Gallaikh (область Briantikh). Вероятно, сюда же относилось наименование galloi, galaioj — жрецы Кибелы (Деметры в облике белой кобылицы).
С именем Keltoj связано имя народности Keltoi, Ceiti, Keltikoi, Celtici и имя их страны Kcltikh. Источником этого имени может являться лат. celtis — «резец для гравирования».
Имена Illurioj, Illurikoj, Illuria, Illurij, -idoj происходят от основы др.-греч. iluj, -uoj (*ilu-) — «ил, грязь, речной нанос»;
ср. еще eiluj, iluj. -uoj — «покрытый илистыми наносами», ilu-oeij, -oessa, -oen — «илистый». С этим же корнем связаны некоторые производные и.-е. слова, обозначающие все, что копошится в иле — змей, червей. Поэтому можно согласиться с др.-греч. традицией, связывавшей имя народности Illurioi со змеями (ср. еще имя племени Энхелеи — Egceleioi, «угри»).
Возможно и другое дополнительное значение — «живущие на лёссовых, илистых почвах (о народе)».
Древнее индоевропейское имя исчезнувшей народности венеты (*Wen-et(h)-) принадлежало некоему цснтральносвро-пейскому племени, близкому кельтам в языковом отношении. Венеты некогда заселяли речные долины от Дуная и Рейна до Вислы и Днестра и были вытеснены еще в III тыс. до н. э. на Паданскую долину (Италия) и в Галлию (Франция). Европейская историческая традиция сохраняет это имя в бассейне Вислы — Venedi; в Северо-Восточной Адриатике — Enetai, Veneti, Venetia (Венеция) — и на полуострове Арсморика (Бретань) — Veneti, с главным городом Venetae (Vannes).
Древние германцы обозначали этим именем западнославянские племена (герм. *winith- : Vinitharius), финны относили это имя к балтийским племенам, а балтийские народы применяли его по отношению к славянам.
Вся эта путаница возникла в результате традиционного наименования страны, переносившегося на ее новое население.
Кельтское этническое имя Nemetes, -um — народности в Gallia Belgica с главным городом Noviomagus (Шпейер на Рейне) этимологически тождественно баснословному имени завоевателя Ирландии Nemed. Ср. еще главный город племени атребатов в Галлии Бельгике — Nemetocenna, urbs Atrebatorum (Аррас или Лилль во Фландрии). Это имя имеет первоначальное значение *nemeto-, «священная роща».
Имя кельтской народности Belgae, их страна Gallia Belgica между реками Марна, Сена и Рейн (Matrona, Sequana & Rhenus) и область Belgium между реками Уаза н Шельда (Oise и Escaut) этимологически связаны с др.-ирл. миф. именем потомков Немеда — народа Fir (мужи) Bolg вопреки сомнениям западных кельтологов.
Область древних географических названий иллиро-кельт-ского вида практически совпадает с ареалом распространения древне(индо)европейских речных имен по Краэ и Шмидту. Этот ареал простирается к западу от Днепра и Вислы до атлантических побережий и островов Европы. Об этой реликтовой гидронимии много писалось, поэтому приведем лишь самые яркие и убедительные примеры:
— имя реки в Северной Италии Ad(d)ua этимологизируется из и.-е. *adu-, «течение воды, поток»;
— имена адриатических водных объектов Adra, Adria восходят к тому же корню *ad-, оформленному суф. *-r (*udr);
— др.-европейские водные имена Albania, Albis, Albion восходят к и.-е. *albh-, «белый»;
— имя главной реки Иллирии Bargoj, Broggoj, Margoj (ныне Морава в Сербии) сопоставимо с галл. *brog- в Brogi-marus, вал. Ьго; др.-ирл. mruig (Gen. mrogo), «земля»;
— имя величайшей европейской реки Дунай (Danuvius) возводят к пракельто-иллир. *Danuvios, «водный» (ср. индо-иранск. Danu-Danava);
— югославская река Драва носит имя, которое восходит к кельто-иллир. продолжению и.-е. *drowos, «течение, река»;
— частотный дунайско-альпийский элемент двусложных местных имен типа Гальштатт *Ьа1а- возводят к диалектному и.-е. *hal-, «соль»;
— имя большой реки в Германии Moenus, Moinoj (Mein) возводят к пракельт. *moinia, «болото»;
— галльское имя живописной реки Франции и стран Бенилюкса Mosa (Maas, Moese) восходит к кельт, продолжению и.-е.
*mus-, «сырость, влага». Ср. гидроним румынской области Мунтени — Бужэу (др.-греч. Mousaioj, -eoj);
— галл. речное имя Mosella (Mosel) — уменьшительная форма предыдущего;
— имя знаменитой реки Рейн Rhnoj, R(h)enus (Rhein, Rein) восходит к кельт. *renos, ср. др.-ирл. пап, «поток, река»;
— речное имя во Франции Сона, галл. Sauconna, сохраняет кельт, основу со значением «тихая, спокойная (река)»;
— весьма схожие речные имена Британии и Румынии Tamesis, Tamesa, Temesa (Thames) и Temisoara этимологизируются из и.-е. диалект, корня *tem-, «темный»;
— речные и местные названия Тибр (Tiberis) в Италии, Дувр (Dubris, Dover) в Британии и Дубровник в Югославии (Dubrov-nik), вероятно, отражают кельто-иллир. слово dubr-«вода», dubrij, «море»;
— древние речные имена Viscia, Vistula (Висла в Польше) и Oiskoj (Искър в Болгарии) возводят к кельт. *visk- (uisce, uisque), «вода».
Almagro M. Las inscripciones ampuritanas griegas, ibericas у latinas.— Barcelona, 1952;
Krahe H. Sprache und Vbrzeit. Heidelberg, 1954;
Krahe H. Die Sprache der Illyrier, I.Teil: Die Quellen. Wiesbaden, 1955;
Maluquer de Motes J. Epigrafia prelatina de la Peninsula Iberica. — Barcelona, 1968.— P. 17, 53;
Mayer. Anton. Die Sprache der alten Illyrier. Band 1:
Einleitung; Worterbuch der illyrischen Sprachreste.— Wien, 1957. S. 29—363; Band 2: Etymologiscnes Worterbuch des Illyrischen, Grammatik den illyrischen Sprache.— Wien, 1959. S. 1—127, 128—262.
Мифы и история
Мифологические собирательные имена Форкид, Нереид и Киклопов обозначают реальные этнические группы, родственные по языку и культуре. Передвижение этих родственных и.-е. по языку, происхождению и культуре этносов в Западную Европу отмечено, по нашему мнению, вполне реальными следами и остатками материального воспроизводства.
Древнейшие предки галлаико-кельто-иллирийских народностей начинали свое движение с побережья и островов (За-кинф, Кефалления, Левкада, Итака, Керкира) Ионического моря около VI тыс. до н. э. Ими оставлена археологическая культура с керамикой impresso, распространившаяся по берегам Адриатического, Тирренского и Балсарского морей (особенно в Апулии, на Сицилии, Сардинии, Лазурном Берегу, на юге Франции, в Валенсии, Картахене и Лиссабоне), и археологический горизонт Старчево-Криш-Караново (Балканы и Ду-найско-Карпатский регион).
Первые следы этой культуры во Франции датируются концом VI тыс. до н. э. К 5000 г. она охватила весь юг Франции, попав туда морским путем.
Скотоводство (разведение овец и коз) получило столь быстрое развитие, что привело к истреблению средиземноморских лесов и эрозии почв.
Примитивное мотыжное земледелие (выращивание зерновых и бобовых культур) являлось скорее дополнением скотоводству.
Из ремесел наибольшее развитие получило изготовление каменных орудий труда и украшений, центрами товарного производства и вывоза которых были вулканические острова Пан-теллерия (экспорт обсидиана на о. Мальту), Липарские о-ва (экспорт обсидиановых орудий в Лигурию и на Лазурный Берег), Понцианские о-ва (экспорт в Италию и на п-ов Истрия), Сардиния (экспорт каменных орудий на Лазурный Берег).
Прогрессировало и производство керамики без гончарного круга, украшенной вдавленными отпечатками раковин (особенно вида Cardium — galax, -akoj?).
В V тыс. до н. э. появляются оседлые поселения в горных долинах, летние загоны и укрытия в гротах на вершинах гор, куда летом отгонялись стада из долин.
Примитивные скотоводы и мореплаватели, известные из мифологии под именами киклопов и нереид, стали первым этническим и.-е. населением Западного Средиземноморья.
В самом конце периода (в V тыс. до н. э.) в приморские ареалы культуры керамики импрессо из Сицилии приходят носители археологической культуры ранних мегалитов. Древнейшие ареалы мегалитической АК со своей неповторимой керамикой (гладкой, без украшений) в V—IV тыс. до н. э. отмечают, как нам представляется, места поселения и направления миграций этнической группы, носителей *о-кельтского прадиа-лекта (галлаического), наиболее архаичного.
Можно условно обозначить эту этническую группу галлаи-ками (потомками Галы, сына нереиды Галатеи и киклопа Полифема). Особого расцвета мегалитическая АК достигла в новых колониальных ареалах — в Большой Галисии (включая Северную Португалию и испанскую Галисию), на полуострове Аре-морика (Бретань) и атлантическом берегу Франции.
Относительно высокий уровень материального производства для неолитического века подтверждается сооружением «кик-лопических» дольменов (дольмен в Барнене под Морлексом с 11 коллективными гробницами, украшенными арками и выступами, и зал святилища пространством в 70 м) и огромным числом дольменов меньшего размера по соседству с неолитическими поселениями. Для таких строительных работ необходимы были более совершенные структуры социального управления.
Другое направление миграций и колонизации неолитических и.-е. этносов из Средней и Северной Греции на Балканы и в бассейн Среднего Дуная можно также приписать матрило-кальным родовым общинам «нереид».
Уроженцы тучных лёссовых и илистых почв Среднего Дуная, протокельты, вероятно, двумя миграционными потоками достигли Верхнего и Нижнего Рсйна около 4500 г. до н. э., а к 4000 г. до н. э. освоили весь бассейн Сены, принеся туда сразу и в полном объеме земледелие. Протокельты возводили просторные дома из дерева и глиняного кирпича-сырца, в каждом из которых могла поселиться большая семья (до 10 человек). Их селения достигали численности в 100—200 жителей. Постепенно были усердно раскорчеваны и выжжены леса, на очищенных участках выращивали пшеницу и ячмень, разводили свиней и коров. Керамика из-за узора в виде завитков получила название линейно-ленточной.
В селениях сооружались выделяющиеся размерами «общинные дома». Поселения не были укреплены, культурный слой небольшой мощности. Предполагают, что частая смена мест поселений с возвратами на прежние, оставленные поселения связана с характером хозяйственной деятельности. Древнейший уклад носителей протокельтских диалектов *р-группы определяется как земледельческо-скотоводческий. Признаки КЛЛК: примитивное подсечно-огневое земледелие на лёссовых илистых почвах, дополненное скотоводством с продолжающимся приручением диких и скрещиванием домашних животных с дикими; консервативное керамическое производство с однообразием форм; погребения — трупоположсние на боку скорчено, реже — вытянутое, сопровождались посыпкой охрой, погребальный инвентарь включал каменные топоры, зернотерки и раковины вида Spondylos и указывал на существование обмена с далекими южными приморскими областями.
К началу IV тыс. до н. э. территория современной Франции оказалась разделенной на три культурные зоны с границей по Центральному массиву: атлантическое побережье Франции было заселено носителями дольменной АК («прагаллаики»), северо-восток Франции — продолжениями КЛЛК («пракельты»), средиземноморское побережье Франции — галлатской АК.
К 3600—3500 гг. до н. э. между ними установились настолько тесные связи, что произошло их слияние в своеобразную АК Шассе с ее красивой, тщательно отшлифованной и совершенной по обжигу керамикой с геометрическими узорами, с усовершенствованными каменными орудиями (режущими каменными лезвиями, ножами, серпами, наконечниками стрел различной формы, полированными топорами нескольких образцов, пестами, мельничными жерновами, дробилками), которые создают впечатление определенного изобилия.
В конце IV тыс. до н. э. в связи с демографическим взрывом и последовавшей военно-колонизационной экспансией Эгеиду покинула третья волна переселенцев, устремившаяся через о-в Мальту и Северную Африку на Иберийский п-в и в Ирландию (Партолон=Гала). Это уже халколитическое население, принесшее секрет обработки меди. Мифологические спутники Персея — кельтского Эзуса (Партолон).
Одновременно в Восточную, Центральную и Северную Европу вторгаются новые поселенцы (носители прабалтийско-го и прагерманского языков), вытесняя к юго-западу древнеев-ропейское население венетов (носителей ранних разновидностей пракельтского языка).
Около 3100—2900 гг. до н. э. отмечается экспансия мегалитической культуры во внутриматсриковыс зоны (в Иберии — до среднего течения Тахо, во Франции — до Центрального массива, в Нидерланды и в Приальпийские области). Одновременно происходило освоение и заселение носителями этой АК Британских островов (Ирландия, Великобритания, Орк-неи-Скара Брей, Ринио).
К 2500 г. до н. э. на юге Франции (Севенны, Авернь, Кер-си, Лозер, Лангедок) возникают очаги медной металлургии, однако продукция этих очагов до 2200 г. до н. э. носит чисто локальный характер.
В этот период многочисленные «галлаические» племена постепенно переходят к более упорядоченной системе общественного устройства (в Ирландии формируется ставшая позднее традиционной пентархия). Повсюду отмечено распространение культа священного огня (его хранительниц Бригантий) и культа кузнечного бога (Гобанния).
Около 2200 г. до н. э. бассейн реки Тахо (Испания) и Францию достигла волна носителей АК колоколовидной керамики (КВК), вытесненных из Центральной и Северной Европы распространением АК шнуровой керамики и шаровидных амфор (Немед, Фир Болт и Де Даннан).
Эти пришельцы принесли в Кельтику и Галаикию не только свою великолепную керамику и медные орудия (кузнечные щипцы, шила, иглы, кинжалы), но и новые идеи и культы.
Однако эти племена нигде не смогли образовать компактных однородных групп, способных избежать ассимиляции со стороны местного, родственного по языку, населения. Повсюду происходило слияние и взаимопроникновение двух крупных этнических групп, вторая из которых была полностью ассимилирована.
К 2000 г. до н. э. обработка меди в Западной Европе достигла расцвета. К 1800 г. до н. э. носители мегалитической АК и КВК совершенно смешались, стали единой на огромном пространстве «культурой колоколовидных кубков» с широким распространением мегалитических сооружений (локальные варианты — верхнерейнская АК кубков).
Около 1800 г. до н. э. во Франции блестяще налаживается металлургия оловянистой бронзы, которая вначале концентрировалась в долине Роны (Юра, кантон Вале, Альпы). Ее продукция (великолепные кинжалы, крепкие топоры, шила, иглы, булавки, браслеты, бисер) продавалась во всей Южной Франции.
В 1800—1500 гг. до н. э. появляется много новых центров металлургии, поточное производство бронзовых инструментов окончательно вытесняет медные и каменные орудия труда (новые типы топоров, кинжалов, мечей, копейных наконечников). Усиливается обмен и экспорт изделий из оловянистой бронзы.
В первой половине II тыс. до н. э. формируется новая модель общественного устройства — складываются древние общекельтские сословия (земледельцы, рудокопы, кузнецы, ремесленники, торговцы, воины, короли-риги, жрецы-друиды), что находит отражение в различных обрядах захоронений. Появляются индивидуальные захоронения, королевские курганы с драгоценным оружием, украшениями и утварью.
Во второй половине II тыс. до н. э. на севере Франции распространилась АК Сены-Уазы-Марны с особой керамикой и тяжелыми бронзовыми топорами и ножами. Носителями этой АК были некие кельтоязычные племена, известные позже под мифическим именем Немед (*Nemet-), ставшие создателями особой историко-культурной общности бельгов (Belgae). Они расселялись не только в Бельгике, но и на Британских островах (Немед и Фир Болг).
Это — эпоха повсеместного подъема уровня жизни, увеличения числа селений в долинах, прогрессирующего раскорчевы-вания лесов, использования сохи и упряжки, постепенного заселения и хозяйственного освоения высокогорий, введения в обиход повозки и домашней лошади. В Англии тогда же процветали археологические культуры Уэльская и Food-Vessel.
В первой половине I тыс. до н. э. в Западную Европу вливается волна новых кельтоязычных поселенцев из ареала Западного Гальштатта. Они оттеснили в приокеанские области западноевропейскую группу кельтоязычных культур поздней бронзы (АК Сены-Уазы-Марны и мегалитическую АК). На Иберийском п-ве появляется несколько локальных культур (Галисийская АК, АК Кастро, АК Тахо-Тежу, АК Дуэро, Кельтиберская АК долины Эбро и Септимании), что свидетельствует о формировании многих кельтоязычных народностей и сопутствующей языковой и диалектной дивергенции.
С этими событиями западная историческая наука связывает «кельтизацию» Западной (до того якобы нсиндосвропей-ской!) Европы. Для нас же совершенно очевидно, что это — лишь поздний эпизод в цепи многотысячелетних внутренних миграций огромного кельто-иллиро-галлаикского мира.
В середине I тыс. до н. э. появляются первые упоминания кельтских этносов в письменной традиции. Кельтоязычные народности исторической эпохи сохраняли смутные воспоминания о своей средиземноморской и припонтийской прародинах.
Глухие отголоски этих представлений заметны в преданиях о первопоселенцах Ирландии (спутниках богини Банба, потомках Партолона и Немеда). Предки скоттов согласно той же традиции, вышли из Скифии. О Сицилии, как прародине всех кельто-иллирийских племен, сообщает и др.-греч. традиция.
Краткая библиография
Гальфрид Монмутский. История Бриттов. Жизнь Мерлина. Изд. подгот. А. С. Бобович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров.— М.: Наука, 1984.— 288 с.
Грейвс Р. Белая Богиня, историческая грамматика поэтической мифологии./ Пер. с англ. Л. Володарской.— М.: Прогресс-Традиция, 1999.— 592 с.— (Вечность мифа.)
Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне. Пер. и вступ. статьи М. М. Покровского.— М: День,
1991.— 190 с.
Кальиин В. П. Язык древнейшей ирландской поэзии.— М.: Наука, 1986.— 127 с.
Кассон Л. Правители варваров / Пер. с англ. М. Глобаче-ва.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998.— 176 с.: ил.— (Сокровища мира.)
Николова Л. Поява и разпространение на надгробните мо-гили в Карпато-Балканския регион (ранна бронзова епоха)// Археология. Книга 3. 1992.— Археологически институт и музей при БАН, София, 1992, година XXXIV.— С. 1—10.
Похищение быка из Куальнге. Изд. подгот. Т. А. Михайлова, С. В. Шкунаев.— М.: Наука, 1985.— 496 с.
Предания и мифы средневековой Ирландии / Под ред. К. Косикова.— М.: Изд-во МГУ, 1991.— 284 с.
Шкунаев С. В. Культура Галлии и Романизация / Культура Древнего Рима. Т. II, М.: Наука. 1985, с. 258—302.
LGE: Lebor Cabala Erenn. The Book of the taking of Ireland. Edited and translated with notes and introduction by R. A. Stewart Macalistcr, D. (Litt with a new introduction (1993) by John Carey). Part 1 — London: Irish texts society 1938, reprinted 1993.— 269 p.;
Part 2 — Dublin: Irish texts society 1933 (1939), repr. 1986.— 273
p.; Past 3 — Dublin: Irish texts society 1937 (1940), repr. 1987.— 206 p.; Part 4 — London: Irish texts society 1939 (1941), repr. 1987.
Eluere Christiane. The Celts. First Masters of Europe.— L.:
Thames & Hudson.1997.— 176 p.
Settlement and Society: aspects of West European prehistory in the fisrt millenium B. C. Edited by T. C. Champion and J. V. S. Megaw. Leicester University Press, 1985.— 243 p.
fan Fil'ip. Celtic Civilization and its Heritage. Praha:
Academia, 1976 — 232 p., XL ill.
Femand Braudel L'ldentite de la France. Les Hommes et les Choses. 1 Partie,— P.: Les Editions Arthaud, 1986.
Le Roux, Francolse. Les Druides.— Paris: Presses Universitaires de France, 1961.— 208 p.
Martin Wallace. Ashort History of Ireland.— Belfast:
Appletree Press Ltd.. 1986.—95 p.
V. G. Childe: Ancient dwellings at Skara Brae, Orkney. Edinburgh, 1933.
V. G. Childe — W.G. Grant: A Stone Age settlement at the Braes of Rinyo, Rousay, Orkney. Proceedings of the Society of Antiquaries of Scotland, LXXIII, 1939, 6—31.
C. O'Kelly Concise guide to Newgrange.— Cork: Houston Printers Ltd., 1990.— 27 p.
Tara. The Monuments on the Hill. by the late Sean P. 0 Riordain (Professor of Archeology University College, Dublin).— Dundalk: Dundalgan Press (W. Tempest) Ltd. 1989.— 28 p.
L. MacMathuna. Into the West. A Change of Terrain for the Celts/ The Proto-Indo-European Heartland and Early Indo-European Migrations.— Dublin: Royal Irish Academy, 1994— 31 p.
Renfrew Colin Before Civilization. The Radiocarbon Revolution and Prehistoric Europe. Richard Clay Ltd. Bungay Suffolk:
Penguin Books, 1990.— 320 p. pp. 136—139; 161—174.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!