Подорожник большой (порезник)



Это растение также относится к давно известным целеб­ным травам. Примочками из листьев подорожника можно быстро унять кровотечение при порезах и других кровоточа­щих ранах, а также незаживающих язвах. Сок подорожника считался прекрасным средством при гастрите с пониженной кислотностью, острых и хронических колитах, воспалениях кишечника. Отварами листьев, семян и слизи семян подо­рожника лечили воспаления желудка и кишечника, запоры, ночное недержание мочи, бронхит и зубную боль.

В Элладе подорожник считался символом Гермеса, по­этому рожденным под его счастливой звездой отвар и на­стой подорожника всегда приносили особую пользу.

 

Подснежник

Согласно древнему мифу, однажды богиня Флора разда­вала цветам костюмы для карнавала, чтобы каждый из них мог встретить возвращение Вакха в нарядном виде. Подснежнику досталось белое платье. Когда в веселье пожелал принять участие снег, подснежник поделился с ним своим платьем. С тех пор они стали неразлучными друзьями.

В календарном отношении подснежник относится к кру­гу цветов, связанных с праздниками Анфестерий и лунным месяцем, предшествующим весеннему равноденствию.

 

Подсолнечник однолетний

Знахари использовали отвары или настойки цветков и головок подсолнечника для лечения лихорадки и простуды. Особо целебными считались ярко-желтые язычковые цве­ты, которые росли с краю.

Подсолнечник и все солнцелюбивые растения считались посвященными Солнцу. Древние лекари полагали, что если в гороскопе господствует Солнце, то следует лечиться отва­рами и настоями подсолнечника.

Портулак

Эллины и римляне использовали портулак в пищу и вы­саживали в качестве садового растения в цветники и вазы. Примечательной особенностью этого растения являлось то, что его цветки открывались, только когда солнце светило в полную силу.

 

Пшеница

Этот злак традиционно считался даром человечеству бо­гини Деметры. Это священное растение Великого дня (пол­нолуния после весеннего равноденствия). Молодые ростки пророщенной пшеницы символизировали возрождение при­роды, воскресение ежегодно умиравших и возрождавшихся богов, особенно Иакха и Коры, детей Деметры, а также фи­никийского Адониса.

Древние верили, что того, кому приснятся просторные поля пшеницы, ждут блестящие перспективы в деловой сфе­ре. Даже неспелая пшеница предвещала благосклонность судьбы. Зрелые колосья сулили любовь и семейное счастье, а крупные чистые зерна пшеницы — изобилие. Пшеница в мешках означала, что ваше стремление достичь определен­ных целей увенчается успехом.

Если во сне вам приходилось растирать в ладонях пше­ницу и пробовать ее на вкус, это означало, что для достиже­ния желаемого вам предстоит немало потрудиться.

Крутой склон, по которому сновидец взбирался, цепля­ясь за пшеничные стебли, свидетельствовал, что ему пред­стояло проявить себя с наилучшей стороны в работе.

Если вам приснилось, что ваш амбар прохудился и зерно на­мокло, вы рискуете потерять свое добро, даже если у вас нет никакого амбара: сон предупреждает, что, наращивая благосо­стояние, вы забыли побеспокоиться о должной защите своих прав.

 

Ревень черноморский или огородный

Ревень считался творением Ахурамазды22 (Иапета). Ре­вень с успехом применяли в древней медицине. Что любо­пытно: отвар из корня ревеня использовали и как слабитель­ное, и как закрепляющее желудок средство; он также счи­тался неплохим желчегонным снадобьем. Кроме того, ре­вень применяли для лечения малокровия и чахотки. О символическом значении ревеня см. Гиацинт. Календарное значение ревеня — второй месяц после зимнего солнцестояния.

 

Рис

Этот злак считался священным растением Посейдона, поскольку всегда рос на полях, залитых водой.

Приснившийся рис означал сердечную дружбу. Кроме то­го, он сулил успех в деловых начинаниях, а земледельцам — щедрый урожай. Если в рисе было много соринок, сновидца ожидала ссора с друзьями или болезнь.

Хорошим предзнаменованием считалось есть рис во сне: в этом случае в вашем доме непременно воцарятся тепло и уют. А вот если девушке приснился сон, что она готовит рис, в скором будущем ей гарантированы новые обязаннос­ти, благодаря которым она станет богатой.

 

РОЗА

См. Каталог деревьев.

 

Ромашка ободранная

Согласно представлениям римлян, ромашка имела запах, напоминающий яблочный. Настойка ромашки принадлежит к древнейшим лекарственным средствам. Ее пили от усталос­ти и головной боли, при опухолях и глазных болезнях, заболе­ваниях печени и почек, коликах и вздутиях живота. Свежей ромашкой, отваренной в оливковом масле, лечили раны и яз­вы. Настойки ромашки использовали также как успокоитель­ное, желчегонное, мочегонное и легкое слабительное средство.

Образ ромашки ассоциировался со скромной красотой, отзывчивостью, добротой и стойкостью.

Салат огородный

Древние ценили салат-латук не только за витаминную полезность ранней весной и вкусовые достоинства; они счи­тали этот овощ священным растением.

По преданию, Гера зачала прекрасную, вечно молодую Гебу, коснувшись рукой листьев салата.

Отголоски средиземноморских культов можно обнару­жить и в славянской традиции. В календаре славян есть ме­сяц травень (май), в который деревенские жители активно собирали щавель, лебеду и другие ранние сочные травы, чтобы восполнить нехватку витаминов после долгой зимы.

Календарное значение салата-латука — первый лунный месяц после весеннего равноденствия; этот же месяц «счи­тают своим» щавель, ландыш, горицвет, боярышник и терн.

 

Сельдерей

Считалось, что это растение посвящено Зевсу. Настои и отвары сельдерея советовали принимать тем, в чьих горо­скопах господствует звезда Зевса (планета Юпитер).

Увиденные во сне пышные пучки сельдерея сулили сно­видцу процветание и влиятельное положение, а вот гнилой или увядший сельдерей, наоборот, предвещал печальный по­ворот событий.

Сон, в котором вы ели сельдерей, свидетельствовал о том, что кто-то питает к вам безграничную любовь и преданность. Если девушке снилось, что она ест сельдерей вместе с люби­мым человеком, ее явно ожидало богатое наследство.

 

Сирень

Цветок Пана, или Фавна. См. Каталог деревьев.

 

 

Стиракс

Это благовонное растение широко использовали в огнен­ных жертвоприношениях и ароматических воскурениях бо­гам по всему Средиземноморскому региону.

 

Тростник (камыш-пушница)

Тростник, растущий как дерево, из толстого корня, был древним символом царственности не только в Восточном

Средиземноморье, но и на полуострове Индостан (danda). Фараоны Египта пользовались скипетрами, изготовленны­ми из тростника.

Царские трости в Палестине также изготавливали из ка­мыша. В Древней Индии племенные царьки имели титул «носящие трость». А среди древних реликтовых индоарий-ских этносов Приазовья были некие дандарии («тростнико­вые арии» или «арии со скипетрами из тростника»).

Из камыша делали и стрелы. Фараоны в ходе церемонии вступления на трон выпускали тростниковые стрелы во все стороны: это служило подтверждением их власти над миром в качестве земных воплощений бога Солнца.

Тростник неоднократно фигурировал в греческих мифах. Например, однажды похотливый Пан преследовал целомудрен­ную нимфу Сирингу по Аркадии от горы Ликей до реки Ладон, где Сиринга попыталась укрыться от погони, превратившись в тростник. Не сумев отличить ее от остальных тростинок. Пан наугад срезал несколько стеблей и сделал себе из них свирель.

Свирель-сирингу Пан как нашел, так и потерял, но воро­ватый Гермес скопировал этот инструмент и объявил его своим собственным изобретением. Он же и продал его Аполлону, покровителю искусств.

Многие индоевропейские народы от Ирландии до Мео-тиды и Индии крыли свои дома камышом.

Тростник, тесно связанный с прорицающими богами (Па­ном, Аполлоном и Гермесом), царским скипетром, ритуаль­ной стрелой и кровлей дома, в друидическом календаре обозначал двенадцатый лунный месяц после зимнего солнцесто­яния или последний месяц перед зимним солнцестоянием.

 

Тысячелистник

Это лекарственное и медоносное растение с красивыми цветами, священное растение Зевса. Настой и отвар тыся­челистника полезны рожденным под счастливой звездой бо­га-громовержца (планета Юпитер).

Согласно преданию, этим растением лечил раны кентавр Хирон, наставник Ахилла.

 

Фиалка душистая

Древние лекари применяли отвар корней и листьев фиалки для лечения заболеваний легких, коклюша, ангины и других воспалений слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Согласно эллинскому преданию, Кора (Персефона) была похищена Аидом с цветущего луга, когда собирала разные цветы. В память о себе она успела бросить на землю несколь­ко цветков, которые держала в руках. Среди них были фиал­ки. С той поры каждую весну фиалки напоминают людям о хозяйке царства теней, почитаемой под именем Персефоны.

В другом мифе рассказывалось, как прекрасная дочь Ат­ланта, спасаясь от преследования Аполлона, превратилась в фиалку.

Позднее фиалка стала эмблемой славных Афин.

Римляне считали фиалки, которые росли в огромном коли­честве вокруг Вечного города, лечебной травой. Они добавля­ли фиалки в вино, которое называли весенним напитком.

Окрестности сицилийского города Генны в древние вре­мена были буквально усыпаны фиалками. Изображения фи­алки даже чеканили на монетах этого города.

У древних галлов фиалка была символом невинности, скромности и девственности. Фиалками усыпали ложе ново­брачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты или незамужней девушки.

Считалось, что если вы во сне любуетесь фиалками или со­бираете их, то наяву счастливый случай сведет вас с очень ин­тересным и незаурядным человеком. А вот приснившиеся увяд­шие или засохшие фиалки предвещали отвергнутую любовь.

Календарное значение фиалки приходилось на второе полнолуние после весеннего равноденствия. Ей был посвя­щен и праздник первой фиалки, который отмечали в день Солнца той седьмицы, когда удавалось найти первую рас­цветшую фиалку.

 

Хвощ полевой

Как и другие растения, требовательные к теплу, воде и уходу, хвощ считался посвященным Крону. Рожденным под его несчастливой звездой (планета Сатурн) считалось полез­ным принимать отвары и настои хвоща в лечебных целях.

 

Хмель обыкновенный

Хмель — это травянистая двудомная многолетняя лиана с шиповатыми листьями и соцветиями, напоминающими по форме шишку. Хмель был окультурен в незапамятные вре­мена. Его использовали как в лечебных целях, так и для приго­товления пива.

Предполагают, что именно хмель некогда именовался ин­доиранскими племенами священным растением сомой-хао-мой, которое использовалось в шаманской практике для до­стижения экстатического состояния.

 

Чертополох

Древние считали это растение талисманом, способным изгонять злых духов. Они верили, что принесенный в дом цветок чертополоха изгонит из дома нечистый дух, а остав­ленный за стропилами — предохранит хозяев от стихий­ных бедствий, а животных — от дурного глаза и болезней. Существовало также мнение, что ведьма нипочем не смо­жет войти в дом, над дверью которого висит веточка чер­тополоха.

 

Шафран

См. Крокус.

 

Шиповник

См. Роза.

Шпажник

См. Гладиолус.

Эдельвейс

Этот цветок растет почти у кромки залегания снегов в альпийском поясе высокогорий Карпат, Альп, Пиренеев, а также хребтов Скандинавии, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Традиционна и разнообразна символика эдельвейса у германоязычных народов (у немцев, шведов, норвежцев, датчан и исландцев). Этот цветок — символ помолвки, го­товности жениха ради невесты на любые жертвы (напри­мер, добыть ей редкостный горный цветок) и в то же вре­мя — символ заносчивости богатых и своенравных невест.

 

Комментарии

' Лилибей — городок на западе Сицилии.

2 Майские календы —1 мая.

Фавизм — заболевание невыясненной природы, вызыва­емое бобами. У некоторых мужчин прикосновение или употреб­ление в пищу бобов вызывает столь сильную аллергическую ре­акцию, что может повергнуть человека в состояние комы.

4 Деметра — богиня земного плодородия. Триптолем, Эвмолп и Эвбулей — персонажи мифа о Деметре в Элев-сине, ставшие первыми земледельцами и распространителя­ми новых форм хозяйства.

5 Киамит — др.-гр. «бобовый»; человек, живший в до­лине реки Кефисс в Аттике.

6 Диоскорид — известный греческий врач, проживав­ший во второй половине I в. в Риме. Он написал большую книгу о лекарственных препаратах и о целебных растениях.

7 Пличий — зд.: Плиний Старший (23—79 гг. н. э.), автор объемного труда «Naturalis Historia», в котором опи­сал много целебных и примечательных растений и живот­ных.

8 Астрологи-орхении — одно из астрологических сосло­вий Месопотамии, происходили из г. Урука.

9 Некоторые ученые считают, что на самом деле ирланд­ский трилистник восходит к другому растению — кислице обыкновенной (Oxalis sp.).

10 Минос — мифический царь Крита, сын Европы и Зевса, судья в царстве мертвых. Кносские u.apu — потом­ки Миноса, правившие Критом во II тыс. до н. э.

и Гелиопольская космогония — миф о сотворении мира, который распространяли жрецы святилища Солнца в г. Ге-лиополе в Египте.

12 Урей — магическое украшение, амулет в виде змеи на короне египетского фараона.

13 Танат — крылатый бог смерти.

14 Феспиеи, — родом из города Феспия, который некогда находился в Беотии (Средняя Греция).

15 Алфей — название нескольких рек в Греции. Особенно зна­менитой была река Алфей в Аркадии и Элиде (ныне Алфиос).

16 Парадизы.— Др.-перс. слово para-diza («огорожен­ный вокруг стеной») означало благоустроенный сад или парк. Красота персидских парадизов поражала воображение эллинов и римлян, поэтому слово «парадиз» со временем приобрело значение «эдем, райский сад».

17 Эвмениды, или Эринии — в др.-гр. мифологии боги­ни мщения, карающие преступников, отравителей, отце­убийц, грабителей.

18 Гиакинтии — зд.: праздник весенних цветов в честь Аполлона и связанных с ним мифических персонажей (Гиа­цинта, Нарцисса).

19 Кабиры самофракийские — мифические учредители таинств на о. Самофракия, божественные премудрые дети нимфы Кабейро и бога-кузнеца Гефеста.

20 Дактиль — др.-гр. «палец».

Асклепий — др.-гр. бог-врачеватель, сын Аполлона. 22 Ахурамазда — др.-перс. высшее божество, промысел божий; считался творцом мира и человечества.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!