Об остальных угодниках печерских ближних и дальних пещер, и о некоторых чудесах, совершившихся в святой Киево-Печерской Лавре.



Мы уже знаем, что еще блаженный епископ Симон в свое время (в начале 13 в. Или после 1 200 года) уподоблял учеников преподобных первоначальников печерских, Антония и Феодосия, множеству звезд небесных и говорил, что их всех знает по имени и может исчислить разве только тот, Кто знает множество звезд и всем им имена нарицает. А сколько же было угодников печерских еще после времен блаженнаго Симона!... Сколько же их всех погребено на горе печерской и разсеяно по всей земле русской!...

Доселе я разсказывал вам, друзья мои, о житии некоторых из угодников печерских, почивающих в ближних пещерах,- и этим, к прискорбию, должен покончить свои разсказы; потому что жития остальных угодников печерских для нас почти неизвестны,- неизвестны даже жития тех из них, которые своими нетленными мощами почивают открыто в ближней и дальней пещере. Бог его знает, или же никто не описывает их жизни, или же, быть может и описывали, да эти описания потерялись в смутныя времена нашего отечества. Поблагодарим же Господа за то, что мы знаем кое что хоть о некоторых угодниках печерских; об остальных же отцах печерских мы сделаем тут общее замечание.

Прежде всего заметим, что почти все эти угодники печерские, о которых мы думаем теперь говорить, были не из числа ближайших учеников преподобных Антония и Феодосия; из них в ближайшее время к преподобным Антонию и Феодосию жили только - почивающий в дальней пещере преподобный Иларион схимник.

Иоанн младенец это сын того варяга, из первых христиан киевских, у котораго язычники киевляне потребовали было сына для принесения его в жертву языческим богам. Отец, как водится, не давал своего сына, а язычники разломали дом и умертвили, как самаго отца Феодора, так и сына его Иоанна. Это было еще в те времена, когда киевский князь Владимир был язычником. Где были погребены святые мученики, отец и сын, неизвестно; знаем только, что, через несколько лет после того, святый князь Владимир построил на месте жительства и мучения святых мучеников славную церковь во имя Божией Матери, которую назвал десятиною. На этом месте и теперь стоит десятинная церковь, но уже другая. Когда и кем были перенесены мощи святаго мученика Иоанна младенца в ближнюю пещеру, неизвестно; равно как неизвестно и то, где девались мощи мученика Феодора варяга. Преподобный Иларион схимник – это тот славный священник Иларион, а потом митрополит киевский, о котором, если помните, я упоминал вам в житии преподбнаго Антония печерскаго: он-то, будучи священником придворной Берестовской церкви, за несколько лет пред приходом в Киев на печерскую гору преподобнаго Антония, выкопал-было для себя маленькую пещерку. Как нам уже известно, эту пещерку, после того как Илариона поставили митрополитом киевским, занял-было сначала преподобный Антоний, а потом и преподобный Феодосий. Вероятно, митрополит Иларион, бывши и на кафедре святительской в Киеве, не оставлял своей любимой пещерки. По крайней мере нам известно, что еще до принятия на себя высокаго сана святительскаго, подвижник Иларион принял иноческое пострижение от самаго преподобнаго Антония и считался в числе иноков печерских. Потому, пещерник, святитель Иларион имел, так сказать, преимущественное пред другими иноками право на покой в дальней пещере. Так он тут и почивает под скромным именем преподобнаго Илариона схимника.

Кроме преподобнаго Илариона схимника и младенца Иоанн, как мы сказали выше, все остальные угодники, как ближних так и дальних пещер, жили уже после времени преподобных Антония и Феодосия. Из святых отцов, подвизавшихся в ближней пещере, известны нам по порядку времена следующие: преподобный Григорий иконописец (сконч. 1105 г.), преподобный Исаия чудотворец (ск. 1115 г.), святитель Феоктист, епископ черниговский (ск. 1123 г.), преподобные Нектарий, Савва, Сильвестр, Онуфрий молчаливый, Анатолий, Феофан постник, Макарий, Аврамий затворник, Илия муромец (ск. 1188 г.), и преподобный мученик Анастасий диакон (ск. 1190 г.). Все эти угодники Божии подвизались в ближней пещере в 1100-х. годах. Затем: святитель Меркурий, епископ смоленский (ск. 1232 г.), преподобный Лука, эконом печерский, Алексий затворник, Сергий послушливый, Элладий затворник, Феофан затворник, преподобный Евстафий,- пресвитеры: Ефрем, Мелетий, Серапион, Филарет, Петр, преподобный Иоанн постник, Иеремия затворник, Меладий, Пертий и святитель Серапион, епископ владимирский, подвизались в 1200-х годах; а преподобный Аврамий трудолюбивый подвизался уже в конце 1300-х годов. Все почти эти святые отцы и почивают тут в ближней пещере своими нетленными мощами, за исключением только святителей Феоктиста черниговского, Симеона переяславскаго, и Серапиона владимирскаго, преподобных отцов: Евстафия, Иеронима, Меладия, Пергия и святых пресвитеров: Ефрема, Мелетия, Серапиона, Филарета и Петра. Имена всех этих святых угодников сохранились для нас, то в древних помянниках Печерскаго монастыря, то в летописных сказаниях, то на надгробных досках.

Особенно последним способом сбережены для нас имена святых отцов, почивающих теперь и в дальних пещерах. Еще до нашего времени сбережены шесть таких надгробных досок. Этими досками, как видно, в старину прикрывались ниши, или углубления в стенах, в которых почивали святые мощи. Св. мощи тогда лежали на досках, а не в гробах, как теперь. На этих боковых досках обыкновенно изображали лики почивающих угодников в лежачем положении, а сверху делали надписи имен святых и самое краткое сказание об их жизни. В средине же этих досок делалось обыкновенно отверстие, чрез которое и прикладывались богомольцы к святым мощам. Из этих-то надгробных досок, большая часть которых утеряна для нас, встарину списывали надписи; таким образом составилось самое краткое сказание о жизни и подвигах святых отцов дальних пещер. Следуя этому сказанию и другим источникам, я перечислю вам всех, известных нам, отцов, подвизавшихся в дальних пещерах, по порядку времени. Так тут в 1100 годах подвизались: святитель Амфилохий, епископ владимирский (жил около 1122 г.), игумен печерский Тимофей (жил около 1131 г.) и преподобный Пимен постник (ск. Около 1141 г.). В 1200-х годах подвизались: священномученик Лукиан (жил около 1239 г.), иумен печерский Досифей, (жил около 1218 г.), игумен Акиндин II (жил около 1235 г.), преподобный Павел послушливый, Сисой схимник и Евлогий, и преподобные затворники: Памво, исидор, Лаврентий, Пафнутий, Афанасий, Софроний, Анатолий, Пиор, Кассиан, Феодор молчаливый и Аммон. В 1300 годах подвизались: преподобный Арсений, Даниил, Моисей чудотворец, Мартирий диакон, Зинон постник, григорий чудотворец, Геннадий, Геронтий, Ипатий целебник, Иосиф многоболезненный, Нестор некнижный, Петр, Пагкратий затворник, Мардарий, Мартирий и Руф затворники, Вениамин, Варсонофий, Арсений трудолюбивый, Евфимий схимник, Тит воин, Ахила диакон, Паисий, Меркурий постник Макарий диакон, Захария постник, Силуан схимник, Агафон чудотворец, Лонгин, вратарь печерский, и святые отроки канонархи – Геронтий и Леонтий. В 1400-х годах подвизались: преподобный Феодор, князь острожский, (ск. Около 1435 г.), Дионисий затворник (ск. около 1453 г.), Игнатий, архимандрит печерский, (ск. около1438 г.) и святитель Феофил, архиепископ новгородский (ск. 1483 г.). Из этих угодников тоже почти все почивают своими нетленными мощами в дальней пещере, за исключением святителя Амфилохия, епископа владимирскаго, архимандрита печерскаго Тимофея и игуменов – Досифея и Акиндина, преподобнаго Исидора затворника, Арсения, Геннадия, Даниила, Петра и Варсонофия.

Как между отцами пещер ближних, так и между отцами пещер дальних, были люди всех состояний, званий и возрастов,- были и князья (напр. Феодор князь острожский), были и архиереи, и архимандриты, и священники, и диаконы (как напр. Иларион, Амфилохий, Игнатий, Евфимий, Ахила и др.); были и богатые купцы (как напр. Вениамин), и воины (напр. Тит воин), и бедные незнатные простецы (напр. Нестор некнижный и др.); были и болезненные телом, но крепкие духом (как напр. Иосиф многоболезненный); были и дети (напр. Святые отроки Геронтий и Леонтий). Все отцы дальних пещер были между собою родственны по духу и жизни, как духовны чада и подражатели подвигов великих своих первоначальников, Антония и Феодосия печерских; между тем, в отдельности каждый из них, подобно отцам ближних пещер, прославился то теми, то другими подвигами; напр. преподобный Лонгин прославился подвигом послушания при хранении врат монастырских, архимандрит Игнатий – добрым пастырством и благоговейными священнодействиями, преподобный Силуан – чистотою, Агафон и Григорий – постническою жизнью, Игнатий – служением болящим, Паисий и Меркурий – взаимною братскою любовию, Лаврентий и другие затворнки – великим безмолвием, молчанием и молитвою, Моисей и Сисой - умерщвлением страстей плотских, Иларион, Захария и Кассиан – победою над нечистыми духами, Памво и Лукиян – страданиями за Христа, Арсений и Пимен – трудолюбием, Леонтий и Геронтий – служением в должности клириков, Павел – послушанием, Феодор, князь острожский,- ревностию по вере; Аммон – посещением святых мест, Мардарий – великим нестяжанием, Вениамин богатый купец,- нищелюбием, Иосиф – молитвою и упованием на Бога в болезни и пр.). (Краткия сказания о житиях святых угодников дальних пещер игумена Модеста стр. 31-32). Сличая по духовной жизни святых отцов дальних пещер с святыми отцами пещер ближних, мы находим между некоторыми из них особенное духовное сродство. И там, напр., был святый вратарь – Никола Святоша, и тут был святой вратарь Лонгин; и там был крепкий постник Пимен, и тут был крепкий постник Захария; и там был многоболезненный Пимен, и тут был многоболезненный Иосиф; и там был Сергий послушливый, и тут был послушливый Павел; и там был священномученик Кукша, и тут был священномученик Лукиан; и там был затворник и молчальник Онуфрий, и тут был затворник и молчальник Феодор; и там был чудотворец Григорий, и тут был чудотворец Агафон; и там были целебники – Дамиан и Агапит, и тут были целебники – Ипатий и Пагкратий; и там был прогонитель злых духов – Григорий чудотворец, и тут был такой же чудотворец Иларион и др.; и там был плачущий Афанасий, и тут был плачущий Пафнутий; и там были победители плотских страстей – Моисей Угрин и Иоанн многострадальный, и тут был такой же Сисой схимник и пр.

Между святыми отцами ближних и дальних пещер есть такие, которые хотя и подвизались в той , или в другой пещере, но своими святыми мощами тут или вовсе не почивают, как мы уже это видели, или же, если и почивают, то под спудом неизвестно для нас,- или почивают какими нибудь частицами (таких частиц есть много, например в раке, стоящей по левую сторону, при входе в великую лаврскую церковь), особенно своими мироточивыми главами; за то есть между ними несколько и таких угодников, которые, хотя не подвизались в киевских пещерах, но удостоились почивать своими мощами в той или другой пещере. Между последними особенно можно упомянуть святых жен Евфросинию, игумению полоцкую, почивающую в дальней пещере,- и святую Иулианию деву, княжну Ольшанскую, почивающую в пещере ближней . – Преподобная Евфросиния, в мире Предислава, была правнукою святаго равноапостольнаго князя Владимира. Она с юных лет посвятила себя изучению священных книг и служению Богу. Постригшись в иночество, она сначала жила в Полоцке, при тамошней софийской церкви, а потом в одном селе близ Полоцка, соорудила каменную церковь, учредила при ней женский монастырь и тут поселилась с своею родною сестрою, инокинею Евдокиею, с другою двоюродною сестрою, двумя племянницами и другими. Пред концем жизни своей, она пожелала посетить святыя места. В самом святом граде она заболела и почила о Господе (в 1170 г.). Тут в Феодосиевском монастыре до некотораго времени и почивали ея святыя мощи, а потом уже перенесены в Киев, в дальнюю пещеру. Святая Иулиания, княжна Ольшанская, жила в довольно позднее время, именно в 1530-и 40-х годах. Святая жизнь ея нам неизвестна; а открытие ея мощей так случилось. В 1624 г., во время архимандрита печерскаго Елисея Плетенецкаго, близ великой лаврской церкви, возле придела Иоанна Богослова, как-то копали могилу для одной благородной девицы, и вдруг нашли гроб, прикрытый камнем. На камне был высечен герб князей Ольшанских, а на самом гробе серебрянная дощечка с таким же гербом и с надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкаго Ольшанскаго, преставльшаяся девою на 16 году от рождения». Открыли гроб и нашли тело княжны нетленным, вид ея был так прекрасен, как будто бы она только что уснула. На ней было дорогое шелковое платье, обложенное золотым позументом, на шее богатое ожерелье, на руках золотыя запястья, на пальцах дорогие перстни, на главе девичий венец с жемчугом, в ушах золотыя серьги с каменьями. Но одежда была вся истлевшая и сейчас же распалась, при первом прикосновении к ней. По распоряжению архимандрита, облекли нетленное тело Иулиании девы в новыя шелковыя одежды, перенесли гроб в великую церковь и поставили тут в одном из южных углов. Так этот гроб тут и стоял; ему сначала не воздавали таких почестей, какия мы обыкновенно воздаем гробам и мощам святых угодников, хоть и случалось то, что некоторые сердобольные люди прикладывались к телу почившей. Через несколько же лет, после открытия мощей святой Иулиании, случилось вот какое чудо. В 1627 году, пишет современник, один инок печерский (Кальнофойский), как то пришел к бывшему в то время экклесиархом иередиакону Ливерию Пятницкому какой-то человек, называвшийся Василием, и стал просить открыть ему гроб Иулиании княжны, как будто, для того чтобы приложиться к ней, а это был, как оказалось потом, еретик, отвергавший почитание святых икон и мощей. Ливерий отворил гроб, и мнимый поклонник стал прикладываться; но лишь только Ливерий на минуту отворотился в сторону, как нечестивец, в один миг, снял с руки княжны один дорогой перстень, и, как будто, не он, стал выходить из церкви, но, едва только он вышел из церкви, как тут же при дверях упал, закричал не своим голосом и умер. Собрались братия с архимандритом, стали разследовать дело, и наконец нашли в кармане умершаго перстень с руки княжны Ольшанской. Тогда покойника погребли за монастырем,- а, на память чуда, перстень, снятый с руки княжны Ольшанской, привесили к чудотворному образу божией Матери. С того времени стали еще с большим благоговением прикладываться к мощам святой княжны. Потом, когда архимандритом Лавры был петр Могила, ему неоднократно во сне являлась княжна и упрекала его за малое внимание к ея гробу. После таких видений, архимандрит Петр Могила устроил для святой новую раку, облек ея мощи в лучшее одеяние и с священным собором торжественно перенес их в ближнюю пещеру, где они и доселе почивают.

Из таких святых угодников, которые, хотя и не подвизались в Киево-печерской Лавре, но почивают тут своими нетленными останками, можно упомянуть еще 1) о младенце избиенном от Ирода, нижняя часть мощей котораго находится в дальней пещере, (дар патриарха иерусалимскаго Феофила 1620 года), 2) о первом митрополите Киевском Михаиле, целые мощи котораго покоятся в великой лаврской церкви с левой стороны, при северных дверях главнаго иконостаса, 3) о великом князе Владимире, котораго священная глава почивает в раке напротив святителя Михаила, при южных дверях главнаго иконостаса, и др.

Кроме дней, посвященных памяти некоторых из угодников печерских в отдельности, у нас издавна совершается в известные дни еще память общая угодников печерских: 28-го августа совершается память всех угодников дальних пещер, а 28-го сентября совершается память угодников ближних пещер.

В заключение всех моих разсказов о святых угодниках печерских, я приведу вам, друзья мои, еще два замечательныя чуда, из коих одно близко касается славы угодников печерских, а другое славы Царицы небесной, верховной покровительницы Печерскаго монастыря, а оба они служат к славе печерской обители, которая не даром спокон века называется чудотворною.

В 1453 году, при благочестивейшем киевском князе Симеоне Александровиче Олельковиче, при брате его князе Михаиле и при блаженном архимандрите Николае, пишется в старинных книгах, управлял пещерою некто из братии, священноинок Дионисий, называемый Щепа. Однажды, в великий день святой Пасхи, он вошел в пещеру преподобнаго Антония, чтобы покадить тут тела усопших святых. Пришедши на место, называемое общиною, или трапезою и, покадивши тут, он сказал: «святые отцы и братие! Сегодня у нас великий день! Христос воскрес!» И тотчас же отвечал ему от всех святых тел голос, как бы гром: «воистину воскрес». Таким ответом смиренныя кости святых дали знать, что оне срадуются воскресению Христа и ожидают сами своего воскресения силою воскресшаго Господа.

Другое чудо совершалось над одним клятвопреступником. Давно это было, еще при блаженном игумене печерском Никоне. Жили тогда в Киеве два славные мужи, друзья Иоанн и Сергий. Они как-то поклялись друг другу в Печерском монастыре, пред чудотворным образом Божией Матери, что останутся между собою навсегда друзьями. Прошло после того несколько лет, и один из них, Иоанн, тяжко заболел. Раздавши пред смертию часть своих денег нищим, он завещал 1 000 гривен серебра и 100 гривен золота своему единственному сыну Захарии и поручил деньги и сына до возраста своему другу Сергию. Иоанн потом умер. Захария рос. Когда уже он достиг 15-летняго возраста, то стал требовать у своего опекуна отцовских денег. Но не тут то было: Сергий в одно слово говорил, что он никаких денег не получит от его отца, и что его отец все свои деньги отдал, то Богу, то на нищих; к тому же он еще укорял отца его за то, что тот будто бы при таком богатстве, оставид сына своего нищим. Горько было бедному Захарии слышать такия слова и он горько плакал. Стал просить у Сергия хоть части отцовскаго наследства, но тот и слушать не хотел, все твердил ему, что ничего не получит от его отца. Тогда Захария послал сказать ему, чтобы он шел в великую лаврскую церковь и поклялся бы тут пред чудотворным образом Божией Матери в том, что он не получал нкаких денег от его отца. Сергий пришел, стал пред чудотворным образом и начал клястись, что он не получал от Иоанна, в пользу его сына, никаких денег; за тем думал было приступить и к самой иконе, чтобы приложиться к ней; но это ему возбранила какая-то невидимая сила. Так он должен был и уйти от иконы. Но тут еще не все. Выходя из церкви, он начал трястись и кричать: «преподобные отцы, Антоние и Феодосие! Не велите погубить меня этому немилостивому ангелу. Помолитесь пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня бесов, которым я предан. Пусть возьмут деньги в моем доме». Так Царица небесная наказала клятвопреступника и не допустила в обиду сироту. Пораженный таким чудом, Захария, отдавши игумену печерскому возвращенныя ему от Сергия вдвойне деньги, сам постригся в Печерском монастыре и тут жил до конца своей жизни. Сказанное чудо навело на всех страх; и с того времени уже никому больше не позволяли клястись пред чудотворным образом Божией Матери.

Если бы разсказывать вам, друзья мои, о всех чудесах, которыя совершались и совершаются в святой чудотворной Киево-печерской Лавре; то нужно было бы исписать несколько книг. Если у нас одна старинная книга, зовется она Тератургима, или книга о чудесах; в этой-то одной книге, за какие нибудь 30 лет (с 1600 до 1630 г.) приведено до сорока чудес, совершившихся в св. Киево-печерской Лавре. Не будем думать, что в наше время уже изсякла благодать Божия в Печерском монастыре: и теперь тут есть мужи избранные: и теперь тут совершаются дивныя дела Божии для верующих. Только имеющие уши слышати да слышит…

 

 

---------------- Конец ---------------Бурное. 2013 год.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!