Преподоные печерские: Агапит врач (память 1июня) и святители: Ефрем переяславский (память 28 января), Леонтий (память 23 мая) и Исаия (память15 мая) ростовские.



 

Подвижники печерские, о которых теперь я хочу разсказывать, и из которых трое достигли потом высокаго святительскаго сана, были так же из стыда, собраннаго преподобными первоначальниками печерскими - Антонием и Феодосием. Они так же, подобно другим отцам, о которых мы уже разсказали, видели лицем к лицу этих светил российской земли и имели счастие быть под их мудрым руководством.

Преподобный Антипа врач был родом киевлянин. Будучи еще в мире, он, вероятно, неоднократно слыхал о великих подвигах пещерников; быть может, даже бывал у них; и вот, наконец, он и сам решился жить с этими святыми отцами. Его постригли, и он поселился в пещере преподобнаго Антония. С благоговением он присматривался тут к великим подвигам преподобнаго Антония и сам старался подражать им. Особенно его теперь изумило то, как св. угодник Божий Антоний исцелял больных. Бывало, приведут или привезут к преподобному Антонию какого нибудь больнаго, преподобный помолится над ним, и Господь даст ему исцеление; а чтобы скрыть от других свою святость и силу своей молитвы, преподобный Антоний даст, бывало, больному покушать своей пищи, будто какого лекарства. День и ночь молил Бога преподобный Антоний, чтобы Господь и ему дал благодать помогать несчастным больным, а вместе с тем, мало по-малу, и сам стал ухаживать за больными. Через несколько времени, когда уже не было в живых преподобнаго Антония, и когда был построен великий Печерский монастырь, преподобный Агапит переселился из пещеры туда в келлию монастырскую. Тут-то особенно он и начал свое служение братии, как чудный врач. «Когда кто из братии заболел, Агапит сейчас же оставлял свою келлию, приходил к больному брату и служил ему: подымал и клал его, выносил на своих руках и давал ему свою пищу-траву, которую варил. И больной становился здоровым, по его молитве. Если же болезнь продолжалась- (так было угодно Богу для того, чтобы усилить веру и молитву раба своего); то блаженный Агапит неотступно оставался при больном, непрестанно молился за него, пока господь не подавал здравия больному, по его молитве. По этому его прозвали врачем (лечец). Господь послал ему дар исцелений. И в городе носился слух, что в Печерском монастыре есть врач; многие приносили к нему больных,- и те получали выздоровление». Чтобы скрыть от людей, дарованную ему Богом, чудодейственную силу исцелений, смиренный Агапит, подобно преподобному Антонию, часто давал своим больным разныя травы и коренья, как какия нибудь лекарства. «Во дни блаженнаго Агапита, передает древний сказатель жития его, был в Киеве какой-то армянин. Он был такой искусный врач, какого прежде не бывало. Ему стоило только посмотреть на больнаго, и он сейчас узнавал, будет ли жить больной, или умереть; он назначал даже день и час смерти больных, и слова его сбывались в точности. Таких уже и не лечили. Один из таких больных был принесен в Печерский монастырь: это был первый вельможа у князя Всеволода. Армянин привел его в отчаяние, сказавши что он непременно умрет через 8 дней. Блаженный Агапит, помолившись, дал этому больному той травы, которою сам питался, и тот совершенно выздоровел. Слух о таком чудесном исцелении пронеся повсюду. Зависть взяла армянина, и он начал поносить блаженнаго. Однажды послал он в монастырь больнаго осужденнаго им на смерть, и велел дать ему в добавок еще яда, чтобы тот, пришедши к блаженному Агапиту, тут же и умер в его глазах. Преподобный Агапит дал умирающему монастырской пищи, помолился над ним, и тот тоже сейчас выздоровел.С того времени неверный армянин еще больше стал досадовать на блаженнаго; неоднократно он подсылал и своих единоверцев, чтобы те отравили его; но блаженному и отрава не вредила; он и пил ее без всякаго вреда. Весть бо Господь Благочестивыя от смерти избавляти. Господь сказал: аще что и смертное испиют они, не вредит им.

Около того времени заболел в Чернигове славный князь Владимир Мономах. Позвали туда к князю, как водится, армянина. Армянин прибыл. Чего, чего только он не делал тут князю; но помощи не было: болезнь все больше и больше усиливалась; князь был в большой опасности. Вот наконец князь вспомнил и про блаженнаго Агапита. Сейчас же послали гонца и в Печерский монастырь к бывшему тогда игумену Иоанну с просьбою, чтобы, не медля, прислали в Чернигов Агапита врача. Игумен, призвавши Агапита, сказал, что его зовут к больному князю в Чернигов,- чтобы он поспешил туда. «Отец святой, отвечал блаженный Агапит; я хорошо знаю, что ты не желаешь погибели моей души. Зачем мне эта мирская слава, от которой я ушел в тесную пещеру? Если я теперь поеду к князю, то потом должен буду ходить и ко всем. Прошу тебя, отец святой, дозволь мне, по моему обету, до конца жизни не выходить за монастырския ворота; потому что слава человеческая опасна. Если тебе будет угодно; тоя скорее уйду на этот раз куда нибудь в другую сторону,- и когда не будет во мне надобности, то я опять возвращусь сюда». Узнал игумен, что святой Агапит действительно никогда не выходил за монастырския ворота,- и не стал больше принуждать его – ехать в Чернигов. Тогда посланный от князя стал просить блаженнаго Агапита, чтобы он дал ему по крайней мере хоть своих трав. По просьбе игумена, блаженный дал ему кореньев и трав. Князь ими пользовался, и, по молитве святаго агапита в скором времени совершенно выздоровел. Вскоре, после своего выздоровления, князь поспешил в Киев и в Печерский монастырь, чтобы тут поклониться Царице небесной и лично поблагодарить Агапита за свое выздоровление. Он принес ему в подарок и богатые дары; но преподобный, избегая благодарности, где-то скрылся, так что и не показался князю. Князь принужден был, не дождавшись блаженнаго, отдать игумену привезенные им подарки. Чрез несколько времени князь опять прислал к блаженному Агапиту подарки чрез своего боярина. Боярин, пришедши в келлию Агапита, стал предлагать ему княжеские дары. «Дитя мое! К чему все это?- сказал блаженный.- Не за что благодарить меня: я исцелилкнязя не своим искусством, но силою Христовою. Да мне ничего этого и не нужно». «Знаю я, отец святой, что ты в этом не нуждаешься,- сказал ему на это боярин,- но прошу тебя,- хоть для утешения князя прийми это золото; а там что хочешь, то и делай с ним, хоть раздай нищим». «Разве так,- сказал преподобный,- передай же, дитя мое, князю, чтобы и он не забывал нищих, в лице которых сам Господь принимает от нас подаяния. Пусть не забывает князь милостынями возблагодарить Господа за свое выздоровление, чтобы не случилось с ним чего нибудь хуже». Сказавши это, преподобный Агапит взял принесенное боярином золото и вышел из келлии, как будто, для того, чтобы где нибудь его спрятать: а между тем, он тут же пред своею келлиею все это золото разсыпал и сам ушел куда-то. Вышел потом из келлии преподобнаго и боярин; смотрит,- все его золото поразбросано. Тогда он подобрал его и отнес к игумену. Возвратившись к князю, боярин разсказал ему все подробно, как поступил с его дарами и что говорил ему преподобный Агапит: передал князю и то, что преподобный Агапит советовал ему впредь щедрее раздавать милостыню. С того времени князь в самом деле не щадил своих сокровищ для бедных.

Вот, после многих и тяжких подвигов, разболелся наконец и сам преподобный Агапит; прослышал об этом доктор армянин и пришел навестить его. Слово по слову, они разговорились между собою, как водится, о лекарствах. Блаженный, между прочим, сказал армянину: «да ведь то только лекарство и пользует, которым сам Господь подаст свою помощь». Посмеялся в душе таким простодушным и, по видимому, не хитрым, но на самом деле очень мудрым словам старца, неверующий армянин и сказал, отойдя в сторону: «этот монах, как видно, ничего не смыслит в лечении». Потом, подошедши к больному, взял его за руку, пощупал пульс, и сказал: «как Бог свят, он непременно умрет на третий день. Если же не сбудется мое слово, то я сам готов сделаться монахом». Услышал это преподобный Агапит и с укором сказал армянину: «такой-то ты врач, что возвещаешь не жизнь, а смерть. Вот ты хоть и видишь, что я очень труден: ноя еще переживу не три дня, как ты говоришь, а три месяца: так мне Господь открыл». Между тем в это время принесли из города к преподобному Агапиту больнаго, не смотря на то, что он сам был в то время тяжко болен. Преподобный кое-как собрался с силами и встал с постели. Взявши потом все свое зелье, которым он обыкновенно питался, показал его армянину и сказал: «вот та трава, которою я лечу; присмотрись-ка к ней». Армянин разсматривал траву, разсматривал,- а потом и говорит преподобному: «кажется эта трава не из наших,- а какая нибудь александрийская (из Египта)». «Да, александрийская»…, сказал с улыбкою преподобный;(а эта трава была самая обыкновенная); потом, помолившись, он подал этого зелья больному,- и тот сейчас же выздоровел». «Неугодно ли и тебе, сын мой, покушать со мною этой трапезы»; сказал преподобный Агапит армянину, предлагая ему свое зелье; «не прогневайся, чем богат, тем и рад». «Нет, отец, сказал армянин: в этом месяце у нас три дня поста; и сегодня у нас пост,- благодарю». «Какой же ты веры, спросил с живостью преподобный». «Разве ты не слыхал, что я армянин по вере?» «Так зачем же ты, неправоверный, вошел в мою келлию; да еще осмелился щупать меня за руку; уходи же скорее отсюда!» сказал грозно строгий старец. Обиженный этим, армянин сейчас же и ушел из келлии.

Блаженный старец после того еще три месяца поболел, а наконец, по воле божией, и умер 1-го июня(1095 г.). Как следует, его погребли в пещере преподобнаго Антония.

Через несколько времени после того, пришел к игумену печерскому тот самый армянин врач и стал проситься, чтобы и его приняли в монастырь. «Как, по какому случаю»? спросил игумен. «Я теперь вижу, что моя вера неправа, говорил армянин игумену, и твердо убежден, что одна вера православная – вера правая; я хочу быть верным слугою Божиим; хочу принять и монашеский чин, как обещал это святому Агапиту, за три месяца пред его кончиною. Он был святой муж: недавно он мне и во сне являлся и требовал, чтобы я исполнил мое обещание; иначе, сказал он мне, я погибну с душею и телом. Я боюсь этого и прошу монашества». Просьба была принята: армянина сначала присоединили к православной вере, а потом постригли и в монашество. Тут в Печерском монастыре он и скончался, как истинный монах.

Житие преподобнаго отца нашего Агапита врача да научит нас, друзья мои, в наших болезнях, не чуждаясь употребления и лекарственных трав, надежду возлагать главным образом на Бога, который, по словам премудраго, создал и врачей и лекарственные травы, и который чрез них, как некогда чрез святаго Агапита врача и его зелия, всегда сам подает святую свою помощь.

Не забудем при этом и того, что святый Агапит врач, много помогавший страждущим при своей жизни, и в наше время нередко помогает в телесных и душевных недугах тем, которые с верою и молитвою прибегают к его ходатайству, особенно при его святых мощах*)

 

*) Недавно, в 1865 году, одна из почитательниц памяти преподобнаго Агапита врача соорудила для его мощей богатую серебрянную раку, вероятно, не без особеннаго к тому поводу.)

Теперь скажу и о трех поименованных мною святителях, которые начали только свою подвижническую жизнь в Печерском монастыре, а продолжали ее в разных местах. Они раньше преподобнаго Антипы поступили в Печерский монастырь, двое раньше его и скончались; только святитель Ефрем немногим пережил преподобнаго Агапита. Святители Леонтий и Исаия, жившие вдали от Киева, в городе Ростове, там и скончались; там и теперь они почивают своими нетленными мощами. Только святитель Ефрем переяславский, живший вблизи Киева, благоволил почить своими нетленными мощами в любимом им Печерском монастыре.

Святитель Ефрем происходил из знатнаго рода. До поступления в Печерский монастырь, он был казначеем великаго князя киевскаго, Изяслава Ярославича,- значит, заведывал всем домом его и хозяйством. Наконец Ефрему наскучила хлопотливая и шумная жизнь при дворе велико-княжеском, и он, по примеру, известнаго уже нам, боярина Варлаама, решился удалиться от мира. Пришел он однажды к преподобному Антонию печерскому, и стал умолять его принять к себе в пещеру; тот и велел иеромонаху Никону постричь его в монашество. Так как Ефрем поступил в монастырь вопреки желанию князя; то этим он навлек на себя сильный гнев, и не только на себя, но и на всех печерских иноков. Мы уже знаем, что, по этому случаю преподобный Антоний печерский должен был на время даже оставить пещеру. Но скоро все улеглось: возвратился в свою пещеру преподобный Антоний; тут стал жить при нем и новопостриженный Ефрем. Наслышавшись здесь от преподобнаго Антония и от других иноков о жизни подвижников на востоке, преподобный Ефрем решился и сам побывать там и чем можно воспользоваться для спасения своей души и для блага своего монастыря. Принявши благословение святых отцев печерских, он отправился в далекое путешествие. Как долго и где он путешествовал, что принес оттуда для своей обители, этого мы не знаем; знаем только, что, по просьбе преподобнаго Феодосия, он принес из Студийскаго цареградскаго монастыря устав монашеской жизни, который потом и введен был в Печерском монастыре. Образование, опытность, а главное строгая благочестивая жизнь преподобнаго Ефрема отличали его теперь пред всеми собратьями. Потому, когда скончался в Переяславе епископ Николай постриженец Печерскаго монастыря, то и князья и братья все единодушно указали на преподобнаго Ефрема, как на достойнаго быть преемником почившему епископу. Преподобнаго Ефрема и рукоположили во епископа переяславскаго. В то время г. Переяслав был беден церквами, а главное совершенно был открыт для набегов хищных врагов – Половцев. Святитель Ефрем со всею святительскою ревностью принялся за благоустройство своего престольнаго града. Благодаря средствам, которыя он приобрел еще в мире, живя на службе у князя, и тем познаниям, которыя он приобрел во время своего путешествия, святитель Ефрем, в самое короткое время, совсем обстроил Переяслав: обвел его каменою стеною; на воротах этих стен устроил две церкви, одну во имя Феодора, а другую во имя святаго апостола Андрея первозваннаго; а в самом же городе построил обширный и прекрасный каменный храм во имя святаго Архистратига Михаила; он был кафедральным собором. Кроме того, в городе в разных местах открыл больницы для безплатнаго лечения больных и устроил другия благотворительныя заведения. Даже в отдаленном Суздале (владимирской губернии), который был тогда под ведомом переяславской епископии, святитель Ефрем построил два храма, из коих один, во имя святаго великомученика Димитрия, наделен был от его усердия и селами. К сожалению, ни одна из переяславских построек святителя Ефрема не уцелела до нашего времени: дикие татары, чрез полтораста лет после кончины святителя, разгромили в прах славный Переяслав. Но труды и жертвы святителя Божия не забыты у Бога: Господь даровал ему нетление и славу чудотворца. Мощи святителя Ефрема обретенные в построенном им переяславском соборном храме, теперь почивают в ближней пещере.

«От печерскаго монастыря пречистыя Богородицы мнози епископы поставлены быша, и яко светила светлыя осветиша всю русскую землю святым крещением»; так говорится в одном древнем сказании об иноках Печерскаго монастыря. Между такими святителями, просветителями земли русской, вышедшими из Печерскаго монастыря, самыми замечательными были святители рстовские – Леонтий и Исаия. Они по справедливости называются апостолами – просветителями земли ростовской. Чтобы понять, скольких подвигов стоило святителям просвещение христианскою верою земли ростовской, нужно представить себе, что то была за страна в их время. В то время князья почти не жили в ростовской земле, а посылали сюда по временам только своих бояр для сбора даней. Святителям ростовским, значит, не было на ком опереться в своих трудах. А что там были за люди?... Такие грубые закоренелые язычники, что ни за что и слушать не хотели о христианской вере. Они только и доверяли своим волхвам - ведунам, которые делали с ними, что хотели. Например, в случае неурожаев, эти ведуны распускали слухи, что хлеб, мед и пр. удерживают женщины, разыскивали будто-бы этих женщин, мучили и убивали их; а между тем сами пользовались их имуществом. Сколько горя и беды делали эти безсовестные ведуны, горя и беды делали эти безсовестные ведуны бедному народу…, а главное, они ни как не допускали его принять святую христианскую веру. Известно, они боялись, что святая вера откроет глаза народу и им тогда не будет никакой поживы. В такие-то времена и с такими-то людьми приходилось иметь дело первым святителям Ростова; но, благодаря Богу, они таки успели в том, что просветили христианскою верою всю ростовскую землю.

Святитель Леонтий был первым из святителей, поставленных из Печерскаго монастыря; он был и из первых учеников преподобных Антония и Феодосия. Прожив несколько лет в Печерском монастыре под руководством этих великих отцев, святой Леонтий, с согласия братии и, вероятно, не без просьбы, владевшаго в то время ростовскою землею, великаго князя киевскаго Ярослава, отправился и в Ростов на трудный подвиг святительства. А перед ним, первые епископы ростовские Феодор и Иларион, должны были бежать от ярости язычников. Пришедши в Ростов, с упованием на Бога, он сейчас же начал собирать народ и говорить ему о святой вере; но не тут-то было: грубые ростовцы осыпали святителя бранью, подвергали его побоям, а наконец и совсем выгнали из города. Святитель Божий не отчаевался. Поселясь за городом близ одного ручья (Брутовщины), он построил тут небольшой деревянный храм и стал молиться в нем за ростовскую землю. Святитель убедился, что с старым закоренелым поколением ростовцев ничего нельзя сделать,- и он обратился к молодому поколению. Разными средствами, то ласками, то подарками, он стал привлекать к себе детей! Дети его полюбили, слушали его разсказы о христианской вере и потом мало-по-малу начали креститься. За детьми стали креститься и некоторые из возрастных. Так мало-по-малу, и началось святое дело крещения ростовской земли. Через несколько времени святитель перешел даже в город и тут начал служить в своем соборном храме. Но за то каких опасностей не приходилось ему тут испытывать… Однажды святитель был в храме с своим духовенством,- вдруг взволнованные язычники огромною толпою подступили к храму и окружили его; подняли страшный шум и крик; кто из ни был вооружен дубиною, а кто другим оружием. Бывшие с святителем во храме испугались; но он оставался спокойным. «Не бойтесь, дети, говорил он окружавшим: без воли Божией они нам ничего не сделают». Затем облекся сам в священные ризы, велел облечься в ризы священникам и диаконам и вышел к народу. Спокойствие и твердость отражались на его лице чем-то не земным. «Увидев лице его, подобное лицу ангела, говорит древний сказатель жития святителя Леонтия, язычники пали, одни полумертвыми, а другие слепыми; святой только своею молитвою возставил их и сделал здоровыми». – С того времени ростовцы были гораздо податливее на любвиобильное учение святителя Леонтия. «Тогда начал отходить от них мрак идольский и возсиял свет благоверия». Святитель рукоположил для ростовской земли многих священников и диаконов. – Впрочем, язычество в ростовской области еще долго оставалось в силе, и проповедникам Христовой веры приходилось еще много страдать в борьбе с язычниками. Сам святитель Леонтий окончил жизнь свою мученически. Раздраженные язычники где-то застигли его, долго мучили и наконец убили. Это было, вероятно, в 1073 году.

Святитель Исаия был преемником в Ростове святителю Леонтию. Родом он был из киевскаго края. Поступивши в Печерский монастырь с молодых лет, он тут так навык в подвижнической жизни, что явно отличался пред многими из своих собратий. Когда скончался игумен великокняжескаго Дмитриева монастыря преподобный Варлаам, князь Изяслав из братии Печерскаго монастыря избрал на игуменство в свой монастырь преподобнаго Исаию; а когда до Киева дошел слух о мученической кончине святителя Леонтия, то на его место все единодушно избрали также преподобнаго Исаию, как такого мужа, который мог докончить дело просвещения земли ростовской. Исаия был посвящен в епископа ростовскаго. В самом Ростове тогда уже было много новокрещенных, но их нужно было еще укрепить в вере христианской. А подальше в окружности Ростова были еще самые темные, безбожные язычники, которых нужно было просвещать св. верою. Прибывши в Ростов, святитель Исаия, по словам древняго сказателя его жития, «усердно напоял своим учением людей новокрещенных. Потом обходил поселения ростовской и суздальской области, увещевал неверных веровать в Святую Троицу и просвещал святым крещением; где находил идолов, истреблял их огнем, а верных убеждал быть непоколебимыми в вере». Так подвизался святитель Исаия в ростовской земле около 11 лет. В продолжении этого времени, он не мало настроил тут святых храмов и, по словам одной церковной песни, до конца истребил идольское нечестие. Теперь уже и князья стали больше обращать внимание на ростовскую землю: к утешению святителя Исаии, теперь и князь Владимир Мономах построил в Ростове храм и прислал для него одну из чудесных икон преподобнаго Алипия. Святитель Исаия, после многих трудов, скончался мирно на втором году по возвращении своем из Киева, куда он ездил, как мы уже знаем, по случаю освящения великой Лаврской церкви. Чрез 70 слишком лет, после того, не без воли Божией, в Ростове сгорел собор, в котором были погребены – святитель Леонтий и святитель Исаия. Когда (в 1164 году) стали копать рвы для новаго собора, тут к общей радости верующих, обрели и мощи святителей совершенно нетленными. «Нашли гроб покрытый двумя досками, читаем в одном древнем житии святителя Леонтия, в недоумении открыли гроб и увидели лице Леонтия светящееся славою; ризы на нем – как вчера надетыя; столько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руке он держал свиток, на котором были написаны имена пресвитеров и диаконов, поставленных его рукою. А об обретении мощей святителя Исаии так читаем в древнем сказании об его житии: «нашли гроб блаженнаго Исаии; открывши его, увидели одежду и тело святителя нетленными… Столько лет прошло, а одежда и тело блаженнаго остались неприкосновенными для тления». Мощи святителя Леонтия и Исаии сначала были поставлены в церкви св. Иоанна, а потом, в 1231 году, они были перенесены в новопостроенный собор. Тут эти многоцелебныя мощи почивают доселе.

Сказанием о житии святителей ростовских Леонтия и Исаии мы, к сожалению, должны и закончить ряд наших сказаний о житии угодников печерских, ближайших учеников преподобных первоначаьников Антония и Феодосия. Дальше мы будем разсказывать уже об учениках учеников Антония и Феодосия.

Много, много из этого славнаго Антониева и Феодосиева стада, вышло великих святителей,- крепких постников, неусыпных, молитвенников, славных чудотворцев и пр. и как жаль, что нам известны жития только немногих из них. Что делать?... Припомним же, в заключение наших разсказов, о сподвижниках преподобных Антония и Феодосия хоть общий отзыв о них, в том числе и о неизвестных нам, отзыв современника очевидца, преподобнаго Нестора Летописца. «Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, пишет он в своей летописи, чернецы как светила сияли на Руси. Одни были крепкими постниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве, иные постились чрез день и чрез два дня, другие вкушали только хлеб с водою, иные – вареное зелие, другие – только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой либо брат впадал в какое нибудь прегрешение, утешали его и по великой любви делили эпитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря; то все братья скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь; потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата и принимали с великою радостию». «Все они, как земля жаждущая, принимали слово своего игумена, и приносили Богу плоды, кто в 100, кто в 60, а кто в 30. Можно было и здесь на земле видеть ангелов между ними, Феодосий сиял светлее солнца своими добродетелями». Таково было это стадо, собранное преподобными отцами нашими Антонием и Феодосием.

 

 

Разсказ 10-й.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!