Оценка. По 1 баллу за каждый правильный ответ – максимально 3 балла.
Вопрос №11
Определите значение и происхождение следующих выражений:
А) рядиться в павлиньи перья ,
Б) пригреть змею на груди,
В) по Сеньке и шапка?
Ответ:
а)Рядиться в павлиньи перья- неодобр. Пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
1) выражение вошло в русский язык из басни И. А. Крылова ”Ворона” (1825), в которой ворона, желая быть самой красивой, воткнула себе в хвост павлиньи перья. Но павы набросились и ощипали ее так, что даже сестры-вороны ее не узнали. Басня ”Ворона” восходит к басням Эзопа, Лафонтена и др.
2) восходит к басне Эзопа ”Сова и галка”.
3) калька с фр. le geai pare des plumes du paon.
б) проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который впоследствии платит неблагодарностью.
1.Выражение - из древнегреческой притчи о землепашце, который нашёл замерзшую змею и положил её к себе за пазуху. Отогревшись, она ужалила своего спасителя. Притча имеет и другой вариант: крестьянин находит змеиное яйцо, кладёт его за пазуху, где оно было согрето его теплом и из него вылупилась змея, которая тут же ужалила своего спасителя. Притча была положена Эзопом в основу басни ”Крестьянин и змея”.
.в) По Сеньке и шапка
Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.
|
|
Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха.Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.
Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла, максимально 6 баллов. 12.Анализ прозаического текста
· Назовите автора данного текста. Известно, что его настоящее имя было Борис, а литературный псевдоним этимологически родственен словам белье, белок, белка.
· Попробуйте восстановить авторское название (заголовок) главы из романа.
· Определите лингвостилистические приемы (выразительные средства), при помощи которых автор передает состояние страха маленького мальчика перед героем уличного балагана. Описание приемов проводите в соответствии с языковыми уровнями (графика,фонетика,лексика,морфология,синтаксис).
Курий крик -
Крр-кр! -
- каверзник: растрещался
трещоткой; он-
грудогорбая, злая, пестрая, полосатая финтифлюшка - петрушка:
в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях, востреньким, мертвеньким, дохленьким носиком, колпачишкою и щеткою в руке - раскоряке колотится, что есть мочи без толку и проку на балаганном углу -
Крр - крр - кр! -
Высоко!
Я
- подтянутый,
- схваченный,
- вскинутый -
с изумлением, строгостью и безо всякого наслаждения рассматриваю вредоносное, вострое, пестрое и очень злое созданьице, как дозирают тарантулов в опрокинутой банке: как бы не выскочил укусить;
и -
- Кррр - крр - кр! -
-разрезает картавенький голосок как
точеными ножницами: подчирикнул,
подпрыгнул и нет его - на балаганном углу;
падают лишь снежинки на носик.
Тут ударили в бубны!
Меня же, дрожащего, покрытого смертной испариной, продолжают
- подтягивать,
- схватывать,
- вскидывать! -
- тащат за руки, без всякого
милосердия: под полотно балагана, где кипят и пучатся бубны - под полотном балагана! Мы спешим в кровавые кумачи, в мимотекущие ураганы и старые-старые ярости, где нас всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и… сбросят -
- в
пропасти колесящих карбункулов! -
- вот уже кровавые кумачи с курьим криком Петрушек, из которого вдруг выхватывается на нас, обдавая нас пламенем, мелолицый колпачник и что есть мочи замахивается своей медной тарелочкой.
Мне говорят:
- Вот - паяц! -
- но на бывалое безобразие отвечаю я - криком!
Из романа "Котик Летаев"
|
|
|
|
Ответ:
1. Андрей Белый.
2. Паяц-Петрушка.
3. Анализ выразительных средств языка данного текста проводится по языковым уровням и представляет собой указание на те языковые средства, которые позволяют актуализировать авторскую идею.
Графика. Этот уровень играет значительную роль в организации текста: он как бы "дергается", "прыгает", как и балаганная кукла. Выделяется два фрагмента текста: один, относящийся к Петрушке (крр-кр-кр), и другой, относящийся к герою (подтянутый, схваченный, вскинутый). Эти фрагменты актуализируют звуковое (Петрушка) и осязательное (мальчик) восприятие текста, то есть прежде всего мальчик "слышит" Петрушку.
Фонетика. В тексте очевидна особая значимость звукоподражательных и звукосимволических слов. Звукоподражательные: курий крик, крр-кр, растрещался трещоткой, колотится, картавенький, подчирикнул, подпрыгнул, ударили в бубны, дрожащего, кипят и пучатся бубны, прищемят, раскрошат, курьим криком, говорят, криком. Обилие этой лексики указывает на то, что мальчик оглушен страшными криками, издаваемыми миром и куклой; они пугают его, что подчеркивает и семантика выделенных слов. Звукосимволические каверзник, грудогорбая, финтифлюшка-петрушка, шустрости, юркости, рука-раскоряка, тарантулы, ураганы, ярости, карбункулы, мелолицый, колпачник, которые поддерживают звуковой ряд текста, создавая дополнительный "страшный" шум. Рифма внутри текста: редкостях-едкостях, шустростях-юркостях, вострое-пестрое; паронимическая аттракция (паронимические созвучия, паронимия, парономазия) на уровне текста: звукоподражательная лексика и др.; на уровне предложения: курий крик- крр-кр! каверзник; растрещался трещоткой; вредоносное - вострое - пестрое; разрезает картавеньким; старые ярости; рука-раскоряка и др.
|
|
Возможно указание других приемов.
Лексика. Актуальной оказывается тематическая группа слов с семой "части тела": носиком, рука-раскоряка, носик, руки, мелолицый, а лексический повтор понятий нос и рука (Петрушки) указывает на то, что так испугало и поразило мальчика. Стремительность развивающегося действия в глазах мальчика, на которые он не успевает реагировать, отражается в словах тематической группы с семой "движение": шустростях, юркостях, колотится, разрезает, подпрыгнул, падают, тащат, кипят, пучатся, спешим, прищемят, раскрошат, завертят, закружат, зажарят и сбросят, колесящих, выхватывается, обдавая, замахивается. Лексический повтор выражений в балаганном углу и под полотно балагана подчеркивает, что самое страшное место для героя - балаган. Обостряют это ощущение антонимы, относящиеся к группе слов с семой "цвет": кровавые кумачи, обдавая пламенем, медные тарелочки и мелолицый колпачник. С самого начала текста употребляется лексика с семантикой "ужас, страх, смерть": мертвеньким, дохленьким, вредоносное, злое, тарантул, укусить, смертной, ураганы, ярости, зажарят, сбросят, пропасти, кровавые, пламенем, замахивается, безобразие, что постепенно создает атмосферу невыносимой и опасной для мальчика ситуации. Сравнения: как дозирают тарантулов, как точеными ножницами, рука-раскоряка; метафоры: растрещался трещоткой, кровавые кумачи, мелолицый и др. дополняют эту картину ужаса.
Морфология. На этом уровне обилие прилагательных (Петрушка грудогорбый, злой, пестрый, полосатый, востренький, мертвенький, дохленький, вредоносный, вострый, пестрый, очень злой) и причастий (мальчик подтянутый, схваченный, вскинутый) в первом фрагменте сменяется во втором фрагменте обилием глаголов (Петрушка разрезает, подчирикнул, подпрыгнул и мальчик, которого продолжают подтягивать, схватывать, вскидывать, тащат за руки). Сначала называются свойства и качества, присущие тому, кто вызывает страх мальчика, все заключается неуправляемым движением чувства ужаса: всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и … сбросят в пропасти.
На уровне местоимений выстраивается оппозиция Я (Мальчик) и ОН (Петрушка), перед НИМ мальчик бессилен, поскольку неназванные ОНИ (3 лицо мн. числа глагола - тащат за руки) не помогают, а подталкивают его к страшному месту. Растерянность мальчика и степень его потрясения отражает нанизывание в одном фрагменте текста частей речи, стоящих в одинаковой грамматической форме (грудогорбая, злая, пестрая, полосатая; в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях; востреньким, мертвеньким, дохленьким; носиком, колпачишкою, щеткою).
Окказиональные образования - грудогорбая, в едкостях, в шустростях, в юркостях, вредоносное, мелолицый - расширяют представление об опасных свойствах Петрушки.
Возможно указание и других приемов.
Синтаксис. Предложения данного текста длинные (длящийся, непрекращающийся ужас мальчика), но "рваные" (его дрожь и судорожный страх). Значимой оказывается и авторская пунктуация (обилие тире, восклицательных знаков, многоточий), позволяющая передать сильные эмоции мальчика. Нанизывание однородных членов предложения (см. нанизывание одинаковых грамматических форм) завершается инверсией (отвечаю я - криком!), что, безусловно, можно считать кульминацией происходящего в балагане и резко отрицательного отношения к этому мальчика.
Оценка. За описание каждого уровня от 1 до 4 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа, максимально 20 баллов.
Класс
Вопрос № 1
Участники должны продемонстрировать понимание семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.
Можно ли считать слова итог ,потомство родственными с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ.
Ответ
Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий исторический корень. Итог- это усеченная форма итого,в свою очередь итого образовалось сращением частицы (союза) и с указательным местоимениемтого.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!