Тема 24. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ



1. Категория бытия в истории философии.

2. «Бытие» – исходное понятие философии.

 

В данной теме следует показать понимание бытия как главной философской категории, рассмотрев при этом исторический аспект ее формирования. Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Покажите, что первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий, но носили умопостигаемый характер. Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была их безличность. В учении о первоначалах античные философы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости и гарантировал бы стабильное существование человеку. После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Далее, в первом вопросе рассмотрите изменение представлений о бытии в историко-философском процессе. Сделайте вывод о том, что современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

Раскрывая второй вопрос, обратите внимание на то, что учение о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания, называемом онтология. Бытие как исходная, первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями.

Сконцентрируйтесь на поисках первоначала (субстанции) бытия и идее единства мира, что и составляет содержание онтологии. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений – материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами. Покажите, что конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким–то законам или осуществляется произвольно и т.п.

 

Список литературы

1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1986.

2. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии.- М., 1998ю

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. – М., 1999.

6. Философия. Учебник для вузов. – Отв. ред. В.П. Кохановский. М., 1997.

7. Философия. Учеб. пособие. для вузов. – Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.90-100.

 

Тема 25. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

1. Понятие материи.

2. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

 

1. Раскрывая данную проблему, обратите внимание на материальное единство мира и его многообразие. С одной стороны, достаточно четко фиксируется дискретность строения объективной действительности, т.е. человек ясно видит качественно различные объекты, процессы и явления бытия. С другой стороны, он также ясно видит иерархические отношения между объектами, процессами и явлениями в рамках сложных систем. Однако перед ним постоянно стоит проблема целостности мировосприятия. В поисках понятия, обозначающего объективную реальность, человечество пришло к термину «материя». Прежде всего, необходимо определить понятие материи и рассмотреть его формирование в истории философской мысли: в философии древнего Востока и античной Греции, натурфилософии нового времени и в работах В.И. Ленина. Рассмотрите два подхода к проблеме материи: гносеологический и онтологический (материя как субстанция). Обоснуйте необходимость их совместного применения. Раскройте основные свойства материи. Осветите современные представления о структуре материи, веществе и полях.

2. Материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов – пространства и времени; поэтому покажите научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук – квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи. Рассмотрите формы и свойства движения, а также различные концепции пространства и времени. В заключении дайте современное философское определение материи.

 

Список литературы

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов/ П.В. Алексеев, А.В. Панин.-М., 2000.

2. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.51-93.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

4. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени.- М., 2003.

5. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб.пособ. для студ. вузов. – М., 2001. С.48-56.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. – М., 1999. – С.261-285.

7. Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М., 2003.

8. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.100-128.

Тема 26. КАРТИНА МИРА

1. Понятие «картина мира».

2. Эволюция научной картины мира.

 

1. Прежде всего, следует определить понятие «картина мира», с помощью которого решается одна из главных философских проблем – «Человек и мир». Картина мира рассматривает вопрос о происхождении мира, Вселенной и их устройстве, а формы ее самые разнообразные – от космогонических мифов до современной научной! Задача студента заключается в том, чтобы показать эволюцию картины мира в донаучный период человечества, а для этого необходимо иметь четкое представление о миф. Покажите, что философскую картину мира необходимо строить на многообразии подходов к изучаемой проблеме – от наивно-стихийных до серьезных философских систем (Г.Гегель), используя при этом такие философские понятия, как материализм, идеализм, пантеизм, деизм, гилозоизм.

2. Начать второй вопрос необходимо с того, как древние люди рассматривали проблему происхождения и устройства мира. Наряду с ненаучными представлениями имели место и зачатки научных взглядов на Вселенную в форме античного атомизма Демокрита и геоцентризма Птолемея.

Далее уделите значительное внимание научной деятельности Н.Коперника, создавшего новую концепцию устройства Вселенной – гелиоцентризм. Далее изложите суть механицизма, занявшего господствующее место в мировоззрении людей ХVII – ХVIII вв. и нарисуйте механистическую картину мира (И. Ньютон).

Затем переходите к эволюционной теории происхождения природы и человека, опираясь на достижения науки ХIХ - ХХ вв. Покажите антропогенез в трактовке Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Изложите также оригинальное решение данной проблемы, которое предлагает французский ученый и теолог Тейяр де Шарден.

Используя знания по физике и астрономии, квантовую механику и общую теорию относительности, модель "Большого взрыва" и расширяющейся Вселенной, покажите современные модели мира.

 

Список литературы

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Заве- та. – М., 1992.

2. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.

4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

5. Карпинская Р.А., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995. – С.26-31, 36-56, 64-67.

6. Королева-Коноплянская Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева //Социально-политический журнал. - 1994. - № 7.- С. 121-125.

7. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

8. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – Л., 1990.

9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время). – М., 1997.С.66-79, 135-149.

11. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

12. Философский словарь. - М., 1998.

13. Шарден Т. Феномен человека. – М., 1989.

 

Тема 27. УЧЕНИЕ О ДИАЛЕКТИКЕ

1. Диалектика как учение о саморазвитии мира.

2. Законы и категории диалектики.

 

1. Раскрытие первого вопроса требует историко-философского подхода: необходимо вспомнить стихийную диалектику древних китайцев («даосизм») и античных греков (Гераклит) и проследить ее развитие у Г.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, а затем следует обратиться к современному ее толкованию.

Далее необходимо выделить объективную и субъективную диалек-тику, а также противопоставить ей метафизику, объяснив свое понимание диалектики как учения и диалектики как метода.

2. Рассматривая данную проблему, необходимо показать, что в структуру диалектики входят как законы, так и основные категории, но прежде чем их изложить, постарайтесь понять и определить с философской точки зрения закон. Покажите, что основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов.

Обратите внимание на то, что три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Развития диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика – субъективную.

Далее перейдите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия. А закончить контрольную работу следует рассмотрением основных функций диалектики.

 

Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.96-136.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

3. Современный философский словарь/ Под общ. ред.В.Е.Кеме-рова.– М., 1996.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.285-335.

5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

6. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.130-133.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 370; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ