Тема 33. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ



1. Проблема сознания в истории философии.

2. Структура сознания. Сознание и самосознание.

 

Обратите внимание на то, что философская проблема сознания имеет гносеологическую, онтологическую, аксиологическую и праксеологическую стороны; она не может быть сведена только к проблеме познания, его условий и результатов. Вопрос о сознании неизбежно соотносится с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. Покажите, что представление о сознании как целенаправленном отображении действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением. Покажите как изменялись подходы к понятию сознания в историко-философском процессе.

Обратите внимание на то, что сознание – основная философская категория – имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, планы, мечты, идеалы, иллюзии), эмоции и огромный пласт бессознательного. От сознания следует отличать мышление как процесс, происходящий в человеческом сознании и приводящий к формированию нового знания, и познание как усвоение чувственного содержания вещей и процессов с целью нахождения истины.

В основу раскрытия темы следует положить индивидуально-познавательную деятельность субъекта, обратив внимание при этом на соотношение понятий "разум" и "рассудок", рационального и иррационального, на функциональную ассимметрию человеческого мозга, порождающую два типа мышления – рационалистическое (левое полу-шарие) и образное (правое полушарие), творчество и интуицию, веру и мнение.

 

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под ред. И.Т. Фролова.- М., 1989. Ч.2. С.318-350.

2. Диалектика. Познание. Наука. – М., 1988.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного зна- ния / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М., 1990.

4. Климов А.Я. Диалектика и практика познания. – М., 1991.

5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. С. 383, 385, 349.

6. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

 

Тема 34. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Научное познание: объективность, обоснованность и универ-сальность научных знаний.

2. Знание, истина, вера, мнение, знаки, символы.

 

1. Важнейшим вопросом для теории познания является следующий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Этому и должен быть посвящен первый вопрос. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания.

2. В изучении второго вопроса главное состоит в раскрытии понятия "истина" и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания – своему понятию. Здесь необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины. Обратите внимание на знаковую систему и смысловое содержание значений.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.321-343, 364-406.

2. Диалектика. Познание. Наука. – М., 1988.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. – М., 1994. Ч.1. С. 165-259.

4. Петров Ю.А. Теория познания. Научно-практическое значение. – М., 1988.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

6. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

7. Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова и С.В. Девятовой.- М., 1996.

 

Тема 35. КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

1. Культура как предмет философского анализа.

2. Единство, многообразие и диалог культур.

 

1. При раскрытии первого вопроса  важно понять, что слово "культура" трактуется неоднозначно: существует огромное количество определений данного понятия и необходимо выбрать свое, выделив при этом сущность культуры. Говоря о возникновении и развитии культуры, обратите внимание на традиции и новации, определите ее основные функции и роль в обществе.

2. Во втором вопросе речь должна идти о многообразном и сложном мире культуры: предметах и вещах, созданных человеком, способах и средствах общения, нормах и идеалах, социальных институтах, верованиях, научных теориях и т.д. – словом, обо всем, к чему прикасались человеческие ум и рука, т.е. необходимо сказать о всем богатстве материальной и духовной культуры, а также о типологии и проблемах современной культуры.

Этот вопроспредполагает изучение различных подходов к проблеме культуры на протяжении всей истории философии. Опираясь на рекомендованную литературу, покажите многообразие и оригинальность трактовок феномена культуры. Далее необходимо обратить внимание на характерные особенности того или иного этапа в истории развития мировой культуры: демократическую направленность греческой культуры, гуманизм культуры Возрождения, концепцию локальных цивилизаций Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, культурологические концепции Ф.Ницше и П.Сорокина.

 

Список литературы

1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов /Отв. ред. Е.В. Попов – М., 1995.

2. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. – М., 1994.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1999.

5. Самосознание европейской культуры Х1Х века. – М., 1991.

6. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. – М., 1991.

7. Сумерки богов: Хрестоматия. – М., 1990.

8. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 410;