Тема 28. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ



1. Проблема человека в истории философии.

2. Человек, общество и природа.

 

1. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. Рассматривая данную тему необходимо показать, что природа человека в истории философской мысли рассматривалась по-разному: "Человек - мера всех вещей", "Человек - это творение Бога (его образ и подобие)", "высшее творение природы", "социальное существо" или "политическое животное" и т.д. Но при этом необходимо иметь в виду, что человек – многогранное существо и обойтись одним определением невозможно, так как понятие "человек" употребляется здесь в обобщенном смысле как человеческий род.

Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии.

Подчеркните, что, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершен.

2. Раскрывая второй вопрос, покажите, что по мере развития человека и общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связанным. История развития человечества – пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы.

Дайте определения таких понятий как «биосфера» и «ноосфера», в чем их суть? Покажите, что вмешательство в процессы протекающие в биосфере, ведет к разрушению условий человеческого существования.

Далее, обратите внимание на то, что общество, так же как и природа, является средой обитания человека, но при этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности «я».

 

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. Ч.1. С.314-332; Ч.2. С. 247-257.

2. Дубровский И.Д. Смысл смерти и достоинство личности // Фи-лософские науки. - 1990. - № 5. - С.116-119.

3. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978

4. Трубников Н.Н. Жизнь и смерть // Квинтэссенция. - М., 1990. С.425-447.

5. Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни //Философские науки. - 1990. - № 2. - С.104-115.

6. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 167-171.

 

Тема 29. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ И СВОБОДЫ

1. Индивид, человек, личность, индивидуальность.

2. Свобода как высшая ценность личности.

 

1. В первом вопросе, опираясь на учебно-справочную литературу, тщательно разберитесь в сути и соотношении данных философских категорий, постарайтесь понять их различие, выделив особо проблему личности и ее социальные качества. Покажите, что понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид – обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность – интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность – культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость, оригинальность.

Делая вывод, обратите внимание на то, что в понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации».

2. Во втором вопросе, отталкиваясь от проблемы формирования личности (социализации), покажите становление свободы как высшей ценности в западной культуре. Западная философия центрирована на идее свободы, при этом свобода по-прежнему остается величайшей проблемой. Объясните, как проблема свободы решалась в России. Обратите внимание на следующие вопросы: а) образ жизни личности: избранное и навязанное; б) свобода как познанная необходимость и возможность действовать в соответствии с ней; в) свобода как социальное пространство для раз-личных форм деятельности человека; г) права человека и ответственность.

 

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1989. С.14-228.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. Ч.2. С.550-594.

4. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

5. Проблема человека в западной философии. М., 1990.

6. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосущество-вании и интеллектуальной свободе //Вопросы философии. - 1990. - № 2. – С.4-26.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

8. Соловьев Э.Ю. Дефицит правопонимания как примета русской философии //Вопросы философии. - 1988. - № 9. - С.403-427.

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории фило-софии и культуры. - М., 1991. С. 3-90.

10. Философский словарь. - М., 1998.

11. Философия: Учебник для вузов/ Отв. ред. В. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2000.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!