Тема 22. ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ



1. Становление философии позитивизма.

2. Неопозитивизм и постпозитивизм.

 

1. Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе.

2. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы.

Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием.

Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.

 

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

3. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. Кн.4. – М., 1999.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.

6. Рассел Б. История западной философии. – Т.2. – М., 2001.

7. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.

8. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.

 

Тема 23. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В.СОЛОВЬЕВА

Изложение вопроса начните с краткой биографии философа, в которой необходимо отразить глубину и противоречивость этой необыкновенной личности. Будучи у истоков русской религиозной философии, Вл. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы религиозной и социальной жизни человека. Вы должны раскрыть основные принципы его системы, а исходить надо из центральной идеи учения Вл. Соловьева – идеи всеединства. Здесь он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придавал ей онтологическую окраску (см. в философском словаре «онтология»), всеохватывающее космическое значение. Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Обратите внимание на авторское толкование «божественной Троицы», «мировой души», «Премудрой Софии», «вселенской церкви», «свободной теократии».

Подводя итог, укажите в своей работе на место и значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли, которые определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Его система вершина русской классической философии. Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития.

 

Список литературы

1. Амелина Е.М. Вл. Соловьев: теократическая концепция// Социально-политический журнал. – 1993 - № 7. – С . 122.

2. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С.221-230.

3. Введение в историю русской философии. – М., 1994.

4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – М., 1995.

5. История русской философии: Учеб. Для вузов/Редкол.: М.А. Маслин и др.-М., 2001.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С. 124-132.

7. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

8. Русская философия:Словарь/Под ред. М.А. Маслина.-М.,1999. С.454-459.

9. Сербиненко В.В. В Соловьев: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. – М., 1994.

10. Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. – М., 1988.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 410;