Тема 10. ПРОБЛЕМА МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XVII В. Р.ДЕКАРТ И Ф. БЭКОН



1. Рационалистическая философия Рене Декарта.

2. Эмпиризм Френсиса Бэкона, проблема научного метода.

 

1. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»).

2. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью учебника «Введение в философию» (М., 1989) и философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода? Попытайтесь разобраться в содержании работы Ф.Бэкона по усовершенствованию индуктивного метода.

 

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.

2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М.,1972. – Т.2.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.

4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420.

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.493-498.

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 

ТЕМА 11. РАЗВИТИЕ СЕНСУАЛИСТИЧЕСКОЙ И ЭМПИРИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

1.Сенсуализм и эмпиризм Джона Локка.

2. Философия Джорджа Беркли Дэвида Юма.

Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма?

Список литературы

1. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978.

2. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М.,1988.-Т.3.

3. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М.,1966.-Т.1.

4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 12. РАЗВИТИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

1. Бенедикт Спиноза.

2. Готфрид Вильгельм Лейбниц.

 

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма.

 

Список литературы

1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.

3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 854;