Тема 5. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПЛАТОН.
1. Учение Платона об идеях и душе.
2. Теория познания.
3. Учение об идеальном государстве.
1. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.
2. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебникам: Введение в философию (М., 2003) и Радугин А.А. Философия; Курс лекций (М., 1995. С.42-53).
3. Политической философии посвящен трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал.
Список литературы
1. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М.,1971.- Т.3.-Ч.1.
2. Асмус В.Ф. Античная философия.- М.,1975
3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.
4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
1. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.
|
|
2. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.
3. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.
4. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.
5. Философский словарь. – М., 1998.
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.
Тема 6. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. АРИСТОТЕЛЬ.
1. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении.
2. Нравственная и политическая философия Аристотеля.
1.Опираясь на литературу, опишите личность выдающегося философа Аристотеля – последователя Платона и воспитателя Александра Македонского. Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичным материалом, потенцией вещей, благодаря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности, а материя пассивна и бесформенна, в результате чего форма превращается в сущность бытия. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин и учение о движении.
|
|
2. Специально рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Для этого следует обратиться к произведениям Аристотеля «Политика». Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона?
Список литературы
1. Аристотель. Метафизика. О душе / Собр. Соч.: В 4 т. - М., 1975.- т. 1.
2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.
3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.
4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.
5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.
7. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.
8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.
9. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.
10. Философский словарь. – М., 1998.
11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Тема 7. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1. Теоцентризм средневековой философии.
|
|
2. Раннехристианская философия Августина.
Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.
1. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику средневековой философии, которая, по сути, в течение целого тысячелетия являлась религиозной философией. Необходимо выделить основные этапы в ее развитии: патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях. На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала «служанкой богословия» в течение длительного срока. Далее постарайтесь понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм (в чем вам поможет философский энциклопедический словарь). На основании изученного вы должны понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога.
2. Этот вопрос посвящен видному теоретику средневековой философии и теологу Августину Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. В начале опишите биографию и творческий путь Августина, а затем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина «О граде Божьем», где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории.
|
|
3. Этот вопрос является продолжением предыдущего. Однако выдающийся философ и богослов средневековья Фома Аквинат дает свою версию теории гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Блаженного. Ваша задача и состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. В итоге вы должны показать огромный вклад Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теологией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм.
Список литературы
1. Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология. - М., 1994. С.20-24.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1991.
3. Библейская энциклопедия. – М,, 1990.
4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.
5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1. с.246-280.
7. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996.
8. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
9. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .
10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.
11. Современный философский словарь./ Под общ. Ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.
12. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.
13. Хейзинга И. Осень Средневековья. - М., 1991.
14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 799; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!