Образовательная область «Чтение художественной литературы». *Реализация данного блока предполагает ежедневное чтение детям (не менее 15-30 мин.) художественной и познавательной литературы.



*Реализация данного блока предполагает ежедневное чтение детям (не менее 15-30 мин.) художественной и познавательной литературы.

Использование художественной литературы в работе с дошкольниками направлено на расширение знаний об окружающей жизни общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений, обогащение эмоций, развитие умений тонко чувствовать форму и ритм родного языка, развитие мышления и воображения ребенка. В программе в основе подбора художественных произведений и организации чтения дошкольникам - формирование представления о книге как культурном явлении, интереса к ней и желания прикоснуться к тайнам ее мира, умения взаимодействовать с книгой и разговаривать с ней.

Поэтому процесс чтения художественной литературы выступает в партнерской деятельности взрослого с детьми и налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации.

Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы осуществляется в непринужденной форме организации чтения, органичном соединении чтения художественного произведения с другими видами деятельности в целостном образовательном процессе, а также через свободный подбор воспитателями художественных текстов для конкретной возрастной группы. Опорой воспитателю для выбора художественных произведений и поддержки детской увлеченности, детского интереса могут быть рекомендательные списки для каждого возраста, содержащие как традиционный художественный репертуар(прозу и стихи), так и произведения авторов Тюменской области.

Основная цельвключения художественной литературы в процесс взаимодействия с дошкольниками – дать понять, почувствовать каждому ребенку, что читать хорошую книгу это очень интересно.

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие приоритетные задачи:

- подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;

- обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;

- обращаться к художественным текстам при развертывании других видов деятельности, использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей.

В основе чтения художественных произведений - стимулирование активности ребенка и опора на его личный опыт, а также эмоциональная сопричастность взрослого и ребенкасюжету книги.

При ознакомлении с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.

Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Важнейшим средством усвоения образного содержания сказки выступает действие моделирования. Так, в младшем возраста, нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Ребенок среднего возраста, выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в воображении образ в своем рисунке.

Благодаря игре-драматизации, приему «составление живых картинок» ребенок достигает динамического равновесия между речевыми высказываниями и воспроизведением действий по сюжету произведения: например, показать состояние героя, стараясь воспроизводить его слова с помощью интонации, мимики, жестов, позы.

Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель побуждает детей к рассматриванию иллюстраций произведения, что способствует формированию интереса к книге, а в старшем дошкольном возрасте формированию читательских умений.

4. 1. 4. Направление «Художественно-эстетическое развитие детей»

Для современного дошкольного образования большое значение имеет концепция эстетического воспитания,разработанная Т.С. Комаровой, в основе которой лежит принцип интеграции искусств – взаимодействия и проникновения различных видов искусства и художественной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

В концепции нашло отражение:

· Новая стратегия образования в России, направленная на расширение возможностей развития личности ребенка.

· Основания преемственности, которые являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования.

· Новые подходы к содержанию, организации и методике работы с детьми в контексте личностно – ориентированной модели воспитания.

· Широкий круг вопросов, связанных с особенностями эстетического развития детей и обучение их изобразительной деятельности, развитие интереса к различным видам искусства.

· Культурологический подход – приобщение детей к лучшим образцам отечественной и мировой художественной культуры.

· Полихудожественный подход - предполагает интеграцию различных видов детской деятельности.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!