Концепции художественного творчества



Введение

 

 

Проблема изучения творчества имеет богатую многовековую традицию: она издревле привлекала внимание мыслителей мировой культуры. Вот уже на протяжении двух тысяч лет предпринимаются попытки создать некую «теорию творчества», которая сформировала бы о нём целостное представление и, возможно, подтолкнула бы к разгадке его происхождения.

Проблемы, связанные с творчеством, активно обсуждаются на страницах периодической печати, в монографиях и на симпозиумах. Интерес к данному феномену обусловлен фундаментальной значимостью этой категории, ведь от её осмысления зависит решение многих ключевых проблем психологии, педагогики, философии и других наук. Актуальность проблемы заключается и в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Не порывая с прошлым, каждое общество испытывает потребность в совершенно новых людях и формирует их в таких социальных качествах и способностях, которые ему необходимы.

Творчество – чрезвычайно многообразное понятие: оно не сводится к каким-то общепринятым трактовкам. Однако взгляды на творчество как на вид определённой деятельности, требующей усилий и труда и как на состояние некоего интуитивного озарения, возникающего при определённых условиях, являются, пожалуй, самыми распространёнными. В какой-то мере физические усилия в труде художника, учёного, хирурга, инженера или врача –  это усилия особого рода, органическое продолжение творческих способностей, данных свыше.

В связи с этим необходимо отметить, что способности человека формируются, развиваются, реализуются и воплощаются в труде, в различных формах созидания, и потому творчество может рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития, выводиться из мира иллюзий в мир человеческой деятельности.

Благодаря теориям творчества, сформировавшимся на рубеже XIX – XX веков, возникло особое научное направление – «психология творчества». В это время появляются труды М. Нордау и Ч. Ломброзо о связи гениальности и помешательства и учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. Они особенно интересны для характеристики той среды, в которой складывалась чеховская концепция творчества и сформировались представления писателя об искусстве. Все его герои  – люди самых разных, часто – творческих профессий: доктор Старцев из «Ионыча», профессор Николай Степанович из «Скучной истории», музыкант Яков Бронза из «Скрипки Ротшильда», магистр Коврин из «Чёрного монаха». Уже этот факт подтверждает необходимость обраться к концепции творчества и способам её освещения в чеховских произведениях. Но обозначенная проблема не сводится к одному лишь понятию творческой личности: круг вопросов, которая она затрагивает, поистине широк и разнообразен.

Рассказ «Чёрный монах», который является одним из самых загадочных в творческом наследии А. П. Чехова, в своё время вызвал неоднозначные отзывы в среде критиков и литературоведов, и по сей день появляются новые версии, трактовки, теории, объясняющие его смысл. Освещение концепции творчества в рассказе позволяет расширить рамки его привычного понимания со стороны читателей.  К тому же степень изученности этого вопроса в текстах чеховских произведений явно недостаточна для такого крупного художественного феномена, что и определяет актуальность их изучения именно с этой точки зрения.

Научная новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что в ней предпринята попытка детального анализа феномена творческой личности и концепции творчества в прозе и драматургии Чехова. Произведения анализируются с точки зрения отображения в них взглядов писателя на соотношение искусства и действительности, жизни и творчества, на роль созидательного начала для отдельной личности и всего человеческого общества.

Объектом исследования является проблема творчества в рассказе А. П. Чехова «Чёрный монах».

Предмет исследования – концепция творчества и способы её воплощения в рассказе «Чёрный монах».

Теоретической базой для исследования являются труды Г. П. Бердникова, Г. А. Бялого, М. М. Громова, В. В. Ермилова, В. Б. Катаева. В И. Кулешова, З.С. Паперного.  Методологической основой служит комплексный подход, сочетающий культурологические и собственно литературоведческие принципы, что предполагает историко-культурный, исследовательский, структурно-семантический типы анализа.

Цель дипломной работы: выявить своеобразие концепции творчества в рассказе А. П. Чехова «Чёрный монах», раскрыть, как она воплощается в других его произведениях.

Данная цель предполагает решение следующих частных задач:

1) проследить особенности теорий художественного творчества в их исторической эволюции и в связи с творчеством А. П. Чехова;

2) рассмотреть основные психологические теории творчества и обозначить особенности их воплощения в художественном мире А. П. Чехова;

3) определить особенности концепции творчества в рассказе «Чёрный монах»;

4) рассмотреть проблему связи гениальности и безумия в произведении;

5) проследить, как раскрываются быт и бытие в поэтике произведения;

6) раскрыть своеобразие рассматриваемой концепции в других рассказах А. П. Чехова.

Задачи определили структуру данного исследования, включающего в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

Глава I «Концепции творчества» содержит два параграфа. В первом рассматриваются основные концепции творчества в их исторической эволюции и обозначается их влияние на становление художественной системы А. П. Чехова. Во втором параграфе выявляются особенности творчества с точки зрения его бессознательного начала – как шага «по ту сторону».

Глава II, практическая («Концепция творчества в произведениях А. П. Чехова») состоит из четырёх параграфов. В первом даётся обоснование концепции творчества в рассказе «Чёрный монах». Второй посвящён рассмотрению проблемы гениальности как особого проявления творческого начала в связи с помешательством. Третий раскрывает взаимосвязь быта и бытия в рассказе «Чёрный монах». В последнем, четвёртом параграфе, обозначаются особенности воплощения концепции творчества в других рассказах А. П. Чехова. В заключении подводятся итоги дипломной работы.

 


Концепции художественного творчества


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!