ГЛАВА 3. Структура сновидений 3 страница



Если глава племени заболевает, его казнят, потому что недопустимо иметь больного вождя. Он есть жизненный принцип. Он воплощение божества, тотем племени. То есть, носитель проекции Самости. А так как у людей есть глубинная потребность в таком проецировании, когда монархии были упразднены, носителями проекций стали диктаторы типа Наполеона или Гитлера. Это показывает, что люди нуждаются в проекции Самости на какую-нибудь руководящую фигуру. Но это инфантильный жест, и возникает он потому, что мы хотим оставаться детьми. Мы не хотим брать на себя ответственность.

Демократия – это очень сложная задача, потому что перекладывает политическую ответственность на самого человека, а большинство людей не хотят это принимать. Здесь, в Швейцарии, только около двадцати пяти процентов населения голосует. Другие не хотят беспокоиться. Они не хотят ломать головы и решать; они предпочитают, чтобы отечество сделало это за них. «В конце концов, - говорят они, - у нас есть группа лидеров, и они есть наши отцовские фигуры, они есть наша Самость, и они будут делать всё это хорошо». Это просто ментальная и психологическое лень.

Лень?

Когда люди пытаются уклониться от проблемы, вы сначала должны спросить, не является ли это просто ленью. Юнг как-то сказал: «Лень – это величайшая страсть человечества, даже более великая, чем сексуальное влечение или что-то ещё».

  ГЛАВА 5. Лестница в небо

Христиане часто спрашивают, почему Господь не говорит с ними, как, предположительно, он это делал это в давние времена… Мы настолько пленены своим субъективным сознанием и поглощены его работой, что совсем забыли о давно известном факте: Господь говорит с нами преимущественно в сновидениях или в просто видениях. Буддисты не принимают в расчёт мир подсознательных фантазий, считая их бесполезными иллюзиями. У христиан между сознанием и подсознанием стоят Церковь и Библия. Рационалисты до сих пор не знают, что их сознание не охватывает всего мира их психики… Но если теолог действительно верит в Бога, то какие основания у него считать, что Бог не способен говорить посредством сновидений?

– К. Г. Юнг, «Человек и его символы»

В начале XX века пионеры глубинной психологии вовсе не постигли важности сновидений – они открыли её заново. Многие древние цивилизации относились к снам очень и очень серьёзно. Как ни странно, сегодня многие люди, которые отвергают сны как нечто бессмысленное, неосознанно принимают и следуют духовным ценностям, убеждениям и традициям, непосредственно произрастающим из сновидений людей, живших тысячи лет назад. На протяжении всей истории иудео-христианской культуры сны играли центральную роль в определении судьбы человечества. Они считались голосом Бога.

*

Доктор фон Франц, давайте исследуем символический подход к интерпретации сновидений на примере некоторых библейских снов. Возможно, вы объясните и сравните заодно, как эти символы могут быть прочитаны сегодня и как они были осмыслены в те древние времена. Итак, для начала сон, который обусловил дальнейший ход иудейской истории, – сон о лестнице Иакова:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь…» (Быт. 28:12-16)

Сон Иакова – один из примеров, который часто приводят богословы, чтобы оправдать серьёзное отношение к сновидениям. Есть в Библии и другие примеры, рассматриваемые как доказательство того, что Бог посылает сны. Богословы даже говорят о так называемых ниспосланных Богом сновидениях.

 

Итак, на закате Иаков находит пристанище в городе под названием Харран. Уже стемнело, он ложится и в качестве подушки кладёт под голову камень. Особое место, где он прилёг, упоминается ещё раз в конце текста: Иаков говорит, что это истинно дом Божий. Это одно из древнейших убеждений человечества – будто в ландшафте имеются определённые места, где есть связь либо с божествами верхнего мира, либо – нижнего. Например, тёмная пропасть или яма в земле рассматривались первобытными племенами чаще всего как вход в преисподнюю, где можно общаться с богами нижнего мира. Тут скрываются мёртвые, отсюда же приходят души детей, и так далее. Другие же места, как, например, горные вершины, - это пространства, где существует особая связь с богами верхнего мира. Вспомните Моисея и Синай, например. На горных вершинах вы как будто даже физически приближаетесь к верховным богам. Вот почему Зевс живёт на Олимпе. В Греции боги и богини чаще всего жили в высоких горах, но могли обитать и в других особых местах.

Иаков поначалу не знал, что нашёл священное место. Он заключил это лишь после своего сновидения; он сказал: «Это место, где я нахожусь, должно быть, святое, ведь здесь пришёл ко мне сон».

Всё это касается тайны, которую мы ещё не разгадали, а именно: мы проецируем наши души на ландшафт. Эдакое наполнение душой окружающего пространства. Каждый народ и каждая цивилизация имеет такую «душевную географию». У одних есть места для общения с высшими и низшими богами, другие знают, где обитают добрые духи, а где – злые. Как если бы первобытная бессознательная психе человека распространялась бы по всему ландшафту. Некоторые места, бывает, даже заставляют нас содрогнуться.

Загрузка...

Римляне верили, что существует дух-покровитель места. Они называли его «гениус локи». Когда, например, римляне строили дом или разбивали сад, то всегда помещали в нём маленькую статую – фаллический символ, олицетворяющий духа этого места. «Пусть дух-покровитель будет доброжелательным ко мне», - приговаривали они.

И даже сегодня, если вы любуетесь пейзажем с открытым сердцем, то замечаете, что есть места, где вы чувствуете себя хорошо, а есть те, где вам неуютно. И вы не знаете, почему. То же самое происходит даже в пределах дома. У домашних животных, например, бывают любимые места, где им нравится лежать, а в другие они даже не идут, хоть вам и может казаться, что это очень удобное место. Конечно, можно оправдать это, сказав, что причиной тому холодный сквозняк или что-то подобное, но это не всегда так. Иной раз этому нет рационального объяснения. Просто животные в определённых местах чувствуют психический комфорт, а в других – нет. И люди точно так же: у нас есть любимые уголки, и мы злимся, если кто-то другой садится там. Мы в точности как собаки. Так вот, Иаков обнаружил такое священное место, где, говоря психологически, его душа могла открыться во сне божественному влиянию. Он положил камень под голову и лёг спать.

Камень является одним из древнейших символов сакрального для человечества. Из исследования живущих ныне племён и из археологических раскопок мы знаем, что первобытные люди, вероятно, поклонялись камням. Некоторые камни почитались как вместилища священных сил. Даже сегодня австралийские аборигены верят, что духи предков живут в особых камнях, и если женщина пройдёт мимо таких камней, она может зачать ребёнка, то есть в её утробу из этих камней придёт душа младенца. То же справедливо и для германцев: они верили, что души новорождённых детей выходят из надгробий могил их предков. Иначе говоря, духи предков прыгают из камней в женские утробы и оплодотворяют их. Так что камень – это место, откуда берёт начало человеческая жизнь. В этом он очень похож на звезду: извечная и бесконечная субстанция человеческого существа была спроецирована на камень.

Положив священный камень под голову как некий фетиш, соединяющий его с потусторонним, Иаков отправился спать, как только солнце село. Заходящее солнце может быть истолковано как состояние заблокированного сознания. Иаков погрузился глубоко в бессознательное и во сне увидел лестницу, поднимающуюся в небо. Знаменитая лестница, по которой ангелы идут вверх и спускаются вниз, символизирует непрерывную связь с царством богов. Например, шаманы во время инициации взбирались – как они называли это – в небо, хотя в действительности высота составляла лишь несколько метров; дерево или лестница, или верёвка, по которой они взбирались, служили для них связью с призрачным миром, с миром богов. Кроме того, знахарей в Тибете и в Древнем Китае называли мастерами нити, потому что только они могли установить такую связь. Только они могли подняться до самого неба. У других народов этой связи служило дерево. Всё это были просто средства подняться, шаг за шагом, и соединиться с божественным миром.

Позднее, в XVII веке, в эпоху Возрождения, лестница Иакова было истолкована символически как гласные и согласные звуки человеческой речи или же как различные качества мира, а также как различные числа. То есть базовая идея различных систем мышления проецируется на образ лестницы. Но во всех этих случаях лестница символизирует непрерывную связь с божественными силами бессознательного. Мы могли бы сказать, что само по себе сновидение – это такая же лестница, что соединяет нас с неизведанными глубинами нашей психики. Каждый сон – это ступенька лестницы, так сказать.

Итак, в священном месте Господь предсказывает Иакову его судьбу. В те времена сны использовались, в основном, как средство прогнозирования будущего, и вот Господь предрекает Иакову, что он и его потомки будут распространяться по земле, и Господь будет с ними. Это подтверждение, что Бог с ним, даёт спасающемуся бегством Иакову мужество двигаться дальше. Вот почему, когда он просыпается, то называет это место Божьим домом, Вефилем, и кладёт там камень как знак, как метку. Это древний обычай человечества: камни всегда были маркерами сакральных мест, и они по-прежнему выполняют такую роль.

Используя слово «Бог», что вы как психолог имеете в виду?

Как психолог я использую это слово для обозначения всего того, что ошеломляет нас настолько, что наша искренняя реакция – пасть ниц, преклониться, благоговеть и чтить. Это то, что завораживает нас или устрашает, приводит в некое блаженное восхищение. Нечто, что охватывает человека, совершенно сбивая с ног. То, что всегда и называли Богом.

Слово «боги» вы используете в том же значении?

Да, в аналогичном. Разница в том, что политеистическим религиям присущи различные варианты потрясений: если вас захлёстывает ужас, то вы вспоминаете Шиву-разрушителя, а если вы перегружены блаженством, то это Вишну. Но во всех политеистических религиях так или иначе всегда есть убеждённость в том, что на самом деле все эти многочисленные боги – это только аспекты единого бога. А в монотеистических религиях есть тайное многобожие. Например, в христианстве мы имеем Троицу, разных святых и ангелов. Так что монотеизм и политеизм проникают друг в друга. Иногда акцент делается на множестве, являющемся одним, иногда – на едином, являющемся множеством.

Думаете ли вы, что боги всё ещё живы в провинции?

Ныне боги как раз там, где никто не ожидает их встретить. Они, в основном, находят воплощение в зависимостях, от алкоголя или наркотиков, например. Или, скажем, Вотан – бог ярости – это террорист, который предан поглотившей его ярости. Ярость владеет им, а не он – яростью. Ярость – это его Бог. Как видите, мы имеем бесконечное количество богов, но, поскольку мы их не чтим или даже не обращаем на них своего внимания, они, в большинстве своём, неприятные и опасные. Вот почему, когда чей-то бог прячется в бутылке бренди, мы должны порекомендовать этому человеку найти связь с духовным богом, изгнать негативного, злого духа во имя позитивного, благотворного.

Во времена Иакова ангелы были посланниками Бога. Очевидно, что тогда люди верили в ангелов. Какой аспект бессознательного они олицетворяют? Где мы можем найти ангелов сегодня?

Ну, я могу рассказать вам, что случилось однажды со мной и моей подругой мисс Ханной. Мы ехали в город, и внезапно мисс Ханна ударила по тормозам так сильно, что я влетела в окно. Когда я осмотрелась, то ничего не заметила перед нами. И вдруг из-за припаркованного автомобиля выскочил ребёнок и пробежал прямо перед нашим автомобилем. Но к этому моменту мы уже остановились. Я обратилась к мисс Ханне: «Как вы это сделали? Ребёнка ведь не было видно, когда вы остановились. Его вообще не было здесь в тот момент!» И она ответила: «Что-то внутри меня твердило: “Тормози! Тормози!” Я не знаю, что это было». Так, древний человек сказал бы: «Это был мой ангел-хранитель, он сообщил мне это». Было так, словно вмешалось некое божественное присутствие. Мисс Ханна понятия не имела, почему останавливает автомобиль. Она просто чувствовала, как некий голос повторяет: «Тормози! Тормози!» И мисс Ханна просто послушалась.

Нередко рассказывают истории о людях, чудом выживших после катастрофы. Кто-то падает с крыши и успевает ухватиться за ветки деревьев, кто-то попадает в страшную автомобильную аварию и, теоретически не имея шансов в ней выжить, по факту остаётся невредим. Этот опыт заставляет человека почувствовать, что срабатывает некая намеренная или наделённая разумом сила, помогающая ему или спасающая от гибели. И так как это божественное присутствие не было просто неким автоматическим механизмом, а действовало как будто с умыслом, людям кажется, что это какая-то конкретная личность помогает им и защищает их.

У нас есть также и злые ангелы, которые могут привести нас к погибели. Но в целом идея ангелов проистекает из чудесных переживаний, где мы чувствуем, что некоторая разумная сила стоит за нами и помогает нам. Мы чувствуем их благодатное присутствие.

Ангелы также имеют отношение к идее о двойнике. Некоторые первобытные люди верили, что у каждого есть невидимый двойник, обитающий где-нибудь в кустах или незримо сопровождающий человека сзади. Сегодня мы бы сказали, что это персонификация бессознательного. Этот двойник, согласно поверьям, становится видимым в определённые моменты: если человек видит двойника во внешней реальности, то это признак скорого несчастья или смерти, и если человек чудесным образом уцелеет во время несчастного случая, он будет думать, что его двойник поспособствовал этому. Двойник и ангел-хранитель очень схожи между собой.

Опыт столкновения с ангелом – это опыт соприкосновения с чем-то более разумным и великим, чем ваше эго, что также живёт в вас. Иногда эта сущность устраивает вашу судьбу против вашей собственной воли и может заставить вас делать вещи, которых вы не планировали. Я думаю, каждый хотя бы однажды имел такой опыт в своей жизни. Естественно, в серьёзных религиях это было преобразовано в целое учение о том, что ангелы существуют, что каждый имеет своего ангела-хранителя, а иногда и злого, соблазняющего ангела. И эта борьба противоположностей олицетворяет столкновение тех сил в нашем бессознательном, за которые мы не несём ответственности. Ангелы были осмыслены как посланники Бога. Первобытный человек думал, что Бог не может самостоятельно уследить за всеми и всем, поэтому ангелы стали его помощниками, присматривающими за созданиям Творца.

Есть немало средневековых картин, где изображены ангелы, приносящие сны спящим.

Да, ангел очень часто понимается как персонифицированный дух сна, потому что, видите ли, сны тоже часто спасают нам жизнь. Иногда у нас бывают сны-предупреждения, и если мы прислушиваемся к таким снам, мы избегаем всевозможных несчастий. Например, я никогда бы не села в самолёт, если бы накануне увидела сон о катастрофе, потому как думаю, что если бессознательное взяло на себя труд дать мне этот сон-предупреждение, я должна прислушаться к нему.

Мы не можем объяснить это, но наше бессознательное знает больше, чем мы. Это как если бы бессознательное распространялось за пределы индивидуальной психики до уровней внешней природы и поэтому располагало бы сведениями, которых нет у нашего сознания. Поэтому в снах иногда вы получаете предупреждения или сведения о том, чего невозможно знать.

Иаков внял величественному голосу, услышанному во сне, и, таким образом, его личная судьба была предопределена. Если этот некий внутренний авторитет остаётся в бессознательном, может ли он быть спроецирован вовне или на идеологию, которая затем станет целью жизни человека?

Да, вы можете проецировать этот внутренний авторитет либо на личность духовного или светского лидера, либо на идеологию, учение или религиозное убеждение, которое вы затем принимаете в качестве высшей цели и определяющего фактора своей жизни. Это чрезвычайно простой механизм. Поэтому там, где у вас есть фанатичные убеждения, будь то религия или идеология, там же у вас имеется внешняя проекция вашей внутренней звезды, так сказать, которой вы следуете.

Можете ли вы привести примеры лидеров, на которых люди проецировали внутреннюю звезду?

Гитлер был зловредной звездой, за которой пошли тысячи немцев, а Христос стал благодетельной звездой и имел миллионы последователей. Естественно, существуют лжепророки и истинные пророки, хорошие руководители и плохие руководители. В конце концов всё решает история.

Здесь мы имеем ту же ситуацию, что и в случае, когда кто-то выбирает себе гуру или имеет слишком сильный перенос на психотерапевта: звезда – символ уникальности личности – проецируется, и человек восхищён другим человеком вместо того, чтобы следовать своему собственному внутреннему авторитету.

А как это относится к кинозвёздам?

Девочки-подростки по всему миру стараются быть похожими на любимую кинозвезду: копируют её стиль в одежде, причёску. Она их звезда, их образец женственности, идеал, которым они хотели бы стать, и поэтому они стараются ей подражать. То же самое и с кинозвёздами-мужчинами: мальчики тоже подражают им. Кинозвёзды воплощают идеалы своего времени, и как только со сменой поколений представления об идеалах меняются, появляются новые кинозвёзды со своим новым стилем.

Это хорошо или плохо, или же это просто нейтральное явление?

Я думаю, это ни хорошо, ни плохо. Всё зависит от того, как каждый конкретный человек поступает с этим. Например, если бы англичане не проецировали свою звезду на Черчилля во время последней мировой войны, они бы, наверное, не прошли через это испытание. Их полное доверие этому лидеру дало им мужество в те непростые времена. Так что Черчилль, будучи звездой британской нации, спас её. В этом смысле он как проекция звезды оказал благотворное влияние.

  ГЛАВА 6. Забытый язык

 

Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу… И видел я ещё сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звёзд поклоняются мне.

– Быт. 37:7, 9

 

Сновидения определяли участь отдельных личностей. Но они также изменяли судьбы целых культур. Сны имеют принципиальное значение в развитии западной цивилизации.

*

Доктор фон Франц, я бы хотел, чтобы вы истолковали сон юноши Иосифа, жившего почти три тысячи лет назад в пустыне в племени кочевников. Его особое, избранное положение в семье вызывало ревность со стороны его одиннадцати братьев. Однажды Иосиф поведал братьям свои сны.

Иосиф был немного наивен, раз поведал эти сны своей семье. Хотя братья, наверное, и не интерпретировали эти сны на сознательном уровне, они всё же были уязвлены ими и сильно разозлились.

Первый сон повествует о том, как снопы пшеницы преклоняются перед Иосифом. Снопы пшеницы в те времена символизировали жизнь поколений. Бытовало, например, такое символическое представление в Египте – и в Библии вы найдёте аллюзии на это – что человек, как пшеница: он расцветает, затем он бывает скошен смертью, а потом от корней он снова даёт ростки. То есть цикл жизни, смерти и возрождения был спроецирован на пшеницу. Эта проекция существовала также в греческих Элевсинских мистериях, и в Библии было сказано, что если зерно не упадёт в землю, оно не умрёт и не принесёт плода, и так далее. Таким образом, когда Иосифу снятся те снопы, это означает, что перед ним преклоняются все человеческие существа. Сон показывает его внутренний выбор стать лидером.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!







Мы поможем в написании ваших работ!