ГЛАВА 3. Структура сновидений 6 страница



Вы могли бы привести пример того, как происходит отщепление комплекса в жизни человека?

Вспомните, например, монахиню, которая говорит, что пожертвовала своими сексуальными желаниями ради Христа. У неё нет никаких сексуальных фантазий или чувств по отношению к мужчинам. Но на самом деле она просто отрезала себя от своей сексуальности. Или, например, очень часто люди отрезают определённые дарования. Кто-то может иметь талант в музыке, но, поскольку творчество означает тяжёлую работу, человек решает так: «Мои музыкальные способности не являются достаточно существенными, чтобы развивать их. Я сдаюсь, я не буду играть на фортепиано, потому что это ни к чему не приведёт». И этим решением человек отрезает свой талант от себя. Но есть нечто в человеке, что хочет быть выраженным через музыку, и тогда отрезанная энергия становится вампиром.

Агрессия также может быть полностью отделена от сознания. Тогда человек просто решает, что у него нет никаких аффектов, что ничто не задевает его, не раздражает. Окружающим он кажется очень гармоничным, и даже если его дети или партнёры безумно раздражают его, он полагает, что вовсе на них не сердится, что всё это не имеет никакого значения. Он всех прощает, но на самом деле, как и у любого нормального человека, у него внутри всё кипит от ярости. Однако он просто не хочет испытывать ярость, и ему удаётся её перекрыть.

Могли бы вы описать причины отщепления материнского комплекса в бессознательном мужчины? Что заставляет женскую часть мужской психики развиваться негативно?

Сильный материнский комплекс развивается, когда мать производит сильное впечатление на сына. Она в реальности может и не быть яркой личностью, но мальчик впечатлён ею больше, чем отцом, или, возможно, он имеет с матерью больший контакт, нежели с отцом.

Вы можете увидеть, как это происходит, на примере семьи, в которой есть несколько мальчиков, но лишь у одного из них развивается сильный материнский комплекс. Этот мальчик с самого начала реагирует на мать острее остальных. Возможно, он похож на неё или по какой-то иной причине чувствует себя ближе к ней, поэтому он впечатлён матерью и находится под её влиянием. Если это впечатление положительно, то развивается позитивный материнский комплекс, если же отрицательно, то мы имеем негативный материнский комплекс. Важно понять, что у каждого человека есть материнский комплекс – негативный или позитивный – и в этом нет ничего патологического. Это лишь характеристика того, как человек реагировал на своего родителя и как в результате он будет реагировать на противоположный пол. То, с чем мы имеем дело в этом сне, очень сильный материнский комплекс.

Проблема пожирающей матери может быть проиллюстрирована тем фактом, что многие женщины пекутся за своих сыновей и держат их в стороне от реальной жизни. Они чувствуют беспокойство: «Не делай так – это опасно... Ты можешь упасть и поранить себя… Не ходи играть с этими ребятами…» Также у них возникают проблемы, когда их сыновья начинают встречаться с девушками. Такие матери говорят: «Я очень хочу, чтобы ты женился, но эта девушка, которую ты приглашал к нам домой, тебе не подходит». Они пытаются держать сыновей крепко-накрепко в своих когтях. Эти женщины чересчур усердствуют, реализуя свою материнскую функцию защиты.

Доктор фон Франц, могли бы вы описать субъективные ощущения мужчины, испытывающего комплекс пожирающей матери? Как он чувствует аниму – свою женскую часть?

Как правило, анима проявляется у таких мужчин как элемент нереальных романтических, в основном сексуальных фантазий. Вы видите это в период полового созревания: юноша очень активен, а потом вдруг становится пассивным и мечтательным. Его как бы нет. Успеваемость в школе чрезвычайно снижается. Он, так сказать, с головой уходит в мечты и сексуальные фантазии. В таком возрасте это нормальное переключение, но если мужчина застревает в сексуальных фантазиях, он буквально падает в руки вампира или, говоря иначе, в объятия пожирающей матери. Он теряет свой потенциал, выпускает из рук собственную жизнь. Теряет силу воли, теряет свою мужскую эффективность и просто-напросто грезит всё время о женщинах. Он живёт нереальной жизнью.

Однажды я общалась с мужчиной сорока трёх лет, который никогда не подходил к женщинам. Он всё ещё жил со своей матерью. Я спросила его: «Что же вы делаете со своей сексуальностью?» Он загадочно улыбнулся и не ответил, но я знала, что он попросту бешено мастурбирует каждую ночь. Затем ему приснилось, будто в дневное время он живёт обычной жизнью, но ночью оказывается на чудесном острове, где с ним происходят дикие сексуальные приключения с женщинами. Это был мир фантазий, в котором он скрывался. В примитивном племени сказали бы, что этот человек околдован. Да, он околдован.

Как мужчине, чья женская часть заблокирована материнским комплексом, сблизиться с женщиной во внешней жизни?

Если мужчина имеет слишком удушающие отношения с матерью, особенно если это положительный материнский комплекс, то он склонен идеализировать женщин. Он видит в каждой женщине эдакую Беатриче Данте или Деву Марию, а потом такие мужчины не могут подойти к обычной женщине, потому что смотрят на неё снизу-вверх. Или они имеют разделённую аниму: восхищаются издалека очень неприступной, возвышенной и красивой девушкой, а свои сексуальные желания удовлетворяют с проститутками. Они не могут соединить вместе возвышенные чувства к девушке и секс. А любовь подразумевает оба эти полюса. С одной стороны, романтический духовный идеал, с другой – биологическое влечение для продолжения рода, очень сильное и обусловленное на животном уровне. И эти противоположности каким-то образом должны сосуществовать в отношениях. А мужчина, который не освободился полностью от матери, не может поставить рядом принцессу и сучку, так сказать.

Для такого мужчины сексуальные отношения с женщиной могут служить как приключение, как любовная интрижка. Женщина реализует его фантазии и прихоти. Проблемы начнутся, если он женится и заживёт с ней повседневной жизнью: не будет никакой сердечности, никакого человеческого тепла. Не будет нет никакой возможности построить душевные человеческие отношения.

Здесь существует также архетипическая подоплёка, что показано в сказках с мотивом про принцессу, запертую в башне. Одна из самых известных – сказка о принцессе Рапунцель. За кулисами этой сказки материнская фигура, порождающая констелляции. И когда это происходит, двое влюблённых не могут встретиться вне замка. Только когда Рапунцель спускается на землю, а принц возвращается после страданий и скитаний, они, наконец, встречаются.

Думаю, в наше время фильмы затрагивают многие из этих важных психологических фактов и заменяют в этом отношении сказку и миф. Та роль, которую выполняли в прежние времена мифы и сказки, теперь выполняют фильмы: они рассказывают о внутреннем мире привлекательным для публики образом. А привлекают они нас потому, что мы действительно нуждаемся в мифах, соединяющих нас с миром снов или, иначе говоря, с бессознательным.

В последнее время появились бесчисленные мифы о вампирах, так завораживающие людей. Эти сказки пересказываются по всему миру. В Китае, например, существует целый ряд историй о привидениях. В них мужчина встречает лису, затем лиса на самом деле оказывается духом мертвеца, который, в свою очередь, превращается в красивую девушку. Мужчина счастливо живёт вместе с ней, пока в один прекрасный день не обнаруживает, что на самом деле она злой демон. Она скелет. И чаще всего история заканчивается плохо: девушка приносит герою смерть. Или же с помощью жрецов и магов мужчина освобождается от демона. А в швейцарских Альпах у нас есть рассказы о пастухах, которые живут всё лето высоко в горах без женщин. Каждый вечер Doggeli, женщина-призрак, пробирается незаметно в их ночлег и «ездит верхом» на них всю ночь, так что у пастухов появляются грязные сексуальные сны. Утром они просыпаются абсолютно изнурённые и с трудом передвигаются. Они потрясены и переполнены, так сказать, сексуальными фантазиями и непрожитой жизнью.

Знаете, люди очень часто чувствуют, что значительная часть энергии утекает из их отношений в учреждения, где они работают. Люди чувствуют расщепление: они разрываются между чувством безопасности в круговороте бесконечных рутинных заданий и желанием уйти из компании и реализовывать свою творческую энергию. Многие, однако, не решаются бросить работу, поскольку понимают, что не в состоянии пожертвовать стабильным материальным вознаграждением, предоставляемым корпорацией. Может ли комплекс пожирающей матери быть спроецирован на учреждение?

Да, там, где существует институция, люди, как правило, становятся инфантильными и желают регулярно «сосать» деньги из учреждения, получать кредиты и стипендии, то есть использовать организацию в качестве великодушной матери. Университеты в прошлом, да и теперь, так и называют – Альма-матер, кормящая, благодетельная мать. Я думаю, что одним из признаков действия архетипа пожирающей матери можно назвать инерцию. Все крупные институты склоняют к некоторой инерции. Они не гибки и поэтому, так сказать, представляют собой материальные блоки, попав в пределы которых люди, имеющие выраженный материнский комплекс, чувствуют себя сыто и хорошо. Поэтому пожирающая мать может быть легко спроецирована на предприятие или любую большую организацию, институт, университет или даже на государство. Некоторые организации даже имеют женские имена и в прошлом часто были представлены образом тучной дамы. Америка, например, по-прежнему презентует себя статуей огромной женщины. Но, по крайней мере, та держит факел, что немного улучшает ситуацию.

Намекаете ли вы, что эпоха матери подходит к концу? Мне кажется, что, подобно человеку, который всё никак не может уйти из дома своей матери, мы теперь вынуждены отделить себя от безопасности наших традиционных видов отношений для поиска новых способов связи друг с другом. Как будто всё человечество коллективно проходит через обряд инициации. А в чём вы видите основную причину этого переворота в человеческих отношениях?

Ну, я бы сказала, что рождаются определённые панические чувства при угрозе ядерной войны или при обострении проблем загрязнения окружающей среды. Это провоцирует изменения нашего отношения к вопросам межличностных связей, особенно среди молодых людей, но, думаю, моего поколения это тоже коснулось.

Люди осознают факт, что нам придётся изменить наш образ жизни некоторым фундаментальным образом. Ещё предстоит много споров и обсуждений, как и почему, в какой форме и так далее, но я думаю, все согласятся, что мы должны найти способ мирно жить вместе и не уничтожать друг друга в ядерной войне, а также что мы должны иначе относиться к природе, нежели мы относились до сих пор. Кроме того, мы должны изменить наш слишком рациональный режим жизни. В книге Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея» мы видим, что переживаем повсеместное изменение того, что немцы называют zeitgeist, духом времени.

Истории хорошо известны изменения этого типа. Например, если вы посмотрите на искусство XIII века и сравните его с искусством эпохи Возрождения, вы увидите, насколько дух времени изменился за эти несколько сотен лет. Вдруг, как будто сговорившись, всё человечество обрело иное мировоззрение. В средневековом искусстве всё внимание было сосредоточено на божестве. Мало перспективы, практически нет ландшафта. Нет изображений животных, деревьев и бытовых вещей. И затем, в эпоху Возрождения, вдруг происходит переключение: открывается природа, человеческое тело, перспектива пространства. И это только одно очень яркое изменение, о котором нам легко судить ретроспективно. Мне кажется, такие разительной перемены сегодня снова констеллируются.

Поэтому глубоко заинтересованный мыслящий человек не может не задаваться вопросом: каковы изменения нашей эпохи? какова наша ситуация? Особенно угроза ядерной войны, которая волнует практически всех, заставляет бросить отчаянный взгляд в небо: что это значит? что мы можем изменить? что грядёт? Такого рода тревога ощущается везде.

Сейчас, в конце ХХ века, мы попали в эпоху, где противоположности – Юпитер и Сатурн, добро и зло, дух и физические инстинктивные импульсы – находятся в расколе. Нас раздирают противоположности, которые, говоря политическим языком, готовы развязать войну в любую минуту. Мы имеем с одной стороны «железного занавеса» антихристианский принцип правления, а с другой – всё ещё официальное христианское мировоззрение. Так что этот «железный занавес» делит владения Юпитера и Сатурна, так сказать. Вот только то, что мы видим на общемировом уровне, зарождается гораздо глубже: в психике каждого отдельного человека.

ГЛАВА 9. Убийство дракона

Всеми трудами христовыми эта Венера не сокрушаема,

Обагрила уста, кровь мужчин высасывая.

Тонкими зубами проколов вену и осушив,

Оросила смертью свои маленькие нежные губы –

Горькая красота, ядовито-жемчужный рот…

– Чарльз Суинбёрн

 

Образ поверженного дракона связан с негативным материнским комплексом. Пожирающий дракон – это пожирающая мать, и расправа при столкновении с ним справедлива, соразмерна тиранической власти матери, насильно удерживающей сына.

Когда материнский комплекс преодолён, мужчина освобождает и развивает женскую сторону своей психики, названную Юнгом анимой, что переводится с латыни как «душа». Анима реанимирует, одухотворяет жизнь и межличностные связи мужчины, обогащая их на очень глубоком уровне. Изначально женская часть души мужчины идентифицируются с матерью, что очень важно для психического развития мальчика, однако такое отождествление должно быть однажды разрушено, и анима должна быть отделена от образа матери. Когда разделение происходит, сын получает возможность налаживать крепкие отношения с противоположным полом, в которых женщина не будет ни идеализироваться, ни унижаться.

*

Доктор фон Франц, одним из самых известных победителей дракона является царь древних Фив Эдип, миф о котором уже вошёл в нашу повседневную лексику. Как же Эдип преодолел свой материнский комплекс?

Миф об Эдипе – это очень непростая вещь, вопреки тому, что говорят фрейдисты; этот миф нельзя рассматривать отдельно от греческой культуры. Там традиционно мужчине приходилось преодолевать материнского демона. Столкновение в этом мифе происходит, когда Эдип отвечает на загадку сфинкса, ведь сфинкс – символ материнского демона, фигура поедающей матери. Эдип дал остроумный, очень интеллектуальный ответ. Это один из способов мужчины защитить себя от пожирающем матери: не убивать дракона, а перехитрить его. Мужчина строит нечто вроде собственного ментального, маскулинного царства, где мать не в состоянии контролировать его. В наше время это могут быть люди, изучающие теоретическую физику, то есть мужчины, становящиеся очень интеллектуальными. В Древней Греции такой побег в интеллектуальную, научную область совершили те, кто вращался в обществе Сократа и Платона. Это был побег в чисто мужское общество философов и учёных, где мужчины общались исключительно с себе подобными. И мы знаем, что в основном они были гомосексуалистами, что Сократ, например, совсем не ладил со своей женой, Ксантиппой. Он не был счастлив в браке.

 

Иными словами, в мифе об Эдипе проблема сепарации от матери только кажется достигнутой. Должен быть ещё один раунд в битве с Великой Матерью. Эдип думает, что ответил на загадку, и уходит счастливый, полагая, что перехитрил сфинкса. Но это иллюзия. Сфинкс, подобно злой ведьме, делает вид, что кончает жизнь самоубийством. «Теперь, - думает Эдип, - я победил мать силой разума». Но он заблуждается. Он вступает в брак с собственной матерью и впоследствии получает божественное наказание, уготованное тем, кто участвует в инцесте. Таким образом, данный миф показывает, что чисто интеллектуальное преодоление пожирающих сил бессознательного невозможно. Это преодоление должно произойти в реальной жизни, а не в голове.

Однажды я анализировала сон молодого человека, который всё ещё жил со своей мамой. Ему было двадцать девять лет, и он никогда не приводил девушку в свою комнату. Мы серьёзно обсуждали с ним возможность снять отдельное жильё за пределами дома его матери. Он пришёл в ужас. Он был очень чувствительным, нежным мальчиком, а его мать была очень жестокой, сильной личностью, и он испытал ужас, представляя момент, когда он скажет матери: «Послушай, я собираюсь снять себе отдельное жильё, потому что я больше не хочу жить с тобой». Когда он стал обдумывать мысль об уходе из дома матери, ему приснилось, что он должен был убить дракона. Нам с вами может показаться мелочью – сказать матери об уходе, для него же это событие равноценно убийству дракона. Для него это стало преодолением чудовищной невротические трудности внутри себя. Весь его материнский комплекс был вовлечён – не только внешнее восприятие и отношение к матери как к реальному человеку, но также инертность и тревоги его материнского комплекса. Его мать посеяла в нём тревогу, страх перед настоящей жизнью. Ему пришлось осмелиться сделать шаг в жизнь, преодолевая этот страх.

И этот архетипический мотив можно встретить по всему миру. Молодой человек должен совершить подвиг, символически убив свою мать, мать-дракона, или материнского демона, который есть причина его вялости и беспокойства, страха перед настоящей мужской жизнью. И молодому человеку недостаточно просто понять, что у него есть материнский комплекс и что его невротические симптомы происходят от удушающих отношений с матерью. Нет, он реально должен снять себе отдельное жильё и выдержать битву.

_____

Она медленно подошла ко мне и уселась рядом со мной. В этот момент я остро ощутил её присутствие, потому что я мог чувствовать её мокрые ноги на моих мокрых ногах.

- студент колледжа

 

Справа было окно, у которого сидела молодая женщина двадцати лет. У неё были мышино-каштановые волосы. Они были сальные… о, почти мёртвые. Лицо её тоже было мёртвым. Она просто сидела, глядя перед собой в сторону улицы и не всматриваясь ни во что.

- мужчина-хореограф

 

Она распахнула своё пальто. На ней было красивое бикини, и её тело было очень чёрным, красивым и блестело от дождя.

- мужчина-руководитель из Англии

 

Да, я имел женщину в своих снах. Смуглую, загорелую, с голубыми глазами, блондинку – типичную калифорнийскую девушку.

- студент из Австралии

 

Да, у меня бывают «мокрые» сны.

- мальчик-носильщик на рынке в Лондоне

 

Ох, она примерно пять футов, сто тридцать фунтов, выглядит довольно хорошо… ах, её параметры 36-24-36. Здоровая!!!

- мужчина-продавец

 

Сны? У меня хорошие сны. Мои сны обычно сексуальные. И они, как правило, сбываются. Знаете, обычно мне снятся мои подруги.

- молодой француз из Парижа

 

Нормальные сны у мужчины, безусловно, должны быть о жене. Это абсолютно нормально.

- владелец небольшого магазина из Швейцарии

 

Нет, нет, я её не встретил пока. Но я всё ещё в поисках, тем не менее.

- водитель автобуса

_____

 

Если мужчина снимает себе отдельное жильё, он должен понимать, почему он это делает?

Да, конечно. В противном случае в следующий раз, когда у него кончатся деньги, он кинется обратно к матери. Возможно, ему покажется неприятной хозяйка его первой съёмной квартиры, и он поэтому захочет вернуться домой. Так что это жизненно необходимо для него – понять, почему он отселяется, отделяется от матери, что это не просто формальное изменение в его жизни.

Многие человеческие сообщества имели ритуалы, помогающие мальчикам отделиться от матери и войти в мир мужчин. Не могли бы вы описать некоторые из этих инициатических обрядов? Какова была их функция?


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 151;