Пути развития жанра авторской песни (А. Башлачёв, Б. Гребенщиков). Феномен В. Высоцкого.



Творческое наследие «Высоцкого 80-х годов», как порой не очень точно называют Башлачева, невелико: всего несколько десятков песен[1]. В то же время перед нами самобытный, оригинальный художник, поэт «от бога» – и в этом нетрудно убедиться, прочитав хотя бы некоторые его строки:

Отпусти мне грехи. Я не помню молитв.

Если хочешь, стихами грехи отмолю...

Объясни: я люблю, оттого что болит?

Или это болит, оттого что люблю?

Удивительную поэтическую формулу «люблю, оттого что болит» можно взять эпиграфом к творчеству Башлачева. В этих строках беспощадно и трогательно отразилось важнейшее ощущение 80-х годов – со всей изломанностью, парадоксальностью, болью и надеждой тех лет. «Ненормальность» слов (не «боль от любви», а «любовь от боли») есть знак ненормального времени, родившего и погубившего хорошего русского поэта, чье творчество должно и – уверен – будет изучаться.

При кажущейся простоте и общедоступности текстов песен (песни Башлачева популярны даже среди мало читающей молодежи) генезис творчества Башлачева, на мой взгляд, весьма и весьма сложен. Имя поэта вызывает целый ряд ассоциативных рядов: здесь и солисты популярных рок-групп, и Высоцкий, и Галич, и анонимные авторы «белоэмигрантских» песен, и т.д. Чаще всего всплывают в статьях о Башлачеве имя Высоцкого и стихия рок-культуры. В какой-то мере такое соседство оправдано, но все-таки Башлачев никак не вписывается в хор продолжателей (или подражателей) Высоцкого и не принимает полностью основных законов рок-поэзии.

С «таганским бардом» Башлачева роднит прежде всего концепция жизнетворчества, не разводящая слишком далеко биографию, судьбу, строки стихов. В этом смысле он даже более откровенен, чем Высоцкий. Если Высоцкий экстраполировал свое прорывающееся «я» на других персонажей, если для него характерны особая театральность, ролевой характер лирики, то Башлачев почти всегда говорит о себе и от себя. Судьба питает стихи, а стихи точно прогнозируют судьбу. Даже смерть поэта сначала заявлена, а потом уже трагически «реализована» событийно.

Значит, здесь – время колокольчиков.

И у Башлачева, и у Высоцкого отчетливо просматриваются социальные акценты. Пожалуй, здесь переклички наиболее очевидны, и отдельные стихи Башлачева несут оттенок подражания. Но и тут различий больше, чем сходства. Высоцкий отчасти утверждал и развивал иллюзию 60-х, когда казалось, что социальные беды общества явились результатом отхода от высших нравственных норм, по которым начинала развиваться русская революция. Он вполне искренне называл своими кумирами в политике Ленина и Гарибальди.

При всех безусловных достижениях музыканта и поэта, оба критика сходятся на том, что творчество Гребенщикова наиболее интересно до середины 80-х годов ХХ века.

"Боря со своими экспериментами покончил где-то в 1983-1984 годах, после того, как прекратил играть с Сергеем Курехиным. Сейчас же он продолжает писать хорошие песни, и это максимум того, чего от него можно ожидать", - считает Троицкий.

По мнению Гурьева, "Гребенщиков - это живая мимикрия: он мимикрировал подо все, что угодно- тут и Боб Дилан, T.Rex, Grateful Dead, и везде это получалось достаточно креативно, до поры до времени".

При этом, как отметил критик, "когда на горизонте замаячили падение советской власти и возможность какого-то реального успеха, он стал понимать, что работает уже не на узкую элитарную аудиторию, а на всю страну".

"Постаравшись адаптироваться к новому формату, Гребенщиков стал менее интересен в художественном плане, как и все, кто пытается работать на широкую массу, а не на тонких ценителей, - добавил он. - Но тем не менее, начиная работать на массы, многие превращаются в полное быдло, а Гребенщиков сохранил в себе какую-то самобытность до сих пор".

Доказательством этого, в том числе, является последний альбом Гребенщикова "Беспечный русский бродяга", который, по мнению Гурьева, "тоже слушать не так скучно".

"Даже ныне покойный лидер "Гражданской обороны" Егор Летов успел послушать этот альбом и отзывался о нем весьма хорошо, что говорит о том, что для радикальных художников БГ до последнего альбома продолжает сохранять известную актуальность", - добавил критик.

"Что касается его роли в настоящий момент, то, на мой взгляд, он скорее работает сам для себя, чтобы обеспечивать свою семью. И в общем-то, это правильно - так и нужно", - считает Троицкий.

Появление жанра «авторской песни». 1960-е гг. стали периодом, когда жанр «авторской песни» начал становится массовым. Этому способствовало само время, наполненное романтикой и культом настоящей дружбы, представлениями о чести и долге. Энтузиазм творчества выливается в стремление петь стихи под нехитрый аккомпанемент. Особое место в культуре «авторской песни» занимает творчество В. С. Высоцкого, отличающееся тематическим богатством и той искренностью, которая находила отклик у людей самых разных социальных и культурных слоев. Лирический герой песен В. С. Высоцкого — это романтик, ценящий в жизни вечные категории: дружбу, любовь и т.д.

Военная тематика. Песни В. С. Высоцкого о Великой Отечественной войне отличались особой эмоциональностью и психологической достоверностью:

Отражение некоторых аспектов военной жизни получало часто в песнях поэта трактовку, отличающуюся от официальной версии. Например, говорить о штрафных батальонах, которые отправляли порой на верную смерть, было не принято, а поэт пишет о них песню:

Война предстает в песнях В. С. Высоцкого не только как глобальное событие в истории страны, но и как трагедия конкретного рядового бойца. Мир остается, солнце опять встает на востоке, но только оно уже никогда не взойдет для одного:

Честь и достоинство человека, истинный патриотизм и способность отдать жизнь, чтобы спасти ее другому, — качества, которые ценятся в любое время. Но там, где между жизнью и смертью один шаг, человек проверяется легко и быстро, потому и говорит герой песни В. С. Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий…»:

 «Дворовая» тематика. «Дворовая» романтика была знакома практически всем мальчишкам послевоенного времени. В таких песнях автор часто прибегает к приему ролевой игры. Само произведение строится в соответствии с традициями городского фольклора. Использование просторечий, жаргонных и бранных словечек отвечает стилистике песен данной тематики и помогает передать социальный статус героя. Например, в песне «Я был душой дурного общества» автор использует слова скокари и щипачи, значение этих лексических единиц известно только в среде, где употребляют жаргон (скокарь — грабитель, щипач — карманник), лириче-ский герой демонстрирует, что он вхож в «дурное общество»:

Спортивная и альпинистские песни. В песнях данной тематики В. С. Высоцкий использует принципы романтического двоемирия. Благородные, честные герои не могут примириться с миром, в котором все строится на компромиссах. Часто в песнях возникает мотив свободы и риска, особенно повышающий вкус к жизни, и именно в таких произведениях поэт говорит о настоящей дружбе:

Для придания большей достоверности поэт включал в тексты профессиональную лексику.

Любовная тематика. Песни о любви В. С. Высоцкого исполнены чистоты и искренности. В них лирический ге-рой готов по-рыцарски преданно служить своей возлюбленной:

Сатирические песни. В основе многих песен лежит жизненная ситуация. В шуточных произведениях главным героем часто становится «маленький человек»:

За анекдотичностью и веселостью скрываются серьезные вещи: автора интересует двойственность положения героя в обществе: с одной стороны, «маленький человек» всего лишь винтик огромного механизма, жертва системы, но с другой, безропотность его позиции делает героя виновником собственного унижения.

Философская тематика. Размышления о несовершенстве человеческого бытия, стремление пробудить в человеке нравственные принципы составляет основу большинства песен В. С. Высоцкого. Отсутствие свободы становится привычным состоянием современного человека:

Сам виноват — и слезы лью, и охаю:

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал свои


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 931; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!