Герои-чудики В. Шукшина. Киноповесть «Калина красная».



О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Нравственная и философская проблематика романа А. Солженицына «В круге первом».

романе «В круге первом» автор постарался затронуть максимально возможное число актуальных социальных проблем, высказаться по всем значимым вопросам: политики - внутренней и международной, религии, философии, этики, истории, литературы - русской и мировой, журналистики, живописи, музыки, науки, образования. На наш взгляд, это одно из существенных (если не самых главных) достоинств изучаемого произведения. А. Ф. Лосев был убежден, что один из важнейших недостатков литературы XX века в том, что она мало думает о значимости своего времени, «а ведь писатель и поэт должен мыслить «эсхатологически», только не в смысле фатальной неизбежности конца мира, а в смысле возможности такого конца, если сейчас, сегодня и именно он не попытается разрешить «последние вопросы». «Солженицын - труднопостигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью», - утверждает В. Соколов, и мы с ним полностью согласны.

Кроме того, в изучаемом романе нашли отражение ряд революционно- демократических взглядов писателя, которые он не смог на тот момент до конца преодолеть. Нравственно-философская проблематика романа теснейшим образом связана с проблемами социальными и политическими, поскольку вопросы социально-политического порядка реализуются через персонажей романа, главным образом через их высказывания. Но будучи прежде всего художником и мыслителем, а не политическим лидером, Солженицын - непримиримый противник какой бы то ни было идеологии, убивающей в человеке свободную мысль. В романе писатель попытался показать, как губительны для духовной жизни личности убеждения, навязанные сверху. «Идеология выкручивает наши руки как помойные тряпки», - так сказал Солженицын когда-то о коммунистической идеологии, но эти слова, как справедливо полагает исследователь творчества писателя, можно соотнести с любой идеологией. Уповая на постепенное переустройство жизни, главным инструментом Солженицын считал Слово, книгу, всегда будучи противником насилия в любом его обличье. Эти и многие другие взгляды отразились в позиции одного из главных героев- идеологов романа Глеба Нержина. «В круге первом» - это роман, прежде всего, о нравственной позиции каждого», - утверждает Ю. Мешков.

Зона, ГУЛАГ стали базовым хронотопом литературы 60-70-х годов прошлого века, хронотопом борьбы человека за выживание, сохранение личностных качеств. Сам Солженицын, пройдя все круги ГУЛАГовского ада, получил громадный духовный опыт неволи. Этот опыт явился важнейшим фактором формирования творческого миросозерцания не только Солженицына, но и многих других узников XX века: Варлама Шаламова, Даниила Андреева, Евгении Гинзбург и других. «...Меня писателем, тем, которым вы меня видите, именно сделали тюрьма и лагерь», - скажет спустя годы Солженицын. Тюрьма для него «не метастаз, от которого нет избавления и который захватывает весь организм нашего века, но «первая любовь» и рождение свободы», - напишет в своей книге «Солженицын» известный женевский славист Жорж Нива.

Говоря о специфике жанрового мышления Солженицына, следует отметить, что, в основе жанровой типологии писателя - степень охвата художественно воссоздаваемой жизненной реальности. Он настаивал на том, что его больше всего привлекает форма полифонического романа, романа без главного героя. Вообще, богатству жанровой природы романа «В круге первом» (это и детективный роман, и социальный, и философский, и психологический, и даже соцреалистический (!), и пародия на «производственный» роман, самый знаковый и почитаемый жанр соцреализма (Н. Лейдерман), и роман-диспут (В. Кириллов), и роман-собор (Г. Белль), и роман идеологический), а также специфике художественного метода.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1922; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!