Биографичность и широкий смысл поэмы А. Твардовского «По праву памяти».
За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни». Поэма «По праву памяти» — исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы («Перед отлетом») автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:
• Готовы были мы к походу.
• Что проще может быть:
• Не лгать. Не трусить.
• Верным быть народу.
• Любить родную землю-мать.
Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе «Сын за отца не отвечает». В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа». В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает». Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа». Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:
|
|
• А вдруг тот сын (а не сынок!).
• Права такие получая,
• И за отца ответить мог?
И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. И делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:
• Те руки, что своею волей
• Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
• Отдельных не было мозолей
• Сплошная — подлинно кулак!
Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:
• И длится суд десятилетий,
• И не видать еще конца.
Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.
|
|
• Забыть, забыть велят безмолвно,
• Хотят в забвенье утопить Живую быль.
• И чтобы волны
• Над ней сомкнулись.
• Быль — забыть!
Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:
• Кто прячет прошлое ревниво.
• Тот вряд ли с будущим в ладу.
На долю А. Твардовского выпали трудные времена. Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской «оттепели». Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма «По праву памяти» — исповедь поэта, в которой он излил все, что «жило, кипело, ныло в его душе.
Литература русского модернизма. Творчество Вен. Ерофеева.
Модернизм (фр. новейший, современный) в литературе – это направление, эстетическая концепция. Модернизм связан с постижением и воплощением некой сверхестественности, сверхреальности. Исходной точкой модернизма является хаотичность мира, его абсурдность. Безразличие и враждебное отношение внешнего мира к человеку приводят к осознанию иных духовных ценностей, выводят человека на надличностные основы.
|
|
Модернисты порывали все традиции с классической литературой, пытаясь создать совершенно новую современную литературу, ставя превыше всего ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникальны. Самая популярная тема для модернистов – сознательное и бессознательное и способы их взаимодействия. Герой произведений типичен. Модернисты обратились к внутреннему миру среднестатистического человека: описали самые тонкие его чувства, вытянули наружу самые глубокие переживания, которые литература ранее не описывала. Вывернули героя наизнанку и показали всё до неприличия личное. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.
Модернизм состоит из разных школ: имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.
|
|
Представители модернизма в литературе: В. Маяковский, В. Хлебников, Е. Гуро, Б. Лившиц, А. Кручёных, ранний Л. Андреев, С. Соколов, В. Лавренев, Р. Ивнев.
Постмодернизм первоначально проявился в западном искусстве, возник как противопоставление модернизму, открытому для понимания избранным. Характерной особенностью русского литературного постмодернизма является несерьёзное отношение к своему прошлому, к истории, фольклору, классической литературе. Иногда эта неприемлемость традиций доходит до крайности. Основные приёмы постмодернистов: парадоксы, игра слов, использование ненормативной лексики. Основная цель постмодернистических текстов – развлечь, высмеять. Данные произведения в большинстве своём не несут глубоких идей, основаны на словотворчестве, т.е. текст ради текста. Русское постмодернистическое творчество – это процесс языковых игр, самой распростроненной из которых является обыгрывание цитат из классической литературы. Цитироваться может и мотив, и сюжет, и миф.
Наиболее распространённые жанры постмодернизма: дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма, комментарии, сочиняемые героями романов.
Представители постмодернизма: Вен. Ерофеев, А. Битов, Е. Попов, М. Харитонов, В. Пелевин.
"Москва-Петушки" — наиболее известное произведение Венедикта Ерофеева. В своих записных книжках автор называет точные даты начала и окончания работы над поэмой: 19 января 1969 года и 6 марта 1970 года соответственно.
Первое издание "Москвы - Петушков" вышло в 1973 году в Израиле (журнал Ами). В СССР поэму до 1988 года читали только в виде самиздата. Лишь в 1988 году произведение было напечатано в журнале "Трезвость и культура", да и то в сильно сокращённом виде. В настоящее время существует множество переизданий "Москвы-Петушков", поэма переведена на 30 языков. Было множество российских и зарубежных театральных постановок.
В основе сюжета - путешествие главного героя на электричке из Москвы в Петушки. По пути Веничка распивает различные спиртные напитки, рассуждает на философские темы, беседует с попутчиками. В произведении встречается множество автобиографических подробностей, текст поэмы насыщен литературными отсылками. Это аллюзии на совершенно различные текст: от античной мифологии до советской литературы.
Есть несколько подходов к изучению "Москвы-Петушков". Практически все критики соглашаются с тем, что поэма является предтечей русского постмодернизма. Многие исследователи (О.Седакова, Э.Эпштейн, М.Липовецкий) видят в главном герое традицию изображения юродивого, т.е. человека, который, высмеивая устоявшиеся истины, показывает их сущность. Литературоведы также отмечаютполистилистичность произведения, т.е. создание автором такого текста, где уживаются библейский, соцреалистический, народно-обсценный мифы. Успешны и опыты интерпретации поэмы в христианском контексте.
55) Пути развития прозы 80 – 90-х гг.
«Перестройка» вызвала кризис и распад всех основных литературных направлений и течений «доперестроечной» поры, развивавшихся на протяжении по крайней мере двух с половиной десятилетий: 60-х, 70-х, первой половины 80-х годов XX века. Причины есть и общие для всех этих течений, и особые для каждого из них. Общие: отказ от прежних ценностей, казавшихся прочными и незыблемыми, а также относительная свобода слова, хотя и в виде достаточно узко направленной и управляемой «прорабами перестройки» «гласности». Но есть и особые, внутрилитературные причины, разные для различных направлений. Кризис и распад «официоза». Литературный официоз 60–80-х годов, упорно державшийся законсервированного еще в 30-е гг. соц-реалистического канона, выродился в так называемую секретарскую литературу. Кризис идеологии моментально уничтожил её.
Кризис «новомировского» литературного потока. В начале «перестройки» представители «новомировского» направления и идеологически близких к нему течений (например, «эстрадной поэзии», а также диссидентского самиздата), необычайно активизировались. И не случайно: казалось бы, пришло наконец-то их время – восторжествовали те принципы, за которые они боролись. И у руля страны оказались «шестидесятники» либерального и неолиберального толка. Сначала пошли в печать «Дети Арбата», «Зубр», «Белые одежды», «Ночевала тучка золотая», потом Домбровский, Гроссман и т.п., потом – Солженицын, эмигрантская литература, а уж в самую последнюю очередь –А. Зиновьев. От бывшего «новомировского» лагеря ждали новых литературных шедевров: уж если в условиях цензурного гнёта, душащей несвободы «застоя» они сумели создать значительную литературу, то в эпоху наступившей «гласности», которой они прежде всего и добивались, перед ними, казалось бы, блестящие перспективы. Но ничего подобного не произошло. Все успехи «новомировского» крыла ограничились в основном публикацией ранее
(еще в 60–70-е гг.) написанных, но не напечатанных в своё время литературных произведений. А ничего заметного, созданного в период «перестройки» и позже, тем более на современном материале, так и не появилось. «Новомировское» направление неожиданно для всех, и в первую очередь для писателей, принадлежавших к нему самому, оказалось в явном кризисе.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1556; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!