Лейтенантская проза» 60 – 80-х гг. (Ю. Бондарев, В. Кондратьев, Б. Васильев и др.).



Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. Среди авторов произведений о ВОв есть и писатель Кондратьев.

Вячеслав Леонидович Кондратьев (30 октября 1920 — 23 сентября 1993) родился в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев вела тяжелые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Перед смертью тяжело болел.

Первую повесть — «Сашка» — опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть "Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Но какой поздний дебют! В 59 лет… Значит, невозможно было молчать о пережитом и надо было написать о том, что хранилось, вынашивалось в душе о тех страшных военных годах. Кондратьев решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

Повесть "Сашка” названа по имени героя. Сашка молод, он простой парень, свой, близкий. Таким образом, между читателем и героем нет никакой дистанции, устанавливается атмосфера доверительности. Нет у Сашки и фамилии, что указывает на типичность героев – таких много на фронте. Он простой деревенский парень, воюет подо Ржевом. Участие в боях подо Ржевом - автобиографическая деталь писателя. «Сашка» - повесть, посвященная «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» (В.Кондратьев). Термин "Ржевская битва" появился лишь в постсоветское время.

«Военная проза», активное формирование которой развернулось в 1950 - 1960 гг., в 1970 - 1980-е гг. занимает по-прежнему достойное место в литературном процессе. Широк ее тематический диапазон: от фронтового окопа - до тыла, от военного поста отдельного солдата или офицера - до ставки Верховного Главнокомандующего. Таким образом, сложился «панорамный роман», где соединились «панорамность» и «окопность». «Окопная» правда раскрывалась с новой обстоятельностью и глубиной в произведениях Б.Васильева, В.Астафьева, В.Быкова, Г.Бакланова, Е.Носова, Ю.Бондарева, Вяч.Кондратьева и др. Судьба героев, попавших на передовую, раскрывается бывшими лейтенантами с подчеркнутым трагизмом в обнажении внутреннего драматизма характеров, через столкновение человека со сложным сплетением «бесчеловечных обстоятельств» (формула В.Быкова).

Ю. Бондарев в своих романах «Берег», «Выбор», «Игра» выдвинул проблему ответственности интеллигенции за судьбу послевоенного мира. Связь прошлого и настоящего, войны и отстоящей от нее на десятилетия «современности» стала для писателя основой совмещения в художественном тексте временных пластов с помощью многогранно разработанного приема ретроспекции. Этот прием стал активно использоваться и другими писателями.

«Военная проза», активное формирование которой развернулось в 1950 - 1960 гг., в 1970 - 1980-е гг. занимает по-прежнему достойное место в литературном процессе. Широк ее тематический диапазон: от фронтового окопа - до тыла, от военного поста отдельного солдата или офицера - до ставки Верховного Главнокомандующего. Таким образом, сложился «панорамный роман», где соединились «панорамность» и «окопность». «Окопная» правда раскрывалась с новой обстоятельностью и глубиной в произведениях Б.Васильева, В.Астафьева, В.Быкова, Г.Бакланова, Е.Носова, Ю.Бондарева, Вяч.Кондратьева и др. Судьба героев, попавших на передовую, раскрывается бывшими лейтенантами с подчеркнутым трагизмом в обнажении внутреннего драматизма характеров, через столкновение человека со сложным сплетением «бесчеловечных обстоятельств» (формула В.Быкова).

Ю. Бондарев в своих романах «Берег», «Выбор», «Игра» выдвинул проблему ответственности интеллигенции за судьбу послевоенного мира. Связь прошлого и настоящего, войны и отстоящей от нее на десятилетия «современности» стала для писателя основой совмещения в художественном тексте временных пластов с помощью многогранно разработанного приема ретроспекции. Этот прием стал активно использоваться и другими писателями.

Борис Васильев В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.

При этом начало литературной деятельности выдалось не самым обнадеживающим. Первая пьеса писателя под названием «Танкисты» (1954 год), рассказывающая о сложностях смены поколений в послевоенной армии, не прошла цензуры и была запрещена Главным политическим управлением армии. Несмотря на это Васильев не опустил рук и уже вторая его пьеса «Стучите и откроется» была поставлена в армии – на Черноморском флоте и в группе советских войск в Германии. Одновременно с этим Н. Ф. Погодин приглашает писателя на работу в сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям, написанным Борисом Васильевым, ставятся фильмы «Очередной рейс» (1958) и «Длинный день» (1960). Помимо этого он принимал участие в написании сценария к одному из культовых советских фильмов – «Офицеры». И все же деятельность сценариста не делала его жизнь беззаботной. Ради заработка он принимал участие в написании сценариев для только появившейся тогда передачи КВН (Клуб веселых и находчивых), а также занимался сочинением подтекстовки для киножурналов «Иностранная хроника» и «Новости дня».

Непросто складывалась и судьба первого прозаического произведения автора – повести «Иванов катер» (1967). Данное произведение Твардовский принял для публикации в «Новом мире», но после его смерти повесть почти 3 года пролежала в его редакционном портфеле, увидев свет только в 1970 году. Однако к тому моменту в журнале «Юность» №8 за 1969 год вышла повесть Василия Быкова «А зори здесь тихие», которая сразу же принесла писателю всесоюзную известность.

История о гибели девушек на войне, простота или, скажем так, простой, локальный характер описываемых в повести действий переключили внимание читателя на внутренние переживания героев данного произведения. Личность выходила здесь на первый план. Можно даже сказать, что это был пример сентиментальной военной прозы. При этом «сентиментальность» данного произведения уравновешивалась достоверностью описаний, той самой правдой, которая отличала людей, самих прошедших войну.

В своих произведениях Борис Васильев не старался щадить своего читателя: концовки его книг были в основном трагичны, так как он считал, что искусство не должно играть роль утешителя, его главная функция – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить в человеке совесть, учить его доброте и сочувствию. Этот найденный способ, собственный стиль, в основе которого лежало глубокое переживание военного опыта, был у писателя наиболее ценным. При этом относилось это не только к его военной, но и к «мирной» прозе. В этом плане хрестоматийным представляется роман «Не стреляйте в белых лебедей». Который стал еще одной трагической и пронзительной историей, в которой несмотря на совершенно другое время и другую тему, читатель может услышать эхо минувшей войны, пережитой писателем. В этом произведении видится система ценностей, мировосприятия и взгляды человека, пережившего войну.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2592; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!