Лиро-эпические поэмы А. Твардовского. Композиция, проблематика, лирический герой.



Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь... И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает возможность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы — емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессированным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:

И вспомнил я тебя, друг детства,

И тех годов глухую боль.

В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, литературой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:

Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельст-вами и последствиями эпохи культа личности Сталина:

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свершениям:

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура самого лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное

бремя — он поэт. А следовательно, он несет особую ответственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», опреде-лили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Твардовский по складу своего дарования всегда ориентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены кон-трастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезными интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.

В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые композиционные сюжеты и возможности для выражения уже совершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).

 ...«По праву памяти» — последняя поэма А. Твардовского... это дальнейшее углубление темы, заявленной поэтом в лирике последних лет и главах поэмы «За далью — даль», — темы памяти, верности... правде пережитого и выстраданного народом. М.И. Твардовская.

 Лирический герой поэмы рассказывает о том, что, находясь в творческой командировке, встретил на железнодорожной станции друга детства. Искренне считая друга погибшим, герой узнал о том, что много лет жил в полном неведении. Друг был осужден по политической статье, а к моменту встречи амнистирован. Поэма автобиографичная. Герой испытал не только радость при встрече, но и ощущение вины, ведь, являясь журналистом, он славил партию, а в это время, без вины виноватый, страдал его товарищ. Публикация поэмы в те годы, когда партия с трудом признавала свои ошибки, была актом гражданского мужества. И хотя уже состоялся исторический съезд, осудивший культ личности Сталина, новое руководство страны жестко рецензировало все произведения, где упоминалось имя вождя народов.

 С наибольшей силой тема памяти зазвучала в последней поэме с гордым названием «По праву памяти», написанной А. Твардовским незадолго до смерти. Лироэпический сюжет построен на событиях, пережитых героем и страной. Автор хочет дать честную оценку всему, что происходило в годы правления Сталина. Поэт во вступлении говорит о том, что ради памяти всех невинных жертв политических экспериментов нельзя кривить душой.

 Поэма основана на фактах, связанных с семьей Твардовского, но все события соотнесены с жизнью страны, народа. Автор рассказал и о трагедии раскулачивания, и о более поздних репрессиях. Годы правления Сталина, по убеждению Твардовского, были общенациональной бедой:


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!